Генеральный директор «Белтелекома» Константин ТИКАРЬ

«Белтелеком» имеет серьезное преимущество на внутреннем рынке передачи данных, доступа в Интернет и завоевывает рынок телевещания.

- Что лежит в основе динамичного развития компании?
- В основе всех услуг лежит развитая сетевая инфраструктура республиканского масштаба. Благодаря современной и мощной сети мы внедряем новые технологии и сервисы параллельно на территории всей Беларуси, чтобы у жителей всех населенных пунктов был одинаковый набор современных услуг связи. Для подключения частных и корпоративных клиентов к Интернету мы используем технологии xDSL, о чем заявляли в прошлые годы. Следующий этап развития - технологии xPON, т.е. прокладка оптических линий связи прямо к жилым и офисным зданиям. Это значительно улучшит характеристики услуг передачи данных компании, к которым относятся широкополосный доступ в Интернет byfly и цифровое интерактивное телевидение ZALA. Очевидно, что одновременно со сменой технологий широкополосного доступа сети передачи данных меняется и принцип построения сетей. Мы также продолжаем развивать сеть NGN, введенную в эксплуатацию в Витебске в 2009 г., и параллельно работаем над проектом IMS. Это те новые решения, которые позволят оптимизировать доставку наших сервисов абонентам.
- «Белтелеком» под брэндом byfly собрал более полумиллиона абонентов широкополосного доступа в Интернет по всей республике. Кроме проводных подключений ваша компания развивает беспроводные технологии доступа Wi-Fi и WiMAX. Какие планы у компании по развитию беспроводных технологий?
- Широкополосный проводной доступ является сложной услугой с высокими требованиями к параметрам сетей, абонентскому оборудованию и грамотности абонентов, однако он ложится в основу других сервисов. В 2007 г. под брэндом byfly стартовал проект по развертыванию сети публичных точек доступа Wi-Fi. В скором времени беспроводной доступ в Интернет был предложен нами в качестве бонуса к основному подключению для наших клиентов. И этот принцип действует до сих пор: наши абоненты имеют возможность выходить в Интернет в зоне действия любой точки доступа в стране без привязки к конкретному телефонному номеру и бесплатно на бонусных условиях. Сегодня в Беларуси действует более 600 общественных точек доступа. Как развитие способов широкополосного доступа в Интернет в апреле 2010 г. мы ввели в тестово-коммерческую эксплуатацию технологию WiMAX. Первый фрагмент сети из 22 базовых станций построен в Минске. Сейчас сеть совершенствуется и настраивается. Успешное же развитие WiMAX «Белтелеком» связывает с выделением более эффективного частотного диапазона. Этот диапазон позволит организовать высокоскоростной беспроводной доступ в Интернет в белорусских городах с населением более 50 тыс. человек. Согласно предварительным планам в 2010 г. мы хотим установить 301 базовую станцию по всей Беларуси и расширить покрытие в Минске.
- Расскажите, чем WiMax отличается от проводных технологий?
- WiMAX - технология беспроводного широкополосного доступа, которая позволяет выходить в Интернет в любой зоне действия базовой станции, в том числе и в движении. Это немаловажно в век мобильности, когда жизнь движется все быстрее и быстрее. Мы расцениваем WiMAX как дополнение к основному проводному способу подключения, и для брэнда byfly это станет дополнительным аргументом в сторону его предпочтения. Беспроводное соединение WiMAX по сравнению с проводным имеет более простую схему подключения. USB-модем, необходимый для выхода в Интернет, компактен и универсален, как и обычный флэш-накопитель. Мобильность, скорость и простота активации абонента - это преимущества WiMAX как технологии, позволяющей иметь индивидуальный доступ в интернет в любой точке.
- Сегодня очевидна тенденция, когда потребитель выбирает оператора связи, предоставляющего ему максимум интересных услуг. Какой стратегии придерживается «Белтелеком»?
- Полностью с вами согласен в том, что требования к операторам связи у большинства клиентов значительно отличаются, скажем, от тех, что были еще 5 лет назад. Сегодня недостаточно просто дать Интернет и телефонную связь. Необходимо предлагать комплекс телекоммуникационных услуг, созвучный пожеланиям клиента и времени, в котором мы живем. Поэтому в 2008 г. мы запустили проект цифрового интерактивного телевидения IPTV. Смело могу сказать, что он стал прорывом в сфере телевещания в Беларуси и открыл новый рынок интерактивных мультимедийных услуг с высоким качеством. И уже осенью 2009 г. «Белтелеком» представил торговую марку ZALA. Наше цифровое интерактивное телевидение масштабируется на всю республику и открывает населению десятки популярных телеканалов в новом интерактивном формате. По сути, технология IPTV перенесла людей, смотревших в регионах 3-4 телеканала плохого качества, за один день сразу на 50 лет вперед. Подписчиками ZALA уже являются более 100 тыс. человек по всей республике. Даже на таком сформированном рынке телевизионных услуг, который есть в Минске, ZALA чувствует себя уверенно и прирастает за счет своих уникальных возможностей. Платформа IPTV позволяет абонентам ставить эфир в паузу, перематывать телепередачи, записывать их, т.е. формировать свою сетку вещания. Более того, с помощью платформы реализованы развлекательные функции, например, караоке, медиагалереи из фильмов и изображений. Контент ZALA включает также культурные проекты с Академией искусств и Русским театром имени Горького, где представлены популярные спектакли. Все это - неоспоримое преимущество этого проекта.
- Сразу назрел вопрос: как телевизионное направление «Белтелеком» будет развиваться дальше?
- Наш следующий шаг - начало внедрения цифрового эфирного телевидения. Этот проект мы воспринимаем не только как коммерческий, но и как серьезный вклад в переход к цифровому формату телевизионного вещания. Как известно, Международный союз электросвязи определил 2015 г. финальным по завершению цифровизации эфирного вещания. По нашим оценкам, порядка 80% домашних хозяйств в сельской местности и до 15% в городской являются потенциальными абонентами цифрового эфирного телевидения. Около 95% территории Беларуси будет покрыто нами к 2015 г. Новый проект стартует под брэндом ZALA и станет дополнением интерактивному телевидению.
- Резюмируя нашу беседу, отмечу, что «Белтелеком» имеет 3 основных направления: телефония, доступ в Интернет и телевидение. Два слова о ваших планах по формированию пакетных услуг?
- Верно, существует термин Triple Play, соединяющий воедино эти три направления. Сейчас мы занимаемся формированием предложений, включающих в себя все три услуги. Такой подход позволит потребителям лучше ориентироваться в выборе сервисов и получить выгодные предложения. С одной стороны, для пользователя - это снижение суммарных расходов на услуги при покупке их одним пакетом, с другой - для оператора - это возможность предоставить людям больше полезных сервисов. Мы наблюдаем расширение предпочтений наших абонентов, подключенных на какую-либо из наших услуг. Например, человеку с домашним телефоном предлагаем активировать ZALA, а через некоторое время он же подключается и к широкополосному доступу в Интернет byfly. Ориентируясь на эту тенденцию, «Белтелеком» и строит свою стратегию по внедрению и развитию новых технологий и услуг.