Антон БОЙКО

Конкурентоспособность продукции на рынке в значительной степени зависит от ее качественных характеристик. Не удивительно, что экономически развитые страны, например, Япония, США, ЕС, сделавшие стратегическую ставку на создание ноу-хау, вышли в мировые лидеры, опередив государства, богатые полезными ископаемыми, т.е. имеющими более выгодную «стартовую площадку». Учитывая, что в Беларуси нет газа и нефти, путь к благосостоянию республики лежит только через внедрение инновационных технологий и создание производств, являющихся пионерами в том или ином направлении. Подобная политика оправданна - запуск даже одного современного предприятия может оказать значительный положительный эффект на отрасль экономики.
 
В последние годы на уровне высшего руководства государства особое внимание уделяется строительному комплексу. Был принят ряд мер как бюджетной, так и кредитно-денежной поддержки, которые позволили направить значительные ресурсы в модернизацию и техническое переоснащение сферы. В период с 2006 по 2009 г. различные организации получили почти 4,2 трлн. руб.
Вместе с тем, соразмерной вложенным средствам отдачи от работы комплекса получить не удалось. «Нельзя с полной уверенностью сказать, что мы научились строить быстро, дешево и качественно», - отметил Александр Лукашенко. В настоящее время производительность в отрасли на 30% ниже, чем в таких странах, как Турция, Польша и почти в 2,8 раза, чем в Австрии и Швеции.
Специалисты отмечают еще одну существенную проблему отрасли: застройщикам не хватает отечественных материалов. Например, в сегменте строительных смесей ведущие роли принадлежат иностранным компаниям. Учитывая, что объем рынка в количественном выражении составляет 340-350 тыс. т (при усредненной стоимости около 500 тыс. руб. за 1 т), эксперты оценивают ежегодный вывоз валюты из страны в сумму не менее 550 млн. долл.
Остановить отток средств и ликвидировать технологическое отставание можно только за счет появления новых современных производств. Разобраться, как потеснить дилеров иностранной продукции за счет внедрения ноу-хау, можно на примере ООО «Строительная компания «Пионер».
Реализация этого проекта в нашей стране стала возможной благодаря белорусским корням учредителей компании, выкупивших в г. Иваново Брестской области комплекс зданий заброшенного завода. В модернизацию мощностей было инвестировано около 3 млн. долл., благодаря чему на предприятии удалось наладить выпуск строительных смесей нового поколения. Активное участие в их разработке приняли российские исследовательские институты и госкорпорация РОСНАНО. Отличительная особенность продуктов «СК «Пионер» - применение мелкодисперсных частиц.
За счет использования оригинальной технологии удалось достичь новых качественных характеристик традиционных продуктов. Измельчение компонентов до наноразмеров и использование углеродных трубок придает материалам большую пластичность и снижает расход смеси. В результате поставляемые заказчикам товары до 50% эффективнее представленных на рынке аналогов.
Например, теплоизолирующая штукатурка наносится как обычная, но является экологически чистым, негорючим, легким, пластичным (позволяющим создать любую структуру) материалом, имеет сопротивление теплопередачи равное традиционному пенополистиролу.
Монолитный неавтоклавный газобетон эффективен при изготовлении стяжек под полы, плоские кровли, стеновые блоки, малых архитектурных форм и т.д. Он имеет более высокие по сравнению с традиционными материалами тепло-, звуко- и гидроизолирующие свойства, в нем отсутствуют вредные компоненты. Его можно заливать в опалубку как обычный бетон, причем использование этой технологии вместе с легкими стальными конструкциями позволяет в два раза удешевить возведение каркасных домов.
Полная линейка продукции состоит из различных строительных смесей, клеев, фуги, самонивелирующихся и гидроизоляционных составов, шпатлевки и грунтовки. В ближайшее время будет налажен выпуск звукоизолирующей штукатурки, а также акриловых и полимерных материалов, используемых при отделке помещений.
Изначально «СК «Пионер» задумывался как составная часть объединения с российскими компаниями. Планировалось, что предприятие сконцентрируется на выпуске продукции - около 400 т в сутки, - отгружая весь объем иностранным партнерским организациям. Руководители компании рассчитывали выйти на запланированные объемы производства и уровень рентабельности около 20-30%, что дало бы возможность окупить затраты на проект в течение трех лет. Впрочем, экономический кризис внес свои коррективы. Проблемы строительной отрасли в соседних странах вынудили обратить более пристальное внимание на внутренний спрос.
В Беларуси новый продукт постепенно приобретает популярность. «Захват» отечественного покупателя мог бы происходить быстрее, но мешает психологическая инерция строителей.
- В значительной степени подобная ситуация сложилась из-за негативного восприятия приставки «нано» на упаковке, - делится директор предприятия Валерия САХАЩИК. - Получается, что если известный немецкий концерн BASF освоил производство наномодифицированных продукции, то это инновации, а если отечественная компания начала работы в подобном направлении, то «попахивает» шарлатанством или PR-акцией. Недоверие ко всему новому, тем более отечественному давно уже стало главной преградой для выхода на рынок новых продуктов. Приходится ждать, пока клиенты «распробуют» материал.
Тем не менее, постепенно к новому товару привыкают. В настоящий момент портфель заказов полностью сформирован, и отгрузка продукции осуществляется только по предварительным заявкам юридических лиц. Введение в эксплуатацию нового цеха дает возможность увеличить объемы производства и полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, в том числе и запросы розничных покупателей в строительных смесях, где СК «Пионер» рассчитывает на долю в 15%.
Параллельно идет освоение иностранных рынков сбыта. По словам заместителя директора по технологиям Евгения КРИВЦОВА, предприятие рассчитывает выйти с продуктом на рынки России, Украины, Польши, Прибалтики, Западной Европы, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В текущем году осуществлены первые экспортные поставки. Даже с учетом транспортировки по соотношению цена-качество продукция способна конкурировать с признанными мировыми лидерами.
В частности, технологией монолитного газобетона заинтересовались в Объединенных Арабских Эмиратах, где из-за жаркого климата проблема сопротивления теплопередачи не менее актуальна, чем на Крайнем Севере. Ведутся переговоры о возведении поселка в Индии. Более того, по результатам первых поставок отечественное «СК «Пионер» получило предложение создать несколько совместных предприятий в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Реализация данных проектов позволит увеличить объемы производства в несколько раз.
Пример «СК «Пионер» доказывает - в Беларуси возможно создать конкурентоспособный продукт не только регионального, но и международного уровня. Это уже другой масштаб и иные перспективы. В кризисный год размер сегмента сухих смесей только в России составил 8,5 млрд. долл. Учитывая, что мировой рынок строительных материалов в ближайшее время будет расти на 10-15% в год, одно предприятие из небольшого города Иваново способно на десятки миллионов долларов выправить отрицательное внешнеторговое сальдо. Активное внедрение строительными компаниями новых технологий позволит не только сократить отток валюты из страны, но и снизит стоимость возведения объектов примерно на 30% при значительном улучшении качественных характеристик.

ООО «Строительная компания «Пионер»
224017, г.Брест, ул.Васнецова, 50, офис 1
Тел/факс 8(0162)42-18-99, 42-09-99
e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.pioner.by