Мария МИХАЙЛОВА

Главным толчком к глобальным переменам в искусстве стало появление и стремительное развитие в конце XIX в. фототехники. По сути, необходимость в визуальном отображении окружающего мира в характерных жанрах – портрете, пейзаже, натюрморте - отпала как бы сама собой. Ведь все это уже можно было отображать в фотографии.

Именно тогда появились разговоры о крахе мирового искусства. Но это было только началом абсолютно новой эпохи - авангарда. Художники искали новые пути для творческой реализации, воплощения своего таланта. Многочисленные художественные эксперименты, стили и направления сменяли друг друга, причем некоторые из них могли существовать считанные месяцы.
На одной из парижских выставок в 1905 г. были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников. Один из французских критиков заклеймил авторов, назвав их «les fauves» - «дикие звери». Так образовалось одно из первых авангардных течений - фовизм. Главное его открытие заключалось, прежде всего, в области цвета. Один из основоположников этого течения - Анри Матисс - был виртуозным экспериментатором. «Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно и структурно. Это моя прирожденная внутренняя потребность», – говорил художник. Его картины, особенно с изображением домашнего интерьера, как бы стирают грань между видимым и воображаемым.
Непосредственное влияние на живопись оказали и поиски философов. Психоанализ Зигмунда Фрейда стал настоящим переворотом: на первый план вышло  «подсознательное», которое, по его мнению, правит всеми мыслями и поступками человека. Именно на этом сделали акцент представители одного из самых популярных направлений авангардизма - сюрреалисты.
 Понятие «сюрреализм» в переводе с французского означает «надреализм», т.е., реальность, выходящая за рамки привычного. Великий Сальвадор Дали был сюрреалистом не только в творчестве, но и в жизни. Он создавал свою собственную реальность и мифологию, где правит «бал» подсознание - сны и галлюцинации, имеющие, однако, до фантастичности явственное изображение. «Сюрреализм - это я, - говорил художник, - нормальность ставит меня в тупик».
Дали стал знаменитым еще при жизни не только алогичностью своего искусства, но и шокирующим поведением, вызывающим образом, созданным художником - лихо закрученные усы в сочетании с безумным взглядом. Все это было частью его творчества: буйного и смелого, иногда даже насмешливого и обескураживающего, но открывающего все новые возможности для художников. Так, зародившиеся в начале 20-х гг. ХХ в. принципы алогичности и субъективности автора стали стимулом для появления еще более парадоксальных течений.
Одно из них - кубизм и сейчас считается самым мощным в искусстве со времен итальянского Ренессанса. Это авангардистское движение произвело революционный переворот в европейской живописи и скульптуре ХХ в. В его основу была положена никогда не затрагивавшаяся в искусстве геометрия.
Центральной фигурой в воплощении идеологии этого противоречивого направления авангардизма считается Пабло Пикассо. Широта творческого диапазона этого художника поражает: от образов классически ясных до кошмарно спутанных, от трагического пафоса до глумливого сарказма. От радостных произведений он устремлялся к работам, проникнутых отвращением к жизни. История, кажется, не знала художника, о котором столько спорили. Он - испанец, но его творчество связано с Францией. Он был живописцем и скульптором, театральным декоратором и графиком, занимался керамикой и иллюстрировал книги. Одна из самых знаменитых его работ - монументальное панно «Герника» - символизирует великую трагедию, массовую смерть, негодование и гнев художника. Острота эмоционального воздействия достигается беспокойным ритмом композиции, геометрическими деформациями, драматической выразительностью полных отчаяния и ужаса человеческих лиц. Следуя основным кубистическим принципам в своем творчестве, главный из которых - передача трех пространственных измерений на плоскости, без нарушения зрительного ощущения этой самой плоскости, Пикассо создал целую систему мира, заключенную в нескончаемые цепи метафор.
На фоне художественных революций в Европе и России уже в 1910-х гг. начинают появляться подпольные художественные ячейки, положившие начало самобытному явлению русского авангарда. Кстати, термин «авангард» появился, как это ни странно, именно в России (название «авангард», т.е. «впереди идущий», было взято из военной терминологии), а затем уже стал применяться как обобщенный термин и в отношении всех мировых направлений современного искусства.
Пожалуй, одним из самых нашумевших художников в истории русского авангарда до сих пор считается Казимир Малевич и его знаменитый «Черный квадрат». Выдвинутое художником направление - супрематизм - было не только вызовом, брошенным публике, утратившей интерес к новаторству, но и одновременным исканием неких общемировых символов мышления, выраженных в абсолютно имперсональной геометрической форме, которая может трансформироваться посредством взгляда.
 Можно предполагать, что впоследствии гипнотическая составляющая зрительного эффекта супрематизма получила новое рождение в одном из самых неоднозначных направлений искусства 60-х гг. - оп-арте, открывателем которого считается французский художник Виктор Вазарелли. Название «оп-арт» в переводе с английского означает «оптическое искусство», для которого характерны композиции, строящиеся на ритмических повторах, резких цветовых и тональных контрастах, пересечениях спиралевидных и решетчатых конфигураций, создающих иллюзию перемещения форм на плоскости и в пространстве. С одной стороны, такой подход можно считать своеобразной игрой со зрителем, но с другой - ненавязчивым решением извечной проблемы изобразительного искусства: достижения своеобразного диалога между автором и зрителем. Рассматривая подобное произведение, зритель невольно «погружается» в него, взаимодействует с изображаемым.
 Появление еще одного революционного направления авангардизма - абстракционизма, а вслед за ним абстрактного экспрессионизма, получившего свое развитие в США, превратило Нью-Йорк в мировой художественный центр, а искусство - в платформу для самовыражения, где во главу угла ставился субъективизм автора, а проще говоря, его возможность создавать реальность такой, какую хочет он сам, не фокусируясь на сюжетах. Так, известный абстракционист - американец Джексон Поллок создавал свои произведения, просто разбрасывая краску на бумаге или холсте, и для этого ему не всегда нужна была кисть, в ход шли самые разные подручные средства. Он считал искусством даже не произведения, а сам акт их создания. То, как он двигался вокруг своих холстов, разбрызгивая краску, было неким творческим танцем, своеобразным представлением.
В ответ на так называемую «безвещественность» искусства, вызванную абстрактным экспрессионизмом, в США широчайшее развитие получило направление поп-арта, или популярного искусства, где та же свобода самовыражения позволяла создавать произведения из мира окружающих вещей, довлеющих над человеком во второй половине ХХ в. Королем поп-арта считается американец Энди Уорхол, прославившийся на весь мир своим диптихом «Мэрилин Монро».
Наряду со всем этими потрясениями в сфере изобразительности в конце ХХ в. стали появляться мнения, что искусством можно считать абсолютно все. Но это не совсем так, ведь совершая порой просто головокружительные и даже абсурдные повороты в сфере изобразительности, покушаясь на каноны, выработанные веками, или зачеркивая их совсем, художники ХХ в. создали то, без чего не видится современное искусство: умозрительную концепцию, глубоко субъективную суть создаваемого произведения, которая изменила само понятие творчества, расширив его до невероятных пределов.