№5 (131) - Май 2010

Скачать PDF

 Тема номера: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    * Аутсорсинг не может быть полноценной основой для развития белорусской IT-индустрии.
    * Мобильный Интернет становится привычным для сотовых абонентов.
    * Как грамотно распознать проблему, которая требует IT-проверки и вмешательства специалистов со стороны?
    * Каким темпами будет вестись техническое перевооружение промышленности?
    * Инвесторам необходима гарантированная защита от макроэкономических катаклизмов.
    * Какую обувь носить белорусам?
    * Как добиться уникальности магазина?
    * Как помочь «круговороту» воды?
    * Какой сервис нужен селу?

  
Что требуется сделать, чтобы в белорусской экономике слабый инновационный ветер сменился умеренным до сильного?

Уважаемые читатели!


Ответ на поставленный вопрос очевиден: необходимо создать условия для конкуренции. В 1992 г. профессор Лудольф на лекции в Академии управления в г. Целле (Германия) высказал мнение о том, что Восток проиграл Западу потому, что в рыночной экономике цена на продукт определяется спросом, а на Востоке она формировалась на основе затрат, к которым добавлялась прибыль. Пришлось возразить, ибо влияние принципа ценообразования на итоги противостояния - вторично. Нежизнеспособность восточной экономики, как и затратный алгоритм формирования цены, предопределяло то, что на Западе существует жесткая конкуренция, а на Востоке ее не было, и слаба она по сей день. По-прежнему производим не то, что требует рынок, а то, к чему приспособлена технология.
Изменение условий работы на российском рынке вынуждает белорусские предприятия совершенствовать производственный процесс и выпускаемую продукцию, но средств для обеспечения конкурентоспособности явно недостаточно. Кроме того, отсутствуют и сколько-нибудь серьезные научные заделы. Россияне, испытывая те же трудности, идут по пути привлечения западных технологий. Этот механизм использовали и юго-восточные страны, ставшие сейчас в ряд высокоразвитых.
В силу того, что Беларуси в современных условиях это сделать сложно или, точнее, практически невозможно, работать необходимо над изменением структуры экономики и научных исследований. Для обеспечения устойчивого положения на внешних рынках необходимо сократить число экспортоориентированных предприятий, переобучая высвобождаемый персонал для сферы услуг. Следует сократить и поле научных изысканий, сосредоточив усилия ученых на научном сопровождении экспортеров. Как экспортный, так и тем более научный результат может быть достигнут только в результате концентрации усилий на наиболее перспективных направлениях. Недавно один зарубежный консультант заметил, что в развивающихся странах стало модно говорить о том, что идет работа и в области нанотехнологий, и IT-индустрии, и в атомной энергетике, и в освоении космоса. Не исключение и Беларусь. Но добиться приемлемых результатов по всем направлениям невозможно. Например, в мире существовало только две страны: США и СССР, в которых полностью создавались самолеты - от проектирования до воплощения в металл. Все остальные государства летательные аппараты делали объединяя усилия. По этому пути начинает идти и Россия.
Но только концентрации усилий недостаточно. Для полноценного участия в международном разделении труда необходимо развивать конкуренцию внутри страны. Это не должно касаться экспортообразующих предприятий. Их сфера - внешняя. На внутреннем рынке рационально организовать конкуренцию между малыми и средними предприятиями. Их инновационные усилия должно поддерживать государство путем организации инновационных центров, венчурных фондов, технопарков, льготированием кредитов и подготовкой специалистов и ученых.
Что касается развития человеческого потенциала, то этот фактор наиболее инерционен. Для его активизации необходимо не только улучшить материальную базу учебных заведений, но и качественно обновить преподавательский состав. Следует расширить стажировки за рубежом, всемерно поощрять научные исследования прикладного характера. Эффективность учебного процесса должна оцениваться обучаемыми в индивидуальном письменном отзыве на прослушанный лекционный курс или проведенные занятия. Эту оценку логично учитывать при аттестации преподавателей и установлении им заработной платы.
Но быстро качество преподавания не изменишь. Поэтому рационально поощрять учебу за рубежом. Следует материально поддерживать талантливую молодежь из числа студентов и ученых, создавая для специалистов условия, исключающие возникновение стремления покидать Беларусь. При этом нужны стимулы, а не запретительные меры. Чем больше они почерпнут из учебы в развитых странах, тем интеллектуально богаче будет Беларусь.
И все же с учетом сложившегося состояния науки и того обстоятельства, что предлагаемые меры дадут результаты только по истечении 5-10 лет, необходимо ставку делать на адаптацию технологий экономически развитых стран к производственным процессам наших предприятий.
Это понимание зреет у нас крайне медленно. Как пример можно привести разработку и производство двигателя мощностью более 300 л.с.
Несмотря на то что еще в 1996 г. при посещении Президентом РБ фирмы International Harvester в Чикаго была достигнута договоренность о строительстве предприятия по выпуску таких двигателей, до настоящего времени они закупаются ПО «МТЗ» и ПО «Гомсельмаш» за рубежом. И только после посещения Президентом в 2010 г. Бразилии и встречи с представителями этой фирмы переговоры о строительстве завода возобновились. Ушло 14 лет на осознание того, что сами мы двигатель не создадим, и все усилия, а они активно предпринимались, напрасны.
Вяло работаем и над организацией производственной кооперации, включая юго-восточные страны и, в частности, Китай. Еще приходится слышать на уровне руководителей концернов, что в мире якобы уже поняли, что перенос производства в развивающиеся страны неэффективен. Однако, напротив, все больше развитые страны отказываются от непосредственного производства и увеличивают долю услуг в ВВП. За этим - будущее.
Хочется надеяться, что мы осознаем истинное положение страны в международном разделении труда и сделаем соответствующие выводы.


С уважением, главный редактор   А.Н. Ковтуненко
СОДЕРЖАНИЕ МАЙ 2010 г.
ТЕМА НОМЕРА: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

4    От аутсорсинга - к собственным программным продуктам
Аутсорсинг - своего рода «поденщина», работа на «чужого дядю» - не может быть полноценной основой для развития белорусской IT-индустрии.
Владимир СВЕРКУНОВ

8    Основные направления развития национальной информационной инфраструктуры на 2010-2015 гг.
Реализация мер, предусмотренных Стратегией развития информационного общества на период до 2015 г., может вывести Беларусь в первую двадцатку стран высокой ИТ-готовности.
Николай ПАНТЕЛЕЙ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

11    Сколько стоит наше меню

12    Генеральный директор «Белтелекома» Константин ТИКАРЬ: Для абонента становится важным иметь одного надежного универсального оператора
«Белтелеком» имеет серьезное преимущество на внутреннем рынке передачи данных, доступа в Интернет и завоевывает рынок телевещания.

14    Интернет, который всегда с тобой
Мобильный Интернет становится привычным для сотовых абонентов.
Дмитрий СТАНЮТА

16    Экономим на IT-аудите
Как грамотно распознать проблему, которая требует IT-проверки и вмешательства специалистов со стороны?
Александр ИВАНОВ

ЭКОНОМИКА

18    Стратегия обновления
Каким темпами будет вестись техническое перевооружение промышленности?
Анатолий ФИЛОНОВ

22    Больше продукции при меньших затратах
В Минске прошел Белорусский промышленный форум.
Владимир ТУР

СТРОИТЕЛЬСТВО

24    Стройнадзор без хозяйского ока
Выход из критической ситуации авторского и технического надзора в строительстве - в усовершенствовании законов и нормативных документов.
Наталья ЩЕЛКУНОВА

26    Экономике нужны молодые «командиры»
Капитальный ремонт и реконструкция жилого фонда требуют решения ряда проблем.
Владимир СОСНОВ

ИННОВАЦИИ

28    Риски должно страховать государство
Инвесторам необходима гарантированная защита от макроэкономических катаклизмов.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

30    «Континент» для сварщиков
Светлогорский завод сварочных электродов конкурирует с импортом, улучшая качество своей продукции.
Наталья АЛЕКСАНДРОВА

ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

31    Какую обувь носить белорусам?
Пока только около трети обуви, которую носят жители Беларуси, - отечественного производства.
Анна МАРКОВСКАЯ

34    Жилье вместо затрат
 Общежития нужно смелее реконструировать под социальное жилье.
Александр ГЛИНСКИЙ

ТОРГОВЛЯ

36    Как добиться уникальности магазина?
Современные методы позволяют повысить эффективность работы торгового предприятия.
Виктория КОЛЕСНЁВА

40    Почему дает сбои «двигатель торговли»?
Для компаний, которые строят свою работу на основе маркетинговой философии производства и сбыта товаров, важно эффективно развивать рекламную деятельность.
Сергей МИХНЕВИЧ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ

42    Идеальный экспортный товар
В экспорте молочной продукции сыры должны играть главенствующую роль.
Владимир КОМАРОВСКИЙ

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

44    Как помочь «круговороту» воды?
Брест первым в республике может получить статус экологически чистого города.
Владимир МИРОВ

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОПЛЕКС

46    Какой сервис нужен селу?
Техническое обслуживание сельскохозяйственных предприятий должно быть комплексным.
Владимир МАХНАЧ

47    Хозяйственный суд информирует

ПРАВО

50    Новое в законодательстве
Системный дайджест документов с 1 по 30 апреля 2010 г.

54    Виртуальная жизнь после указа
Государство вводит регулирование сети Интернет.
Игорь РАПТУНОВИЧ

ИНФОРМАЦИЯ И СТАТИСТИКА

55    Экономические и финансовые новости

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

Наше наследие

Несвижские монастыри
В Несвиже нашли пристанище монахи нескольких орденов.
Сергей ЧИСТЯКОВ

Мода и стиль

60    Жакет как главный элемент делового стиля
Деловой костюм демонстрирует не только финансовые возможности деловой женщины, но и ее воспитание, вкус, знание делового этикета.
Ольга КОВТУНЕНКО

Духовные ценности

62    Путешествия по христианским святыням: чудный остров Кипр
Православие на Кипре имеет древние корни.
Священник Андрей САВРИЦКИЙ

CONTENT MAY 2010
TOPIC OF THE ISSUE: INFORMATION TECHNOLOGIES


4    From outsourcing - to its own program products
Outsourcing - is a kind of “day labor”, work for someone else - cannot be a valuable basis for the development of Belarusian IT- industry.
Vladimir SVERKUNOV

8   Basic trends in development of national information infrastructure for the period of 2010-2015 .
The realization of the measures, provided by Strategy of the development of Information Society for  the period until 2015 ; can derive Belarus into top 20  of the countries of high IT- readiness.
Nikolai PANTELEY

QUALITY OF LIFE

11    How much does our menu cost

12 Constantin TIKAR, Director-General, “Beltelekom”: For the subscriber it becomes important to have one reliable universal operator
“Beltelekom” has serious advantage on the domestic market for the transfer of data, Internet access and conquers the market for telecasting.

14   Internet, which is always with you
The mobile Internet becomes customary for the cellphone subscribers.
Dmitriy STANYUTA

16   We economize on the IT- Audit
How to competently recognize the problem, which requires IT-checking and interference of independent specialists ?
Alexander IVANOV

ECONOMY

18    Strategy of the renovation
At what  rates will the technical reequipment of industry be conducted?
Anatoliy FILONOV

22   More products with less expenditures
Belarusian industrial forum took place in Minsk.
Vladimir TUR

BUILDING

24   Construction Supervision without the master eye on it
The way out of the critical situation of author's and engineering supervision in the building -  the improvement of laws and normative documents.
Natalia SHCHELKUNOVA

26   Economy in need of young “commanders”
Innovation repair and reconstruction of the living-space fund require the solution of a number of problems.
Vladimir SOSNOV

INNOVATIONS

28   Risks should be insured by the state
Investors need the guaranteed protection from the macroeconomic cataclysms.
Alexander GALKEVICH

INDUSTRY

30 “Continent” for the welders
The Svetlogorsk plant of welding electrodes competes with the import, improving the quality of its production.
Natalia ALEXANDROVA

LIGHT INDUSTRY

31   What foot-wear is to be worn by belarusians?
Thus far only about a third of foot-wear, worn by the inhabitants of Belarus, is manufactured domestically.
Anna MARKOVSKAYA

34   Dwelling instead of the expenditures
Hostels must be more daringly reconstructed into the social dwelling.
Alexander GLINSKIY

TRADE

36   How to attain the uniqueness of a store?
Contemporary methods make it possible to increase the effectiveness of the work of a commercial enterprise.
Victoria KOLESNEVA

40   Why does “the engine of trade”  gives failures ?
For the companies, which build their work on the basis of the marketing philosophy of production and sale of goods, it`s important to effectively develop advertizing activity.
Sergey MIKHNEVICH

THE DOMESTIC PRODUCT

42   The ideal export goods
In the export of milk production the cheeses must play the predominating role.
Vladimir KOMAROVSKIY

THE MUNICIPAL SERVICES

44   How to support “the rotation” of water?
Brest can become the first town in the country to obtain the status of an ecologically clean city.
Vladimir MIROV

AGROINDUSTRIAL COMPLEX

46   What service is needed in a village?
The maintenance of agricultural enterprises must be complex.
Vladimir MAKHNACH

47   Economic law court informs

LEGISLATION

50   What`s new in the legislation
System digest of documents of April 1-30, 2010.

54   Virtual life after the edict
State introduces the regulation of  the Internet network.
Igor RAPTUNOVICH

INFORMATION AND THE STATISTICS

55   the Economic and financial news

CLUB “DIRECTOR”

Our heritage

Nesvizh monasteries
The monks of several orders found refuge  in Nesvizh.
Sergey CHISTYAKOV

Fashion and style

60   Jacket as the main element of the business style
Business suit demonstrates not only the financial possibilities of a business woman, but also her training, taste, knowledge of business etiquette.
Olga KOVTUNENKO

The intellectual values

62  TOURS  OF the Christian sacred things: the wonderful island of Cyprus
Orthodoxy in Cyprus has ancient roots.
Priest Andrey SAVRITSKIY

Генеральный директор «Белтелекома» Константин ТИКАРЬ

«Белтелеком» имеет серьезное преимущество на внутреннем рынке передачи данных, доступа в Интернет и завоевывает рынок телевещания.

- Что лежит в основе динамичного развития компании?
- В основе всех услуг лежит развитая сетевая инфраструктура республиканского масштаба. Благодаря современной и мощной сети мы внедряем новые технологии и сервисы параллельно на территории всей Беларуси, чтобы у жителей всех населенных пунктов был одинаковый набор современных услуг связи. Для подключения частных и корпоративных клиентов к Интернету мы используем технологии xDSL, о чем заявляли в прошлые годы. Следующий этап развития - технологии xPON, т.е. прокладка оптических линий связи прямо к жилым и офисным зданиям. Это значительно улучшит характеристики услуг передачи данных компании, к которым относятся широкополосный доступ в Интернет byfly и цифровое интерактивное телевидение ZALA. Очевидно, что одновременно со сменой технологий широкополосного доступа сети передачи данных меняется и принцип построения сетей. Мы также продолжаем развивать сеть NGN, введенную в эксплуатацию в Витебске в 2009 г., и параллельно работаем над проектом IMS. Это те новые решения, которые позволят оптимизировать доставку наших сервисов абонентам.
- «Белтелеком» под брэндом byfly собрал более полумиллиона абонентов широкополосного доступа в Интернет по всей республике. Кроме проводных подключений ваша компания развивает беспроводные технологии доступа Wi-Fi и WiMAX. Какие планы у компании по развитию беспроводных технологий?
- Широкополосный проводной доступ является сложной услугой с высокими требованиями к параметрам сетей, абонентскому оборудованию и грамотности абонентов, однако он ложится в основу других сервисов. В 2007 г. под брэндом byfly стартовал проект по развертыванию сети публичных точек доступа Wi-Fi. В скором времени беспроводной доступ в Интернет был предложен нами в качестве бонуса к основному подключению для наших клиентов. И этот принцип действует до сих пор: наши абоненты имеют возможность выходить в Интернет в зоне действия любой точки доступа в стране без привязки к конкретному телефонному номеру и бесплатно на бонусных условиях. Сегодня в Беларуси действует более 600 общественных точек доступа. Как развитие способов широкополосного доступа в Интернет в апреле 2010 г. мы ввели в тестово-коммерческую эксплуатацию технологию WiMAX. Первый фрагмент сети из 22 базовых станций построен в Минске. Сейчас сеть совершенствуется и настраивается. Успешное же развитие WiMAX «Белтелеком» связывает с выделением более эффективного частотного диапазона. Этот диапазон позволит организовать высокоскоростной беспроводной доступ в Интернет в белорусских городах с населением более 50 тыс. человек. Согласно предварительным планам в 2010 г. мы хотим установить 301 базовую станцию по всей Беларуси и расширить покрытие в Минске.
- Расскажите, чем WiMax отличается от проводных технологий?
- WiMAX - технология беспроводного широкополосного доступа, которая позволяет выходить в Интернет в любой зоне действия базовой станции, в том числе и в движении. Это немаловажно в век мобильности, когда жизнь движется все быстрее и быстрее. Мы расцениваем WiMAX как дополнение к основному проводному способу подключения, и для брэнда byfly это станет дополнительным аргументом в сторону его предпочтения. Беспроводное соединение WiMAX по сравнению с проводным имеет более простую схему подключения. USB-модем, необходимый для выхода в Интернет, компактен и универсален, как и обычный флэш-накопитель. Мобильность, скорость и простота активации абонента - это преимущества WiMAX как технологии, позволяющей иметь индивидуальный доступ в интернет в любой точке.
- Сегодня очевидна тенденция, когда потребитель выбирает оператора связи, предоставляющего ему максимум интересных услуг. Какой стратегии придерживается «Белтелеком»?
- Полностью с вами согласен в том, что требования к операторам связи у большинства клиентов значительно отличаются, скажем, от тех, что были еще 5 лет назад. Сегодня недостаточно просто дать Интернет и телефонную связь. Необходимо предлагать комплекс телекоммуникационных услуг, созвучный пожеланиям клиента и времени, в котором мы живем. Поэтому в 2008 г. мы запустили проект цифрового интерактивного телевидения IPTV. Смело могу сказать, что он стал прорывом в сфере телевещания в Беларуси и открыл новый рынок интерактивных мультимедийных услуг с высоким качеством. И уже осенью 2009 г. «Белтелеком» представил торговую марку ZALA. Наше цифровое интерактивное телевидение масштабируется на всю республику и открывает населению десятки популярных телеканалов в новом интерактивном формате. По сути, технология IPTV перенесла людей, смотревших в регионах 3-4 телеканала плохого качества, за один день сразу на 50 лет вперед. Подписчиками ZALA уже являются более 100 тыс. человек по всей республике. Даже на таком сформированном рынке телевизионных услуг, который есть в Минске, ZALA чувствует себя уверенно и прирастает за счет своих уникальных возможностей. Платформа IPTV позволяет абонентам ставить эфир в паузу, перематывать телепередачи, записывать их, т.е. формировать свою сетку вещания. Более того, с помощью платформы реализованы развлекательные функции, например, караоке, медиагалереи из фильмов и изображений. Контент ZALA включает также культурные проекты с Академией искусств и Русским театром имени Горького, где представлены популярные спектакли. Все это - неоспоримое преимущество этого проекта.
- Сразу назрел вопрос: как телевизионное направление «Белтелеком» будет развиваться дальше?
- Наш следующий шаг - начало внедрения цифрового эфирного телевидения. Этот проект мы воспринимаем не только как коммерческий, но и как серьезный вклад в переход к цифровому формату телевизионного вещания. Как известно, Международный союз электросвязи определил 2015 г. финальным по завершению цифровизации эфирного вещания. По нашим оценкам, порядка 80% домашних хозяйств в сельской местности и до 15% в городской являются потенциальными абонентами цифрового эфирного телевидения. Около 95% территории Беларуси будет покрыто нами к 2015 г. Новый проект стартует под брэндом ZALA и станет дополнением интерактивному телевидению.
- Резюмируя нашу беседу, отмечу, что «Белтелеком» имеет 3 основных направления: телефония, доступ в Интернет и телевидение. Два слова о ваших планах по формированию пакетных услуг?
- Верно, существует термин Triple Play, соединяющий воедино эти три направления. Сейчас мы занимаемся формированием предложений, включающих в себя все три услуги. Такой подход позволит потребителям лучше ориентироваться в выборе сервисов и получить выгодные предложения. С одной стороны, для пользователя - это снижение суммарных расходов на услуги при покупке их одним пакетом, с другой - для оператора - это возможность предоставить людям больше полезных сервисов. Мы наблюдаем расширение предпочтений наших абонентов, подключенных на какую-либо из наших услуг. Например, человеку с домашним телефоном предлагаем активировать ZALA, а через некоторое время он же подключается и к широкополосному доступу в Интернет byfly. Ориентируясь на эту тенденцию, «Белтелеком» и строит свою стратегию по внедрению и развитию новых технологий и услуг.

Владимир СВЕРКУНОВ

Информационные технологии (IT) буквально на глазах меняют содержание и качество нашей жизни. Пресловутая кнопка стала своего рода подобием волшебной палочки: простым нажатием на нее дается старт сложнейшим процессам, будь то производство деталей или приобретение билетов на самолет.

Законы развития

В последние десятилетия лидерство стран в мире во многом обеспечивается развитием IT-индустрии. В Беларуси также есть примеры эффективной работы компаний в сфере информационного «преобразования» жизни. Одна из самых успешных - СП ЗАО «Международный деловой альянс» (IBA), созданная еще в 1993 г. Сегодня здесь трудится более 2,3 тыс. высококвалифицированных сотрудников, разработки которых используются во многих странах мира.
О том, как развивается IT-индустрия в республике, о проблемах, которые приходится решать, рассказывает генеральный директор IBA Сергей ЛЕВТЕЕВ.
- Сергей Вадимович, известно, что СП ЗАО «Международный деловой альянс» было создано с участием всемирно известной компании IBM. Какие связи существуют с ней в настоящее время? Помогает ли это завоевывать новые позиции в мире?
- Сразу отмечу, что значительное количество наших разработок базируется на решениях этой корпорации. IBM была и сегодня является нашим стратегическим партнером, с которым мы совместно осуществляем проекты как для западных заказчиков, так и для заказчиков из Беларуси и стран СНГ.
Наш Технический центр представляет интересы IBM на территории Беларуси. Кроме того, нас связывает единство всех бизнес-процессов, которые, начиная с 1993 г., мы выстраивали с участием и под патронажем этой корпорации. И неслучайно, что в 1999 г. наше предприятие стало одним из шести первых лауреатов Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества: к тому времени у нас уже действовали все международные стандарты в этой сфере.
- А как складываются взаимоотношения с белорусскими учредителями: НИИЭВМ и МПОВТ?
- Существует мнение, что до прихода западных технологий в нашу страну  такие области как создание средств вычислительной техники и  программных продуктов были представлены на довольно низком уровне. Должен отметить, что и НИИЭВМ, и МПОВТ решали сложные задачи, и существовала отечественная школа IT, которая славилась своими достижениями и успехами не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Сложнейшие программно-аппаратные комплексы, созданные для народного хозяйства и обороны, успешно работали. Сегодня мы продолжаем сотрудничество с этими предприятиями, стараемся поддержать их. Например, наша компания совместно с МПОВТ разработала первый отечественный банкомат, а с НИИЭВМ мы развиваем такое направление, как бесконтактные карты различного назначения. Сейчас они внедряются на Минском метрополитене, а в дальнейшем могут стать единым платежным средством на всех видах городского и междугородного транспорта, включая железную дорогу.
- На какие рынки работает IBA? Насколько интересны компании потребители Беларуси, а также России и стран СНГ?
- В первую очередь мы ориентируемся на Западную Европу и США, а в последнее время стали активно работать и в других регионах, в частности, в Южной Африке. Но нам близки и дороги наши белорусские партнеры, хотя модель сотрудничества здесь другая. Если на западном рынке мы выступаем, в основном, как аутсорсинговая компания, то на внутреннем пытаемся предложить свои решения: как программные разработки, так и программно-аппаратные комплексы. Например, значительную долю занимают проекты в сфере банковского ритейла. Выполняем и разработки по конкретным заказам. В числе партнеров - большинство банков нашей страны, Белорусская железная дорога, крупные промышленные предприятия.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что мы возвратились в Россию, где объем заключенных договоров постоянно растет. Думаю, в этом году окончательно закрепимся на рынке Казахстана: большой объем работ по созданию программных продуктов выполняется для железной дороги этой страны. Планы по активизации деятельности в странах СНГ связываем с разрабатываемыми нами продуктами, такими как система электронного документооборота «Канцлер», которая, кроме названных государств, внедрена на предприятиях Украины, Туркмении, Узбекистана. А в течение двух лет рассчитываем представить ее и в других странах СНГ. Спектр предложений достаточно обширный: система может использоваться и в органах государственного управления, и на различных предприятиях - от небольших до предприятий с территориально-распределенной структурой, холдингового типа - независимо от их формы собственности. Причем для каждой страны готовится специальная модификация, учитывающая особенности законодательства, сложившиеся инфраструктурные связи.
С Россией работать непросто. Во-первых, там немало софтверных-компаний, подобных нашей, и, во-вторых, есть определенные ограничения по доступу на рынок. Чтобы преодолеть их, создана российская компания, которая все активнее позиционирует себя на рынке. Подобную структуру формируем и в Казахстане.
- В чем смысл создания «Группы IBA»? Какую роль играет в ней компания «Международный деловой альянс»?
- Любой бизнес должен развиваться не только технологически, но и организационно. Заказчики хотят, чтобы сервис был максимально приближен к месту их нахождения. В некоторых странах существуют формальные ограничения по доступу к тем или иным работам иностранных компаний, в связи с этим, например, в Евросоюзе издано немало директив. В результате потребовалось создать сеть предприятий, и сегодня в состав «Группы IBA» входит более 20 компаний, расположенных, кроме Беларуси, в Чехии, Германии, США, России, Болгарии и на Кипре. Причем основная масса специалистов сосредоточена в минском Центре разработки, который играет роль интеллектуального «штаба». В свою очередь, у минской IBA есть филиалы в Новополоцке и Могилеве, в Гомеле работают два предприятия: IBA-Гомель и IBA-Гомель-парк.

Как разделить «пирог»?

- Высока ли конкуренция в сфере разработки программных продуктов за рубежом и в Беларуси? Изменились ли ее условия с началом деятельности Парка высоких технологий?
- Сфера информационных технологий развивается достаточно бурно, и динамика роста рынка здесь гораздо выше, чем, скажем, в целом в промышленности. Но высока и конкуренция, поэтому в разных странах ищут модели организации бизнеса, которые помогли бы IT-компаниям уверенно чувствовать себя на рынке. В Беларуси создан Парк высоких технологий (ПВТ) с определенными налоговыми льготами для его резидентов. В их число вошли и две наши дочерние компании, а это более 400 специалистов. Однако в целом мы не ставили перед собой цель любой ценой «влиться» в эту структуру, поскольку существует ряд ограничений для компаний по вступлению в ПВТ. Например, это должны быть предприятия, которые занимаются только разработкой программных продуктов, а IBA, в частности, успешно создает и программно-аппаратные комплексы. Пока заметного влияния на мировой рынок программных продуктов ПВТ не оказал. Льготные условия, созданные в Парке, а это касается, в основном, заработной платы сотрудников, больше сказываются на конкуренции иного рода: идет борьба за квалифицированные кадры, и здесь оплата труда имеет немаловажное значение. В то же время у организаторов ПВТ есть стремление сделать Беларусь значимым «игроком» в этой сфере, причем часто ссылаются на опыт Индии, где компании занимаются в значительной степени аутсорсингом в области программирования.
- А каковы перспективы развития аутсорсинга?
- В нашей республике он получил статус основной и чуть ли не единственной формы развития ИТ-отрасли. На мой взгляд, это неправильно. В начале 90-х гг. я посещал индийские компании, которые сейчас считаются грандами аутсорсинга, с десятками тысяч сотрудников. Они ничего особенного собой не представляли, в первую очередь, не имели многолетнего опыта разработки ПО.  Поэтому у них не было реальной альтернативы. Но сейчас крупные индийские компании уже создают свои программные продукты и активно продвигают их на мировом рынке. Надо ли нам повторять этот длинный и сложный путь? Ведь у белорусской IT-индустрии есть очень глубокие и серьезные традиции именно в области создания программных продуктов. А аутсорсинг, который зачастую преподносится как великое благо, для большинства компаний может быть лишь временной мерой. Более того, выдвигаются такие идеи: мол, давайте увеличим число программистов с сегодняшних 25-30 до 300 тыс. и завоюем мировой рынок аутсорсинга. Я думаю, что такое механическое умножение абсолютно бесперспективно. Кроме того, это создаст огромные риски. Ведь в основных странах - поставщиках аутсорсинга на мировой рынок существует огромный внутренний рынок, чего, к сожалению, практически нет в Беларуси. А это дает возможность сгладить рыночные колебания: сервис - не продукция, на склад не положишь. Сегодня, учитывая размеры страны, Беларусь занимает в этой сфере достойную нишу. Для нашей компании аутсорсинг - один из основных видов деятельности. В апреле 2010 г. она была признана одним из 75 мировых лидеров в данной сфере. Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP), выстраивающая этот рейтинг, руководствуется многими критериями, нашей же сильной стороной признана высокая квалификация специалистов в различных направлениях деятельности
В начале 90-х гг., когда зарождалась IBA, аутсорсинг был благом, ведь на предприятиях, занимавшихся IT,  в связи с распадом СССР численность персонала сократилась в 10 раз, поскольку не было заказов и, соответственно, работы. И классные специалисты вынуждены были уходить в другие отрасли вплоть до строительства и торговли. Любой заказ давал возможность программистам работать по своей специальности. Но то, что было хорошо 17 лет назад, сейчас выглядит несколько иначе. Сегодня в нашей компании доля собственных разработок постоянно растет и хотелось бы, чтобы это происходило быстрее.

Приоритеты и проблемы

- Есть ли специализация в работе компании? Какие направления вы считаете приоритетными?
- Для корпоративного рынка мы предлагаем информационно-аналитические системы, системы планирования ресурсов и электронного документооборота. Для финансовой сферы - системы самообслуживания на базе инфокиосков, банкоматов, Интернет и мобильной связи - Интернет-, SMS- и Мобильный банкинг. Есть технические возможности осуществлять таким способом любые платежи. Но к этому пока не всегда готова банковская система. В частности, сейчас  мы активно предлагаем системы продажи билетов через терминалы и Интернет на электрички и междугородные автобусы. Должен отметить, что в этой сфере инвестиции окупаются довольно быстро, ведь любой автомат работает 24 часа в сутки без выходных и отпусков.
Одно из приоритетных направлений - мобильные технологии. Сотовый телефон, который сегодня представляет собой настоящий компьютер, дает практически неограниченные возможности для внедрения разного рода информационных сервисов. Довольно успешно развивается мобильный банкинг, позволяющий осуществлять всевозможные банковские операции с телефона. Думаю, как и наши западные соседи, мы в скором времени придем к тому, что с «мобильника» можно будет платить за проезд в метро и наземных видах транспорта.     
- Какое участие принимает компания в автоматизации производства, управленческих процессов?
- Серьезная динамика начнется, когда промышленность будет ставить во главу угла не объемные показатели, а эффективность работы, которая выражается прибылью. В этом случае потребуются аналитические системы, в частности, планирования ресурсов, разработки прогнозов. Сегодня такие продукты внедряются там, где руководитель, работая на перспективу, заинтересован в том, чтобы предприятие повысило конкурентоспособность. У нас есть хороший пример сотрудничества с Белорусским автомобильным заводом. Вместе с НИИЭВМ мы начали с осуществления проекта оптимизации использования человеческого капитала, который затем перерос в систему управления ресурсами. Сейчас она активно внедряется на предприятии. Но такие примеры, к сожалению, пока не носят массового характера. Ведь, как правило, подобные системы требуют организационной перестройки предприятия. На том же БелАЗе были объединены некоторые подразделения, изменены функции ряда служб. Естественно, это вызвало необходимость психологической перестройки коллектива. Я считаю, ошибаются те руководители, которые думают, что придет IT-компания и «сделает красиво», а работникам нужно будет только нажимать кнопки. Внедрение должно осуществлять само предприятие с помощью внешних специалистов, владеющих определенными технологиями. Еще одно серьезное заблуждение - когда пытаются приспособить компьютерные программы к старым бизнес-процессам только потому, что так удобнее персоналу.
- В то же время многие предприятия внедрили российские программные продукты, в частности, 1С, «Галактика». А почему они не выбрали белорусские разработки?
- В большой степени это объясняется промышленной политикой, которая проводится в республике. Например, россияне основательно защищают свой рынок программных продуктов: выйти на заказчика, финансируемого из бюджета, практически невозможно. А у нас для иностранцев действуют те же условия, что и для резидентов Республики Беларусь. А ведь есть еще и такой аспект, как информационная безопасность, значение которой в современном мире возрастает. Мы первыми в Беларуси сертифицировали свои приложения на соответствие стандартам безопасности. В 2000 г. в нашей компании создана аккредитованная Госстандартом Испытательная лаборатория информационных систем. Мы также предлагаем потребителям полностью защищенные программно-аппаратные комплексы.
К сожалению, в республике нет единого органа, который координировал бы деятельность компаний всей IT-отрасли. Он нужен для того, чтобы определять политику использования и внедрения IТ хотя бы для органов государственного управления. Необходимость обеспечения взаимодействия «разнокалиберных» систем, создаваемых в ведомствах, ведет к дополнительным затратам на их интеграцию, что снижает эффективность использования бюджетных средств. Единый подход должен быть и при формировании компьютерных систем в банках, которые, в основном, являются государственными.
- Наверное, это актуально и для проекта «Электронная Беларусь», который реализуется в республике?
- Стоит отметить, что это - пока не очень крупный шаг на пути внедрения информационных технологий в общественную жизнь. Для сравнения приведу пример Словакии - страны, где численность населения вдвое меньше. Там осуществляется проект «Информационное общество» с бюджетом более 1 млрд. евро. На «Электронную Москву» планируется затратить 2 млрд. долл. Еще большие суммы направляются на эти цели в экономически развитых странах Евросоюза. У нас же на «Электронную Беларусь» выделено 75 млрд. руб., или около 25 млн. долл. Как видим, цифры отличаются на два порядка, и это, если ситуация не изменится, неизбежно приведет нас к отставанию даже от ближайших соседей.

По остаточному принципу

- Насколько рентабельна работа в сфере высоких технологий?
- Этот показатель зависит от рынка, на котором работаешь. Например, для госпрограмм в Беларуси установлена планка - не выше 7%. А по последним договорам вообще требуют, чтобы мы могли окупать только свои издержки, и не более того. Но если учесть, что затраты мы несем сегодня, а деньги получим только через год, то понятно, что реально приходится работать в убыток. На рынках, где такое регулирование отсутствует или его масштабы меньше, возможности получить прибыль возрастают. В какой-то мере для нас выгоден аутсорсинг: достаточно оснастить компьютерное место, наладить связь через Интернет и загрузить программиста работой. Как правило, за полгода эти расходы окупаются. Если же речь идет о создании продуктов, здесь «расклад» совершенно другой. Организуется коллектив, который работает месяцы и даже годы, а результат может быть нулевым, если созданное им программное обеспечение «не пошло» на рынке. И даже у самых успешных компаний не бывает, чтобы все проекты попали в «десятку». Таким образом, эта работа требует серьезных, длительных и рисковых инвестиций, а рентабельность зависит от очень многих факторов: умения специалистов разработать качественный продукт, прогнозирования, насколько он будет востребован на конкретном рынке, грамотных маркетинговых действий по его продвижению. Но зато и норма прибыли здесь выше, чем в аутсорсинге:  ведь само по себе тиражирование стоит недорого.
- Устраивает ли вас качество подготовки специалистов в области IT белорусскими вузами?
- Наше высшее образование серьезно отстает от динамично развивающейся IT-индустрии. В его системе не произошло обновления кадрового состава, и того запаса прочности, которым оно обладало, уже недостаточно. В какой-то мере сказывается недостаток финансирования вузов. И здесь IBA и другие крупные компании помогают в их оснащении современной техникой, создают учебные лаборатории, наши специалисты преподают ряд учебных дисциплин. Но можно успешно работать и при дефиците средств, если применять менее затратные формы обучения, в частности, шире использовать дистанционное обучение. А для него нужно разработать законодательную и технологическую базу, ведь пока все это больше напоминает самодеятельность. Наша компания создала специальный продукт - сетевую образовательную платформу e-University, который мы активно предлагаем вузам, средним специальным учрежденям образования и даже школам. На его основе можно организовать полноценное дистанционное обучение студентов и учащихся, гарантируя высокое качество их знаний. Хотя наши многолетние затраты по пропаганде и продвижению в Беларуси этого вида образования могут и не окупиться. Рынок в итоге может быть занят западными продуктами, адаптированными российскими компаниями.
Во взаимоотношениях с системой высшего образования нас беспокоит еще один момент. При распределении выпускников предпочтение отдается государственным предприятиям, а крупнейшим частным структурам специалисты распределяются «по остаточному принципу». Безусловно, это несоизмеримо с той ролью, которую играют негосударственные компании в индустрии информационных технологий. И если мы хотим, чтобы эта важная сфера продолжала динамично развиваться, надо, безусловно, уделить особое внимание кадровой проблеме: чтобы выпускники стремились на работу в лучшие компании, а вузы и государство поддерживали их в этом.

СП ЗАО «Международный деловой альянс»
220040, г. Минск, ул. М. Богдановича, 155
Тел.: +375 17 217-33-48
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.iba.by

Дмитрий СТАНЮТА

Мобильный Интернет становится тем явлением, которое делает прогрессивные технологии массовыми и доступными. По мнению генерального директора СООО «МТС» Владимира КАРПОВИЧА, в эпоху мобильного Интернета рост интеграции IT-решений сопровождается увеличением числа и разнообразия мобильных устройств, а также расширением их функциональных возможностей. Об этом руководитель крупнейшего по числу абонентов оператора связи Беларуси говорил на пленарном заседании XVII конгресса по технологиям информационного общества, прошедшего в рамках международной специализированной выставки по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО-2010».
В своем докладе «Тенденции эволюции мобильного Интернета и его роль в развитии бизнеса мобильного оператора» он остановился на ряде любопытных тенденций и признаков новой ситуации в сфере развития Интернета.
Как показал опрос, проведенный GlobeScan (международная исследовательская группа со штаб-квартирой в Канаде) в феврале этого года по заказу BBC World Service, доступ в Интернет уже начинает восприниматься как основное и неотъемлемое право человека. Хамадун Туре, генеральный секретарь Международного союза электросвязи (ITU), так прокомментировал этот сдвиг: «Интернет - реализация сразу двух потребностей человека: в общении и знаниях. Это мощнейшее средство просвещения и коммуникаций», отметив, что Всемирная сеть нуждается в инвестициях так же, как, например, дороги или водоснабжение.
В настоящее время произошло всеобщее осознание того, что сети телекоммуникаций прочно включены в национальную информационную инфраструктуру, их развитие является основой для построения эффективной экономики и формирования современного информационного общества. История компьютерной эры - это постоянная смена технологических циклов. Ее можно представить как последовательность этапов с условной продолжительностью каждого в десять лет: рождение компьютеров в 1960-х, курс на их все большую портативность, взятый в 1970-х, эра персональных ЭВМ, наступившая в 1980-х и приведшая в 1990-х к этапу компактных компьютеров, подключенных к Интернету. Согласно исследованию Morgan Stanley, текущий момент характеризуется тем, что развитие Всемирной сети в мире вступило в новую стадию - в эпоху мобильного Интернета.
Однако услуги в этой сфере, предоставляемые сотовой компанией, будут востребованы только при условии, что ими можно пользоваться на высоких скоростях. Широкополосный доступ в Интернет (ШПД) значительно повышает скорость, в противоположность коммутируемому доступу с использованием модема и телефонной сети общего пользования. Поэтому цель компании МТС - стать самым доступным и массовым поставщиком таких услуг.
Какие факторы способствуют внедрению мобильного ШПД?
Немаловажен растущий рынок и проникновение смартфонов как устройств, предусматривающих мобильный доступ к Всемирной сети. Уже в 2008 г. они составляли половину всех абонентских устройств в Японии, пятую часть - в Северной Америке и Восточной Европе. В следующем году их доля выросла на 2-4%. Вывод на рынок таких устройств как iPhone, iTouch, App Store на протяжении последних 2,5 лет послужил трамплином для быстрого развития Интернета.
Мировой тенденцией развития мобильного Интернета является развитость и популярность социальных сетей. Пользователь готов и желает сохранять мобильный доступ в социальную сеть как с проводного устройства, так и с мобильного смартфона. Возраст свыше 50% мирового населения - до 30 лет, 96% из них - участники той или иной социальной сети. И в этой сфере наблюдается самая большая активность. Так, социальная сеть Facebook создает в США ни с чем не сравнимые объемы трафика. На долю пользователей Facebook приходится половина интернет-трафика, генерируемого с мобильных телефонов в Великобритании.
Уже сейчас в МТС намечают возможные пути и решения для тех, кому нужен доступ в социальную сеть с мобильного телефона. Одно из таких возможных решений - уникальная социальная сеть, доступная через wap-ресурс оператора связи, под названием МТС-City.
Еще одним важным фактором развития является растущее мультисервисное взаимодействие. Имеется в виду желание все большего числа пользователей участвовать в чатах посредством голосового общения и обмениваться сообщениями, а также видеотелефония по интернет-каналам с помощью проводных и беспроводных устройств. Серьезным фактором развития мобильного Интернета является стремление пользователей искать и находить, выбирать и просматривать видео как через проводные устройства, так и посредством мобильных терминалов.
Все большее число мобильных пользователей прибегают к услугам онлайн-торговли. В магазине Apple App Store продается более 140 тыс. программ-приложений для iPhone, iPod Touch, а теперь и для iPad. В числе наиболее загружаемых пользователями Facebook с Apple App Store приложений лидируют игры: на их долю приходится около четверти всех загрузок. Таким образом, еще один значимый фактор - стремительное развитие магазинов (коммерческих платформ) и продаваемого через них софта.
Технологические новшества быстро уменьшают стоимость передачи данных в беспроводных сетях. С момента введения в действия GPRS каждая новая волна инноваций экспонентно снижает эту стоимость. Например, технология EDGE уменьшила ее на 50%, переход к технологии WCDMA (3G), а затем к HSPA+ (3G+) также сократили ее вдвое. Все это позволяет говорить о том, что дальнейшее снижение стоимости передачи данных будет фактором, стимулирующим потребление услуг на базе новых технологий мобильного Интернета.
Группа МТС имеет довольно зрелый опыт запуска сетей 3G в 69 городах всех федеральных округов России, а также в Украине, Узбекистане и Армении. Этот опыт показывает: технология 3G стимулировала многократный рост потребления передачи данных. Например, доля 3G в общем объеме трафика МТС-Россия в 1 квартале 2010 г. достигла 70%.
В Беларуси более 1,5 млн. абонентов (каждый третий) подключили услуги передачи данных и пользуются ими. Уже сейчас в сети МТС-Беларусь порядка 9% абонентского оборудования поддерживает 3G, 17,7% - потоковое видео. Это свидетельствует о высокой готовности абонентов республики к потреблению услуг мобильного Интернета и о благоприятных тенденциях развития технологий нового поколения. «В перспективе широкополосный мобильный доступ должен получить каждый житель Беларуси», - отметил Владимир Карпович.
Для МТС это означает перспективу модернизации текущей сети 3G+ до нового протокола LTE. При условии получения частот сеть HSPA+ будет автоматически расширена до LTE в частотном диапазоне 2,5-2,7 ГГц. «В наших планах, - сказал Владимир Карпович, - обеспечить доступ к более чем 90% наших сайтов посредством волоконно-оптических линий связи с оборудованием, делающим возможной скорость до 10 Гбит/с, что позволит с запасом удовлетворять растущие требования абонентов к полосе пропускания, а также быстро развивать новые технологии и услуги с перспективным прицелом на LTE. МТС реализует переход к концепции сетей All-IP (IP/Ethernet). Тем самым будет обеспечено непротиворечивое формирование технологических платформ как 3G, так и 4G».
В ближайшие годы проникновение 3G в мире достигнет 25%-ного порога, преодолевая который, услуга становится массовой и может быть охарактеризована как социальная. Имеющий хороший опыт работы с миллионными сегментами абонентов и претендующий на статус провайдера социальных сервисов, оператор связи МТС ставит перед собой амбициозную задачу обеспечить высокий уровень проникновения ШПД в Беларуси. Тем более что доля абонентского оборудования с поддержкой 3G достаточно высока и продолжает расти. Сервисы третьего поколения сотовой связи активно востребованы пользователями, а их продвижение и популяризация способны сформировать и внедрить окупаемые модели устойчивого коммерческого потребления.