Владимир КОМАРОВСКИЙ

Дефицит товаров заставляет «крутиться» в поисках необходимого покупателей, избыток - «подстегивает» производителей, которым нужно проявить максимум изобретательности для того, чтобы продать всю изготовленную продукцию в условиях жесткой конкуренции.

Именно в таких «тисках» находятся последние годы отечественные переработчики молока. Этой продукции животноводства, вырабатываемой в Беларуси, вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности еще одной, такой же по численности населения республики. А если учесть, что большая часть изделий имеет ограниченный срок хранения, то проблемы, связанные с их реализацией, здесь намного сложнее, чем в других отраслях.
- Любое изменение конъюнктуры на рынке, особенно внешнем, может выбить предприятие, как говорится, с проторенной колеи, - говорит директор ОАО «Любанский сыродельный завод» Владимир ЛЕОНОВИЧ. - Мы должны иметь такую продукцию, которая позволяла бы в случае необходимости «затаиться» в ожидании благоприятных условий. Поэтому последние годы наращиваем выпуск сыров, в которых высока доля добавленной стоимости, а сроки хранения - в вакуумной упаковке более 4 месяцев - дают свободу маневра на рынке.
Специалисты считают, что именно сыр - своего рода идеальные молочные «консервы» - может стать основной статьей белорусского молочного экспорта. А для этого необходимо наращивать его выпуск на высокопроизводительном современном оборудовании. Именно это сделано в ОАО «Любанский сыродельный завод», где в прошлом году вступила в строй автоматизированная линия мощностью 15 т продукции в сутки. Здесь производится брусковый сыр так называемой голландской группы, в том числе и такой «экзотический» сорт, как «Кантали», рецепт которого, как считают, появился еще 2 тыс. лет назад.
Реализация данного инвестиционного проекта обошлась предприятию в 4,9 млн. евро. Но при этом стали дополнительно получать продукции на 900 тыс. долл. в месяц. Так что с погашением кредитов проблем не будет.
 Еще больше вырастет производство во втором полугодии. Ведь старую линию, на которой прежде выпускались сыры, не сдали в металлолом. Сейчас ведется ее модернизация и в ближайшее время оборудование будет запущено в работу.
- Нам это обойдется в несколько раз дешевле, чем если бы приобретали новую технику, - замечает Владимир Степанович. - Одновременно линия будет перепрофилирована: здесь станем выпускать не брусковые, а круглые сыры. С вводом линии в эксплуатацию предприятие будет располагать мощностями по производству этих изделий как минимум 20 т в сутки, т.е. более чем вдвое по сравнению с 2008 г. А расширение ассортимента позволит привлечь новых партнеров, ведь с точки зрения логистики выгоднее покупать как можно больше сортов у одного изготовителя.
В текущем году в структуре выпускаемой продукции доля сычужных сыров превысила 50%. Это дало возможность за 4 месяца увеличить объем производства в сопоставимых ценах на 9,9% и, таким, образом «вписаться» в установленные предприятию прогнозные показатели. Но здесь есть интересная деталь: сырья на завод поступило только 96,6% к уровню соответствующего периода прошлого года. Рост произошел за счет более глубокой степени переработки молока: выход товарной продукции с 1 т сырья составил около 1,2 млн. руб., или 108,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это еще один аргумент в пользу увеличения доли изделий с высокой долей добавленной стоимости.
В результате реконструкции износ активной части основных фондов сократился до 21%, но модернизация продолжается. В ближайшее время будет освоен выпуск плавленых сырков. Дело в том, что в процессе производства образуется часть сычужного сыра с нарушениями заданных геометрических форм. Раньше его продавали коммерческим структурам по невысоким ценам как некондиционный. Потом рассудили: зачем терять доходы, если можно выпускать вполне приличную продукцию. Скоро в продаже появятся плавленые сырки в пластиковых баночках, среди которых будут и разработанные на предприятии изделия, содержащие шампиньоны, зелень и чеснок.
Реализуются также два проекта по госпрограмме переработки сыворотки и производства сухих молочных продуктов.
- До сих пор всю сыворотку, полученную в процессе изготовления сыров и сливочного масла, мы продавали хозяйствам района, а это примерно 135 т сутки, - говорит В.Леонович. - Но с ростом производства этого сырья значительно добавится. Появляется экономическая целесообразность перерабатывать его на самом заводе. На первоначальном этапе будем сгущать этот продукт и отправлять на сушку к соседям - на Слуцкий сыродельный комбинат. А затем, обзаведясь соответствующим оборудованием, начнем выполнять эту операцию сами. Такая продукция пользуется спросом на мировом рынке, и ее реализация даст возможность увеличить валютные доходы.
Инвестиций требует и Солигорский молочный завод, переданный предприятию в рамках укрупнения производств молочной отрасли. По словам Владимира Степановича, этот филиал должен работать преимущественно на город шахтеров со 100-тысячным населением. По нормам потребления на его жителей должно приходиться 70-80 т молочной продукции, а местный завод мог обеспечить только 25-27 т, сосредоточившись в основном на экспорте концентрированного молока в Россию. Поэтому сейчас ставится задача расширить ассортимент цельномолочной продукции, увеличить объем ее выпуска с тем, чтобы через год добиться 50%-ного обеспечения Солигорска местными молочными продуктами. В ближайшее время в филиале будет смонтирована современная линия по выпуску разных видов творога.
- Местные рынки должны обслуживаться близлежащими предприятиями, - замечает В.Леонович. - Ведь не секрет, что в стремлении продать продукцию любой ценой некоторые производители идут на увеличение сроков хранения цельномолочной продукции, а стерилизация и консерванты, мягко говоря, не добавляют ей полезных свойств. Сегодня ясно, что перепроизводство в республике молочных изделий при их, по сути, «стандартном» наборе у разных изготовителей заставляет предприятия конкурировать друг с другом, а такая борьба, особенно в столице и областных центрах, ни к чему, кроме суеты, не приводит. Поэтому мы решили не участвовать в таких «забегах», а искать рынки за пределами Беларуси. Сегодня 90% выпускаемой предприятием продукции поставляется на экспорт, в основном в Россию. Конечно, работать в этой стране сложно, и свидетельство тому - недавняя «молочная война». Причем ситуация, когда в Россию не пускали белорусские молочные продукты, может повториться. Но мы готовы и к таким трудностям. Чтобы они не застали нас врасплох, значительно расширили мощности по хранению сыров. И это нас спасло в прошлогоднем «противостоянии»: когда другие заводы искали, где разместить свою продукцию, мы накапливали ее у себя. И когда российский рынок вновь открылся, без проблем продали ее.
В любом случае, считает Владимир Степанович, спрос определяется качеством, а здесь нет мелочей. Сам он в свое время 10 лет возглавлял в одном из хозяйств животноводство, поэтому молочную проблему знает в комплексе.
- Мы пошли навстречу сельскому хозяйству, - говорит он. - Взяли шефство над тремя СПК, где помогли в оснащении лабораторий и направили туда своих лаборантов, зарплата которых зависит от качества поставляемого нам молока. Поможем в обновлении доильного оборудования, а в ближайшее время возьмем его на обслуживание - сейчас этим занимаются специалисты райагропромтехники, для которых вопросы качества молока стоят далеко не на первом месте. Оплата труда наших механиков будет также зависеть от результатов работы ферм. А поскольку они будут стараться, чтобы оборудование работало без сбоев, то и хозяйства станут меньше платить за обслуживание и при этом получать более качественное, а значит, дорогое сырье.

ОАО «Любанский сыродельный завод»
223810, Минская обл., г. Любань, ул. Социалистическая, 2
Тел.: (01794) 5-58-39 (приемная), 5-55-61 (руководитель)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.lyuban.minsk-region.by