Владимир СВЕРКУНОВ

После возведения одного из московских зданий вдруг выяснилось, что намертво «застрял» башенный кран, который был зажат между новым и окружающими домами. Демонтировать этот механизм обычным способом оказалось невозможно. Спас положение специальный вертолет, который зацепил громадину и унес по воздуху. Однако заказчикам пришлось выложить за такую операцию немалые деньги.

Приводя этот пример, директор частного проектного унитарного предприятия «Оргтехстройпроект» Григорий РЕВЗИН отметил, что причиной такого почти анекдотичного случая стали серьезные просчеты в организации строительных работ, а это, по его словам, целая наука. О том, как она помогает практике, он рассказал редакции.
- Григорий Исаакович, но разве для того, чтобы возвести здание, недостаточно проекта, который получают строители?
- Если специалисты проектных институтов показывают, что строить, то мы - как это делать. Разрабатываем проекты организации строительства, плавно перетекающие в документы, регламентирующие организацию строительства - проекты производства работ, Хочу отметить, что в последние десятилетия отношение к этому важному делу у подрядных организаций стало несколько легкомысленным: мол, что здесь сложного - «нарисуем» сами и будем строить. И нередко случаются казусы, подобные тому, о котором я рассказал. Особенно это актуально для крупных объектов, где обычно применяется большое количество механизмов, имеются сложные грунтовые условия, а также если они сооружаются в плотно застроенных кварталах городов. В этих случаях только детальная проработка технологии и организации строительных работ может привести к выполнению работ в нормативные сроки.
Наша организация осуществляет инженерную разработку всего комплекса работ, связанного с организацией строительства объектов. При необходимости выполняем проектирование специальной оснастки для выполнения строительно-монтажных работ, что было осуществлено, например, на реставрации и реконструкции Национального академического большого театра оперы и балета, где мы разработали оснастку для монтажа крупногабаритного оборудования внутри здания. Подобный проект подготовлен и для Белорусского государственного цирка.
Хочу заметить, что большинство значимых для республики объектов сооружалось и сооружается при участии нашей компании. В их числе самое высотное на сегодняшний день здание в Минске - на улице Танка, каскад домов на пересечении улиц Богдановича-Некрасова. Сейчас ведем инженерную подготовку строительства жилых комплексов «Маяк», «Каскад», делового центра «Комплекс» и многих других объектов.
Стоит также отметить, что одним из направлений деятельности ЧУП «Оргтехстройпроект» является осуществление технического надзора за реконструкцией, модернизацией, капитальным и текущим ремонтом и строительством зданий и сооружений. Эти услуги охватывают весь спектр видов работ, в том числе сантехнических, электротехнических и монтаж газовых систем.
- Как, на ваш взгляд, обстоит дело с организацией строительного процесса в республике?
- Наверное, многие обратили внимание на то, что стройки стали менее агрессивными по отношению к окружающей территории: их площадки, окруженные привлекательными заборами, теперь компактнее, а вокруг нет обычной для строительства грязи. Значит, грамотно организован процесс, в основе которого лежит грамотно разработанный проект производства работ, а это - своего рода высший пилотаж.
В то же время большинство организаций не в состоянии своими силами грамотно подготовить проект производства работ (ППР). Но без этого документа не обойтись: только при его наличии Госстройнадзор выдает разрешение на строительство объекта. Когда мы беремся за его разработку, то сами согласовываем со всеми организациями, включая архитектурные и строительные службы районов, МЧС, ЦГиЭ, ГАИ, СБ Президента РБ. В проекте расписывается последовательность всех стадий строительного процесса, указывается, какие требуется использовать механизмы, как их смонтировать. Безграмотная расстановка может привести к тому, что они будут мешать друг другу. А у нас есть объекты, где стоит по 4-5 башенных кранов. Чтобы правильно расположить их, нужно досконально знать, какие работы и в каком темпе будут вестись на объекте. В конце концов, это непосредственно влияет и на сроки строительства, хотя в данной сфере, на мой взгляд, требуется изменение нормативной базы.
- А что конкретно нужно доработать?
- К сожалению, в нормативах, регламентирующих сроки строительства, заложено недостаточное количество используемой техники, например, предусмотрено, что один кран должен работать на четырех секциях жилого дома. На практике же этого мало, ведь сегодня объемы выполняемых работ превышают прежние в 5-10 раз. И если мы ставим задачи ускорения ввода объектов, то должны максимально использовать достижения механизации. Сейчас ведется работа по подготовке новых нормативов, и данную проблему, по моему мнению, стоит учесть. Ведь нередко из-за устаревшей нормативной базы страдают и заказчики, и подрядные организации, которых штрафуют за то, что они не вписываются в регламент сроков строительных работ. Поэтому надо проектировать такую технологию, которая позволила бы строить так быстро, как требуется, а это предполагает применение дополнительного количества механизмов, и они должны на законных основаниях включаться в сметы.
- В разговоре вы не раз упомянули подъемные краны. Почему?
- Подъемный кран - своего рода «король» стройки. К сожалению, парк этой важной техники пришел в плачевное состояние. И только с приходом нового начальника Управления механизации №79 Сергея Старосветова началась замена отслуживших кранов. А сейчас, при развитии высотного строительства требуются механизмы соответствующих габаритов, с высокой скоростью движения стрелы и вертикального подъема, обладающие надежностью. И мы - единственная в республике организация, которая массово занимается проектированием установки башенных кранов.
У нас сложились хорошие рабочие связи с основными поставщиками башенных кранов в Республику Беларусь: германской компанией Liebher, португальской - Soima, французской - Potain, Ржевским заводом башенных кранов из России и другими предприятиями. Мы всегда в курсе разрабатываемых ими новинок и заранее «примеряем» их к нашим стройкам.
А для размещения подъемной техники порой требуется проявить максимум изобретательности. Например, очень сложным был объект на привокзальной площади - здание факультета международных отношений Белорусского государственного университета. Трудность размещения здесь кранового хозяйства заключалась в том, что под землей проходит линия метро, над которой было проблематично поставить громоздкие механизмы. Мешали и многочисленные подземные коммуникации. Над этой проблемой пришлось долго ломать голову. В конце концов, выполнили усиление инженерных сетей и фундаментов так, что удалось довольно компактно установить механизмы.
- Насколько усложнится ваша работа с расширением строительства в республике зданий повышенной этажности, а может быть, и небоскребов?
- Уже и сегодня объекты бывают настолько сложными, что сами строители имеющимся у них оборудованием не могут обеспечить геометрической точности проекта. Ведь если на первых этажах допустить отклонение от расположения конструкций в плане и вертикальной оси, то с ростом высоты эта погрешность многократно увеличится, и в конечном итоге вместо дома мы получим «пизанскую башню».
Учитывая все возрастающую сложность строительства, в последнее время мы включили в спектр выполняемых компанией работ полный набор геодезических работ. Я считаю, что здания выше 10 этажей должны строиться с обязательным геодезическим сопровождением на каждой отметке, что требует соответствующего проекта. К сожалению, этого почти никто пока не делает даже на высотных зданиях. Мы же, располагая набором дорогих и очень точных электронных приборов, можем обеспечить геодезическое сопровождение объектов, что даст гарантию качества и долговечности возводимых зданий.

ЧУП «Оргтехстройпроект»
220034, г. Минск, ул. З. Бядули, 3-27
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.