Леонид ГРИШУКЕВИЧ

Мировой финансовый кризис нанес значительный ущерб большинству стран. О том, как вернуть прежние темпы развития, до сих пор раздумывают специалисты в странах ЕС, США, Китае, России… Одно из наиболее популярных решений по стабилизации ситуации в долгосрочном периоде времени - усиление контроля государства над процессами в экономике. В Беларуси наблюдается обратная ситуация: проблемы навели органы государственной власти на мысль активизировать процесс либерализации.

В течение трех лет предпринят ряд шагов, направленных на улучшение ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности. Сократилось количество уплачиваемых налогов и иных платежей. Введены плоская шкала налогообложения (12%), электронное декларирование, изменены сроки подачи документов. В настоящий момент налоговый кодекс предусматривает 30 платежей. Но в рамках обычной хозяйственной деятельности будут уплачиваться только 5 сборов (НДС, на прибыль, недвижимость, земельный и экологический налоги).
Советом Республики 15 июня одобрен закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, в котором содержится норма резервирования для МСП не менее 10% общих объемов госзаказа.
На 36% сократилось число административных процедур. На ряд товаров и услуг отменено ценовое регулирование. Сокращен список лицензируемых видов деятельности (до 51 позиции), упрощена процедура выделения земельных участков, идет активная работа по акционированию и приватизации предприятий и т.д.
На заседании Республиканского клуба директоров при БСПН имени М.С.Кунявского заместитель министра экономики Андрей ТУР сообщил, что в числе прочих данные изменения уже увеличили на 40% количество юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
В планах - очередные нововведения. Основной блок изменений касается дальнейшего реформирования системы налогообложения. В частности, планируется придать ей стимулирующий характер: для субъектов, добросовестно исполняющих обязательства, предусмотрены преференции.
По словам начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрия КИЙКО, в 2011 г. отменят авансовые платежи по налогу на добавленную стоимость и акцизам. По НДС плательщикам предложат самостоятельно определять срок уплаты: ежемесячно либо ежеквартально. Декларация будет подаваться в марте текущего года с указанием планируемой суммы прибыли. При этом плательщик сможет ошибиться не более чем на 20% в большую или меньшую сторону.
С 2011 г. начнется льготирование на 50% уплаты налога на прибыль по факту осуществления инвестиций в основной капитал без привязки к амортизационным отчислениям.
Больше не будет налога на услуги и сбора на развитие территорий, предлагается упростить экологический налог. Из самостоятельных платежей исключат сбор за ввоз на территорию Беларуси озоноразрушающих веществ.
Обещано снижение ставки налога на прибыль. Кроме того, предполагается уменьшить в два раза размер платы за пользование системой электронного декларирования.
Сокращение налоговых платежей до 26 единиц должно снизить общую налоговую нагрузку по отношению к прибыли организаций до 60%, а временные затраты на расчеты на 66% - до 300 ч в год. «В результате данных мероприятий в экономике останется около 720 млрд. руб.», - сообщил Д. Кийко.
В среднесрочной перспективе ожидается отмена права местных Советов депутатов устанавливать повышающие и понижающие коэффициенты к ставкам земельного налога и на недвижимость. С 2012 г. планируется ограничить размер налога на прибыль до 20%. К 2013-2014 гг. возможен отказ от обязательных отчислений в инновационные фонды. К этому времени будет рассмотрен вопрос о снижении размера НДС, сообщил Д. Кийко. Наконец, обсуждается поэтапное сокращение отчислений в Фонд социальной защиты населения.
Кроме того, по словам А.Тура, будет поставлен барьер на пути «изобретения» новых административных процедур. «Инструкции ведомств и местных властей - это как гидра. Одну процедуру уберешь, а на ее месте 2-3 новые появляются», - отметил замминистра экономики. То есть положительный эффект от ликвидации ряда бюрократических препон сводится на нет введением на ведомственном уровне новых.
В ближайшее время ожидается принятие указа о лицензировании, в котором предполагается отменить выдачу разрешительных документов на 16 видов деятельности, 7 из них включают в себя более 60 составляющих работ и услуг. Дополнительно уберут выдачу лицензий еще по 60 позициям. Впрочем, работа над документом затягивается. Как рассказал Андрей Тур, «очень много у нас оппонентов, никто не хочет отдавать именно такой инструмент регулирования». Если удастся пролоббировать указ в нынешнем виде, число лицензий сократится на 60%, а время на выдачу документа уменьшится с 30 до 15 дней. Устанавливается и исчерпывающий перечень случаев отказа в выдаче лицензии. Сократятся требования к предоставляемым документам и определены основания, необходимые для аннулирования разрешения.
Кроме того, в перспективе планируется полная отмена ценового регулирования. Система сертификации и технического нормирования будет унифицирована со стандартами Таможенного союза, а потом и ЕС. В числе плана мероприятий - совершенствование механизмов приватизации госимущества. Одной из задач на текущий год является разработка проекта закона о государственно-частном партнерстве.
Эти и иные проблемы будут учтены в Директиве №4. Кроме вышеперечисленных изменений в проекте документа предусмотрено упрощение условий осуществления инвестиционной деятельности (особенно направленной на привлечение новых технологий и ресурсосбережение), а также усиление гарантий прав собственности путем пересмотра и отмены ряда нормативно-правовых актов, допускающих необоснованное вмешательство госорганов. Будут исключены излишние проверки коммерческих организаций, оптимизированы штрафы, чтобы нарушения и взыскания были соразмерны.
Еще один приоритет, который четко прописан в готовящемся документе, - это экспорт. Государство обещает поддержать любой вид бизнеса рассчитанный на внешние рынки. Справедливости ради необходимо отметить что этот 2-3-страничный документ - скорее политический, в котором не говорится о конкретных шагах. По словам Андрея Тура, конкретные меры по либерализации пропишут в отдельном плане мероприятий уже после принятия директивы.
Реализация данных мероприятий должна позволить по итогам пятилетки довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП минимум до 30% (в 2009 г. - 11,4%), а также войти Беларуси в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями для ведения бизнеса.