Виктор ПЕТРУША, директор Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта РБ

Редакция с благодарностью публикует ответ директора Департамента контроля и надзора за строительством Виктора Леонидовича Петруши на статью «Стройнадзор без контрольного ока» (см. ж-л «Директор» №5). Как видим, статья побудила руководителей Департамента еще раз критически взглянуть на проблемы качества строительства, рассказать читателям о принятых мерах и сформулировать заслуживающие реализации предложения.
Вместе с тем редакция согласна, что только контролем проблему повышения качества строительства не решить. Необходима конкуренция на всех этапах строительства: от инвестора до строительной организации. Увеличение же объемных показателей без учета реальных возможностей строительного комплекса и приводит к низкому качеству возводимых объектов.


2010 г. объявлен в нашей республике Годом качества. Не нужно объяснять, что качество ассоциируется сегодня прежде всего с такими понятиями, как «эффективное производство», «успешный бизнес», «прибыль», «конкуренция», «надежный партнер» и т.д. Действительно, качество производимой продукции - залог успешной деятельности любого предприятия, фирмы и организации, в том числе осуществляющих свою деятельность в отрасли строительства.
Задачи по коренному улучшению качества строительства, соответствию строительной продукции требованиям стандартов и других технических нормативных правовых актов, обеспечению устойчивого развития строительной отрасли стали предметом всеобъемлющего обсуждения на совещании у главы государства, состоявшемся 1 апреля.
Во исполнение поручений, данных Президентом Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства и Государственным комитетом по стандартизации постановлением от 23.04.2010 г. №115/17 утвержден и принят к исполнению совместный План мероприятий по наведению порядка на строительных объектах и коренному улучшению качества строительства.
Учитывая определяющее влияние, которое оказывают на качественный уровень строительства заказчики, проектировщики и подрядные организации, планом мероприятий предусмотрен комплекс мер по усилению государственного воздействия на улучшение их деятельности. Они направлены, прежде всего, на повышение роли и ответственности участников строительства за соответствие производимой строительной продукции требованиям стандартов и других технических нормативных правовых актов.
В выполнении этой задачи органы государственного строительного надзора и государственной экспертизы проектов, работу которых организуют и координируют Департамент контроля и надзора за строительством и РУП «Главгосстройэкспертиза» Госстандарта, принимают самое активное участие.
Поэтому утверждение автора статьи «Стройнадзор без хозяйского ока», опубликованной в майском номере журнала «Директор», совершенно не аргументированное. В статье утверждается, что разработчики проектов «в силу перегруженности, а в ряде случаев в результате монополизма откровенно халтурят», а органы экспертизы от этих проблем остаются в стороне и, «в силу занятости», анализируют только 15-17 страниц архитектурного проекта, не рассматривая строительного проекта. Таким образом, делается вывод, что когда возникают проблемы (надо полагать, с качеством проектов), то экспертиза «умывает руки».
Подобный взгляд на проблему качества разрабатываемых проектов глубоко ошибочен. Практика показывает, что качество разработки документации в первую очередь определяется отношением заказчика и проектировщика к результатам своего труда и складывается из таких составляющих, как:
-    исполнение заказчиком процедур подготовки к реализации инвестиционных проектов;
-    исполнение проектировщиком обязательных положений ТНПА, использование технических решений, имеющих результативную практику применения или прошедших экспериментальную проверку;
-    реальное функционирование системы внутреннего производственного контроля заказчика и проектировщика;
-    качество разработки и актуальность нормативных правовых и технических нормативных правовых актов в строительстве и наличие типовых и современных проектных решений, рекомендуемых органами управления архитектурной и строительной деятельностью для широкого применения.
Органы государственной экспертизы в своей деятельности руководствуются не нежеланием рассматривать строительные проекты, а выполнением возложенных на них задач, которые определены соответствующими правовыми и нормативными актами.
Цель проведения экспертизы, как это определено постановлением правительства от 08.10.2008 г. №1476, - реализация экономической, научно-технической, социальной, природоохранной политики и обеспечение конкурентоспособности проектной и строительной продукции на отечественном и зарубежном рынках.
В соответствии с этим определен и перечень рассматриваемых экспертными органами вопросов по представляемым на экспертизу проектам. Нормативными правовыми актами предусмотрено, что на экспертизу представляются обоснования инвестирования в строительство, архитектурные и строительные проекты (в зависимости от стадийности проектирования).
По архитектурному проекту не выполняется строительство, а он служит основанием для разработки строительного проекта, осуществления отвода земельного участка под строительство объекта с выдачей государственного акта на право пользования землей и открытия финансирования строительства.
Архитектурный проект - это не 15-17 страниц, как указано в статье. В архитектурном проекте прорабатываются решения по всем разделам, от генерального плана и архитектурно-строительных решений до организации строительства и эффективности инвестиций. На крупные объекты только текстовая его часть содержит около 250-300 листов и столько же листов графической информации.
После экспертизы архитектурных проектов, где определяются все архитектурно-планировочные, конструктивные решения и технико-экономические показатели, проектные организации разрабатывают строительные проекты с детализацией всех решений, узлов и деталей с учетом действующих технических нормативных правовых актов, типовых узлов, деталей, нормалей и др. Разработчики проектной документации получают за это заработную плату и должны нести полную ответственность за качество разработки строительных проектов, а также вести авторский надзор за их реализацией.
Конечно, вопрос качества проектной документации сегодня актуален и по другим причинам. Действительно, отмечается ряд негативных тенденций, которые не способствуют разработке эффективных и качественных проектов (срочность проектирования, отсутствие перспективного плана проектных работ, безвариантное проектирование, малое количество экспериментального проектирования и строительства, несовершенство технических нормативных правовых актов и др.).
Тем не менее, ответственность разработчика проекта за его качество в любом случае должна присутствовать. Нельзя сводить роль экспертизы до уровня контроля за каждым работником проектной организации.
Качество проектов обеспечивается ответственностью конкретного исполнителя, а не количеством надзорных органов и контролеров. Уход от ответственности конкретного исполнителя приводит к серьезным негативным последствиям.
Важным условием обеспечения качества строительной продукции, помимо качества проектной документации, является и уровень осуществления заказчиками и проектировщиками технического и авторского надзора. К сожалению, и этот важный вопрос освещен в вышеназванной статье поверхностно и без должного знания материала.
Анализ существующего положения дел показал, что контроль заказчиков и авторов проектов за качеством строительно-монтажных работ и применяемых при строительстве материалов, изделий и конструкций осуществляется во многих случаях неудовлетворительно (ответственность подрядных организаций за качество выполняемых строительно-монтажных работ - тема отдельного разговора).
Такой вывод подтверждают результаты мониторинга и проверок, проводимых органами государственного строительного надзора на поднадзорных объектах.
Так, территориальными инспекциями Департамента контроля и надзора за строительством только за период с января по июнь 2010 г. по фактам выявленных нарушений было привлечено к административной ответственности 115 должностных лиц, осуществлявших авторский и технический надзор на поднадзорных объектах. К ним были применены штрафные санкции на сумму более 17 млн. руб.
Основная причина неудовлетворительной работы названных служб - невыполнение представителями технического и авторского надзора своих обязанностей и прав, определенных действующим законодательством.
Как показывают результаты проверок на строящихся объектах, представители технического надзора при выполнении своих функций по участию в освидетельствовании скрытых работ, промежуточной приемке ответственных конструкций, приемке выполненных работ не обеспечивают ведения подрядчиками в требуемом объеме оформленной исполнительной документации. Недостаточно контролируется соответствие применяемых подрядчиком строительных материалов и изделий требованиям стандартов и других технических нормативных правовых актов. Несвоевременно и с грубыми нарушениями вносятся изменения в утвержденную проектную документацию.
Инспекциями Госстройнадзора в ходе осуществления надзорных функций отмечаются случаи подписания представителями технического и авторского надзора актов на скрытые работы, содержащие сведения, не соответствующие фактическому состоянию и качеству строительно-монтажных работ.
Так, за подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций, в 1-м полугодии 2010 г. к 29 должностным лицам были применены штрафные санкции на общую сумму более 4 млн.руб.
В отдельных случаях имеет место слабое знание специалистами технадзора нормативно-технической и проектной документации, методов контроля качества, правил приемки и освидетельствования выполненных строительно-монтажных работ.
Участие представителей технического надзора в процессе строительства нередко сводится только к подписанию в конце месяца документов об объемах работ, выполненных подрядчиком.
Во многих случаях носит формальный характер и реализация своих полномочий авторским надзором. Проверки инспекций Госстройнадзора показывают, что присутствие работников авторского надзора на объектах недостаточно. Специалисты проектных организаций не обеспечивают должный контроль по приемке ответственных несущих конструкций и освидетельствованию скрытых работ.
При этом допускаются многочисленные факты невыполнения утвержденных планов-графиков по выезду на объекты, нарушения порядка ведения журналов авторского надзора. Несвоевременно вносятся изменения и дополнения в проектно-сметную документацию строящихся объектов.
В результате недостаточного профессионального уровня специалистов, осуществляющих авторский надзор, своевременно не принимаются решения по устранению допущенных ошибок и несоответствий в проектной документации, игнорируются требования и пожелания заказчика.
Имеют место факты, когда акты на скрытые работы представителями авторского надзора не подписываются, не проверяются качество выполненных работ и их соответствие проектным решениям и др.
Очевидно, что при таком положении дел необходимо принимать дополнительные меры воздействия, направленные на повышение ответственности за качество строительной продукции не только подрядных организаций, но и служб заказчика и авторов проектов.
Это предполагает прежде всего безусловное усиление мер административной ответственности к представителям технического и авторского надзора за допущенные ими правонарушения и невыполнение своих прямых обязанностей.
В связи с этим было бы целесообразно вернуться к существовавшей ранее практике досудебного применения органами Госстройнадзора штрафных санкций.
В настоящее время рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено на судебные органы и административные комиссии. Предоставление органам государственного строительного надзора права досудебного рассмотрения дел об административных правонарушениях и принятия решения о применении штрафных санкций в срок до 10 дней позволит повысить оперативность мер воздействия к правонарушителям и, следовательно, степень их ответственности за выполнение своих обязанностей.
Соответствующий проект закона о внесении изменений и дополнений в Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях подготовлен Госстандартом и в установленном порядке направлен на согласование.
На повышение эффективности осуществления технического и авторского надзора и усиление ответственности его исполнителей должна быть направлена работа по совершенствованию технических нормативных правовых актов, регламентирующих порядок их проведения.
Так, Минстройархитектуры утвержден и введен с 01.05.2010 г. в действие ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» (с отменой СНБ 1.03.01-99), четко определяющий права, обязанности и ответственность представителей технического надзора при осуществлении своих функций.
С аналогичной целью утвержден и вводится в действие с 01.01.2011г. ТКП 45-1.03-207 «Авторский надзор в строительстве. Порядок проведения» (с отменой СНБ 1.03.03-2000).
Усилению ответственности за выполнение своих обязанностей должно способствовать также введение порядка обязательной переаттестации и внеочередного обучения специалистов технического и авторского надзора с приостановлением или аннулированием квалификационного аттестата по представлению органов Госстройнадзора и Госстройэкспертизы.
Вместе с тем, объективно оценивая существующее положение, следует отметить, что и у заказчиков, и у проектировщиков есть свои трудности, существенно влияющие на эффективность и качество ведения ими технического и авторского надзора.
Это, прежде всего, чрезмерно большое количество поднадзорных объектов, приходящихся на одного специалиста. В результате времени, необходимого для выполнения в полном объеме требований по ведению технического надзора на каждом объекте, не хватает, что негативно отражается на качестве строительства.
Такое положение особенно характерно для технического надзора таких заказчиков, как управления капитального строительства областных, районных и городских исполнительных и распорядительных органов.
В текущем году планируется провести анализ их реальной загрузки и выработать предложения по установлению норматива объема работ на одного специалиста технического надзора дифференцированно от назначения объекта, сроков его строительства и стоимости.
Повышению качества строительства и улучшению деятельности заказчиков по осуществлению технического надзора должно также способствовать внесение изменений в учредительные документы районных, городских и областных УКСов с целью определения их региональными организациями по оказанию инженерных услуг при выполнении функций заказчика и осуществлению технического надзора, включив в их структуру проектные бюро и подобные организации. Такое предложение в настоящее время рассматривается облисполкомами и Минским горисполкомом.
На эти же цели должно быть направлено и широкое внедрение опыта комплексного сопровождения инвестиционных проектов на всех стадиях их реализации: от проектирования до ввода объектов в эксплуатацию, путем создания в каждом регионе инженерных организаций на базе проектных институтов и строительных организаций наряду с наличием самостоятельных специализированных инженерных организаций.
В связи с более высокими требованиями к качеству осуществления технического надзора, активным привлечением заказчиками для этих целей специализированных инженерных организаций было бы также целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении затрат на осуществление технического надзора в процентном отношении от стоимости выполняемых строительно-монтажных работ.
В заключение необходимо отметить, что работа по повышению качества строительства зависит от вклада и ответственности каждого участника, будь то заказчик, проектировщик, подрядчик или инспектор. Только такой подход обеспечит постоянное совершенствование и устойчивое развитие строительной отрасли.