№3 (129) - Март 2010

Скачать PDF

 

Тема номера: Развитие малых и средних городов


   
* Чем привлечь людей в «глубинку»?
    * Молочная продукция готовится к экспорту в страны Евросоюза.
    * Какой продукцией можно удовлетворить запросы современного покупателя?
    * Российские торговые сети хотят заключать с белорусскими производителями прямые договора поставок.
    * Изделия белорусской радиоэлектроники могут быть конкурентоспособными.
    * Белорусские рыбхозы начали разводить ценные породы осетровых, лососевых и сомовых рыб.
    * В сферу бытового обслуживания населения должны прийти новые технологии.

 

 

 

Владимир ТУР

Союзы и ассоциации предпринимателей - чаще всего чисто столичные «штучки». Безусловно, в них входят члены, представляющие регионы, однако все же преобладают минчане. Так, в Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского около 90 членов - из столицы, а вот из Брестской и Витебской областей их примерно по десятку.

Есть и областные объединения, но и они чаще всего не доходят до «глубинки». А между тем, экономика делается не только в крупных городах, но и в районных центрах, небольших населенных пунктах, развитию которых в последнее время уделяется особое внимание.
Но предпринимательские силы там разобщены, часто местным бизнесменам некуда даже обратиться за разъяснениями по жизненно важным вопросам, неоткуда получить помощь. А им она нужна особенно, ведь не секрет, что местные власти, чувствуя себя «царьками» в регионе, действуют силовыми административными методами, решая, какой бизнес развивать, а какой - «притормозить», нередко допускаются нарушения законодательства, создается льготный режим для приближенных и осложняются условия для «чужих» предпринимателей. И противодействовать этому чаще всего невозможно: столица далеко, а местный начальник - рядом.
Выход один: создавать на уровне районов предпринимательские организации, которые воспринимались бы местными органами власти в качестве реальной силы.
Одной из «первых ласточек» в этой сфере стала подобная структура в Глубоком. Здесь год назад создали филиал Витебского областного союза нанимателей. Эта организация пригласила редакцию журнала «Директор» на одну из первых своих конференций, посвященных реалиям и перспективам директорского корпуса района.
Честно говоря, мы не ожидали, что на мероприятие такого уровня соберется столько участников: зал в районном центре культуры едва вместил всех желающих, которых набралось около 120 человек. Открывая конференцию, руководитель Глубокского филиала Витебского областного союза нанимателей Юрий СЕМЯННИКОВ, сказал:
- Мы решили, что нужно, как говорится, пересчитать свои ряды и исходя из этого, определить свою роль в жизни района. В республике есть общественные организации предпринимателей, однако они часто не доходят до «глубинки». Чтобы исправить ситуацию хотя бы в рамках одного района, мы решили создать филиал одной из них. Пока таких отделений в республике немного, но, думаю, число их будет увеличиваться.
Есть формула людских планов: построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. А кто будет думать о том, чтобы возвести кварталы, разбить сады и леса, воспитать целое поколение? Это заботы директоров - своего рода элиты региона.
Сегодня в районе 38 директоров государственных предприятий и организаций и 135 - частных. Еще 29 человек находятся в резерве на руководящие должности. Таким образом, всего около 200 человек. И хотя директорская «прослойка» составляет всего 0,5% населения района, она может стать большой силой. Но, к сожалению, нам пока не хватает опыта, руководители разобщены, пассивны, что не способствует ведению совместных действий. Думаю, партнерство поможет выжить в трудных кризисных условиях.
Чем же может помочь организация в «глубинке»? Об одном из направлений районных предпринимателей проинформировал заместитель председателя Витебского областного союза нанимателей Альберт КАРАЛЕВ:
- Мы не хотим учить руководителей, как и что делать, но можем помочь в установлении контактов с партнерами из России, Украины, стран Балтии, поскольку у нас есть связи с союзами и ассоциациями, аналогичными нашему. Например, проводим совместные выездные заседания со Смоленским научно-промышленным союзом. Имеются подобные предложения из Калуги и Пскова.
Но есть и не менее актуальные проблемы, о которых сказал директор ОАО «Глубокский мясокомбинат» Анатолий ДУК:
- Профессия руководителя связана с информационным обменом, с одной стороны, с работниками предприятия, а с другой - с вышестоящими организациями. А в последнем случае не все в порядке. Несмотря на директиву Президента о дебюрократизации, поток входящей информации на наше предприятие в 2008 г. вырос на 52, а в 2009 г. - более чем на 100%.
Значительная часть этого бумажного «вала» исходит от местных органов власти. К чести недавно назначенного председателем Глубокского райисполкома Олега МОРХАТА, он внимательно выслушал и записал все претензии и предложения местных предпринимателей, пообещав свою поддержку.
Но одновременно руководитель района попросил у бизнесменов помощи и понимания того, что без них многие задачи решить чрезвычайно сложно. А они в этом году очень напряженные: объем производства к 2008 г. должен составить не менее 125, выпуск потребительских товаров - 128, платные услуги населению - 175, инвестиции в основной капитал - 135% а среднемесячную заработную плату предстоит довести в эквиваленте до 500 долл.
Должен сказать, что наш город требует улучшения условий для жизни и быта, - напомнил он собравшимся. - Требуют реконструкции районный Дом культуры, поликлиника, а сам город нуждается в благоустройстве. И здесь мы хотели бы большего участия реального сектора в наполнении бюджета. Сегодня он на 25% дотируется. Задолженность по прошлому году составила 1,7 млрд. руб. А ведь еще недавно он не был дотационным. Поэтому надо наращивать производство и оказание услуг, добиваться более высокой рентабельности. А по всем возникающим вопросам обращайтесь ко мне или к моим заместителям.
Самым ярким стало на конференции выступление директора частного унитарного предприятия «Лидерторгсервис» Александра ШУГАЕВА. Вот что он сказал:
- Год назад 8 директоров частных предприятий, собравшись, решили, что где-то нужно высказывать свое мнение и давать предложения. Узнав об организации в Глубоком филиала Витебского областного союза нанимателей и побеседовав с его руководителем, решили вступать. Но наш пыл охладила сумма вступительного взноса - 800 тыс. руб. Подумали и решили: делегируем для «пробы» двух самых активных предпринимателей.
В чем же заключалась наша работа? Я посещал все заседания, но на нас, частников, никто не обращал внимания. Мы оказались в роли наблюдателей и не более того. А ведь мы согласны работать и оказывать помощь.
После года такой «деятельности» обращаюсь к Ю.А.Семянникову: мне надо отчитаться перед делегировавшими меня предпринимателями, что же мы такое наработали? Он спрашивает: «У тебя же были предложения?» Отвечаю: «Были». Он говорит: «Я их адресовал в Витебск, в союз». Достает газету и показывает: «Видишь, решения приняты на правительственном уровне».
Я зашел в Интернет и обнаружил, что все предпринимательские союзы ставят себе в заслугу эти положительные изменения в законодательстве. А в прессе правительство отчитывается и утверждает, что именно оно осуществило меры по либерализации экономики. Так кто же все-таки сделал эту работу?
В любом случае, неудовлетворенность у меня осталась. И даже не знаю, как ответить на вопрос моих коллег по частному сектору: вступать им в эту организацию или нет? На мой взгляд, это пока союз не нанимателей, к числу которых отношу и себя, а, скорее, директоров государственных предприятий. Думаю, что на нас - 135 человек, которые на свой страх и риск занимаются бизнесом, надо обратить внимание. Ведь это большая сила. Я больше чем уверен, что все они хотят только блага своему району и готовы участвовать в его развитии. Мы не хотим оставаться с краю, тем более не по своей вине.
Под этими словами мог бы подписаться любой предприниматель республики, входящий в какой-либо союз или ассоциацию или пока остающийся вне этих организаций. Конечно, изменение условий ведения бизнеса путем совершенствования законодательства - важное дело. Но не менее значимыми являются и «малые» шаги: помощь в становлении предприятия, поддержка в приобретении или аренде зданий и помещений, защита от произвола местных органов власти. Это по силам региональным организациям, число которых должно множиться. И пусть, как у Глубокского филиала Витебского союза нанимателей, сразу все не будет ладиться, в дальнейшем такие структуры, конечно же, найдут себя, определят конкретное поле деятельности. Ведь не единой столицей жива республика!

Владимир НАДЕЖДИН

Несмотря на все препоны, которые в прошлом году ставились на пути молочной продукции в Россию, одному из «грандов» отрасли - ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» - удалось сохранить свои экспортные позиции: как и в прежние годы до 60% выпускаемой продукции отправляется за рубеж.
О том, как удается поддерживать конкурентоспособность изделий, рассказывает генеральный директор предприятия Валерий ДУЛИНСКИЙ.

- Валерий Брониславович, ваш комбинат по-прежнему ориентируется на Россию?
- Удельный вес восточной соседки в структуре экспорта достаточно велик - около 70%. Но эта доля в последние годы несколько снизилась. Следуя изменяющейся конъюнктуре, мы увеличиваем продажи в Казахстан, постоянно ищем и новые рынки. В прошлом году, например, были поставки сухого молока в Ливию. Отправили образцы своей продукции в Венесуэлу, и по предварительной информации они получили неплохую оценку. Начали поставки в Монголию. Просматривается динамичность во взаимоотношениях со странами СНГ: Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией, Азербайджаном. Им требуется более дешевый продукт, и мы над этим работаем. Например, освоили «сгущенку» из обезжиренного молока. Это снизило цену продукта, однако не отразилось на его вкусовых качествах.
- А удается ли приучить Европу к нашему традиционному продукту?
- В советские времена, когда существовал Варшавский договор, мы поставляли сгущенное молоко в Польшу. И поляки, зная нашу продукцию, готовы ее покупать. Но поскольку эта страна входит в ЕС, требуется европейский сертификат. Получить его непросто, ведь заводу 40 лет, и нужно провести модернизацию, которую мы планируем на текущий год. На эти цели предполагается направить 15 млрд. руб.
Но и в предыдущие годы немало сделано в плане технического перевооружения. Перевели котельную на природный газ, получив годовой эффект в сумме 2 млрд. руб. Дело в том, что при использовании мазута невозможно готовить пар «порциями», которые необходимы производству. Газовая котельная с использованием частотных электроприводов на насосах решила эту проблему: котлы работают по программе в необходимом режиме.
Закупили автоклав для производства вареной сгущенки «Лакомка», спрос на которую растет. Внедрили оборудование для мелкой и крупной фасовки продукции: она теперь пакуется в тюбики и ламинированные мешки - последние предназначены для промышленных предприятий, выпускающих кондитерские изделия. Реконструировали сушилку, поставили газовый калорифер а также закупили более 20 единиц автомобильной техники.
Если вернуться к европейскому рынку, то уже в текущем году мы ожидаем комиссию из ЕС, которая должна провести аттестацию. Сегодня недостаточно имеющихся у нас сертификатов ISO, HACCP, по охране труда и экологии. Надо привести производство в соответствие с европейскими правилами безопасности выпуска пищевой продукции, пройти аудит для получения ветеринарного номера.
Хочу, однако, отметить, что не все требования Евросоюза жестче наших. Например, в Беларуси и России еще недавно регламенты не допускали даже незначительного содержания антибиотиков в молочной продукции, что, кстати, было аргументом в претензиях российской стороны к качеству белорусских изделий. В Европе же прекрасно понимают, что полностью исключить следы антибиотиков невозможно: они в естественном виде содержатся в кормах, не говоря уже о ветеринарных препаратах, которыми лечат коров. Сегодня ситуация в России и Беларуси исправлена - временно установлен одинаковый предел.
- Значит, объем экспорта в Россию может вырасти?
- Мы ставим такую задачу. Поскольку молочные консервы имеют длительный - до года - срок хранения, то можем торговать с отдаленными покупателями: дошли уже до Владивостока. Территории, где из-за климатических условий животноводство не блещет высокой продуктивностью, для нас особенно привлекательны. Поставляем продукцию на Урал и в Сибирь, в том числе газовикам и нефтяникам, а также на Север - в Архангельск и Мурманск. Активизировать продажи призваны созданные в Москве и Санкт-Петербурге представительства.
- Конкурентоспособность готовых молочных изделий зависит от качества сырья, закладываемого в аграрном секторе. Как здесь обстоит дело?
- Все государственные программы в сельском хозяйстве нацелены на то, чтобы больше получать молока «экстра» и высшего сорта. Для решения этой задачи важно проложить самый короткий путь от коровы до завода. В настоящее время молоко приходит на предприятие через приемные пункты. Но ведь каждая новая емкость, в которую попадает это сырье, «награждает» его бактериями. Мы это понимаем и сейчас работаем над тем, чтобы исключить лишнюю «перевалку». Для этого потребуется закупить современные молоковозы, которые пополнят имеющийся парк, и составить их маршруты так, чтобы они могли забирать молоко непосредственно с ферм. А с нашей помощью большинство этих «фабрик молока» оснащено техникой мгновенного охлаждения, что обеспечивает отличную сохранность продукта.
Но конкурентоспособность зависит не только от качества, но и от количества сырья. Несколько лет назад мы испытывали серьезные трудности с молоком, особенно в зимний период. Проблема была решена, когда к комбинату присоединили Браславский молокозавод, сырьевая зона которого восполнила дефицит. Это предприятие когда-то строилось нашим комбинатом и входило в его состав, затем его решили сделать самостоятельным, а в последнее время в рамках укрупнения перерабатывающих предприятий вновь вернули нам. Но на этом история, увы, не закончилась. Мы не успели провести намеченную реконструкцию, как опять поставлен вопрос: на сей раз о приватизации этого филиала и придания ему самостоятельного статуса. Для нас это довольно болезненная тема. Так, ожидается, что все кредиты, которые были взяты на поддержку данного предприятия, останутся в «наследство» нашему комбинату. Кроме того, вновь придется решать проблему обеспеченности сырьем. Ведь «отпадет» целый район из трех, которые сегодня составляют нашу сырьевую зону.
- Но здесь можно идти не экстенсивным, а интенсивным путем - наращивая продуктивность животноводства…
- Перспективность этого направления мы хотим показать, как говорится, на собственном примере. В переданном нам сельскохозяйственном производственном кооперативе, который стал филиалом предприятия, в этом году заканчиваем строительство молочно-товарной фермы, рассчитанной на 730 голов дойного стада. Это будет самая современная «фабрика молока», причем один коровник уже действует. И хотя работа еще не завершена, новые технологии позволили в целом по хозяйству выйти на рентабельную работу и увеличить надои более чем вдвое: с 2300 до 5200 кг от коровы в год. Этот показатель возрастет еще больше с вводом новой фермы. А самое главное, - молоко с этой фермы преимущественно сорта «экстра». Есть и моральная сторона этого дела: показать какой должна быть современная ферма и что производство молока может быть прибыльным.
- Ваше предприятие является градообразующим для Глубокого. Как вы оцениваете условия работы в регионе?
- Мы второй год участвуем в программе развития регионов, малых и средних городских поселений. Поначалу планировалось, что льготы будут получать только вновь создаваемые предприятия, но здравый смысл восторжествовал, ведь такие комбинаты как наш вносят самый весомый вклад в экономику регионов. В прошлом году поддержка выразилась в сумме около 3,5 млрд. руб. - эти средства мы смогли направить на модернизацию производства. Но перед нами поставлено условие: выполнение прогнозных показателей, что, я считаю, очень правильно. Ведь льготы - не самоцель, а средство для дальнейшего развития регионов.

ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»
211792, Витебская обл., г. Глубокое, ул. Ленина, 131
Тел./факс: (02156) 2-44-98
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.glmkk.by

Марина КОМАРОВА

Вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемую недвижимость государственной собственности - задача непростая. Почти все здания в плохом состоянии. Но благодаря инициативе предпринимателей такого «добра» становится все меньше. Оно превращается в полезные объекты. Однако процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Многое зависит от позиции местного руководства. Об этом шел разговор с директором Фонда «Гомельоблимущество» Екатериной ЗЕНКЕВИЧ.

- Екатерина Анатольевна, каких результатов достиг Фонд по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества за период реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений?
- На территории Гомельской области расположен 31 населенный пункт, который относится к малым и средним городским поселениям. В рамках выполнения госпрограммы в области за 3 года в результате ежегодно проводимых инвентаризаций на их территории выявлено 760 неиспользуемых объектов, вовлечено в хозяйственный оборот 550 (72%), в том числе продано около 100 объектов.
Всего на Гомельщине выявлено 3,6 тыс. неиспользуемых зданий и сооружений, из них 2,75 тыс., или 76% вовлечены в хозяйственный оборот: отчуждены, в том числе на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, сданы в аренду, переданы в безвозмездное пользование, реконструированы, отремонтированы, списаны.
На 146 аукционах, проведенных Фондом в 2009 г., выставлялся 621 неиспользуемый объект недвижимости. В результате торгов продано 230 объектов, в том числе 86 - за 1 базовую величину. При этом реализовано объектов в 2 раза больше, чем в 2008 г.
- Что стало с проданными объектами?
- Ярким примером является продажа неиспользуемого комплекса зданий и оборудования ресторана «Припять» и магазина «Кулинария» в городе Калинковичи. Сегодня на базе этого имущества открыты современный ресторан, бар, кафетерий, создано 29 рабочих мест.
В населенном пункте Уваровичи Буда-Кошелевского района ЧТПУП «МирГриВал» было приобретено здание бывшего универмага, на площадях которого размещено производство пластиковых окон и дверей, создано 11 рабочих мест. Объем производства в 2009 г. составил 115 млн. руб.
Кроме продажи неиспользуемых объектов, в том числе с установлением начальной цены, равной одной базовой величине, Указ Президента от 27 февраля 2007 г. №108 позволяет передавать такие объекты в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты.
В прошлом году впервые в области передано 3 объекта фермерскому хозяйству «ШарВуд» в Чечерском районе, при этом создано 30 рабочих мест. Также в Хойникском районе 4 объекта получило фермерское хозяйство «Наш Пан», где уже начата реконструкция зданий, создано 3 рабочих места, завезено 85 племенных голов свиней, а на 65 га земли будут выращиваться зерновые и овощные культуры. В текущем году такая практика осуществляется еще в 2 регионах области.
- Что влияет на востребованность объектов?
- Предсказать судьбу того или иного имущества невозможно. Например, детский сад в рабочем поселке Костюковка, находящийся в хорошем состоянии, продан только с 2--х торгов на аукционе. А бывшая производственная база в Рогачеве, ранее подлежащая сносу, в 2009 г. была продана дважды (первый покупатель отказался от приобретения).
Одна из серьезных проблем - использование объектов бывших военных городков. Небольшие, расположенные в населенных пунктах, давно и успешно используются, а такие как, например, «Объект 600», занимающий более 300 га земли в Петриковском районе, в 40 км от населенного пункта, интереса для потенциальных покупателей не представляет. Единственный выход - их снос, но на это нужны очень большие деньги.
Сегодня также существуют определенные трудности по реализации неиспользуемых объектов негосударственной формы собственности. Это имущество потребкооперации и созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ. Если госимущество может быть продано даже за одну базовую величину, то негосударственные организации позволить такое без ущерба для себя не могут, а желающих приобрести длительное время неиспользуемые объекты по остаточной стоимости пока не находится. Решение этой проблемы возможно только путем внесения изменений в действующее законодательство.
- Какие прогнозы на 2010 год?
- В 2010 г. перед нами стоит еще более серьезная задача: вовлечь в хозяйственный оборот более 1,2 тыс. неиспользуемых зданий и сооружений. Однако реально претендовать на «вторую жизнь» из них могут только чуть более 50%, поскольку большое количество объектов находится в аварийном состоянии, непригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
Хочу отметить, что активизация продаж напрямую связана с принятием в нашей стране ряда нормативно-правовых актов, которые направленных на совершенствование имущественных отношений, создающих привлекательные, экономически выгодные условия для приобретения неиспользуемого государственного имущества.
В частности, в соответствии с Указами Президента от 5 мая 2009 г. №232 и от 7 мая 2009 г. №238 можно продавать на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, и передавать в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам имущество, расположенное во всех населенных пунктах страны, кроме столицы и областных центров. Разрешена продажа не завершенных строительством объектов на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, вне зависимости от степени их готовности и консервации. Решение об отчуждении имущества может приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на него.
Кроме того, появилась возможность продажи объектов на аукционе единственному зарегистрировавшемуся участнику по стоимости на 5% выше начальной цены продажи. Фондом на таких условиях уже продано более 180 объектов.
Отчуждение неиспользуемого имущества на аукционах с начальной ценой, равной одной базовой величине, думаю, будет активизироваться в текущем году. Это связано с вступившим в силу 18 марта Указа главы государства от 11 декабря 2009 г. №622, согласно которому такие аукционы будут осуществляться без продажи права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества. На Гомельщине уже планируется продажа не менее 50 таких объектов.
В 2010 г. намечено вовлечь в хозяйственный оборот 195 неиспользуемых объектов, расположенных на территории малых городов, в том числе 60 - продать.
- Стоит ли, на ваш взгляд, предпринимателям строить новое здание или лучше присмотреть неиспользуемое и с этого начать или расширить бизнес?
- Не секрет, что у бизнеса есть проблемы с размещением производственных мощностей, а у государства - сотни объектов, длительное время не используемых либо не завершенных строительством. Сегодня трудно спорить с тем, что затраты на капитальный ремонт, реконструкцию существующих объектов примерно в разы ниже, чем расходы на новое строительство, которое влечет за собой и сооружение всех необходимых коммуникаций к объекту, а это весьма длительный и дорогостоящий процесс.
- Какие механизмы поиска покупателей, потенциальных инвесторов применяете?
- В целях поиска инициативных представителей бизнеса, нуждающихся в объектах недвижимости, Фондом проводится большая работа по информированию об имеющихся в области неиспользуемых объектах. Данная информация периодически публикуется в газетах «Звязда», «Гомельская праўда», «Моя реклама», журнале «Вся недвижимость» и других изданиях. Используются возможности радио и телевидения, наружная реклама.
Также информация об аукционах размещается на сайтах Гомельского облисполкома и Госкомитета по имуществу, на различных интернет-порталах России, Украины, ссылка на раздел «Облимущество» имеется на сайтах Посольств Республики Беларусь в Азербайджане, Польше. Для изучения спроса на объекты нами разработана форма заявки потенциального покупателя, которая размещена на сайте Гомельского облисполкома. В созданном банке данных более сотни потенциальных покупателей, из них 40 уже приобрели имущество.

Елена РУДНИЦКАЯ

В рамках Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. в Минской области, в основном, модернизируются существующие промышленные производства, а также создаются и развиваются новые. Ряд проектов реализован в торговле и общепите, социальной сфере, а в настоящее время идет строительство спортивно-оздоровительных объектов и жилищно-коммунального хозяйства. О социально-экономическом развитии региона рассказала первый заместитель председателя комитета экономики Миноблисполкома Вита ЦИВИЛЬСКАЯ.

Стимулирующие факторы

Пытаясь найти свою нишу на местном рынке, новые малые и средние предприятия могут внести вклад в производство импортозамещающей продукции или использовать местные ресурсы для производства экспортной.
Немаловажную роль в бизнесе играют развитая инфраструктура и месторасположение вблизи основных транспортных развязок. Наиболее привлекательными являются Дзержинский, Минский и Смолевичский районы, в которых в 2009 г. создано 42,6% малых предприятий по области.
По состоянию на 1 января 2010 г. в малых и средних городских поселениях, расположенных на территории области, осуществляют деятельность более 3 тыс. малых предприятий, из них вновь создано 615. Почти 41% новых юридических лиц выбрали в качестве сферы деятельности торговлю, 33,4% - производство и строительство, 21,9% - оказание услуг.
Всего в 2009 г. в Минской области состояло на учете около 41,9 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе свыше 12 тыс. юридических лиц и около 30 тыс. индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2009 г. создано 557 малых предприятий при задании 180.
Налоговыми преференциями, предоставленными государством декретами №9 и № 1 для предприятий, осуществляющих деятельность в малых и средних городах, а также в сельской местности, в 2009 г. воспользовались 426 субъектов хозяйствования на общую сумму 21,2 млрд. руб. В сравнении с аналогичным периодом 2008 г. этот показатель увеличился на 54,9% (151 плательщик).
Большинство предприятий, пользующихся льготами по вышеуказанным декретам, сконцентрировались в Минском (30,8%), Молодечненском (14,3%) и Пуховичском районах (9,5%). Основными сферами их деятельности являются промышленность (46,4%), строительство и архитектура (14,9%) и прочие (29,8%).

Проекты и инвестиции

В 2009 г. осуществлялась реализация 23 важнейших инвестиционных проектов в малых и средних городских поселениях области, в том числе 11 проектов - в организациях, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и не имеющих ведомственной подчиненности.
Освоено 155,9 млрд. руб., завершена работа по реализации 9 проектов. Наиболее крупные, осуществляемые в рамках программы, - реконструкция цеха по производству сухого обезжиренного молока и сыворотки Воложинского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» с объемом инвестиций 4 млрд. руб. и освоение производства сухой сыворотки ОАО «Копыльский маслосырзавод» - 3 млрд. руб., завершение реализации которых предусмотрено в 2010 г.
Всего на финансирование инвестиционных проектов и мероприятий в малых и средних городских поселениях Минской области в 2009 г. направлено 339,6 млрд. руб., из них средства республиканского бюджета составили 80,7 млрд. руб., местных бюджетов - 22,1, собственные средства организаций - 124,3, кредиты банков - 100,5 млрд. руб.

«Поле» для бизнеса

На Минщине есть потенциал развития для самореализации предпринимателей. Об этом говорят следующие данные. Розничный товарооборот малых и средних городских поселений в 2009 г. составил 1,4 трлн. руб., или 18% общего объема продаж области. Темп роста товарооборота организаций сложился на уровне 103,8%, что на 3,5 процентного пункта ниже среднеобластного показателя (107,3%).
Отрицательная динамика продаж в розничной торговой сети сложилась в 9 малых городах. По организациям общественного питания - в 21 малом и среднем городском поселении.
В целях увеличения объема товарооборота и максимального удовлетворения нужд населения потребительской кооперацией области в 2009 г. введены в эксплуатацию в малых и средних городских поселениях: торговый центр «Логойский пассаж» торговой площадью более 1 тыс. кв. м, 7 мини-магазинов, 8 объектов общественного питания, 104 фирменные секции, приобретено более 270 единиц холодильного оборудования, а также в городах Клецк, Смолевичи и Заславль открыто 16 торговых объектов, не относящихся к определенным ведомствам. Но этого явно недостаточно.
Таким образом, с точки зрения перспективности, торговля - наиболее привлекательная сфера: в 2010 г. необходимо продолжить работу по поддержанию оптимального соотношения крупных и небольших магазинов, обеспечить взаимодействие торговых организаций и промышленности по наполнению магазинов и торговых центров наиболее востребованными населением товарами низкого и среднего ценовых сегментов, увеличить продолжительность работы магазинов, расширить применение активных форм продаж. Планируется открыть 32 торговых объекта, 18 предприятий общественного питания, приобрести 120 единиц торгово-технологического и холодильного оборудования, установить 59 платежных терминалов и 5 компьютерных систем. Для обслуживания населения в малых населенных пунктах, где отсутствует стационарная торговая сеть, будет дополнительно закупить 8 автомагазинов и более рационально использоваться 125 действующих.
Что касается услуг, то в 2009 г. юридические лица в малых и средних городских поселениях предоставили их на 304,1 млрд. руб., что на 22,1% больше, чем за 2008 г. в фактических ценах.
Распределение платных услуг по видам в малых городах практически не отличается от структуры в целом по области. Преобладают услуги жилищно-коммунального хозяйства (38,2%), транспортные (10,1%), связи (10,8%). Незначительна доля услуг культуры (1,4%), туристических и экскурсионных (1,7%), физической культуры и спорта (0,3%).
В 2010 г. будет продолжена работа по обновлению и расширению материально-технической базы объектов сферы услуг, их реконструкции, включая строительство второй очереди физкультурно-оздоровительного центра «Скарб» в городском поселке Плещеницы, физкультурно-оздоровительного комплекса в Мяделе, спортивно-туристического комплекса «Зеленый луг» в Логойске.
Несмотря на уменьшение реальных денежных доходов населением востребованы бытовые услуги, особенно ремонтно-восстановительного характера. Наряду с традиционными видами бытовых услуг необходимо также расширять объемы работ по изготовлению срубов для строительства домов и хозяйственных построек, железобетонных декоративных ограждений, ремонту жилых помещений и крыш.

Рынок труда

За 3 года численность занятых в экономике малых городов области увеличилась до 169,6 тыс. человек, уровень безработицы сохранился на прежнем уровне - 0,7%.
В целях дальнейшего снижения напряженности на рынке труда и вовлечения в экономику незанятого населения малых городов области в 2010 г. предусмотрено создать 4,4 тыс. новых рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников за декабрь 2009 г. составила 890,5 тыс. руб. На конец 2010 г. она планируется на уровне 960 тыс. руб.

Прогнозы ускорения

Анализ прогнозных показателей Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних поселений на 2007-2010 гг. по Минской области свидетельствует о выполнении всех доведенных параметров, за исключением производства потребительских товаров.
На 2010 г. разработаны мероприятия, предусматривающие ускоренные темпы. Так, в текущем году ожидается рост объемов промышленного производства на уровне 110%, потребительских товаров - 114%. При их достижении областью будут выполнены все показатели, предусмотренные Госпрограммой.

Александр ГРИШИН

Довольно редко имидж директора полностью совпадает с названием компании. Руководитель строительного предприятия «Добрыня» Александр ПАРАСКЕВИЧ как раз такое исключение. Но внешность сказочного Добрыни Никитича не мешает ему быть жестким в вопросах, от решения которых зависит рыночное благополучие предприятия в настоящем и будущем.

- Александр Леонтьевич, как вы и иностранный инвестор нашли друг друга?
- Учредители с польской стороны уже имели свой бизнес в Беларуси, но не стали вывозить полученную прибыль, а решили ее реинвестировать в производство пенополистирольных плит. Не последнюю роль в выборе направления деятельности сыграла принятая государственная программа по энергосбережению, поскольку понятно, что без тепловой реабилитации зданий достичь поставленной цели невозможно. А для этого нужны теплоизоляционные материалы.
Однако главная заслуга в том, что предприятие расположено в г. Береза, принадлежит местным властям. Председатель райисполкома Юрий НОРКЕВИЧ, а также в то время его заместитель по экономике Николай ЧИЖ, сделали все, чтобы иностранный инвестор остановил свой выбор на нашем городе. С этими людьми очень приятно работать, потому что с первых шагов помощь оказывалась во всем. Для ускорения процесса строительства одновременно велось проектирование, комплектование оборудованием, обучение людей. Поэтому не было всех необходимых согласований со стройтехнадзором, что грозило остановкой стройки. Только с помощью местных властей решили этот вопрос, поэтому и удалось всего за 8 месяцев построить предприятие. При их поддержке вошли в госпрограмму развития малых и средних городских поселений, что благотворно сказалось на становлении предприятия.
Так после Минского комбината строительных материалов, появилось второе по мощности предприятие Беларуси по выпуску пенополистирольных плит, которое сегодня может закрыть потребность республики в них на 60%. Несмотря на жесткую конкуренцию, а на этом рынке работает около 35 компаний, всего за год смогли занять второе место по объемам продаж.
В этом немалая заслуга отдела маркетинга, который активно работает с клиентурой. Здесь пошли по пути предоставления полного спектра услуг: от производства материала до поставки непосредственно на место строительства. Заявка выполняется в течение суток, причем товар доставляется в любую точку страны. Это оправдало себя, поскольку оперативность в работе стала нашим конкурентным преимуществом.
Вторая составляющая успеха - безупречное качество продукции. Мы пробовали работать на китайском, российском, польском, австрийском, украинском сырье, но остановили свой окончательный выбор на полистироле из Германии. Хотя он и дороже, но зато качественное. Все это способствовало получению сертификата менеджмента качества ИСО 9001, а в 2009 г. предприятие стало лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», получило диплом победителя в области качества Брестского облисполкома.
- Вам приходится конкурировать с не совсем добросовестными производителями, поскольку иногда заявленная ими плотность пенополистирола оказывается ниже реальной, но для простого обывателя такая продукция привлекательнее по цене. Как защитить потребителя от обмана и обеспечить честную конкуренцию?
- Это очень серьезная проблема, которая пока не решена. Действительно, попробуй, разберись, какой плотности пенополистирол «закатали» в стену: 18, 22 или 15. Я прошу своих маркетологов, которые выезжают во все регионы страны, привозить образцы представленных на рынке материалов. У нас есть аккредитованная Госстандартом лаборатория, где мы можем провести весь комплекс исследований. Практика показала, что продукция некоторых производителей, прежде всего из России и Украины, не соответствует заявленным техническим параметрам, потому что изготовлена из некачественного сырья. Именно оно на 85% формирует конечную цену продукции, поэтому если куб пенопласта сделать на 1-2 кг легче, то можно значительно выиграть в экономике.
Нам часто приходится участвовать в тендерах, где некоторые участники выставляют цену на 15-18 тыс. руб. ниже нашей. Но это нереально! Потому что просто не хватит сырья для изготовления нужного количества материала. То есть налицо нарушение технологии, но мы по такому пути никогда не пойдем. Да, пусть наш товар будет дороже, пусть ее труднее продать, но мы в будущем получим больше выгоды и прибыли. Поэтому у нас никогда не было и, убежден, не будет рекламаций на поставленную потребителям продукцию. Опыт моей работы, а я 25 лет отработал на Березовском мясокомбинате, показал, что продвижение вперед возможно только с качественной продукцией.
Честная конкуренция во благо обществу, поэтому мы ее не боимся. По моему мнению, нельзя ее ограничивать административно, что сейчас, например, происходит в мясомолочной отрасли, где местные власти производителям из других регионов создают искусственные барьеры. Практикуется такое и в строительной индустрии. Я убежден, что именно по этой причине нам до сих пор не удалось по-крупному выйти на минский рынок теплоизоляционных материалов. Но работы в ближайшее время хватит всем. Наши поставщики сырья провели анализ потребления пенополистирола. Оказалось, что в Польше он составляет 6 кг, а в Беларуси лишь 2 кг на душу населения, т.е. впереди нас ждет трехкратный рост рынка, что непременно произойдет, поскольку энергоносители дешевле не станут. К тому же приняты новые нормы теплового сопротивления зданий, которые потребуют дополнительной теплоизоляции стен. Так что наш девиз - «Делаем добро - дарим тепло» - еще долго будет актуален.
- Как вам удалось настроить коллектив на качественную «волну»?
- Просто люди поняли, что если мы хотим чего-то достичь, то должны неукоснительно придерживаться своей генеральной линии: производить высококачественную продукцию. Все подчинено этому, поскольку только так можно увеличить объемы продаж в будущем. Много внимания уделяем рекламе, на местном телевидении Брестской области демонстрируется наш ролик. В прошлом году на рекламную компанию затратили 55 млн. руб., постоянно участвуем в строительных выставках. Поэтому сегодня у нас заключено более 700 договоров на поставку продукции с потребителями по всей республике. Уделяем внимание даже разовым закупкам: если покупателю нужно 0,5 куб. м материала, он его получит. Ведь он привозит нам зарплату, а не проблемы. Такой подход практикуем давно, еще за 4 месяца до пуска предприятия маркетологи стали работать с будущей клиентурой.
- Для оперативной работы - выполнения любого заказа в течение суток - необходимо иметь запас сырья и материалов. На какое время вы можете планировать производственный процесс?
- Сырья у нас месячный запас, к тому же имеем постоянный задел готовых пенополистирольный блоков в объеме 3 тыс. куб. м. Четко выдерживаем технологию, поскольку готовый полуфабрикат должен при определенной температуре и влажности выстоять как минимум 2 недели в камерах «созревания». Иначе после установки пенопласт может «порвать» и «повести». К сожалению, многие производители не выполняют эту важную технологическую составляющую, которая определяет эксплуатационный срок службы изделия. В смену можем сделать 700 куб. м, что составляет примерно 7 большегрузных фур, поэтому срывов в поставках у нас никогда не было. Планируем задействовать еще 1,7 тыс. кв. м производственных площадей, так что резерв для роста есть. К тому же местная власть создает благоприятную обстановку для развития бизнеса в регионе, поэтому в своем будущем мы уверены.

СООО «СК «Добрыня»
225210, Брестская обл., г. Береза, ул. Свердлова, 165 А
Тел.: (01643) 4-82-02 (отдел маркетинга), 4-82-06 (приемная)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.dobroterm.by