Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

История Европы в середине XVI в. ознаменовалась Реформацией, начало которой положило выступление Мартина Лютера 31 октября 1517 г. против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отрицали каноны богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства.
Традиционно выделяют 3 основных направления Реформации: бюргерское (его представители - Мартин Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли); плебейское, которое объединяло требование упразднить католическую церковь с борьбой за установление равенства (Томас Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое влияние за счет церковных владений. На землях ВКЛ основой религиозной идеологии стало учение Кальвина, или кальвинизм. Для него характерны: признание только Священного Писания, исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), отрицание необходимости помощи духовенства в спасении людей, упрощение церковной обрядности (во время богослужения не звучит протяжная духовная музыка, не зажигаются свечи, в церквах отсутствуют настенные изображения).
Канцлер Николай Радзивилл Черный, получивший в 1547 г. от императора Священной Римской империи Карла V княжеский титул, был самой заметной фигурой времен Реформации в ВКЛ. Принятие им постулатов учения Кальвина было не столько решением духа и воли, сколько политическим: он использовал новое религиозное течение для осуществления своей заветной цели: добиться самостоятельности Великого княжества и его выхода из-под протектората польской Короны. И кто знает, как могла измениться история нашего государства, если бы этот одаренный политический деятель смог достигнуть желаемого. Однако скоропостижная смерть князя-канцлера в возрасте всего 50 лет в 1565 г. не дала ему возможности завершить свои начинания. Тем не менее, небольшой городок Несвиж, принадлежавший Радзивиллам с 1513 г., успел за эти годы превратиться в настоящий центр кальвинизма на белорусских землях. В населенном пункте работали кальвинистские сборы - учебные заведения, где преподавались не только науки, но и учение Жана Кальвина, протестантская типография известного просветителя и гуманиста Сымона Будного.
Однако только ли смерть Николая Радзивилла Черного повлияла на то, что сегодня Несвиж известен, в первую очередь, как центр католичества, а не протестантизма? В 1536 г. на Монмартре, который в то время был еще никому неизвестным холмом в окрестностях Парижа, несколько молодых людей дали клятву посвятить свою жизнь борьбе за истинную, католическую, веру. Так появился один из самых могущественных орденов в истории апостольского престола - иезуитов. Уже в 1540 г. папа Павел III утвердил его устав, наделив членов Общества Иисуса поистине необычайными полномочиями во благо церкви. Политика, которую проводили иезуиты, очень скоро стала притчей во языцех: для блага церкви и, конечно, ордена его членам разрешалось носить светское платье, жить вне общины и даже заводить семьи! Именно иезуитам приписывают в качестве неофициального девиза знаменитое выражение: «Для достижения цели все средства хороши». Необходимо отметить, что одной из главных задач иезуитов было привлечение в ряды ордена представителей высшей аристократии, через которых они могли не только контролировать внутри- и внешнеполитические процессы, но и влиять на них. Не последнее значение имело и то, что путем установления подобного контроля можно было заметно улучшить финансовые возможности организации.
Одним из самых одаренных и харизматичных проповедников иезуитской точки зрения на строение общества был Петр Скарга (Повенский), вступивший в Общество Иисуса в 1568 г. Он организовал и впоследствии возглавлял иезуитские коллегиумы в Вильно и Полоцке. Под его влиянием старший из четверых сыновей Николая Радзивилла Черного Николай Христофор Радзивилл Сиротка принял католическую веру как догмат отношений между человеком и Богом. И именно Сиротка и его потомки превратят небольшой Несвиж в центр католичества.
Сиротка приглашает иезуитов в Несвиж. Последние в лице провинциала королевства Польского и ВКЛ Яна Павла Кампано и генерала ордена Клавдия Аквавивы согласились принять приглашение Радзивилла разместиться в его главной резиденции только при полной гарантии хороших условий своей деятельности, особенно материального обеспечения. Сам князь, желая превратить Несвиж в центр не только католичества, но и культуры, понимал, что без иезуитов осуществить данный замысел невозможно, так как именно в их руках была монополия на образование и просвещение. Все договоренности между сторонами были оформлены соответствующими документами, и для иезуитов в Несвиже начали строить коллегиум с костелом.
Несвижский коллегиум иезуитов действовал в 1586-1773 гг. Корпус постройки был возведен в 1586-1588 гг. по римским планам, но уже в 1593-1599 гг. был значительно расширен и реконструирован работавшим в то время в городе итальянским архитектором Джованни Марией Бернардони. Сиротка подарил иезуитам Липск с 6 деревнями, и доходы коллегиума в середине XVII в. составляли очень внушительную сумму - около 6 тыс. злотых.
В 1587-1593 гг. по проекту Бернардони был возведен костел Божьего Тела, который стал первой барочной постройкой в восточной Речи Посполитой. Несвижские иезуиты открыли свои миссии в Бялой, Копыле, Кривошине, Липске; также на базе их миссий возникли Бобруйская иезуитская резиденция, Минский иезуитский коллегиум, коллегиум в Новогрудке, резиденция в Слониме.
В середине XVII в. в Несвиже жили такие известные иезуиты как Казимир Каялович, автор двух частей «Риторики», Кружанецкий, сделавший стихотворный перевод «Библии», Николай Лянчицкий, профессор Виленской иезуитской академии, религиозный писатель, который читал в Несвиже курс канонического права.
Уже в 1586 г. при коллегиуме были открыты классы грамматики, затем - поэтики, риторики и др. В начале XVII в. обучение получали около 300 воспитанников. При Несвижском иезуитском коллегиуме действовали: с 1610 г. - музыкальная бурса, с 1620 г. - конквит (интернат) для детей обедневшей шляхты, с 1627 г. - аптека, а с 1750 г. - типография. В XVIII в. библиотека коллегиума насчитывала около 15 тыс. томов.
С конца XVII в. при коллегиуме функционировал театр, в котором силами воспитанников ставились драмы на библейские, античные темы, а также представления к праздникам и началу учебного года.
Уровень обучения в Несвижском коллегиуме был очень высоким, о чем свидетельствует и список преподавателей. Среди них писатель Ян Аляндрус, писатель-полемист, автор книги «О вечной божественности Иисуса» (1595) Мартин Смиглецкий, поэт, философ, теолог Матей Сарбевский (1595-1640), преподаватель поэтики, автор написанного в Несвиже популярного учебника «Практическое красноречие, или Правила риторического искусства, которые необходимо знать для составления проповеди» с посвящением князю Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке Сигизмунд Лавскмин (1595-1670).
Помимо коллегиума и костела для иезуитов в окрестностях Несвижа был построен и монастырь, освященный в честь святого Михаила Архангела. Строительство было начато князем Николаем Христофором Сироткой в 1584 г. После возвращения из паломничества по Святой земле князь приказал поставить палатки у горы и со всем своим двором помогал строить святыню, собирал на поле камни, носил на гору кирпичи, известь и воду. Окончено же строительство было в 1593 г. Из центрального здания монастыря - костела - под озером были сделаны подземные ходы, тянувшиеся до коллегиума иезуитов. В 1786 г. монастырские постройки превратили в госпиталь и жилье для сестер милосердия, а в первой половине XIX в. здесь обосновался артиллерийский парк. К сожалению, от монастыря и костела уже не осталось и следа, только человеческая память да пожелтевшие архивные документы хранят воспоминания о них.
В июле 1773 г. папа Клемент XIV под давлением общества был вынужден опубликовать буллу, которая запрещала любую деятельность Общества Иисуса в Западной Европе. Орден, казалось бы, должен был прекратить свое существование. Однако назло папе иезуитов приютила Екатерина Великая, дав им возможность продолжить деятельность в России. Коллегиум же в Несвиже был закрыт, а костел переименован в «фарный», что означает «приходский».

Протестантизм - религиозное движение, включающее те западные вероисповедания, которые не выходят за рамки христианской традиции, но отличаются от римско-католической традиции. Слово «протестант» впервые было использовано на рейхстаге в Шпейере (1529) для обозначения участников, подписавших Protestatio, документ, в котором высказывалось несогласие с решением рейхстага запретить ряд реформ внутри церкви. Позднее протестантами стали называть всех, кто вышел из повиновения папе в ходе переворота XVI в., вошедшего в историю под названием Реформация.
Кальвинизм - протестантское вероучение, основателем которого был Ж. Кальвин. Согласно ему человек должен быть уверен в том, что он является «божьим избранником» и доказать это своей жизнью и деятельностью. Бог, как утверждал кальвинизм, непосредственно не нарушает закономерности созданного им мира, и показателем предызбранности человека является успех в его профессиональной деятельности. Во главе церковной общины стояли пресвитеры, избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии, а также явилась удобным орудием для борьбы аристократических слоев дворянства с королевским абсолютизмом.
Католицизм (от греч. katholikós - всеобщий, вселенский) - одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Эта церковь (в отличие от протестантской) источником своего вероучения признает не только «священное писание» (Библию), но и «священное предание», или традицию. В последнее включается помимо древней устной традиции постановления первых 7 Вселенских соборов и решения последующих церковных соборов, папские послания, что способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям.