Священник Андрей САВРИЦКИЙ

Сегодня многие открывают для себя Египет как место отдыха, новых впечатлений, экскурсий и поездок. В этой статье поговорим об основных православных святынях Египта, о его многовековой христианской истории.
Сердцем православия в Египте является Синай. Здесь особым образом ощущаешь величие Божества и мимолетность человеческого бытия. Ведь именно здесь пророк Моисей получил от Бога знаменитые 10 заповедей, которые являются основой нравственной культуры всего человечества.
Вся жизнь Моисея - это хождение над пропастью между жизнью и смертью, между Богом и людьми, она полна великих чудесных знамений и тайн высшего откровения. Моисей родился в Египте в семье пленных израильтян. Время его рождения совпало с гневом фараона на весь народ израильский. Распаляясь злобой, он издал жесточайший указ: умертвлять всех младенцев мужского поля, родившихся в еврейских семьях. В это страшное время родился величайший пророк, жизнь которого многократна была на волоске от смерти, но которого хранила невидимая десница Господня. Моисей был особым человек, отмеченным Богом.
Мать Моисея, ослушавшись страшного приказа фараона, долгое время скрывала ребенка, а когда ему исполнилось три месяца, и она не могла больше скрывать его, взяла корзинку, осмолила ее, положила в нее дитя и поставила в тростнике у берега реки. К этому месту приходила купаться дочь фараона. Когда красавица услышала детский плач, ее женское сердце дрогнуло - и она решила взять младенца себе. Он был так красив, что принцесса сразу полюбила его и впоследствие сделала своим законным сыном. Египетская царица нарекла младенца Моисеем, что в переводе с египетского означает «взятый из воды». Она, конечно не знала, что ему предстояло стать вождем всего израильского народа и вывести его из египетского плена в землю обетованную.
В долине, где был когда-то лагерь выведенного из Египта народа израильского, находится православный монастырь. Его официальное название - Священный Великий Монастырь богом благословенной горы Синай, однако его чаще называют монастырем святой Екатерины или просто Синайским. Он расположен на высоте 1570 м в долине между горами Моисея, Екатерины и Сафсафа. Дух захватывает при взгляде на крепостные стены этой оазиса православия среди безводной пустыни.
На территории монастыря растет Неопалимая купина - куст, в пламени которого, согласно Ветхому завету, Бог впервые явился пророку Моисею. Корень этого удивительного растения сохранился до наших дней и дает жизнь новым побегам. Причем ни одна попытка посадить его в другом месте не увенчалась успехом. Над этим корнем устроен святой престол, на котором совершаются богослужения.
Веками монастырь Святой Екатерины был местом традиционного паломничества русских людей. Здесь много икон, старинных книг, колоколов, предметов церковной утвари. В последние годы забытая было традиция паломничества стала возрождаться.
В монастыре хранятся мощи святой великомученицы Екатерины. Она родилась в 294 г. в Александрии. Дочь состоятельных родителей, она не знала недостатка в женихах. Девушка получила хорошее образование - владела несколькими языками, изучала философию, астрономию, поэзию, музыку и математику. Благодаря монаху-сирийцу она стала христианкой. Когда девушка попыталась обратить в христианство римского императора Максимиуса, тот сослал ее в Александрию, где в 305 г. она приняла мученическую смерть. После казни тело Екатерины исчезло. Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на самую высокую гору Синая и нашли там останки Екатерины. В настоящее время мощи великомученицы Екатерины хранятся в небольшой мраморной раке в алтаре великого храма Синайской обители во имя Преображения Господня, на правой стороне престола. Святую главу невесты Христовой покрывает золотой венец, а на одном пальце надето драгоценное кольцо в память обручения Святой Екатерины с Небесным Женихом Христом.
В лабиринте монастырских построек возвышается трехнефная базилика. Работы по ее возведению начались в 542 г. и завершились через девять лет. Часовня Неопалимой купины, сооруженная по приказу Святой Елены, стала составной частью церкви.
Стены, колонны, кровля церкви и надписи на ее стенах сохранились со времен Юстиниана. Самые ранние из икон, находящихся здесь, были написаны еще в VI в. Деревянным входным дверям - 1400 лет. Над ними - надпись по-гречески: «Вот врата Господа; праведные войдут в них». Двери искусно украшены резьбой, выполненной византийскими мастерами, использовавшими ливанский кедр. Они состоят из четырех частей с рельефами животных, птиц, цветов и листьев.
Вдоль базилики установлены двенадцать колонн - по числу месяцев в году. Над каждой - византийская икона со святыми, поминаемыми в определенный месяц.
По числу и ценности рукописей библиотека монастыря уступает только Ватикану. Из 3 тыс. манускриптов две трети написаны по-гречески. Остальные - на арабском, сирийском, коптском и славянских языках.
Существует древний благочестивый обычай подниматься на вершину синайских гор - пик Моисея, где по преданию он беседовал с Богом. Как правило, восхождение совершается ночью, так как из-за жары сделать это в дневное время невозможно! Завершается восхождение на рассвете. Там, на вершине, стоит небольшая уютная церковь. И если среди паломников есть духовенство, в ней, как правило, совершается Божественная Литургия. Построенная еще при императоре Юстиниане, церковь была посвящена Преображению Господню. Разрушенная и потом восстановленная из древних гранитных камней, она освящена ныне во имя Пресвятой Троицы.
Крутой спуск с пика Моисея по убегающим то вправо, то влево гранитным ступенькам ведет на хребет Хорив, в горную долину, где стоит часовня пророка Илии. Великими чудесами он много способствовал восстановлению истинной веры в Бога среди израильского народа и уничтожению идолопоклонства. Безусловное послушание воле Божией, чистота и непорочность жизни, любовь к молитве и созерцанию тайн Божиих - таковы отличительные свойства этого великого пророка. Поражает внешняя простота и аскетизм места, где великий пророк удостоился созерцать Бога. Господь явился ему в веянии тихого ветерка.
C Хорива к монастырю ведет крутой спуск в ущелье - так называемый «монашеский путь». После ночного подъема на пик Моисея большинство паломников спускается по более легкой дороге, зигзагами огибающей гору. «Монашеский путь» начинается от каменной арки - это «Врата в небо», служившие в былые времена пропускным пунктом для желающих взойти на гору Моисея. Монах, сидевший у этих врат, исповедовал поднимающихся на пик паломников.
В двух часах ходьбы находится еще одна святыня - пещера игумена Синайского Иоанна Лествичника. Именно здесь, в этой безмолвной тиши, написал преподобный Иоанн душеспасительную книгу «Лествица».
Скрывая свои подвиги от людей, он иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75 лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Вся жизнь подвижника и его книга «Лествица» служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.