Мороженое вполне может стать «всесезонным» лакомством. Так считает директор ОАО «Могилевская фабрика мороженого» Татьяна БОНДАРЧУК, которая рассказала, какие усилия прикладывает коллектив предприятия, чтобы оставаться «на плаву» в любую погоду и пору года.

Львиная доля успеха

- Татьяна Александровна, чего достигла фабрика мороженого за почти 20-летнюю историю работы?
- За многолетнюю историю было пройдено много разных этапов. К моменту моего назначения директором в 2006 г. предприятие сильно сдало свои позиции, мощности его были загружены менее чем на 20%, продукция малоузнаваема. Сложившиеся обстоятельства привели к острому осознанию того, что нам надо перестраиваться, развиваться и становиться на ноги.
 За прошедший период 2006-2009 гг. на предприятии произошли колоссальные перемены. С учетом современных рыночных условий разработаны новые стратегии маркетинга и сбыта, усовершенствованы и оптимизированы ассортимент и упаковка продукции, проведена работа по развитию и продвижению основной торговой марки «Лева». В итоге: увеличивающееся количество лояльных потребителей, 2 медали на национальном конкурсе «Брэнд года». На предприятии осуществили уникальный проект по выпуску глазированных замороженных сырков на палочке и в сахарных рожках под торговой маркой «Творожко-морожко», не имеющих аналогов в Республике Беларусь. Были приобретены экструзионная линия по производству мороженого, линия по производству сырков глазированных традиционных, итальянское оборудование для варочного отделения с CIP-мойкой, линия производства упаковки из гофрированного картона. Построены холодильная камера и склад.
На предприятии разработаны и сертифицированы: система менеджмента качества в соответствии с СТБ ИСО 9001-2001, система НАССР при производстве сырков глазированных на линии CGL. Получен сертификат соответствия и санитарно-гигиеническое заключение, подтверждающее соответствие продукции Федеральному закону Российской Федерации, что дает право реализации мороженого и сырков на ее территории.
Главные наши приоритеты на данный момент - это интенсивное техперевооружение и модернизация производства, обеспечивающие конкурентное качество продукции, грамотный маркетинг, разработка мер по преодолению негативного фактора - резко выраженной сезонности работы предприятия. Нельзя также недооценивать влияние духа и амбиций, «Мы должны быть лучшими» - вот наше кредо, мысль, которую я вкладываю в сознание каждого работника.
Этот сезон с очень жарким летом оказался удачным для всех производителей мороженого. С одной стороны, было тяжело: жара, работа в три смены, нехватка людей и транспорта. Но в то же время увеличение объемов реализации положительно сказалось на финансовых результатах: за 7 месяцев получили 1,8 млрд. чистой прибыли, что вдвое больше, чем в прошлом году. Успешно выполнили доведенные государством показатели по росту заработной платы. С 1 ноября планируем поднять ее еще на 20%.
В текущем году идет рост продаж по всем видам продукции. Но и в 2009 г. мы, несмотря на кризис, достигли хороших результатов. Предприятие занесено на областную Доску почета, поскольку по выполнению доведенных показателей заняло второе место среди организаций Могилева.
- В следующем году тоже планируете рост?
- По крайней мере надеемся на это. Сейчас проводим большое техперевооружение, используя кредитные ресурсы. Вместо трех старых линий ставим две новые, менее энергоемкие и большей производительности. Они дадут возможность значительно увеличить ассортимент мороженого к следующему сезону.
- У кого покупаете технологическое оборудование?
- В этом году уже полностью обновили варочное отделение, установив оборудование итальянской фирмы PIETRIBIASI. Сотрудничество оказалось удачным, поэтому приобретаем у этой же фирмы еще одну линию. На ней можно выпускать «Творожко-морожко», фруктовый лед, эскимо (и в соковой глазури, и в глазури с сухой посыпкой).
Вторая линия будет польской фирмы IСE-Group, предлагающей качественное энергоэффективное оборудование по приемлемой цене. В компании работают специалисты высокого класса, оперативно реагирующие на все возникающие проблемы. Большое значение имеет предлагаемый сервис, ведь в разгар сезона рынок не будет ждать.

Без «зимней спячки»

- За счет чего планируете увеличение продаж не в сезон?
- Только на погоду нельзя рассчитывать. И на одном мороженом очень сложно работать. Раньше фабрика с трудом выживала зимой, но с запуском новых цехов - по производству сырков и тары из гофрированного картона - мы перестали считать копейки в зимний период. Тарой полностью обеспечиваем себя и реализуем ее другим предприятиям. Гордимся введенным в действие в прошлом году участком по производству сырков глазированных, в который вложено много средств. Думаю, за два года капитальные затраты окупятся, потому что удалось выйти на серьезные объемы: порядка 400 т в год при плане 250-300 т. Ставим цель загрузить линию на полную мощность. Будем расширять географию продаж: если наша область насыщена этой продукцией, то в том же Минске присутствуем не так, как хотелось бы. Конкуренция на этом рынке большая, но мы свою нишу заняли и останавливаться на достигнутом не собираемся.
Есть возможность увеличить объемы производства майонеза. Сейчас в небольшом цеху выпускаем его только двух видов в количестве 250 т в год, что составляет около 6% общего объема производства, а хотим довести долю этого продукта до 10%. В текущем году удалось увеличить его выпуск по сравнению с прошлым на 30% благодаря внедрению новой рецептуры, позволившей значительно улучшить вкусовые качества и консистенцию майонеза. Рецепт понравившегося майонеза мы привезли с выставки в Юрмале.

Торговля - производители: на разных полюсах

- Нет ли проблем с реализацией продукции?
- Из всех молочных сегментов рынок мороженого в Беларуси является, пожалуй, самым высококонкурентным. Здесь сталкиваются интересы производителей государственных и частных, отечественных и зарубежных. При этом каждый из них предлагает широкий ассортимент, говорит об их непревзойденном качестве, стимулирует торговлю. Поэтому стараемся заинтересовывать торговые предприятия, снабжаем их рекламными материалами, поставляем фирменные холодильники, предоставляем скидки. Устраиваем дегустации продукции для потребителей и торговли. Но иногда требования торговых организаций переходят разумные границы. Это так называемая плата за вход в сеть, которая включает в себя скидки, бонусы, ретро-бонусы (дополнительное поощрение при росте продаж), оплату маркетинговых услуг, рассрочку платежей. Что в итоге, естественно, сказывается на цене продукции. Если торговля продолжит диктовать свои условия, производитель вынужден будет начать искать дополнительные способы снижения себестоимости в ущерб качеству продукции, «натуральности». Надеюсь, государство этого не допустит и возьмет данную сферу под контроль. Уже сейчас мы используем все возможные способы экономии, не затрагивающие качества продукта. Например, устанавливаем оборудование, позволяющее снизить энергоемкость продукции, изыскиваем другие резервы уменьшения себестоимости.
- Какова ситуация с экспортом?
- Есть разные планы: ведем переговоры по экспорту сырков с Казахстаном, Израилем, но первое, что всех интересует, - это цена. На данный момент экспорт мороженого и сырков налажен только в Россию (Калуга, Брянск, Смоленск) и составляет 4-5%. Однако нам сложно конкурировать по цене с российскими производителями, которые в угоду торговле и в ущерб качеству существенно снизили себестоимость.
При этом в России мы реализуем мороженое на 15-20% дешевле, чем у себя в республике. Так нужно ли нам стремиться на внешний рынок? Не проще ли увеличивать продажи на внутреннем? Ведь мороженое любят все.

ОАО «Могилевская фабрика мороженого»
212009, г. Могилев, ул. Лазаренко, 58а
Тел./факс: (0222) 22-49-24
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.leva.by