Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Все ремонтные предприятия военного назначения ранее входили в штатную структуру Министерства обороны, поэтому у руководящего «штурвала» стояли люди с погонами. Переход в «гражданскую» ипостась прошел для ОАО «558 авиационный ремонтный завод» без видимых потерь, поскольку в советские времена предприятие занималось обновлением сложнейших видов авиационной техники, и его специалисты обладали высочайшей квалификацией.
В год сервисное обслуживание проходило до 170 летательных аппаратов, из них 40% - экспорт. Но это одновременно создавало сложности в работе, поскольку самолеты Су-17 и Су-22 в Военно-воздушных силах Республики Беларусь никогда не эксплуатировались. Отсутствие внутреннего заказа ставило предприятие в зависимость от внешних обстоятельств, при этом авиационную технику, находящуюся на вооружении ВВС нашей страны, приходилось ремонтировать за границей.
- В те времена предприятие испытывало определенные сложности с оборотными средствами, - говорит директор завода Владимир РЫБИН. - Объем заказов был минимальным, при этом требовалось находить средства для модернизации. Ведь только расширение собственных технологических возможностей могло обеспечить рыночную переориентацию предприятия. За счет собственных средств удалось расширить номенклатуру ремонтируемой техники, за 9 лет освоили обслуживание практически всей линейки самолетов, которые эксплуатируются в Беларуси: Су-25, МиГ-29, Су-27, в рамках конверсии - Ан-2. Это существенно повысило наш производственный и экспортный потенциал. С 2002 г. начали проводить ремонт вертолетной техники: Ми-8 различной модификации, Ми-24, освоили глубокую модернизацию самолетов и вертолетов. Таким образом, из всех аналогичных производств СНГ и стран - бывших участниц Варшавского договора мы обладаем самым широким спектром услуг по ремонту авиационной техники оборонного назначения.
По словам Владимира Ивановича, неоценимый вклад в становление экспортной составляющей предприятия оказал институт белорусских спецэкспортеров: ЗАО «БелТехЭкспорт», Государственное внешнеторговое унитарное предприятие «Белспецвнештехника», Государственное экспортно-импортное предприятие «Белвнешпромсервис», которые на внешних рынках представляют интересы всего оборонного комплекса Беларуси. ОАО «558 авиационный ремонтный завод» также имеет все необходимые разрешения для ведения внешнеэкономической деятельности. В совокупности усилия спецэкспортеров, маркетинговой службы предприятия, стабильный государственный оборонный заказ позволяют заводу работать прибыльно, постоянно наращивая объемы производства.
Одно из самых важных конкурентных преимуществ предприятия - проведение глубокой модернизации летательных аппаратов, которая дает «вторую молодость» самолетам, конструировавшимся еще в 70-х гг. прошлого века. В процессе реализации данного проекта белорусский завод взял на себя роль координатора, поскольку все конструкторские бюро находились за рубежом. Главные специалисты ОАО «558 авиационный ремонтный завод» стали связующим звеном, им пришлось решать не только сложные технологические, но и организационные задачи.
При модернизации самолета МиГ-29 предприятие тесно сотрудничало с ОАО «РСК «МиГ», ЗАО ОКБ «Русская авионика», украинскими предприятиями. Аналогичное сотрудничество по модернизации Су-27 было налажено с ОАО НПК «Иркут», основным российским производителем самолетов этого типа. Вместе с ОАО «МВЗ им. Миля» велись работы по модернизации вертолетов Ми-8. При этом комплексная увязка модернизации летательных аппаратов и конструкционные изменения проводились белорусскими специалистами. Для решения этих задач было создано собственное конструкторское бюро, которое занимается исключительно вопросами модернизации авиационного комплекса. Расширение технологических возможностей привело к тому, что за последние 2-3 года предприятие по суммарной добавленной стоимости работ вышло на самые высокие показатели советского периода.
Сегодня экспорт составляет 85% общего объема производства. Часть зарубежных заказов выполняется по контрактам, которые заключены спецэкспортерами Республики Беларусь (в 2010 г. примерно 40%), 60% договоров заключает ОАО «558 авиационный ремонтный завод». Но год на год не приходится. Иногда растут объемы внутреннего оборонного заказа. Все зависит от финансовых возможностей стран, которые эксплуатируют авиационную технику, а также сроков проведения обязательных ремонтов. К тому же на этом рынке достаточно жесткая конкуренция и сильные «соперники».
Белорусскому авиационному предприятию в этой конкурентной борьбе, как подчеркнул Владимир Рыбин, помогают побеждать гибкость и оперативность, особенно в период предконтрактной работы. За счет собственных средств предприятие посылает специалистов для близкого ознакомления с техникой, которую предстоит ремонтировать. Это дает возможность более точно определить предстоящие затраты и сформировать конкурентоспособное ценовое предложение. На предприятие обязательно приглашаются будущие партнеры, для того чтобы убедиться в технологических возможностях завода и профессиональных навыках специалистов.
Поскольку кроме Минского авиационного колледжа других учебных заведений этого профиля в Беларуси нет, на предприятии создали собственную систему подготовки специалистов начального уровня, которая успешно работает. Конечно, нынешнюю молодежь не всегда устраивает зарплата, но здесь выручает преемственность поколений: на заводе до 50% персонала - трудовые династии. В этом смысле есть с кого брать пример. Нынешний руководитель занимает директорский кабинет, в котором ранее работал его отец - И.Рыбин. К тому же не последнюю роль играет престижность, возможности для профессионального роста и знакомства с окружающим миром, поскольку завод сотрудничает с заказчиками на разных континентах, и сегодня представители предприятия работают в семи странах мира.
Завод сохранил собственную полномасштабную летно-испытательную станцию. Отряд летчиков-испытателей состоит из пяти человек, освоивших все типы ремонтируемых ЛА. Кроме того, есть штатный технический персонал испытательной станции: механики, инженеры, техники. Испытания в небе обязательно предшествуют передаче заказчику отремонтированных летательных аппаратов.
- Самой важной задачей на ближайшее будущее является минимизация закупок запасных частей, - говорит. В. Рыбин. - На сегодняшний день наши производственные возможности ограничены, пока лишь 7-10% необходимых деталей изготавливаем сами. В течение 3-4 лет собираемся инвестировать около 4 млн. евро в приобретение современного станочного оборудования. При самостоятельном производстве удается в десятки раз снизить стоимость запасных частей и, что не менее важно, обеспечить их своевременную поставку. В рамках программы импортозамещения активно работаем с различными предприятиями машиностроительного профиля. Одна из минских фирм сейчас выполняет очень важный заказ - сложную деталь носовой части Су-27, технологический срок изготовления которой составляет 30 дней при практически непрерывном цикле обработки. К сожалению, не все белорусские предприятия технологически готовы к работе по авиационной тематике, поскольку здесь более строгие требования к точности и чистоте обработки металла, культуре производства. Поэтому пока ориентир на собственные силы.


225320, Республика Беларусь, г. Барановичи, ул. 50 лет ВЛКСМ, 7
Тел.: (+375 163) 42-99-54, факс:(+375 163) 42-91-64
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.