№ 9 (135) - Сентябрь 2010

 

 

Тема номера: ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

  • Увеличить прибыль можно поведя структурную перестройку.
  • Какие энергетические мощности выгодно развивать Беларуси?
  • Современные технологии позволяют найти компромисс экологам и энергетикам.
  • Чтобы сохранить место на рынке, необходимо учитывать пожелания клиентов.
  • Сможет ли Беларусь заработать на экспорте электроэнергии?
  • Каков потенциал отечественной биоэнергетики?
  • Какое будущее ждет автомобильный рынок?
  • В чем новизна регулирования в условиях Таможенного союза?
  • Какие менеджеры нужны производству?
  • Новые "правила игры" хозяйственных обществ.
  • Директор идет в суд.
 
  

 

Владимир ОЛЕХНОВИЧ

Все возрастающие расходы на оплату энергоносителей и ограниченность запасов нефти и газа вынуждают развитые страны искать варианты снижения зависимости от импортного сырья. Активизировала развитие альтернативного направления и Беларусь. В утвержденной постановлением Совета Министров от 9 августа 2010 г. № 1180 стратегии развития энергетического потенциала республики поставлена задача довести долю в балансе котельно-печного топлива собственных энергоресурсов до 32-34%.
В последнее время интерес к возобновляемым источникам энергии возрос практически во всех странах мира. В первую очередь это связано с надвигающимся энергетическим кризисом. По оценкам ученых, запасов нефти хватит максимум на 50-75 лет. Что делать потом? Современная наука дает два ответа: мирный атом, а запасы урана также ограничены, и развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
К ним относятся ветровая, солнечная, геотермальная, энергия биомассы, гидроэнергия и др. Наиболее продвинутые государства тратят на развитие этого направления миллиарды долларов. Еврокомиссия в январе 2007 г. поставила амбициозную задачу: возобновляемые источники энергии должны обеспечивать не менее 20% общего баланса ЕС к 2020 г. (пока этот показатель составляет около 7%).
В Беларуси результативность программ находится на значительно более низком уровне. По словам заместителя министра энергетики Беларуси Юрия РЫМАШЕВСКОГО, в стране реализовано более 10 крупных проектов по развитию ВИЭ. Хотя потенциал экспертами оценивается в 19-20% общего баланса потребления.
Подтянуться к данным показателям планируется уже в ближайшие годы. В частности, ежегодно можно вовлекать в баланс до 1,5 млн. куб. м отходов деревообработки - самого дешевого сырья для производства древесной топливной щепы. Порядка 1 млн. куб. м в год может составить заготовка для нужд энергетики серой ольхи, возраст рубки которой всего 21 год.
До 0,5 млрд. куб. м биогаза (433 тыс. т у.т.) в год планируется получать на крупных животноводческих фермах и птицефабриках. Сейчас функционируют 4 биогазовых комплекса, до конца 2012 г. будет построено еще 39 (см. табл.)
Потенциальная энергия твердых бытовых отходов оценивается в 470 тыс. т у.т. Наиболее приемлемый способ их использования - утилизация свалочного газа, однако в таком случае энергоэффективность составит не более 100-120 тыс. т у.т.
До 1,46 млн. т у.т. в год оценивается потенциал отходов растениеводства. Хотя и здесь реально возможное применение ресурсов на цели энергетики значительно скромнее - примерно 230 тыс. т у.т.
Еще 175 тыс. т у.т. должна дать утилизация тепла на водосбросах промышленности и ЖКХ, а также использование геотермальной энергии.
В результате объем использования возобновляемых источников энергии в 2015 г. планируется довести до 8, а в 2020-м - до 9,5 млн. т.
Каким образом придать импульс направлению? Стратегией развития энергетического потенциала Беларуси на период до 2020 г., утвержденной постановлением Совмина №1180, предусмотрена разработка системы стимулирующих тарифов на вырабатываемую из нетрадиционных и возобновляемых источников энергию.
Кроме того, по словам вице-премьера Владимира СЕМАШКО, в Беларуси в ближайшем будущем должна быть отменена государственная монополия на производство электроэнергии, тепла и других источников энергии из местных видов топлива. Соответствующий законопроект принят Палатой представителей и передан на подпись главе государства. Новый закон призван привлечь в сферу энергетики частный капитал, в том числе средства иностранных инвесторов.
В частности, для всех создаваемых мини-ТЭЦ, гидроэлектростанций, котельных, других объектов предполагается установить льготный режим работы сроком на 10 лет. Законом будет оговорена обязательная покупка выработанной энергии и строительство необходимой инфраструктуры (ЛЭП) государством. Предусмотрено и применение повышенных тарифов на покупку энергии.
 
Антон БОЙКО

Сегодня можно с уверенностью утверждать: вступление Беларуси в Таможенный союз породило ряд трудностей. Подвести под общий знаменатель экономики трех стран оказалось непростым делом. Процесс притирки друг к другу происходит болезненно для ряда отраслей. Наглядным доказательством трудностей переходного периода может служить автомобильный рынок, на котором доля официальных дилеров снизились до 3%. Проанализировать причины и последствия создавшейся ситуации согласился председатель «Белорусской автомобильной ассоциации» Андрей Михневич.

- Что стало причиной обвала продаж официальных дилеров?
- Основным фактором, повлекшим коренные изменения, стало введение с 1 января 2010 г. единого таможенного тарифа для Беларуси, Казахстана и России. Согласно нововведениям в законодательстве ввозные пошлины на автотранспорт для отечественных юрлиц подняли в три раза, в то время как для физлиц остались на уровне 2009 г. Новые правила игры кардинально поменяли лицо рынка.
В денежном выражении за первое полугодие 2010 г. поставки легковых автомобилей увеличились на 65,5%, до 725,3 млн. долл. В количественном импорт вырос на 58,4% по сравнению с январем-июнем 2009 г. (всего 113,8 тыс.). Впрочем, практически весь объем (97,3%) был обеспечен физлицами. По итогам января-июня на долю дилеров пришлось только около 3,1 тыс. единиц, что на 60% меньше, чем в январе-июле 2009 г.
Учитывая, что в сравнении с 2008 г. наша реализация снизилась в шесть раз, можно смело утверждать: официальный бизнес находится в коме. Особенно тяжело пришлось структурам, ориентированным на работу с физлицами. У каждого из брэндов один-два партнера закрылись или дышат на ладан. Те, кто продолжает барахтаться, приостановили инвестиционные программы (только в открытие СТО к 2013 г. планировалось вложить не менее 150 млн. долл.) и значительно сократили расходы.
- Можно ли оценить ущерб нанесенный данной ситуацией экономике Беларуси?
- Только за счет недоплаченных пошлин и налогов бюджет ежемесячно теряет более 5 млн. долл. Дилерам пришлось пойти и на непопулярные меры в виде сокращения штата и зарплат. Теперь государство должно переложить на свои плечи заботу о десятках граждан.
Наши проблемы по цепочке вызвали очередной виток кризиса в смежных отраслях. Только сегмент банковского страхового бизнеса сократился минимум в два раза. Для решения трудностей «страховщики» пытаются найти механизмы финансирования покупок машин физлицами по внешнеэкономическому контракту. Но сделать это достаточно сложно - банки испытывают избыточную ликвидность и по действующему законодательству не имеют возможности кредитовать граждан в иностранной валюте.
- Каким образом можно разрешить данную ситуацию?
- При общении с чиновниками мы видим понимание ими проблемы. Это позволяет надеяться на изменения. Но конкретной информации по планам оздоровления рынка пока нет. Хотя ничего принципиально нового придумывать не надо. Аналогичные проблемы успешно разрешили в Казахстане.
Выравнивание пошлин в сегменте новых автомобилей в возрасте от 0 до 3 лет эксплуатации может стать компромиссом, который позволит учесть интересы всех сторон. У дилеров появятся шансы в конкурентной борьбе, а малоимущие граждане сохранят возможность приобретения недорогих машин.
Правила игры должны быть равны для всех. Подобная ситуация наблюдалась в период с 2005 по 2009 г., когда одинаково низкие пошлины позволяли успешно развиваться как официальным дилерам, так и частным «перегонщикам».
В настоящее время конъюнктура рынка изменилась: Россия, заботясь о развитии производства внутри страны, ограничивает импорт продукции. Нам необходимо смотреть на вещи реально - это те условия, в которых придется в дальнейшем существовать. Но увеличение пошлин только для юрлиц ставит нас на грань существования.
- 1 июля 2011 г. ожидается выравнивание пошлин. Как это скажется на рынке?
- Россия не пойдет на значительное снижение ввозных сборов (максимум на 5%). Без серьезных заградительных барьеров наивно рассчитывать на успешный выпуск автомобилей. Поэтому определяться придется нам. Если Беларусь углубит интеграцию в рамках ЕЭП, то будут созданы предпосылки для организации производства внутри страны, но неминуемо закроется возможность приобретения западных машин. Впрочем, негативный эффект для населения в виде подорожания продукции частично перекроется ростом доступности новых моделей. В случае создания единого таможенного пространства соотечественники получат возможность приобрести выпущенную с конвейера машину за 10-12 тыс. долл.
Но в настоящее время сложно сказать, что произойдет на самом деле. Мы надеемся, что нынешнее состояние неопределенности не будет растянуто на более длительный срок, но гарантировать сегодня ничего нельзя. Найти компромисс по целому ряду вопросов странам-участникам таможенного союза еще только предстоит. Здесь идет довольно серьезная политическая игра. Любые рассуждения носят скорее гипотетический характер.
- За счет каких дополнительных законодательных инициатив можно способствовать развитию рынка?
- Наиболее действенной мерой поддержки станет возможность приобретения и реализации автомобилей организациями без уплаты НДС или переход на льготный режим платежа, что позволит развить в Беларуси систему trade-in, при помощи которой в мире происходит до 50% объема всех продаж.
 Клиенту выгодно сдать подержанную технику и с доплатой получить новый автомобиль. Но у нас реализация данного механизма невозможна. Если юрлицо выкупит машину, а после попробует перепродать, заложив в стоимость 20% НДС, то такой товар становится неконкурентоспособным. Также не найти желающих отдать автомобиль на 20% ниже рыночной стоимости. Поэтому весь оборот подержанной техники идет между физлицами через комиссионную продажу и договора купли-продажи.
Ныне действующее законодательство закрывает возможность повысить доходы не только официальному бизнесу, но и бюджету. Количество зарегистрированных автомобилей в стране превышает 2,5 млн. По статистике, время пребывания машины в одних руках составляет от 3 до 5 лет. Ежегодно в стране продается не менее 500 тыс. единиц техники, с которых никто не платит налоги.
То есть куда ни глянь, высокий потенциал белорусского рынка сомнению не подвергается. Жаль только, что у нас развита автомобилизация, но абсолютно не развито законодательство.
- Оцените потенциал «белого» рынка.
- Если нам создадут условия для работы, аналогичные российским и украинским, сегмент новых автомобилей вырастет в разы. К 2012-2015 гг. официальные организации рассчитывают выйти на ежегодный уровень продаж 60 тыс. автомобилей. В 2020 г. показатель может достигнуть 100 тыс. машин. Освоение данных объемов вполне реально, так как ежегодно в страну ввозится около 200 тыс. единиц техники. Но о практическом достижении подобных результатах остается только мечтать.
- Возможно, ухудшением условий хозяйственной деятельности юрлиц государство борется с отрицательным внешнеторговым сальдо?
- Завинчивание гаек только усугубляет проблему. Если раньше новая машина обходилась юрлицу в 10 тыс.долл., то привозя ее в Беларусь, он платил 30% таможне, плюс в зависимости от модели и брэнда накручивал «свои» 10-20%. По сути, это означает создание 50%-ной добавочной стоимости для страны. Сегодня же физлица ввозят автомобили с оптово-розничной наценкой дилеров соседних стран. Стоимость такой техники минимум на 20-30% выше, чем закупочная цена импортера.
По легально ввезенным запчастям ситуация во многом схожа. Если закупочная цена одной условной детали составит 100 долл., то покупателю она будет стоить около 200 долл., из которых дилеру достанется не более 10%. Все остальное - это таможня, НДС, налог на прибыль, транспорт, издержки производства и т.д.
Дополнительно к этому на каждую проданную за 200 долл. запчасть еще на 100 долл. оказывается различных услуг. В результате добавочная стоимость достигает 200%. Опираясь на данные расчеты, можно смело утверждать: локализация производства услуг в Беларуси составляет 60%. Поэтому ухудшение условий работы юрлиц ведет в увеличению оттока валюты из страны и снижению доходов бюджета.
При этом нас считают импортерами и создают дополнительные барьеры для хозяйственной деятельности. Хотя получает преференции целый ряд предприятий, в продукции которых доля импортных компонентов составляет около 90%.
- Какова вероятность организации локализованного производства автомобилей в Беларуси?
- Имеет смысл идти на сотрудничество только с компаниями, способными обеспечить выход на мировый рынок. Ведущие же брэнды придут в нашу страну, если образуется дефицит уже имеющихся производственных площадок. В настоящее время ситуация не благоприятствует кооперации с крупными концернами. Обвал продаж, пришедшийся на 2008-2009 гг., вызвал снижение загрузки мощностей концернов более чем на 50%.
Надеяться на сбыт только в рамках ТС довольно рискованно. В России запустили заводы возле Калуги, Калининграда, строятся крупные конгломераты под Тольятти. В Таможенном союзе уже существует около 10 высокотехнологичных производств с акцентом на удовлетворение внутреннего спроса. Возникает вполне резонный вопрос: а нужно ли одиннадцатое?
- Есть ли альтернатива производству автомобилей?
- Белорусам нужно концентрировать внимание не на сборке машин, а на выпуске запчастей. Это самый оптимальный по вложениям и срокам окупаемости проект. Тем более спрос на продукцию весьма значительный.
По ныне действующим правилам модели, производимые в РФ, должны быть локализованы не менее чем на 30%. Данное требование является серьезной проблемой - многие компании вынуждены сокращать модельный ряд. В частности, из-за отсутствия нужного числа поставщиков качественных комплектующих Фольксваген в 2010 г. прекратил выпуск трех марок автомобилей.
Нам необходимо оперативно выходить на представительства BOSCH, Siemens и других фирм. В случае успешной кооперации с ними Беларусь может рассчитывать не только на многомиллиардный экспорт на территории ТС, но и на завоевание иных рынков сбыта.
К 2013-2015 гг. мировой автопром достигнет докризисных объемов и встанет вопрос об увеличении выпуска комплектующих. В целях удешевления стоимости продукции производства будут переносится в страны с более низкой заработной платой. В данном случае для европейских гигантов путь один - СНГ.
А уже после запуска новых предприятий можно довольно быстро организовать локализованную сборку автомобилей. Впрочем, если медлить, то иностранные компании найдут других партнеров. Беларусь крайне вяло ведет поиск потенциальных партнеров, знаю только о переговорах с представителями фирмы BOSCH. Все сидят и ждут, когда к нам сами придут, а этого не происходит. В результате теряется драгоценное время.

Десятка самых продаваемых автомобилей этого года по итогам первого полугодия 2010 г.:
Lada (447)
Volkswagen (369)
Renault (271)
Skoda (174)
Peugeot (160)
Ford (153)
Kia (152)
Toyota (137)
Mitsubishi (133)
Audi (95)
Наталья АЛЕКСАНДРОВА

Статистика финансирования инвестиционных проектов предприятий стройиндустрии довольно оптимистична. За последние пять лет объем инвестиций составил более 1 трлн. руб. Приток денежных средств «оживил» заводы по производству стеновых строительных материалов, керамических изделий, цемента. Модернизации подлежали также предприятия по выпуску нерудных строительных материалов и сборного железобетона. Между тем некоторые большие проекты по выпуску новых экспортоориентированных материалов с внедрением энергосберегающих технологий так и не сдвинулись с места. Причины инвестиционного «штиля» редакция выясняла на пресс-конференции у заместителя начальника главного управления промышленности, строительных материалов и конструкций Минстройархитектуры Александра ГОЛЕША.
Финансирование более 120 инвестиционных проектов предусмотрено тремя Государственными программами со сроком окончания в 2010 г. - отметил А.Голеш. - Последняя Государственная программа - социально-экономического развития и комплексного использования природных ресурсов припятского Полесья, рассчитанная на 2010-2015 гг., - включает 2 отраслевых проекта. Один из них - техперевооружение с вводом в эксплуатацию линии по производству поризованной керамики на Горынском КСМ, филиале Минского завода строительных материалов. Второй проект - строительство пятой технологической линии на РУПП «Гранит». Кстати, последний планировалось реализовать к 2011 г. Затем предполагалось создать новые мощности на базе месторождения «Ситница» (Микашевичский район). Отказ шведской фирмы Sandvik инвестировать проекты по «Граниту» стал полной неожиданностью для министерства.
- Мы выполняли любые их капризы, предоставляли всю информацию и оказывали всяческое содействие, договаривались о создании совместного предприятия с долей иностранного капитала в виде машин, оборудования, - пояснил представитель министерства. - Проект разрабатывался два с половиной года, 15 мая уже был готов инвестиционный договор, согласованный с Минэкономики и Минюстом. На окончательном его рассмотрении 19 мая текущего года представители фирмы Sandvik вдруг заявили, что они не занимаются инвестициями, а лишь поставляют технологическое оборудование. Поэтому 5 июня был объявлен международный конкурс на поставку технологического оборудования для пятой технологической линии на «Граните» с использованием иностранной кредитной линии. В результате на реализацию данного проекта, стоимость которого в настоящее время уточняется, претендуют белорусская и российская фирмы.
Напомним, что строительство пятой технологической линии проектной мощностью 3 млн. т щебня в год на предприятии «Гранит» в Микашевичах было начато еще в 1992 г. Потом ее законсервировали. Но так как сегодня ощущается нехватка гранитного щебня и на внутреннем, и на зарубежных рынках, где, кстати, белорусский считается по твердости одним из лучших, и в Европе используется во всех ответственных конструкциях, принято решение о возобновлении строительства.
Сегодня в стадии проработки и поиска инвесторов находятся еще четыре крупных проекта строительной индустрии. Для их реализации требуется более 1 млрд. долл. Немаловажным как для отрасли, так и для республики в целом, является строительство нового завода по производству кальцинированной соды, которая используется при изготовлении стекла. Такое решение принято для того¸ чтобы не зависеть от внешних поставок. Сейчас данное сырье практически полностью завозится из-за пределов республики (в основном из Украины). В этом проекте ориентировочной стоимостью 600 млн. долл. изъявила желание участвовать компания ATEC. Пока идет работа над бизнес-планом. Для реализации проекта по переработке промышленного стекла на предприятии «Гомельстекло» потребуется 115 млн. евро. Так как возможности по добыче и обогащению необходимого для производства стекла кварцевого песка в Гомеле практически исчерпаны, планируется строительство нового горно-обогатительного комбината в Столинском районе. Там расположены два крупных месторождения - «Бережное» и «Городное». Проект также находится в стадии проработки. Ориентировочная его стоимость - 50 млн. долл.
Не секрет, что очень длительным стал переговорный процесс с компанией KNAUF по модернизации предприятия «Белгипс». Сначала белорусская сторона не хотела отдавать контрольный пакет акций. Потом фирма KNAUF стала диктовать условия, на которых она со своими инвестициями может вступить в техперевооружение «Белгипса». Сейчас ведутся переговоры о выносе производства за пределы Минска и строительстве нового современного завода с использованием энергоэффективных технологий в поселке Гатово. Это оптимальный вариант. Потому что всегда проще построить завод с нуля, чем дорабатывать что-то старое. Для создания предприятия необходимо 40 млн. евро.
Нельзя сказать, что при реализации вышеперечисленных проектов продукция будет дешевле, чем у соседей. Однако, например, поставка щебня на экспорт принесет дополнительные средства. Сегодня продажи на внешний рынок ограничены, поскольку прежде необходимо удовлетворить внутренние потребности. Щебень хорошо востребован в РФ, в частности, в Смоленске и Калининградской области. Приграничные потребители покупают его для ремонта и строительства железной дороги.
Резонный вопрос: можно ли надеяться на российский рынок? Ведь в текущем году буквально до мая белорусские стройматериалы в России почти не реализовывались. Трудности коснулись продаж кирпича, цемента, блоков из ячеистого бетона. К тому же далеко не всю строительную продукцию из-за больших транспортных издержек можно возить на большие расстояния. Кроме того, сопредельные рынки насыщаются собственной строительной продукцией, там тоже модернизируются предприятия, осваивается выпуск аналогичных материалов.
В последние годы Беларусь стала наращивать мощности по производству цемента. В состоянии реализации находятся три больших инвестпроекта - в ОАО «Красносельскстройматериалы», на ПРУП «Кричевцементношифер» и Белорусском цементном заводе. За счет кредитных ресурсов китайского банка и средств инновационного фонда министерства сюда уже направлено около 290 млрд. руб. Всего на реализацию проектов по трем заводам предполагается инвестировать около 2,4 трлн. руб. Но сейчас у этих предприятий катастрофически падает объем экспорта, который составляет к уровню прошлого года только 32%. Зачем же нам столько цемента? К тому же дорогого. Ориентировочно отпускная цена 1 т белорусского цемента на 15-20 долл. дороже российского.
- Российскому цементу мы проигрываем по цене, но качество белорусского выше, - считает А.Голеш. - Думаю, данный материал будет востребован. Необходимо только решить вопрос с энергоносителями, потому что сегодня с такой стоимостью газа мы начали проигрывать на российском рынке. В настоящее время экономический институт, который входит в состав министерства, отрабатывает предложения, как путем внедрения энергоэффективных технологий снизить цену. И наш, и зарубежный строительные рынки стоять на месте не будут. Сегодня уже потихоньку разгружаются склады. А трудности реализации продукции были вызваны замедлением темпов строительства в РФ.
Как видно, министерство не сомневается в правильности инвестиционной политики в промышленной отрасли. Согласно анализу, инвестиции из года в год растут. Чтобы было больше денежных притоков из-за рубежа, намечено масштабное акционирование предприятий. За исключением стратегически важных для республики объектов приватизация должна пройти по всем строительным предприятиям. Не планируется акционирование «Гранита» и двух цементных заводов. Этот процесс также не коснется небольших вспомогательных производств. Остальные предприятия - по производству кирпича, ячеистых блоков, железобетона и других материалов - будут акционированы в ближайшее время - до конца 2011 г.

Максим НИКОЛАЕВ, юрист Юридической группы «ВЕРДИКТ БАЙ»

Таможенный кодекс Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана базируется на нормах Международной (Киотской) конвенции об упрощении таможенных процедур, в которой Беларусь не участвовала. В связи с этим таможенное регулирование ряда вопросов в республике претерпело определенные изменения. Новый межгосударственный механизм требует от участников внешнеторговых операций четкого понимания системы правоотношений.

Для отечественного бизнеса основным последствием изменения законодательства с момента вступления в силу ТК стало получение права свободного обращение так называемых «товаров Таможенного союза», а именно:
- полностью произведенных в государствах-членах ТС;
- ввезенных на таможенную территорию ТС и приобретших статус товаров ТС;
- изготовленных в государствах-членах ТС из товаров ТС, и (или) иностранных товаров и приобретших статус «товаров Таможенного союза» в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств-членов ТС;
- иностранных товаров, ввезенных в любую из стран-членов ТС и помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение ими статуса «товаров Таможенного союза», за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС.
Большая часть упомянутых изъятий из общего правила о свободном обращении внутри ТС приходится на товары, в отношении которых Республика Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных тарифом ТС (перечень этих товаров приведен в приложении №5 к Решению Комиссии ТС от 27 ноября 2009 г №130). При ввозе на территорию РБ и РФ они подлежат таможенному декларированию и контролю, в отношении них взимаются пошлины в размере разницы сумм ввозных пошлин, исчисленных по ставкам Единого таможенного тарифа ТС, и сумм ввозных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
Вопросом, который сразу же возник у субъектов хозяйствования после запуска механизма ТС, стал порядок декларирования товаров. Необходимо отметить, что ТК ТС в настоящее время закрепляет нормы о декларировании товаров по принципу национального резидентства. Согласно общей норме, предусмотренной п.1 ст.190 ТК ТС, таможенная декларация подается декларантом или представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов ТС регистрировать декларации.
Однако п.1 ст.368 ТК ТС до вступления в силу международного договора государств-членов ТС, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на территории ТС, в качестве переходного предусмотрен следующий порядок:
- декларация на товары подается таможенному органу государства-члена ТС, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров, за исключением иностранных лиц;
- дипломатические представительства, консульские учреждения, иные официальные представительства и международные организации государств-членов ТС подают декларацию на товары таможенному органу государства-члена ТС, на территории которого они находятся.
К сожалению, до настоящего времени не представляется возможным определить, как долго просуществуют данные переходные положения, однако очевиден тот факт, что наличие таких ограничений связано с унификацией лишь таможенного законодательства государств-участников ТС. Для обеспечения реальной свободы в выборе места и органа декларирования в пределах территории Таможенного союза объективно необходима унификация законодательства и в других сферах, в первую очередь - валютной, банковской, налоговой. Нормы национального законодательства в них продолжают действовать в том объеме, в котором они действовали и ранее, и вступление в силу ТК ТС не влияет на объем и сферу их применения отечественными предпринимателями.
Следует обратить внимание, что решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» установлено, что декларации будут едиными на всей территории ТС с 1 января 2011 г. До их вступления в силу применяются предусмотренные законодательством государств-членов ТС формы (бланки) таможенных деклараций, а равно и порядок их заполнения. Таким образом, с 06.07 по 31.12. 2010 г. в РБ будет применяться действующая и в настоящее время форма таможенного документа «Грузовая таможенная декларация», которая вместе с порядком ее заполнения утверждена приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 09.07.1998 г. №246-ОД. Кроме того, Инструкцией о порядке использования документов в качестве декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. №263, предусмотрена возможность при соблюдении определенных условий предоставлять как декларацию на товары транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением письменного заявления или перечня товаров.
Нюансы, связанные с комплексным правовым регулированием определенных общественных отношений не только таможенным, но и иным законодательством, после вступления в силу ТК ТС наиболее ярко проявились в процедуре статистического декларирования товара, которая для резидентов РБ не была отменена. Напомним, что Указом Президента РБ от 27.03.2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» установлена обязанность резидентов при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, в порядке и случаях, установленных Совмином РБ, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации. Постановлением Совмина РБ от 30.04.2009 г. №549 «О статистическом декларирования товаров» такие случаи и порядок определены, и данные нормативные правовые акты продолжают действовать и по сей день без каких-либо изъятий, напрямую связанных со вступлением в силу ТК ТС.
Еще одной немаловажной особенностью управления таможенных правоотношений является то, что с момента вступления в силу ТК ТС вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением от 25 января 2008 г. Согласно данному документу, в таможенную стоимость подлежат включению расходы по транспортировке, разгрузке, перегрузке до места прибытия товаров на таможенную территорию ТС.
В целом нельзя сказать, что правовое регулирование в Таможенном союзе в связи с вступлением в силу Кодекса претерпело кардинальные изменения, однако именно это требует от субъектов хозяйствования особого внимания к соблюдению норм международных договоров и национального законодательства в сфере ВЭД. Ведь одновременно с Таможенным кодексом (ТК) действует ряд международных соглашений, также составляющих сегодня договорно-правовую базу Таможенного союза (ТС), в частности, международные договора трех стран и решения Комиссии ТС. Таким образом, согласно заключенным РБ международным соглашениям, таможенное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с законодательством ТС, и лишь в части, не регламентированной таким законодательством, - по правовым нормам государств-членов ТС.

 

Дмитрий БЕНЬКО, директор Центра операционного менеджмента и логистики Бизнес-школы ИПМ, директор Центра «REFA-Россия»

Задолго до того как отечественные компании начали осваивать передовые технологии маркетинга, многие из них подверглись воздействию, если можно так сказать, доморощенного «вирусного менеджмента» - идей и подходов, свойственных управленцам-аутсайдерам. Например, один из самых вредных управленческих «вирусов» - идея, тиражируемая еще со времен перестройки, что хорошие работники у нас появятся не раньше, чем через 2-3 поколения. Зато - безо всяких усилий со стороны нынешних менеджеров, путем некоей чудодейственной капиталистической мутации...
«Ну где я возьму другой народ! Не завозить же на завод немецких рабочих», - разводит руками иной директор, когда его предприятие не в первый раз уличают в низком качестве продукции. На это можно сказать, что не следует смешивать национальную культуру с производственной. Если первая формируется веками, то чтобы поднять вторую на отдельно взятом предприятии, требуются считаные годы переобучения кадров, помноженные на системный подход и «политическую волю» топ-менеджеров и собственников.
 
Industrial engineer: «трудности перевода»

 За последние 20 лет многие отечественные предприятия модернизировали производство, но лишь некоторым удалось вывести свою продукцию на мировой уровень. Закупленные современные станки честно отрабатывают потраченные на них деньги, однако люди -  рабочие, мастера, начальники цехов, инженеры, технологи, конструкторы, маркетологи, продавцы - работают с «отклонениями» по сравнению с западными коллегами.
В этом смысле особенно показателен опыт зарубежных компаний, открывших в России производственные филиалы. Не раз приходилось слышать от западных бизнесменов упреки вроде этого: «Если, допустим, инженер из Магдебурга приедет работать на предприятие в Саратове, он быстро найдет общий язык с персоналом и изыщет способы улучшения производства. А вот российскому коллеге будет непросто вписаться в производственные процессы аналогичного предприятия в Магдебурге. У него просто не хватит навыков, необходимых для выполнения своих штатных обязанностей».
Почему такое происходит? Чем плохи наши специалисты? На самом деле как технических специалистов наших инженеров ценят во всем мире. Они прекрасно разбираются в механике машин и сопротивлении материалов. Но, как показывает практика, им не хватает востребованных за рубежом навыков project-менеджмента: умения рассчитывать затраты и себестоимость, выстраивать отношения с внутренними клиентами и поставщиками в смежных цехах и подразделениях предприятия
Для западного менеджера ключевой момент -  затраты. Для отечественного - технические идеи, которые, однако, наши специалисты зачастую не могут воплотить в жизнь. Казалось бы, мы используем один и тот же металл, но создать из него, скажем, автомобиль BMW не можем, ибо не всегда в состоянии учесть все «мелочи», которые, тем не менее, являются очень важными. Возможно, инженер из Магдебурга по сравнению с коллегой из Саратова испытывает дефицит технических идей, зато он способен реализовывать имеющиеся задумки с точностью до секунды, винтика, каждого цента. Именно умения «расшивать» производственные процессы и управлять ими и не хватает отечественным специалистам.
Эту проблему уже хорошо осознали во многих зарубежных фирмах, имеющих филиалы в странах СНГ. Такие компании как «Ford Санкт-Петербург», «Хохланд Руссланд», «Роберт Бош Саратов» и другие с помощью нашего центра REFA целенаправленно преодолевают дефицит знаний российских производственных менеджеров, подтягивают уровень их подготовки до своих корпоративных стандартов.

Чем должен заниматься промышленный инженер?

Давайте сравним типичного отечественного промышленного инженера и его коллегу, прошедшего обучение по программе REFA (а в Германии базовый курс проходят все производственные менеджеры, начиная с мастера и заканчивая директором производства).
Итак, отечественный инженер чаще всего делает свою работу как бы для себя: его мало заботит, во сколько обойдется предприятию его труд, будут ли они в итоге кем-нибудь востребованы? Точно так же он зачастую равнодушен и к работе смежных специалистов.
Немецкий индустриальный инженер воспринимает предприятие как целостную систему, сотрудников - как своих «клиентов» и «поставщиков». Он мотивирован наилучшим образом удовлетворять запросы «клиентов» и помогать улучшению работы всех участников производственного процесса внутри цеха и в службах-«поставщиках». Эта помощь не означает, что он берет на себя чужую работу: в развитой экономической среде так не принято. Он ставит задачу и получает результат, а при необходимости оказывает методологическую поддержку.
Для выполнения этих функций методология REFA предоставляет мощный, отшлифованный до мелочей инструментарий, помогающий делать процессы прозрачными и распознавать источники ошибок. В ее основу положены два принципа: процессная организация труда и непрерывность улучшений. Основная характеристика любого процесса - время, поэтому можно сказать и так: REFA предлагает наиболее детальный подход к управлению временем на производстве. А индустриальный инженер выступает организатором и координатором всей производственной цепочки.
Естественно, его задача заключается вовсе не в том, чтобы инспектировать курилки и штрафовать прогульщиков и бракоделов. Он регулярно исследует производственные процессы: ищет «узкие места», нестыковки, дублирование функций. Он «охотится» за непроизводительными затратами, будь то перепроизводство продукции или потери при ее обработке, логистике, хранении и т.д. Он ищет несовершенства в стандартах, темпе и эргономике работы, ведет мониторинг планового и сверхурочного времени, видеохронометраж и др. А итогом его работы становится ускорение хода заказов, сокращение затрат, оптимизация процессов, построение гибких моделей труда и улучшение его мотивации.

Подведем черту

По статистике, технологии REFA повышают производственную эффективность предприятия в среднем на 10–40% без увеличения штата. Неслучайно в развитых странах роль и статус индустриального инженера очень высоки: он, по сути, выступает для топ-менеджера внутренним консультантом по производству. Как и любой менеджер на производстве для выполнения своей миссии он должен видеть за «сухими» показателями «живые» производственные процессы, а за оборудованием и персоналом - время и деньги: неработающий станок - 15 евро, сверхнормативный запас - 50 евро и т.д. Именно таких специалистов, способных постоянно держать в голове баланс прибылей и убытков предприятия и эффективно управлять производственными процессами, готовят в центре «REFA-Беларусь».

Справка журнала «Директор»:
Союз REFA создан в Германии в 1924 г. с целью повышения эффективности немецких предприятий машиностроительной отрасли. Сегодня REFA - одна из крупнейших международных организаций, предлагающая услуги по обучению, повышению квалификации и бизнес-консультированию в области организации труда и развития предприятий в более чем 50 странах мира.


Курсы повышения квалификации СП ООО «Институт приватизации и менеджмента»
220116, г. Минск, пр-т Газеты «Правда», 11 Г, 1-й этаж
Тел.: (017) 277-04-04, (375 29) 5-100-105 (МТС), (375 29) 3-100-105 (Velcom)