Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Некогда белорусы нарекли плодово-ягодное вино «чернилами». Возможно, к эпохе «Солнцедара» такой «ник» и был справедливым  определением, но к винам нового поколения это не имеет никакого отношения. Так считает директор УДП «Слонимский винодельческий завод» Михаил ОКУЛИК.
- Михаил Васильевич, система винзаводов, которая сложилась в настоящее время, во многом осталась в наследство от Советского Союза. А нужно ли Беларуси столько предприятий подобного профиля?
- По моему мнению, такого количества винодельческих заводов для Беларуси не требуется. Сегодня явно ощущается «перегрев» рынка, что ведет к увеличению складских запасов. Если говорить о Слонимском винодельческом заводе, то за последние 10 лет мы превратились в предприятие, которое выпускает не только вино. Присоединили к себе ряд филиалов и цехов, расположенных в нашем регионе. Реконструировали спиртзавод, который приходил в упадок, вдохнув в него новую жизнь. Сейчас это производство соответствует всем  санитарным нормам и лицензионным требованиям. На сегодня полностью обеспечены своим спиртом и даже имеем некоторые излишки данного продукта.
Наряду с плодовым виноделием освоили виноградное направление. Виноматериал завозим из 6 стран. В первую очередь из Молдовы, Румынии, Испании, Украины. У нас была квота на производство 65 тыс. дал виноградных вин, дополнительно запрашиваем разрешение еще на 25 тыс. Потому что выпускаем продукт высокого качества, который находит своего покупателя. Сейчас в ассортименте более 20 наименований виноградных вин, но основной наш продукт - плодовые вина.
Плодовых вин выпускаем более 25 наименований, полностью удовлетворяем потребности Гродненской области и вышли за ее пределы. Открыли оптовый склад в Минске, работаем на Витебский, Гомельский, Могилевский регионы. Качество продукции высокое, что оценено потребителем. Этого невозможно было бы достичь без модернизации. Реконструировали купажное отделение, спиртохранилище, заменили оборудование на винодельческом и спиртовом производстве.
С недавних пор обзавелись уксусным производством, которое расположено около Гродно. В этом году проводим большую работу по его реконструкции, которая включена в республиканскую программу инновационного развития. Спасибо Гродненскому облисполкому, который выделил финансовую помощь в размере 1 млрд. руб. Дополнительно в этот проект вложили 1,5 млрд. собственных средств. Модернизация позволит полностью удовлетворить потребности страны в качественном натуральном продукте - спиртовом уксусе.  В следующем году за счет проведенной реконструкции ежемесячный объем выпуска увеличим в 2 раза. Уксус выпускается под торговой маркой «ДелГусто», что в переводе с итальянского означает «вкус».
- Утверждена госпрограмма сокращения выпуска крепленых плодово-ягодных вин, которые, по мнению наркологов, способствуют развитию алкоголизма. Какие новые сегменты рынка вы наметили для себя в связи с сокращением этого направления?
- Чем хороши винодельческие предприятия, так это тем, что они перерабатывают плоды и ягоды, которое произрастают в Республике Беларусь, и излишки которых есть у населения. В этом году поставили для себя цель - заготовить 8 тыс. т яблок. Закупаем также клубнику, красную и черную смородину, красную и черную рябину, клюкву, крыжовник и поэтому я считаю, что говорить о сворачивании плодового виноделия в Беларуси преждевременно. Куда в таком случае девать излишки сырья? Какое им найти применение?
Другое дело, что нужно прекращать выпуск плохих по качеству вин. Есть ряд предприятий, где производство не соответствует современным требованиям. По моему мнению, нужно оставить только те заводы, которые изначально были ориентированы на выпуск вина, где есть традиции, оборудование, специалисты. То есть все условия для того, чтобы выпускать качественный продукт. Сегодня на рынке Гродненской области 30% объема потребления виноградных вин - нашего производства. Постепенно расширяем географию поставок по всей республике. Виноградные вина выпускаются под торговой маркой «ВинСент» (имя, которое означает «одерживающий победу»). Постоянно расширяем ассортимент, недавно в розничную сеть поставили испанские вина «Нежность Беатрис» (сорт винограда «Пардина») и «Пламя корриды» (сорт винограда «Темпрамильо»).
На заводе прекрасное винохранилище, которое соответствует всем лицензионным требованиям. Приобрели установку для стабилизации виноградных вин, обработки их холодом, для того чтобы не выпадал осадок - винный камень. Закупили новую итальянскую линию, на которой разливаем виноградные вина. Действует система ISO-9001, недавно сертифицировались на систему управления безопасностью производства продукции на основе принципов НАССР. Года два назад была проблема с бутылкой, она не совсем подходила для виноградных вин. Сегодня, надо отдать должное Гродненскому стекольному заводу, бутылка выглядит вполне достойно.
- Виноградное вино - достаточно капризный продукт. Здесь многое зависит не только от производителя, но и от того, кто и как его хранит и продает. Как приучить торговлю к профессиональному подходу?
- За один день эту проблему решить невозможно. Но положительные сдвиги уже наметились, торговые залы постепенно оснащаются кондиционерами. То же касается и складских помещений. Там, где хранится вино, должны быть кондиционеры. Возможно, следует внести в лицензию по продаже виноградных вин стандарты по их хранению, тогда все будут вынуждены их соблюдать.
 - Выполнение прогнозных показателей, которые ежегодно растут в динамике, обязательны для всех. Получается, что государство в отношении развития алкогольной отрасли заинтересовано в том, чтобы граждане страны пили больше. А во всем мире стремятся перейти к умеренному потреблению алкоголя. Какой должна быть государственная политика в этом вопросе?
- Сегодня есть понимание данной проблемы. Не может винодельческий завод выпускать продукцию, которая абсолютно не соответствует его профилю. Можно, например как у нас, организовать выпуск виноградных вин, пищевого уксуса, потому что это близко по профилю. Но невозможно из года в год увеличивать объемы производства, не наращивая выпуск основного продукта - плодово-ягодных вин. Белорусы много потребляют абсолютного алкоголя на душу населения, этот показатель нужно уменьшать. Поэтому доводить до предприятий алкогольной отрасли рост объемов производства несколько некорректно. Концерн «Белгоспищепром» поднимает эти вопросы в правительстве, правда, не знаю, получат ли они свое разрешение.
Если говорить о снижении потребления алкоголя, то нужно остановиться на сегодняшних показателях. Сделать больший упор на экспорт, что сейчас и происходит, и совершенствовать технологии на тех объемах, которые сейчас сложились. Улучшать качество продукта, а не гнаться за валом. Ранее мы были замкнуты на белорусский рынок, но последние два года, приняв участие в выставках за пределами Беларуси, открыли для себя Прибалтику, куда поставили уже около десяти фур плодового вина. Оно пользуется там спросом, потому что сделано из натурального сырья и хорошего качества.
- Может быть совмещение двух ипостасей - классического виноделия и виноделия, основанного на местном плодово-ягодном сырье, поможет нам создать вино, которое со временем будет визитной карточкой Беларуси, как шампанское или коньяк во Франции?
- Мне кажется, это вполне осуществимо. Первое, что нужно сделать - уйти от вала. Необходимо подумать, сколько нам нужно алкогольной продукции, определиться с объемом потребления, с тем, сколько мы можем продать на экспорт. И поставить на этом точку. Сегодня вложены огромные средства в развитие индустриального выращивания плодов и ягод. Лет пять назад яблоки мы закупали в основном у населения, в связи с чем возникали проблемы, потому что яблоки должны быть сортовыми. А сегодня на Гродненщине с десяток хозяйств, которые занимаются поставкой сырья для производства плодово-ягодных вин.
Фермеры выращивают не только яблоки, но и занимаются ягодами - голубикой, черноплодной рябиной, земляникой, клубникой. То есть складывается производственная цепочка. Необходимо, например, выращивать определенный сорт черной смородины со стабильным содержанием сахара, кислоты, который создает определенный букет. А сейчас мы закупаем через райпо у каждого по кошелке. Если будет создана единая производственная цепочка - перспективы очевидны. Так это организовано в Финляндии. Там фермер сам сажает плантацию, сам делает вино из сырья определенного сорта. И такое вино из года в год идентично по качеству, у него есть определенные вкусовые оттенки, присущие только ему. А если покупать, у кого что придется, то стабильного качества не будет, вино будет отличаться тонами.
По моему мнению, у наших крепленых плодовых вин сегодня открывается «второе дыхание». Обычно мы перерабатывали плоды и ягоды, сбраживали их до 5%, а до нужной крепости доводили спиртом. Сегодня набраживаем до 10%, это вина улучшенной технологии. Если выпускаешь вино улучшенной технологии - значительно ниже акцизный налог, что выгодно экономически. Стремимся, чтобы весь виноматериал был натурального 10%-ного наброда. Ведь чем выше этот показатель, тем больше образуется полезных для человека веществ, тем полнее букет этого вина. Второе направление - вина изготовленные по специальной технологии. Например, тепловая обработка по типу виноградного портвейна. Данное направление начинает развиваться в Беларуси, и мы задумываемся над этим. И третье направление в плодовом виноделии, думаю, достаточно перспективное, - это выпуск натуральных вин.
В Финляндии на небольших частных заводах уже около десяти лет производят вина из местного сырья, и они достаточно прочно завоевывают рынок. На сегодня у нас пять наименований  натуральных вин из белорусского сырья - вишни и яблока. Когда выпустили первую партию натурального яблочного вина, оно с большим трудом пробилось на рынок. А сейчас появился пусть небольшой, но спрос. Идут заявки от торговли. А о качестве наших плодово-ягодных вин говорят награды, завоеванные на дегустационных конкурсах.
Планируется, что к 2015 г. производство натуральных вин должно составлять 1/3 всего объема производства. Вряд ли так кардинально можно изменить структуру потребления, потому что население за 2-3 года не сможет перестроить свои предпочтения. Нужно время на то, чтобы люди попробовали, привыкли. Например, производство виноградных вин мы начинали с того, что в месяц выпускали и продавали машину вина. Сейчас эти объемы выросли в 4 раза. И дальнейшая перспектива развития этого направления есть. То есть нужно время для того, чтобы белорусский потребитель привык к новым веяниям в отечественном виноделии.


УДП «Слонимский винодельческий завод»
231800, г. Слоним, ул. Коммунистическая, 19
Тел./факс: (01562) 2-11-57
e-mail: sekretar@.vinzavod,by       
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.