Дарья ШИТИКОВА

Без постоянного совершенствования технологии и модернизации предприятий пищевой промышленности сегодня удовлетворять покупательские запросы сложно, если не сказать больше: яркая упаковка импортных товаров «перебивает» поток потребителей у отечественного производителя. Какое же внимание уделяется вопросу технического перевооружения, без которого невозможно выпускать качественный, интересный по внешнему виду и приемлемый по стоимости продукт на белорусских пищевых производствах?
Концерн «Белгоспищепром» представляет основные отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Беларусь: сахарную, кондитерскую, масложировую, ликероводочную, спиртовую, винодельческую, пивоваренную, консервную, молочную, табачную, соляную, пищеконцентратную и дрожжевую. В его составе 47 организаций, в том числе 10 республиканских унитарных предприятий, 36 акционерных обществ, 1 иностранное унитарное предприятие.
В концерне действует инвестиционная программа, направленная на замещение аналогичной импортной продукции, увеличение экспортных поставок, а также усовершенствование имеющегося ассортимента. Вместе с тем, по уверениям специалистов, она повысит общий технический уровень организаций перерабатывающей промышленности, позволит внедрить энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование для снижения издержек на производство выпускаемой продукции.
По расчетам специалистов отрасли, реализация всех мероприятий инвестиционной программы даст суммарный прирост производства продукции промышленности в сопоставимых ценах на 147,2 млрд. руб.
Среди основных приоритетов инвестиционной деятельности концерна - создание новых производств, а также техническое перевооружение и модернизация производств. Намечено несколько основных направлений:
•    внедрение новых энергосберегающих и модернизация действующих технологий и оборудования, расширение ассортимента;
•    использование вторичных энергоресурсов;
•    автоматизация производственных и тепловых процессов;
•    вовлечение в оборот побочных продуктов производства.

Финансы не поют романсы
Всего в 2010 г. концерном запланировано к реализации 5 инновационных проектов общим объемом финансирования 13,2 млрд. руб. Первый из них - внедрение линии розлива соков для детского питания в упаковку Тетра Брик Асептик на РУПП «Клецкий консервный завод». Второй - завершение третьего этапа технического перевооружения ОАО «Криница» с доведением мощностей по производству пива до 24 млн. дал в год. (работы закончены в марте). Третий - внедрение генерирующих мощностей в отделении сушки ОАО «Мозырьсоль». Четвертый - применение ресурсосберегающей технологии переработки зернового сырья на спирт в филиале «Богушевский спиртзавод» РУП «Витебский ликероводочный завод». Пятый - модернизация производственных отделений с внедрением ресурсосберегающей технологии в структурном подразделении «Ивацевичский спиртзавод» РПУП «Брестский ликероводочный завод «Белалко».
На финансирование инвестиционной деятельности в текущем году концерном «Белгоспищепром» планируется направить средства привлеченных иностранных кредитных линий в объеме 60 млрд. руб., что составляет 108-110% к уровню 2009 г. За счет средств прямых иностранных инвесторов запланирована реализация проектов по созданию новых производств, прежде всего, дрожжевой фабрики и центра логистики концерна. Намечена также организация производств по переработке отходов спиртового производства с получением биогаза и корма для скота, создание мощностей по выпуску пектина в сахарной подотрасли.

«Отбиваем» деньги
Техническое перевооружение и модернизация производств дело, конечно, важное и требующее немалых инвестиций. Но деньги на ветер, особенно в нынешних экономических условиях, выбрасывать никто не собирается. Например, на Витебском плодоовощном комбинате в текущем году будет установлена линия по розливу соков в тару Тетра Пак по 200 мл. Уже закуплена упаковка, разработана торговая марка «Новка-фрунтик» (продукция будет производиться по программе импортозамещения). Ассортимент соков для детского питания планируется расширить - рецептуры уже разработаны. Кроме того, будет приобретена технологическая линия, благодаря которой появится возможность выпускать консервы для детского питания на мясорастительной основе. Это будут разные сочетания: мясо индейки с картофелем и капустой, курятина с зеленым горошком или капустой, говядина или печень с добавлением овощного пюре. Благодаря таким нововведениям предприятие рассчитывает увеличить экспортный потенциал своей продукции. Кстати, в первом полугодии 2010 г. экспорт данной компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в стоимостном выражении увеличился в 15 раз: в Россию отгружено 430 т пюре-полуфабриката на 202,7 тыс. долл.
В основном Витебский плодоовощной комбинат повышает свой экспортный потенциал за счет расширения ассортимента. Так, в 2009 г. произведено 36 новых видов продукции, из них 18 - детского питания: различные фруктово-ягодные пюре со сливками, фруктовые и овощные пюре с овсяной крупой, черничный и голубичный соки. Поэтому в дальнейшем предприятие намерено наращивать экспорт и за счет поставок консервов для детского питания. С 2009 г. комбинат получил на них 13 сертификатов соответствия российского образца, а в ближайшее время рассчитывает обрести еще 7 таких «пропусков» на рынок соседней страны. Кроме того, идет работа по оформлению украинских удостоверений гигиенической регистрации, ведутся переговоры о поставках в Казахстан.
Естественно, в результате модернизации производства продукция начинает выпускаться в новой и интересной упаковке. В той же консервной отрасли в прошлом году в современной таре произведено 94% всей продукции и 99% - детского питания. При этом ассортимент постоянно обновляется: так, в ОАО «Малоритский КОСК» освоено 17 новых видов изделий, в ОАО «Витебский ПОК» - 36, на РУПП «Клецкий консервный завод» - 17.
Практически в каждой подотрасли концерна внедряются новые технологии. СОАО «Спартак» первым среди кондитерских предприятий республики начало выпускать шоколад с экзотическим ингредиентом - семенами гуараны. Это растение, произрастающее в амазонской части Бразилии и Уругвая, является самым богатым растительным источником кофеина в мире. Ее применяют в медицинских целях: при головных болях, лихорадке, спазмах, для профилактики бактериальных инфекций, как тонизирующее и укрепляющее средство, а также как афродизиак. Кроме того, гуарану используют в добавках для желающих быстро сбросить лишний вес.
Еще одна новинка предприятия, которую будут выпускать по программе импортозамещения, - шоколад «Маратовский» с пониженным содержанием сахара. На любителей здорового образа жизни рассчитан и шоколад «Молочный витаминизированный», который обогащен витаминами группы B, а также PP, E, D и A.
Такие нововведения в ассортименте, высокое качество продукции, привлекательная упаковка, а также активный поиск новых рынков сбыта дают положительные результаты. Например, в январе-феврале 2010 г. «Спартак» увеличил поставки продукции на экспорт на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и достиг объема 485 т. Всего в прошлом году предприятие отправило продукции под брэндами «Спартак», Konfetoff и «Дары Полесья» на 25,7 млрд. руб. в более чем 20 стран мира, в том числе в государства с традиционно высокой конкуренцией: Германию, Израиль, США, Россию. Значит, белорусские продукты востребованы на внешнем рынке, так как конкурентоспособны по цене и качеству. Дополнительными преимуществами при заключении контрактов могут стать доставка продукции транспортом производителя, предоставление зарубежным контрагентам скидок и отсрочки платежа.