«Белорусская» модель хозяйствования: задачи и реальность.
 
Уважаемые читатели!

Противоречивость «белорусской модели» хозяйствования не раз обсуждалась специалистами. Между тем она не меняется и оценивается руководством страны как оптимальная. На ее основе разрабатываются годовые и пятилетние планы, формируются программы развития отраслей. Последний пример тому - утвержденная постановлением Совета Министров РБ в августе «Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь», которая определяет перспективные потребности в энергоресурсах практически без учета необходимости структурных преобразований.
Но может быть, эксперты, рекомендующие институциональные и структурные реформы, не правы? Возможно, достаточно диверсифицировать рынки сбыта и «белорусская модель», базирующаяся на результатах работы сотни государственных валообразующих предприятий, еще проявит себя? Да и достигнутые результаты, быть может, не заслуживают критики? В самом деле, согласно официальным данным, безработицы практически нет, за последние 4 года (2005-2009) реальный рост ВВП составил 32%, заработная плата без влияния инфляции, т.е. тоже реальная, увеличилась на 32,8%, розничный товарооборот вырос на 36%, расходы на образование повысились на 56% и здравоохранение - на 35%. В валютном эквиваленте в 2009 г. номинальная начисленная среднемесячная плата составила 350 долл., или 247 евро. Правда, высока инфляция. По официальной статистике, за этот период она зафиксирована на уровне 59,3%, или в среднем 14,8% в год.
Но какова цена этих достижений? За этот же период реальная задолженность экономики по кредитам возросла в 3,2 раза и составила без учета инфляции 39949,5 млрд.руб., или 46,5% ВВП, произведенного в 2009 г. В сопоставимых ценах для прироста ВВП за 2005-2009 гг. на 20802 млрд.руб. потребовалось 27476,5 млрд.руб. кредитных ресурсов. Иными словами, на каждый рубль прироста использовано 1,32 руб. кредитных ресурсов. За это же время валовой внешний долг Беларуси увеличился в 3,1 раза и достиг 24,9% ВВП. Можно констатировать, что на каждый доллар прироста ВВП за 2005-2009 гг. потребовалось еще 27,1 цента внешних заимствований. В итоге, с учетом кредитной задолженности на каждый рубль прироста ВВП пришлось почти 2 руб. заемных финансовых ресурсов. А их ведь надо отдавать и оплачивать. В 2009 г. только на обслуживание внешнего долга направлено 10,6% ВВП.
Конечно, можно предположить, что в этот период осуществлялось ускоренное техперевооружение экономики, наращивалась ее конкурентоспособность. Тем более что объем инвестиций в 2009 г. достиг 36,9% ВВП, и Беларусь по отношению инвестиций к ВВП заняла 8-е место в мире. Техперевооружение идет, в том числе и за счет бюджетных средств, удельный вес которых к ВВП по-прежнему остается высоким и в 2009 г. был 45,9%. Но результаты принимаемых мер пока не радуют. Отрицательное сальдо торговли товарами продолжало возрастать и к 2009 г. составило 6,5 млрд. долл., или 16% внешнеторгового оборота товарами, или 30,5% экспорта.
И это при росте объема производства в натуральных показателях. Если исключить влияние кризиса и сравнить 2008 г. с 2005-м, то динамика производства по наиболее значимым для Беларуси товарам следующая: минеральные удобрения - +3,5%, шины - +66, металлорежущие станки - +24,3, автомобили грузовые - +17,9, автобусы - +73,9, тракторы - +56,9, цемент - +34,7%. То есть товаров производим больше, но выручка отстает от затрат на покупку оборудования, сырья и материалов для их производства. В итоге ВВП на душу населения на основе паритета покупательной способности (ППС) за 2005-2008 гг. увеличилось на 43,8%.
Может быть, это и неплохо? А как обстоят дела у соседей? Ведь истина познается в сравнении. Возьмем близкие нам по условиям хозяйствования Литву и Польшу. Несмотря на единое социалистическое прошлое, современная структура экономики этих стран существенно отличается от белорусской. Так, в Польше доля сельского хозяйства в формировании ВВП - 4,6%, в Литве - 4,2, Беларуси - 9,2%. На промышленность приходится соответственно 28,1; 26,7 и 41,8%. Доля сектора услуг в ВВП: 67,3; 69,1 и 49. Может быть, для Беларуси платные услуги менее выгодны, чем производство товаров? Нет. Добавленная стоимость в услугах в два раза выше и внешнеторговый оборот в этой сфере имеет неизменно положительное сальдо.
Если сравним производство ВВП на основе ППС на душу населения, для расчета которого используются единые цены на аналогичный набор товаров, что обеспечивает приемлемое сравнение экономического состояния стран, то увидим, что за 2005-2008 гг. польский показатель увеличился на 42,4%, литовский - на 33%. То есть темпы роста в Беларуси выше (43,8%). Между тем, в абсолютном выражении в 2008 г. в Литве ВВП на душу населения по ППС больше белорусского на 54,1% и в Польше - на 42%. При этом необходимо учесть, что как и все развивающиеся страны, эти государства занижают официальный курс для стимулирования экспорта. Но чем увереннее они чувствуют себя на рынке, тем занижение меньше. Покупательная способность злотого к доллару в 2009 г. была 67,4%, лита - 67,6 и белорусского рубля - 40,6%. Реальный курс белорусского рубля к доллару, исходя из ППС, составляет 1136,8 вместо 3040. При таком укреплении рубля речь о белорусском экспорте вообще бы не шла. Но это в большей степени говорит о качестве экспортируемых товаров.
Об эффективности экономики можно судить и по доле фонда заработной платы в ВВП. В Польше и Литве она в 2009 г. составляла 46%, а в Беларуси - 42,9. В долларовом эквиваленте средняя заработная плата зафиксирована в объеме соответственно: 958, 872 и 350.
Несколько слов о том, реально ли достичь в 2010 г. средней заработной платы в 500 долл. При реализации темпа роста ВВП в текущем году 11% его абсолютная величина будет 54,4 млрд.долл. Допустим, что удельный вес фонда оплаты труда выйдет на уровень соседей, т.е. 46%. Тогда ВВП должен вырасти до 65,2 при темпе роста 19,9%. В противном случае надо снижать налоги и доходы предприятий.
Что касается экономики Польши и Литвы, то это результат институциональных преобразований, начатых соответственно в 80-х и 90-х гг. В настоящее время в Литве в частном секторе занято 70% трудоспособного населения. Созданы условия для привлечения прямых иностранных инвестиций. К 2009 г. их фонд в Польше составлял 182,8 млрд.долл., или 26,5% ВВП на основе ППС, в Литве - 13,8 млрд. долл., или 25%.
Есть у реформ и свои издержки. В Польше уровень безработицы в 2008 г. достигал 6,5%, Литве - 5,8, Беларуси - 1%. Но насколько их отсутствие оправданно, если думать об эффективности экономики среднеевропейской страны, а главное, - о ее будущем?


С уважением, главный редактор   А.Н. Ковтуненко