Многие белорусы при вождении автомобиля уже не могут обойтись без такого незаменимого в пути «гида» как GPS-навигатор. Но современная навигационная аппаратура не только помогает водителю сориентироваться на незнакомых автотрассах, она способна решать и многие проблемы предприятий транспортной сферы, успешно применяется военным комплексом.
Начав заниматься этим перспективным, но 20 лет назад еще мало кому знакомым направлением, научно-производственное республиканское унитарное предприятие «Специализированное конструкторское бюро Камертон» сегодня оказалось на острие развития науки и технологий. Рассказывает директор компании Григорий КОБЕЛЕВ:


- Развитие навигационных устройств прошло путь, схожий с совершенствованием мобильного телефона, который сначала использовался лишь для связи, а сегодня вполне может заменить персональный компьютер… Сначала появились навигационные средства, которые только определяли навигационные данные - координаты местоположения движущегося объекта (широту, долготу, высоту и время). После того как были созданы цифровые карты, появилась возможность отображать на них в масштабе реального времени данные о местонахождении. Параметры движения объектов в современных GPS-навигаторах определяются с помощью американской спутниковой навигационной системы GPS/ NAVSTAR и российской ГЛОНАСС. Новые навигационные технологии позволили, учитывая ситуацию на дороге и правила дорожного движения, прокладывать маршруты к определенным объектам с помощью электронных карт, в базе данных которых - местные рестораны, школы, автозаправки, СТО. А чтобы водитель мог сосредоточить свое внимание на дорожной обстановке, к навигаторам подключено голосовое сопровождение: теперь приятный женский голос своевременно подсказывает, когда нужно повернуть или предупреждает о нарушении ПДД.
Наше конструкторское бюро пошло еще дальше. «СКБ Камертон» разрабатывает интеллектуальные системы, которые не только отображают навигационную и топогеодезическую информацию на экране монитора, помогая выбрать оптимальный маршрут, но и фиксируют многие технические характеристики транспортного средства, передавая информацию управленческому звену организации. Находясь в офисе, директор транспортной компании может контролировать движение автомобиля: его скорость, пробег, уровень топлива в баке, количество и продолжительность остановок, соблюдение правил дорожного движения водителем. На предприятии разработан цифровой тахограф, совмещенный с навигационным приемником, который позволяет регистрировать параметры движения транспортного средства, режимы работы двигателя, контролировать работу водителя или экипажа, передавать все эти данные в диспетчерский центр. И если вдруг что-то случилось - пропал сигнал или транспортное средство уходит с маршрута - руководство может предпринять соответствующие меры: объявить тревогу и подключить к решению проблемы работающие на транспортных коридорах силы специального реагирования, сервисные службы, которые готовы экстренно выехать к месту происшествия и обеспечить безопасность людей, автомобиля и груза.
«СКБ Камертон» создает системы и средства навигационного обеспечения для силовых структур, у которых к ним довольно жесткие требования, поэтому преимущество нашей продукции заключается в надежности ее исполнения и возможности применять в любых, даже экстремальных условиях. Последние годы расширяется сотрудничество и с гражданскими организациями - наши изделия установили порядка 150 белорусских предприятий. Мы предлагаем комплексные средства навигации, в которых кроме спутникового используются и другие методы навигации (инерциальный, одометрический), что повышает точность и надежность навигационных определений.
Навигация дает возможность оптимизировать перевозки, повысить управляемость транспортных систем, сократить количество порожних пробегов транспорта и объемы используемых горюче-смазочных материалов. Организации, уже установившие навигационные системы, получили экономию только по ГСМ от 5 до 18%. В 2009 г. в республике эксплуатировалось 254 тыс. государственных транспортных средств, которыми потреблено более 1,5 млн. т топлива, поэтому годовой экономический эффект от использования навигационных систем контроля и мониторинга можно оценить в сотни миллиардов рублей. Окупаемость же навигационной аппаратуры в автохозяйствах составляет от 7 до 25 месяцев.
Едва ли можно найти сферу деятельности человека, где использование систем и средств навигации нецелесообразно, область их применения зависит только от фантазии разработчиков. Поэтому сегодня они успешно применяются на наземном транспорте, воздушных, морских, и речных суднах, космических кораблях.
«СКБ Камертон» активно участвует как в разработке интеллектуальных систем навигации, так и в их внедрении в различных отраслях экономики, обороны и безопасности государства. Где-то это идет успешно (в первую очередь, на транспорте), а в каких-то сферах деятельности к этому только приходят. В настоящее время Государственным военно-промышленным комитетом РБ и нами был инициирован вопрос о создании Единой системы навигационно-временного обеспечения государства, которая бы позволила повысить эффективность развития экономики, национальную безопасность страны и ее граждан. По предварительным оценкам такая система даст возможность снизить себестоимость транспортных услуг на 20-30% за счет оптимизации перевозок и контроля за эксплуатацией автомобилей (ежегодный эффект от экономии на транспортных расходах и ГСМ может составить до 85 млн. евро). Этот проект должен также значительно повысить оперативность и обоснованность управленческих решений за счет обеспечения руководителей всех степеней объективной и оперативной информацией. Система позволит увеличить пропускную способность транспортных магистралей и повысить скорость грузоперевозок с одновременным повышением безопасности дорожного движения. Статистика приводит впечатляющие цифры: около 60-70% пострадавших в ДТП погибли из-за несвоевременного оказания медицинской помощи. В России уже принята госпрограмма, которая предполагает внедрение системы экстренного реагирования на аварии. Создание единой навигационной системы в нашей стране также должно предоставить возможность быстрого реагирования в таких ситуациях, а значит, позволит сохранить жизни людей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и уменьшить затраты, которые государство несет на восстановление их здоровья. По данным ООН, в мире 1-2% ВВП различных государств составляют ежегодные издержки от ДТП, связанные с гибелью людей и восстановлением работоспособности пострадавших. Но человеческая жизнь бесценна, и говорить о денежных потерях в этом случае неуместно. Поэтому во всех странах мира к решению данных проблем относятся очень серьезно. Внедрение навигационных технологий на транспорте позволяет сократить ДТП до 40%, поэтому в странах Евросоюза стремятся к 2013 г. оснастить навигационной аппаратурой все транспортные средства.
Понимая актуальность этого вопроса, наше предприятие участвует в различных международных программах в области навигации, формирования транспортных и логистических систем, в том числе и в совместных программах Союзного государства в сфере космической деятельности («Космос - БР» 1999-2002 гг., «Космос - СГ» 2004-2007 гг., «Космос - НТ» 2008-2011 гг.), планируем сотрудничать и в новых программах: «Телематика - СГ» и «Мониторинг - СГ». Вносим свою лепту в работу Межгосударственного совета по навигации государств-участников СНГ «Радионавигация», который существует уже около 15 лет. Одной из целей этих программ является разработка новых систем и средств навигации, а также технологий их эффективного применения. Принимаем участие и в Национальной космической программе РБ, которая реализуется с 2008 г.
Нашими партнерами в этих программах являются российские разработчики таких же систем (Российский институт радионавигации и времени, г. Санкт-Петербург, НИИ космического приборостроения и НИИ космических систем, НТЦ «Интернавигация», г. Москва), украинские коллеги из Центрального НИИ навигации и управления (г. Киев), казахстанские разработчики.

НПРУП «СКБ Камертон»
220001, г.Минск, ул. Могилевская, 28
Тел./факс: (017) 200-57-98, 222-17-90, 222-17-88
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kamerton.by