Ольга КОВТУНЕНКО

Словосочетание dress code дословно в переводе с английского означает «код одежды». За понятием дресс-кода стоит традиция, рекомендующая «верное» сочетание костюма и аксессуаров. В общем смысле дресс-код - это устойчивые нормы и представления о том, как надо одеваться в конкретной ситуации в той или иной социальной группе, профессиональном коллективе.

Дресс-код имеет прикладное значение - в деловой среде, в первую очередь, в офисе. Он помогает обозначить место человека в бизнес-иерархии. Внешний вид директора должен сообщать, что перед вами руководитель. Костюм сотрудника должен демонстрировать его принадлежность к профессиональной команде.
Остановимся подробнее на том, как правильно одеться, если вы приглашены на официальное торжество. Подобные мероприятия, как правило, сопровождаются пожеланием или даже требованием одеться в соответствии с определенным dress-code, указанном на приглашении.
Наиболее распространенными dress-code являются A5, Black Tie, значительно реже встречается White Tie. Другие условные знаки в основном используются только на Западе. Но все же деловому человеку, часто бывающему в заграничных командировках, наверняка пригодится знание классификации основных сокращений в приглашениях.
1. A5 (After Five) - «после пяти» и обозначает «Kоктейль» - любое вечернее мероприятие, которое начинается после 17.00. Одежда для мужчины: костюм, но не обязательно деловой. Цвета могут быть любые, галстук необязателен. Для дам: коктейльное платье или нарядный костюм с брюками или юбкой.
2. A5c (After 5 casual) - непринужденный вечерний стиль (после пяти вечера). Слово casual («каждодневный») не должно вводить вас в заблуждение. В данном случае речь идет не о потертых джинсах, а о модной дизайнерской одежде или известных бреэндов независимо от того, наденете ли вы нарядный пиджак или шелковую водолазку. Если вы все же не уверены в правильности своего выбора, тогда просто наденьте обычный деловой костюм с нарядной сорочкой без галстука. Женщинам лучше выбрать элегантный женственный костюм или нарядное дневное платье.
3. A5 Semi-formal - «полуформальное вечернее мероприятие» - самый каверзный dress-code. Он как будто предполагает определенную свободу выбора, однако строго в соответствии с мероприятием. В зависимости от ситуации можно придерживаться стандартов After 5 casual или After 5. Мероприятиями, где требуется A5 Semi-formal, аналогичны тем, где необходим Black Tie Invited. Для мужчины: обычно смокинг необязателен. Для мероприятий после 18:00 предпочтение стоит отдать темному костюму. До этого времени допустим обычный костюм с галстуком. Для женщины: после 18:00 лучше надеть платье для коктейля, однако длинное вечернее платье не приветствуется.
4. Black Tie - «черный галстук» - официальный вечерний прием, который устраивается после пяти вечера. Возможными мероприятиями могут стать: официальный вечерний прием, например рождественский, свадьба или премьера в театре. Мужская форма одежды: смокинг, а для очень официальных мероприятий - черный фрак, а также черные лаковые туфли, жилет, сорочка и бабочка обязательно белого цвета. Запомните: надевать черные жилет и бабочку категорически запрещается, если вы, конечно, не хотите быть принятым за метрдотеля или официанта. Одежда женщины: платье для коктейля или длинное вечернее. Вполне уместна бижутерия или лучше - ювелирные украшения.
5. Black Tie Invited - «черный галстук приветствуется» - в этом случае лучше остановить выбор на классическом смокинге. Дамам рекомендуется: платье для коктейля, вечернее или нарядный костюм. A5 Black Tie Invited может быть указано в приглашении на званый ужин в пафосном ресторане, на корпоративный банкет или семейное торжество с большим количеством гостей. Если речь идет о коктейле, то обычно имеется в виду вечернее, но не слишком торжественное мероприятие, обычно с напитками и фуршетом.
6. White-tie (Ultra-formal) - пометка «белый галстук» ставится на приглашениях на церемонии и приемы в первой половине дня (до 17.00). Например: прием у президента, бракосочетание посла, бал, вручение премий. Самый формальный мужской костюм для парадного случая - фрак с белым галстуком-бабочкой, лаковые туфли и карманные часы. Жилет должен быть белым и ни в коем случае черным. Не лишними будут белые перчатки. Женщинам полагается платье «в пол», перчатки, туфли на каблуках и крошечная сумочка. Недопустимо: распущенные волосы, бижутерия и голые руки.
7. Bt (Business traditional) - традиционный деловой стиль - это хорошо сшитый классический костюм из шерсти темно-синего или серого цвета. Этот стандарт наиболее распространен в деловой среде, например, на деловой встрече.
8. Bb (Business best) - официальный деловой стиль или «самый строгий и дорогой деловой костюм». Аббревиатура употребляется для таких мероприятий как ответственная деловая встреча, особенно с иностранными партнерами или деловой прием. В этом случае мужчины надевают лучший деловой костюм, обычно темно-синего цвета, возможно в полоску, одно- или двубортный, ослепительно белая сорочка (лучше с двойными манжетами и запонками), однотонный или в мелкую точку галстук, возможно в красных тонах, платок в нагрудном кармане. Туфли - исключительно черные. Дамам предпочтительны: серый, синий или бежевый костюм, белая блузка-сорочка, возможен галстук, прозрачные телесного цвета чулки, туфли черного цвета или цвета костюма на невысоком каблуке (3-5 см).
9. Bf (Business formal) - формальный деловой стиль - вполне уместным считается нарядный классический костюм или смокинг для особо торжественных мероприятий и вечерних приемов.
10. Bc (Business casual) - неофициальный деловой стиль, который предполагает более свободный, непринужденный внешний вид - пиджак, блейзер, неделовой костюм в сочетании с менее формальными рубашками, рубашками-поло или свитерами. Обычно без галстука или с традиционным галстуком (вязаным, шерстяным, льняным). Летние льняные, шелковые, хлопковые костюмы также подходят к этому стандарту.
11. CF (Casual Friday) - форма одежды по пятницам или так называемый «пятничный стандарт» - неофициальный и даже не деловой стиль в одежде, принятый в некоторых компаниях по пятницам. Пятничный стандарт позволяет чувствовать себя свободнее в конце недели, располагает к общению с коллегами, что приветствуется многими современными организациями.
12. Btr (Business travel) - деловой стиль командировок - костюм для деловых поездок. «Дорожный» костюм должен сохранять форму и не мяться в любой ситуации, поэтому вполне допустимы синтетические добавки, которые придают костюму эластичность и устойчивость к деформациям, или креповое переплетение ткани, что делает ее практически несминаемой. Основным правилом здесь является - одеваться не для путешествия, а для того места, куда вы направляетесь.
Кроме указаний на форму одежды в пригласительных карточках вы можете найти другие не менее важные условные знаки. Среди них могут быть такие:
S.t. (sine tempore лат.) - точно, вовремя, без опоздания;
C.t. (cum tempore лат.) - с опозданием не более чем на четверть часа (академическое опоздание);
R.S.V P - просьба ответить.
К примеру, несоблюдение R.S.V P является самым большим нарушением светского этикета. Если вас приглашают на презентацию, бал или прием, вне зависимости от того, собираетесь вы присутствовать или нет, обязательно позвоните или напишите ответ. И сделать это нужно таким образом, чтобы ответ был доставлен не позже кануна торжества.
Если в приглашении не указано «На два лица» и отдельно не оговорено возможное или необходимое присутствие супруга или супруги, являться лучше без сопровождения. Как правило, приходить в сопровождении можно на увеселительные светские мероприятия - балы, благотворительные вечера, концерты или ужины.
Знание основных правил дресс-кода позволит быть уверенным в том, что вам не придется испытывать неловкость из-за несоответствия внешнего вида месту и событию. Ведь соблюдение правил и норм делового этикета наиболее точно обозначает не только ваш деловой статус, но и индивидуальный стиль.