Александр ГЛИНСКИЙ

Открытость экономики больнее всего ударила по легкой промышленности, поскольку импорт из Юго-Восточной Азии, даже при невысоком качестве продукции, был конкурентоспособен по цене. К тому же «челночный» бизнес стал фундаментом для становления предприятий малого и среднего бизнеса. Смогут ли крупные предприятия отрасли выстоять в таком жестком рыночном противостоянии? По мнению генерального директора ОАО «Брестский чулочный комбинат» Татьяны МОТОРИНОЙ, успех зависит от быстроты реакции на постоянно изменяющиеся запросы рынка.

Курсом обновления

Комбинат - одно из немногих валообразующих предприятий легкой промышленности Республики Беларусь, которое во все времена работало безубыточно. Уровень рентабельности не снижался ниже 10%, а налоги в бюджет неуклонно росли, достигнув в 2009 г. 17 млрд. руб.
Опыт работы показывает, что там, где предпочтение отдается внедрению новых технологий, там формируются конкурентные преимущества. С 2006-го по 2009 г. объем инвестиций в основной капитал составил 7,6 млрд. руб. Это собственные средства и кредиты банков.
В рамках реализации Государственной программы «Импортозамещение» организовано производство колготок женских из высококачественных полиамидных и эластомерных нитей известных европейских производителей. Созданная торговая марка Dea Mia соответствует по качеству и дизайну лучшим мировым аналогам.
Самые оригинальные решения в ассортиментной политике стали возможными после приобретения современного оборудования для производства и отделки фирм Италии и Чехии. За счет кредитов чешского банка, обслуживающего фирму «Униплет», на весьма привлекательных условиях в 2009 г. реализован контракт на поставку вязального оборудования. Новая техника с расширенными ассортиментными возможностями используется для выпуска носков для мужчин, изделий для детей и женщин.
Так, коллекция классических носков мужских BRest отличается высокой степенью прочности, эстетичностью. При производстве изделий используются различные виды сырья: бамбуковая и вискозная пряжа, мерсеризованный хлопок, высококачественный гребенной хлопок. Особого внимания заслуживает новинка - носки с использованием бамбуковой пряжи, которые великолепно впитывают влагу (в 3 раза больше, чем 100%-ный хлопок), обладают повышенной прочностью и дают ощущение прохлады и комфорта жарким летом.
Коллектив предприятия в основном женский, поэтому с особой любовью разработана и чаще всего обновляется коллекция для детей «Топотушка». А благодаря электронному управлению процессом вязания возможно получение самых разнообразных переплетений и многокрасочных рисунков. Обновление ассортимента повлияло на конкурентоспособность продукции. Новинки «на ура» были восприняты потребителем, поэтому на торговых полках не залеживаются.
В основе разработки коллекций лежит забота о здоровье покупателей, так что «львиная» доля ассортимента приходится на изделия из натурального хлопка, льносодержащей пряжи с применением антибактериальной обработки, что обеспечивает высокие гигиенические свойства.
Ориентация на население со средним уровнем дохода, а это самый емкий рыночный сегмент, и возможность выпуска продукции для всех половозрастных групп населения упрощают работу оптовым покупателям. Ведь удобнее закупать необходимый товар в одном месте, а не собирать с «миру по нитке».
Сегодня из общего объема продаж около 26 млн. пар - 70% - реализуются на внутреннем рынке. Из них около 40% - через фирменную торговлю, которая включает 9 магазинов 3 торговых представительства, открытые во всех областных центрах и крупных городах Беларуси. Приближение товара к покупателю позволяет лучше изучить и удовлетворить спрос.
По словам Татьяны Николаевны, период с 2006 по 2009 г. можно смело назвать этапом внедрения новых энергосберегающих технологий, оптимизации производства и затрат. На предприятии создана целостная система экономии материальных ресурсов, в результате которой обеспечено снижение ТЭР на 25%. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции сократился на 2,5%.
При ежегодном приросте объемов производства численность работающих уменьшилась на 16%, при этом сокращений практически не проводилось. Проведенная оптимизация производственных площадей позволила высвободить отдельно стоящее здание подсобно-вспомогательного корпуса (около 4 000 м2) и сдать в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, которыми создано свыше 300 рабочих мест.


Мечты сбудутся

Интересные начинания применяются и в социальной сфере. Реальной поддержкой многодетных, молодых семей и других категорий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может стать реконструкция под жилые дома общежитий, тем более что потребность в них, благодаря росту объемов строительства жилья в республике, в значительной степени сократилась.
В то же время расходы на содержание объектов непроизводственного назначения снижают инвестиционные возможности промышленных предприятий. Так, ОАО «Брестский чулочный комбинат» ежегодное содержание двух общежитий обходится более чем в 200 млн. руб.
Можно ли снизить расходы без закрытия объектов социальной сферы к обоюдному удовлетворению сторон? Такие преобразования стали возможны благодаря постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2003 г. №45 «О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг», которым рекомендовалось (с учетом экономической целесообразности) переоборудовать общежития под жилые помещения с последующей передачей их в коммунальную собственность. Что, по сути, являлось бы классическим вариантом дешевого жилья. Однако много ли таких жилых домов появилось со времени принятия указанного постановления? В ОАО «Брестский чулочный комбинат» решили использовать эту возможность.
В 2004 г. собранием акционеров принято решение реконструировать требующее капитального ремонта общежитие в жилой дом. Предприятие полностью оплатило расходы по выполнению проектно-сметной документации и выделило 40 млн. руб. на благоустройство прилегающей территории. В итоге 60 семей улучшили жилищные условия по ценам значительно ниже рыночных - 1 кв. м обошелся им в 208-357 долл. в зависимости от периода ввода жилья.
Подобная практика, по мнению Татьяны Николаевны, является хорошим резервом для решения квартирного вопроса. За последние 5 лет 197 работников улучшили жилищные условия, в том числе 137 - за счет государственного строительства, 60 человек - за счет реконструкции общежития.
Повышение социальных стандартов жителей Бреста также волнует руководство предприятия. Первый этаж административного корпуса решено предоставить белорусским предприятиям легкой промышленности под фирменные магазины. Рядом с фирменными магазинами ОАО «Брестский чулочный комбинат» уже открыта подобная торговая точка ОАО «Свитанок» (г. Жодино).
- Мы находимся в густонаселенном районе, говорит Т.Моторина. - И недалек день, когда отдельные магазины сольются в прекрасный торговый центр, где жители города смогут одеться «с головы до ног». Рассчитываю, что такие же шаги предпримут и наши коллеги, предоставив свои производственные помещения под фирменную торговлю. Так что не исключаю появления подобных центров и в других городах Беларуси.
Здоровая конкуренция - это основа продвижения вперед и, судя по всему, ОАО «Брестский чулочный комбинат» не собирается сдавать свои рыночные позиции конкурентам. Скорее, наоборот, с каждым шагом в модернизации производства и управлении предприятием коллектив намерен отвоевывать новые рыночные ниши.

ОАО «Брестский чулочный комбинат»
224020, г. Брест, ул. Купалы, 3
Тел.: (0162) 463-192, 463-489
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.