Антон МАЦКЕВИЧ

Постановлением Совета Министров от 29.06.2010 г. №976 утверждена госпрограмма, основными целями которой являются оптимизация численности населения столицы республики и вынос (перенос) в населенные пункты республики производственных объектов, не соответствующих регламентам генерального плана г. Минска. Как избавление от группы «лишних» предприятий, так и попытка равномерного «распределения» белорусов по стране - проекты в некотором роде экспериментальные, со всеми вытекающими из этого статуса рисками.

Всего из Минска в различные населенные пункты республики планируется вынести или перенести 18 производственных объектов, сообщил начальник управления градостроительства Комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Сергей КОЗЛОВСКИЙ.
Процесс пройдет в два этапа. В период с 2010 по 2015 г. новую крышу над головой получат 12 столичных производственных объектов: РУП «Минский авиаремонтный завод», «Аэропорт Минск-1», Станкостроительный завод им. С.М.Кирова, РДПУП «Минская типография», ПРУП «МЗОР», «Будтэх», филиал «Птицефабрика им. Крупской» ОАО «1-я Минская птицефабрика», филиал УП «Минскоблгаз», ПТРУП «Минск Кристалл», Минское РПУ, ОАО «Дрожжевой комбинат», «Белорусские обои» и «Сукно».
На втором этапе (2016-2020 гг.) за черту города планируют вынести еще шесть предприятий: ОАО «Опытно-экспериментальный завод технологического оборудования», «Галантэю», «Минский экспериментально-фурнитурный завод», Минскмебель и Минскпроектмебель, Минское обувное ОАО «Луч».
По словам, С.Козловского, «по целому ряду производств определены площадки, ведется проектирование, идет поэтапный вынос и перенос объектов». В отношении некоторых предприятий Президент РБ уже подписал указы, определяющие сроки и источники финансирования проектов. По подсчетам частных экспертов, для реализации всех мероприятий необходимо около 600 млн. долл. Впрочем, оценить точную стоимость всех запланированных мероприятий пока сложно, так как идут разработка бизнес-планов и поиск внешних инвесторов на освоение большей части высвобождаемых территорий. Не до конца ясно также и будущее местоположение большинства производств. Если добавить к вышесказанному другие нерешенные вопросы, в частности, где взять квалифицированную рабочую силу на новом месте, становится понятно, почему в приватных беседах руководители некоторых предприятий проявляют отрицательное отношение к переезду. Понять это несложно, по сути, им придется организовывать новое производство и решать сопутствующие проблемы.
Не хватит места в родном городе и многим минчанам. Значительной части очередников предложат переехать в города-спутники. Госпрограммой данным статусом наделены 9 городских поселений: промышленные - Дзержинск, Жодино, Фаниполь; агропромышленные - Смолевичи, Столбцы, Узда, Руденск; туристско-рекреационные - Заславль и Логойск.
Оценивать масштабы миграции пока рано. Какой результат будет получен после реализации программы, не берутся судить даже разработчики. В настоящий момент утверждены два экспериментальных проекта в Смолевичах - строительство к 2015 г. района многоэтажных домов (на 10 тыс. человек) и возведение коттеджного жилого района (на 14 тыс. человек).
Только после заселения данных объектов и подсчета затрат будет принято решение о дальнейшем ходе программы.
Отметим, что источниками финансирования строительства первого района анонсируются средства граждан, организаций-застройщиков, городского и республиканского бюджетов. Во втором случае столичные власти лишь создадут проект, построят инженерную инфраструктуру, объекты соцкультбыта, а земельные участки передадут очередникам Минска, которые за собственные средства и льготные кредиты будут возводить жилье.
Развитие городов-спутников призвано решить проблему перенаселения столицы. «Никто не закрывает Минск, но ограничивать приток надо, как бы непопулярно это не звучало», - отметил в октябре прошлого года Александр Лукашенко.
Процесс сокращения населения РБ (за 10 лет на 5,5%) с одновременным ростом числа минчан продолжается достаточно длительное время. За 65 послевоенных лет численность жителей столицы возросло более чем в 10 раз, к 1 июня 2010 г. достигнув 1,84 млн. человек, что составляет 19,4% всего населения республики. Данная ситуация не характерна для большинства европейских стран, где только около 8% человек выбрало местом жительства политический центр.
Основная причина создавшегося дисбаланса - внутренняя миграция. Только в течение последних 6 лет в Минск въехало на постоянное жительство около 150 тыс. человек.
Данная ситуация обострила квартирный вопрос. В 2005 г. насчитывалось 171,2 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2009 г. показатель перевалил отметку в 270 тыс. Прогрессирующая очередь растянулась на 10 лет.
Есть и целый ряд других сложностей, связанных с перенаселением, в частности, ухудшение экологической обстановки и сложности с транспортным обеспечением. Естественно, закрывать глаза на данные проблемы нельзя. Но самый ли удачный способ их разрешения выбран, вопрос довольно спорный - принятая госпрограмма не направлена на исправление причин внутренней миграции.
По мнению экспертов, стремление белорусов в столицу связано с более высокой заработной платой и развитой системой высшего образования.
Доходы минчан действительно значительно превышают средний уровень. Номинальная средняя зарплата за июнь 2010 г. в столице равнялась 1610 тыс. руб., в то время как в занявшей второе место Минской области показатель составил только 1206,1 тыс.
Аналогичная ситуация и с официальным числом безработных, численность которых на конец мая в стране составляла 0,9% от экономически активного населения, а в столице - 0,4%. В связи со своей незначительностью данные цифры поразить воображение не могут (по оценке специалистов, «скрытые» данные в 10-30 раз выше), но общую картину разбежки (более чем в два раза) вполне позволяют составить.
Кроме того, в Минске сосредоточены 27 из 55 вузов. Существующая система распределения не способна «разбросать» выпускников равномерно по стране, часть молодежи оседает в полюбившемся городе.
Разрешит ли данные проблемы механический переброс 25 тыс. человек в города-спутники и в случае успешности эксперимента продолжение «стройки» в других городах? Вряд ли. Да и насколько целесообразно выгонять из города десятки, а то и сотни тысяч минчан - большой вопрос. Тем более вопросы трудовой деятельности нуждаются в серьезной проработке. Например, Смолевичи находятся в 30 км от столицы. Создание новых рабочих мест там пока только планируется, а вынос предприятий не привязан к городам-спутникам.
В качестве одного из вариантов решения проблемы эксперты предлагают отказаться от строительства социального жилья в Минске. Перестав дотировать возведение подобных объектов (а в перспективе их содержание), государство сэкономит средства и автоматически решит проблему перенаселения Минска. В свою очередь, у граждан будет выбор: позволяют средства купить квартиру - будут жить в столице, нет - «расширятся» в другом месте.
- Одна из целей развития городов-спутников - поднять их социально-экономический статус. А это означает - направить туда высококвалифицированное население столицы, что позволит создать благоприятные условия для развития в малых городах производственно-экономической базы, - отметил С. Козловский. Это вкупе с льготами, предоставляемыми программой развития малых и средних городов, должно стимулировать интерес потенциальных инвесторов. Впрочем, возникает вполне резонный вопрос: что мешает сейчас бизнесу инвестировать в те же Смолевичи? Почему жители окрестных городов едут на работу в Минск и не повторят ли этот «сценарий» обитатели новостроек? При сохранении нынешней ситуации наверняка так и будет. Ведь едут в Минск не из-за отсутствия жилплощади.
В настоящий момент будущее программы покрыто туманом, поэтому анализировать ее плюсы и минусы (как в части переноса предприятий, так и переселения соотечественников) можно лишь гипотетически. В то же время, видимо, нуждается в корректировке программа развития малых и средних городов, а также возрождения и развития села. Свою функцию они похоже не выполняют: в поисках лучшей доли люди по прежнему устремляют взоры в Минск и зарубежные страны.