Тадеуш ХВАЩИНСКИЙ

Несмотря на прилагаемые правительством усилия, вклад сферы услуг в ВВП Беларуси ниже, чем в других развивающихся странах. Данная тенденция оказывает негативное влияние на всю экономику - отставание сектора тянет вниз ряд смежных отраслей. Разобраться в причинах создавшейся ситуации решили эксперты Всемирного банка, подготовившие аналитическую записку «Беларусь: тенденции и проблемы в сфере услуг».

По их мнению, в нашей стране длительное время проводилась политика, направленная на поддержание роста промышленности и сельского хозяйства в ущерб развитию услуг. Она заключалась в так называемом «нарочитом невмешательстве», в то время как другие отрасли экономики активно стимулировались. В итоге на промышленность и строительство пришлось две трети совокупного роста ВВП в 2008 г. по сравнению с 30% в 2001 г. В настоящее время доля услуг в ВВП составляет около 41%, в то время как в развитых странах - от 70% и выше.
Эксперты Всемирного банка проанализировали сопоставимые друг с другом экономики. Оказалось, что отношение услуг к ВВП в случае Беларуси находится ниже линии тренда по сравнению с другими растущими экономиками.
Это представляет собой серьезную проблему для перспектив долгосрочного роста экономики, поскольку промышленность, сельское хозяйство и экспорт столкнулись с потерей конкурентоспособности даже на традиционных рынках.

Газ или тормоз экономики?

По мнению экспертов ВБ, одной из ключевых задач руководства страны является развитие деловых услуг, обеспечивающих эффект «перелива» положительных результатов в промышленность. Проведенный ВБ опрос руководителей предприятий показал понимание ими современных тенденций.
Из тенденций рынка выделим довольно малый процент предприятий, вообще не использующих деловые услуги. Что, впрочем, не вызвало бурного развития профильного рынка (аутсорсинга). Большая часть субъектов хозяйствования (65%) сохраняет консервативность в вопросе привлечения сторонних организаций. Динамика аутсорсинга носит неоднородный характер: она была положительной в маркетинге и рекламе, логистике, сервисном обслуживании, разработке технической документации, управленческом консультировании и кадровых услугах. В то время как в отношении юридических и бухгалтерских услуг, обслуживания технологического оборудования и разработки новых видов продукции оказалась отрицательной.
Наиболее часто сторонними организациями выполняются аудит системы управления качеством, испытания, контроль, техническое обслуживание и ремонт специального оборудования и продукции, сертификация, приватизация, патентные услуги и уборка помещений. Несколько реже к их услугам прибегают в части маркетинга и рекламы, логистики, транспортировки и хранения грузов; сервисного обслуживания информационной системы (программное обеспечение, компьютеры, сети и т.п.), разработки и сопровождения проектной, технической или иной документации.
За счет собственных сил компании разрабатывают новые виды продукции, ведут бухучет и юридическую документацию. Чуть чаще задействуются собственные ресурсы при обслуживании технологического оборудования (кроме гарантийного), управленческом консультировании, аналитической и информационной поддержке, подборе и обучении персонала.
На откуп частнику отданы сервисное обслуживание информационных систем, логистика, бухгалтерские услуги, маркетинг и реклама. В разработке новых видов продуктов, проектной и технической документации, кадровых услуг лидируют госструктуры.
К помощи иностранных партнеров у нас прибегать не принято. Исключения: обслуживание технологического оборудования, разработка новых видов продукции, маркетинг и реклама, логистика и транспортировка.
Зачастую отказываются от обращения к сторонним организациям при разработке и сопровождении проектной, технической и иной документации, создании новых видов продукции. Причины подобной тенденции: высокий уровень инженерного образования (соответственно наличие больших научно-исследовательских подразделений), недостаточное предложение и риск утечки информации. Последний фактор указывает на значительную проблему защиты прав интеллектуальной собственности. В отношении логистики и транспортировки регулярно отмечалась устаревшая нормативно-правовая база, которая препятствовала передаче работ другой структуре.
Сразу 352 из 516 предприятий в ответ на вопрос о внешних деловых услугах отметили, что они были необходимы, но недоступны. В этой связи чаще всего упоминались разработка новых технологий, подготовка высококвалифицированных кадров, установка современных информационных систем на предприятии и создание новых конкурентоспособных видов продукции. Чуть реже руководители жаловались на дефицит услуг в области управления и логистики. Все вышеперечисленное крайне негативно сказывается на конкурентоспособности производств.
Неудовлетворенный спрос на деловые услуги оказывает непосредственное влияние на конкурентоспособность производств. Данная проблема может быть вызвана как отсутствием информации, так и недостаточным развитием отрасли.

Ответ отрицательному сальдо

Еще больше повышает важность сферы услуг стабильное поступление от данного вида деятельности валютных средств. Сальдо внешней торговли услугами в январе-мае 2010 г. сформировалось положительным и составило 764,9 млн. долл. Впрочем, если не предпринимать мер по поддержке сектора, ситуация в ближайшие годы может измениться. Экспорт услуг с 2000 по 2008 г. вырос практически в 4,3 раза, однако импорт прибавил почти в 5 раз. Сохранилась эта тенденция и в нынешнем году: экспорт по сравнению с январем-маем 2009 г. увеличился на 32,9% (до 1,714 млрд. долл.), импорт - на 34,6% (949,8 млн.).
Транспортные услуги играют ведущую роль в экспорте Беларуси. Их удельный вес вырос, увеличившись с 55% в 2001 г. до 70% в 2008 г. На долю трубопроводного транспорта пришлось 40% этого объема. Ожидается, что выручка от транзита в 2010 г. составит около 2 млрд. долл. К 2015 г. показатель должен вырасти еще на 24% несмотря на предполагаемое падение выручки от прокачки российской нефти и газа.
Наряду с транспортом одно из перспективных направлений - IT-отрасль. По официальным данным, в 2009 г. экспорт составил 159,1 млн. долл. против 154,7 млн. в 2008 г. Доля Беларуси на мировом рынке IT за последние 7 лет выросла более чем в 5 раз - с 0,02 до 0,1%.
Другие сектора развиваются менее активно. Нельзя сказать, что у нас не предпринимаются попытки изменить ситуацию. В Беларуси действует комплексная программа развития сферы услуг на 2006-2010 гг. В ней особое внимание уделяется транспорту, связи, науке и научному обслуживанию, образованию, культуре и здравоохранению, а также услугам, обеспечивающим инфраструктуру рыночного хозяйства (консалтинговым, риэлтерским, банковским, страховым, информационным и др.).
Ожидалось, что реализация заложенных мероприятий позволит довести долю услуг в ВВП до 46-48%, создать не менее 100 тыс. рабочих мест, увеличить объем реализации платных услуг населению в 1,6 раза. Впрочем, выполнению и перевыполнению планов помешал кризис. В 2009 г. замедлился рост практически по всем показателям, а по некоторым было зафиксировано падение.
Делясь планами на следующую пятилетку, первый заместитель премьер-министра Владимир СЕМАШКО выразил надежду, что сфера услуг будет двигаться опережающими темпами по отношению к производству. Правда, вряд ли она «рванет» сама по себе. Для выхода на новый уровень необходимо создать соответствующие условия. Опираясь на аналитическую записку Всемирного банка, можно утверждать, что до решения данной задачи правительству далеко.
Плата за нерасторопность - проблемы с внешним финансированием. Во многих странах с переходной экономикой сектор привлекает основной объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Продолжение либерализации торговли, открытие внутренних рынков, приватизация госмонополий позволит увеличить поступления валюты и нашей стране.
Положительным примером служит банковский сектор, где ПИИ с низкого уровня 0,2% ВВП в 2007 г. поднялись до 1,1% в 2009 г. Это произошло благодаря изменению правил и норм регулирования (отмена права золотой акции и верхнего лимита участия иностранных инвесторов в капитале) и приватизации государственных финансово-кредитных учреждений, которая началась с БПС-банка.

Как жить дальше?

Переключение внимания зарубежных компаний на другие отрасли (в том числе и сферы услуг) в настоящее время маловероятно. Из 20 стран региона Восточной Европы и Центральной Азии, включенных в оценку деловой среды для трансграничных инвестиций, Беларусь выглядит наименее открытой. Полностью закрыты услуги стационарной телефонной связи, передача и распределение электроэнергии и транспортировка грузов железнодорожным транспортом. В ряде других секторов, включая средства массовой информации и страхование, установлено, что доля иностранного капитала не должна превышать 50%.
Мешает развитию сферы услуг и чрезмерное регулирование. Продолжают устанавливаться цены на юридические и технические услуги, ограничивается рентабельность аудиторских фирм. Предприятия торговли и общественного питания страдают от требований, касающихся часов работы и доли отечественной продукции (75% в продовольственных магазинах). Данная ситуация мешает созданию новых предприятий, препятствуя развитию конкуренции, производительности, качества, доступности и обоснованности цены.
В аналитической записке утверждается, что частные компании находятся в неравных условиях по сравнению с госорганизациями. Им достаточно проблематично получить заказ от госкомпаний. Подавление конкуренции отрицательно сказывается на качестве и предложениях услуг.
Нуждается в реформировании инструмент лицензирования. В настоящее время в Беларуси существует 230 тыс. лицензий. Из них преобладающее большинство - три четверти - относится к предоставлению услуг. Отмена большей части разрешений анонсировалась более года назад, но принятие документа постоянно откладывается.
Пока же перечень условий лицензирования слишком широк, что создает риск закрытия предприятия в результате неосознанного нарушения этих требований. Кроме того, ограничивается конкуренция, так как новым компаниям сложно выйти на рынок.
До сих пор не решены проблемы прав собственности, высоких ставок налогов, нехватки квалифицированных кадров и равного доступа к финансированию. Последний аспект является показательным. Крупные госпредприятия получают льготные кредиты и бюджетные субсидии. Частные компании вынуждены довольствоваться ресурсами по рыночным ставкам.