Анна МАРКОВСКАЯ

Строить корабли - дело нешуточное¸ тем более в не морской державе. Мечтами и возможностями белорусских корабелов поделился с нашей редакцией Виктор БРУЦКИЙ, директор единственного в республике сохранившего свое предназначение РУП «Пинский ордена Знак Почета судостроительно-судоремонтный завод».

- Судостроение, судоремонт, капремонт двигателей, изготовление металлоконструкций - вот далеко не весь перечень направлений деятельности предприятия. Чему теперь отдаете приоритет?
- В последнее время сосредоточились на развитии производства  металлоконструкций для стройкомплекса. Вспомнили о нас газовые хозяйства и сделали заказы на изготовление спецкузовов для перевозки баллонов со сжиженным газом. На выпуск металлоконструкций и капитальный ремонт двигателей в текущем году придется примерно треть производственных объемов, 30% займет судоремонт и 35% - судостроение. Для сравнения: до развала Советского Союза судостроение было основной сферой деятельности завода (50%), 25% - судоремонт и столько же - капитальный ремонт двигателей. Сейчас остро стоит проблема реинновации, или восстановления флота. Суда выхаживают свой нормативный срок, с каждым годом они все чаще попадают к нам на восстановительный ремонт.
- Реально ли их «отреставрировать»?
- С помощью современных материалов обновляется корпус, морально устаревшие механизмы утилизируются. Суда оснащаются новым оборудованием. И это гораздо дешевле, чем покупать новое судно, потому что сегодня очень дорогие металл и комплектующие материалы.
- Виктор Павлович, скажите, какова стратегия развития завода?
- За последние 20 лет в республике построены только буксир-толкач и три пассажирских теплохода. Паромные переправы я не считаю, это мелочи. Четыре года назад освоили пассажирское судостроение. Первое судно доставлено на Августовский канал, второе - на базу отдыха озера «Выгонощанское». Третий пассажирский теплоход пр. 95100 построен, спущен на воду и готов к отправке в город Витебск. Он уже более комфортабельный, оснащен почти бесшумным двигателем «Вольво». Думаю, этот теплоход даст толчок на рынке реализации пассажирских судов, которые мы сейчас строим. В перспективе пассажирские теплоходы будут востребованы, так как белорусские заказчики в настоящее время проявляют большой интерес к данной продукции завода. Считаю, что с развитием туризма пассажирское судостроение получит «второе дыхание».
Есть планы изучить опыт строительства небольших судов из полимерных материалов для пансионатов, домов отдыха, проработать с китайской стороной вопросы инвестирования проекта. И если получится таким образом закупить оборудование, мы готовы освоить и этот вид продукции.
- Как вы считаете, стоит ли в республике наращивать потенциал судостроения, если и сталь, и почти все комплектующие в судовом исполнении завозятся по импорту?
- Во-первых, я не знаю, где за рубежом можно купить суда такого класса, способные ходить по малым мелководным рекам. Во-вторых, думаю, белорусские суда будут однозначно дешевле. Ведь на ценовую политику оказывает очень большое влияние заработная плата. В-третьих, как бы то ни было, у нас флот есть, он работает, его надо и обновлять, и ремонтировать. А почему бы не развивать дальше? Наши белорусские судостроительные предприятия считались в СССР лучшими среди речных заводов. Есть очень хороший опыт речицкого завода, где делали корпуса сухогрузов для Голландии, которая является законодателем «корабельной моды». Это были хорошие заказы, высокорентабельные. Последний корпус отправили в 2002 г. Недавно к нам в гости заглянул голландский посол. Он интересовался заводом, посмотрел, дал высокую оценку. По его мнению, придет время, когда люди будут уходить с автомобильных дорог и максимально использовать водные пути.

РУП «Пинский ордена Знак Почета судостроительно-судоремонтный завод»
225710, г. Пинск, ул. Черняховского, 1
Тел./факс: 8-0165-35-31-94, 8-0165-35-66-17
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.