№3 (129) - Март 2010

Скачать PDF

 

Тема номера: Развитие малых и средних городов


   
* Чем привлечь людей в «глубинку»?
    * Молочная продукция готовится к экспорту в страны Евросоюза.
    * Какой продукцией можно удовлетворить запросы современного покупателя?
    * Российские торговые сети хотят заключать с белорусскими производителями прямые договора поставок.
    * Изделия белорусской радиоэлектроники могут быть конкурентоспособными.
    * Белорусские рыбхозы начали разводить ценные породы осетровых, лососевых и сомовых рыб.
    * В сферу бытового обслуживания населения должны прийти новые технологии.

 

 

 

Виктор КАМЕНКОВ, председатель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, председатель ОО «Белорусский республиканский союз юристов», доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

В Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь  (далее - ХПК) установлены правила распределения судебных расходов между лицами, участвующими в деле.

В соответствии со ст. 133 они делятся в зависимости от результатов рассмотрения. Если лицо, участвующее в деле, достигло вынесения решения в свою пользу, суд присуждает ему все понесенные по делу судебные расходы, которые подлежат взысканию с проигравшей стороны. При частичном удовлетворении исковых требований лица, участвующие в деле, несут судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При этом необходимо иметь в виду, что заявление лица, участвующего в деле, о возмещении ему издержек, связанных с рассмотрением дела, в виде расходов, которые могут быть признаны хозяйственным судом необходимыми, не является материально-правовым требованием, не включается в цену иска и может быть рассмотрено только в рамках конкретного судебного дела .
Кстати, такая же практика и у арбитражных судов Российской Федерации. «Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил также, что судебные расходы на оплату услуг адвокатов и иных представителей подлежат взысканию в процессуальном порядке, предусмотренном гл. 9 АПК РФ, и не могут быть предъявлены к взысканию путем предъявления отдельного иска. При этом, если вопрос о распределении судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной (кассационной) жалобы, не был разрешен судом вышестоящей инстанции, заявление подается в суд первой инстанции, рассматривавший дело» .
Вопрос распределения судебных расходов разрешается хозяйственным судом соответствующей инстанции, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в отдельном определении.
Нередко судебные решения, которыми отказано во взыскании судебных издержек, становятся объектом кассационного обжалования.
Так, хозяйственный суд Г-ской области своим решением удовлетворил требования УП «А» и взыскал с ОАО «Б» основной долг за поставленный товар, а также расходы по уплате госпошлины. Во взыскании расходов (издержек), связанных с оказанием юридических услуг, истцу отказано. В апелляционном порядке решение не было обжаловано.
В кассационной жалобе УП «А» просило вынесенное по делу решение изменить, удовлетворив требования истца и в части возмещения его расходов по оплате юридических услуг. По мнению заявителя, судом неправильно применены нормы процессуального права.
Кассационная коллегия ВХС пришла к выводу, что решение хозяйственного суда Г-ской области надлежит оставить без изменения, а жалобу УП «А» - без удовлетворения исходя из следующего.
В соответствии с частью первой ст. 133 ХПК судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
П.9 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 18.12.2007 г. №13 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при распределении издержек, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде» разъяснено, что при рассмотрении вопроса о возмещении расходов по оплате услуг адвокатов либо лиц, оказывающих юридические услуги, следует исходить, в том числе, из того, что лицом, участвующим в деле, должны быть представлены соответствующие доказательства в подтверждение фактически произведенных расходов и их необходимости.
Истцом представлены договор на представительство в хозяйственных судах, платежное поручение об оплате юридической фирме ОДО «В» искомой суммы и калькуляция.
Вместе с тем, согласно договору юридическая фирма взяла на себя обязательства по консультированию заказчика (истца) по юридическим вопросам, относящимся к исполнению поручения (взысканию задолженности с ОАО «Б»), ведению досудебных переговоров, оформлению искового заявления, представления интересов заказчика в хозяйственных судах. Размер денежного вознаграждения исполнителя за все составляет искомая сумма.
Однако факт выполнения исполнителем этих обязательств и совершения других действий, предусмотренных договором, доказательствами не подтвержден, а акт приемки выполненных работ, определяющий их объем, также не представлен. Не участвовал представитель истца и в судебных заседаниях.
При таких обстоятельствах хозяйственный суд Г-ской области обоснованно не признал, что понесенные УП «А» расходы по оказанию юридических услуг подтверждены надлежащими и достаточными доказательствами.
На основании ст. 133 ХПК расходы по уплате госпошлины за подачу кассационной жалобы отнесены на заявителя - УП «А» .
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход республиканского бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от ее уплаты.
При отказе истца от иска судебные расходы, понесенные им, ответчик не возмещает. В то же время отказ от иска в связи с добровольным удовлетворением исковых требований ответчиком после предъявления иска не препятствует взысканию с ответчика по требованию истца понесенных им судебных расходов. Отказ истца от иска при необоснованном его предъявлении не освобождает истца от обязанности возместить ответчику судебные издержки, связанные с рассмотрением дела .
В случае заключения мирового соглашения судебные расходы по делу погашаются по соглашению сторон (ст. 122 ХПК) либо в соответствии с частью первой ст. 133 ХПК (судебные расходы распределяются между истцом и ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований).
Пленум ВХС также разъяснил по порядку распределения судебных расходов следующее. «Предусмотренный частью четвертой ст. 133 ХПК порядок распределения судебных расходов в соответствии с соглашением сторон при заключении ими мирового соглашения может быть применен хозяйственным судом и в иных случаях достижения соглашения сторон о распределении судебных расходов, включая издержки, связанные с рассмотрением дела (часть одиннадцатая ст. 133 ХПК), в том числе при отказе истца от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком исковых требований после обращения истца в хозяйственный суд.
В случае, если судом не разрешен вопрос о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела, то он в соответствии со ст. 209 ХПК по своей инициативе или по заявлению лица, участвующего в деле, принимает дополнительное решение до вступления основного в законную силу, а Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, принявший решение, - до его исполнения.
При этом хозяйственным судам следует иметь в виду, что соответствующее ходатайство может быть заявлено, а доказательства, подтверждающие понесенные расходы и их необходимый характер, представлены лицом, участвующим в деле, в пределах общих сроков, установленных ст. 209 ХПК для вынесения дополнительного решения.
Если хозяйственный суд не распределил судебные расходы, включая издержки, связанные с рассмотрением дела, при вынесении судебного постановления и не принял дополнительного решения, вступившее в законную силу судебное постановление в указанной части может быть пересмотрено хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции в порядке, установленном ХПК» .
Например, Кассационная коллегия ВХС изменила решение хозяйственного суда М-ской области и взыскала с ответчика госпошлину в связи с тем, что суд первой инстанции не разрешил вопрос о распределении расходов по государственной пошлине .
При отказе в удовлетворении иска издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскиваются с истца.
Если дело возникло вследствие нарушения какой-либо стороной досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа, невысылка истребованных документов), хозяйственный суд вправе взыскать с этой стороны судебные расходы независимо от исхода дела.
Хозяйственный суд вправе взыскать с виновной в отложении дела стороны судебные расходы, понесенные в связи с этим, в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, по их письменному заявлению.
Процессуальные соучастники несут судебные расходы по делу в равных долях, если иное не обусловлено различием в цене их требований.
Если солидарная ответственность вытекает из природы спорного материального правоотношения, хозяйственный суд взыскивает с соответчиков судебные расходы солидарно.
Судебные расходы, понесенные в связи с процессуальными действиями, которые были совершены по требованию процессуального соучастника только в его интересах, другими процессуальными соучастниками не возмещаются.
При соглашении сторон о распределении судебных расходов хозяйственный суд вправе принять решение в соответствии с этим соглашением.
Если хозяйственный суд, рассматривающий жалобу, изменит состоявшееся судебное постановление или вынесет иное, не передавая дела на новое рассмотрение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов либо передает этот вопрос на рассмотрение хозяйственного суда первой инстанции.
Судебные расходы, понесенные сторонами в связи с рассмотрением жалоб (апелляционной, кассационной, в порядке надзора), распределяются между истцом и ответчиком в соответствии с правилами, установленными ст. 133 ХПК.
Например, апелляционная инстанция хозяйственного суда М-ской области в одном из постановлений прямо указала: «Апелляционная жалоба региональной таможни подлежит удовлетворению, судебные расходы по рассмотрению дела в апелляционной инстанции относятся на заявителя (ЧТУП «А»)» .
Однако правила о распределении судебных расходов содержатся не только в ст. 133 ХПК. Им посвящены и иные нормы ХПК. В частности, о них указано в следующих разделах:
•    в ст. 122 - в резолютивной части определения (постановления) хозяйственного суда об утверждении мирового соглашения указываются содержание мирового соглашения и порядок распределения судебных расходов;
•    в ст. 150 - о прекращении производства по делу хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются основания для этого, а также решаются вопросы о распределении между сторонами судебных расходов и возврате государственной пошлины в случаях, предусмотренных законодательством;
•    в ст. 191 - при принятии решения хозяйственный суд распределяет судебные расходы;
•    в ст. 193 - в резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов;
•    в ст. 273 - об оставлении апелляционной жалобы (протеста) без рассмотрения хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;
•    в ст. 275 - о прекращении производства по апелляционной жалобе (протесту) хозяйственный суд выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;
•    в ст. 281 - в постановлении хозяйственного суда апелляционной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, в том числе понесенных в связи с рассмотрением апелляционной жалобы;
•    в ст. 289 - об оставлении кассационной жалобы (протеста) без рассмотрения хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;
•    в ст. 291 - о прекращении производства по кассационной жалобе (протесту) хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором могут быть решены вопросы о распределении между сторонами судебных расходов;
•    в ст. 298 - при отмене судебного постановления с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении между сторонами судебных расходов решается хозяйственным судом, вновь рассматривающим дело, а в постановлении хозяйственного суда кассационной инстанции указывается о распределении между сторонами судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением кассационной жалобы (протеста).
Например, хозяйственный суд М-ской области удовлетворил иск «П» об исключении «И» из членов ООО «А». Апелляционная инстанция оставила решение без изменения. По кассационной жалобе «И» Кассационная коллегия ВХС отменила решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, отказала «П» в иске со ссылкой на ст.ст. 133 и 298 ХПК и взыскала с него судебные расходы, связанные с рассмотрением апелляционной и кассационной жалоб по делу. А также указала, что при представлении доказательств исполнения решения хозяйственного суда М-ской области в части взыскания с «И» в пользу «П» в счет возмещения судебных расходов, суду первой инстанции выдать поворотный приказ .
Приведенные примеры свидетельствуют о взаимном дополнении правовой теории и судебной практики в решении казусных вопросов.

Государственное регулирование

Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №60 г. «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (Рег.№ в НРПА 1/11368 от 2.02.2010)    
Указом предусмотрена обязанность госорганов, иных госорганизаций и хозяйственных обществ с преобладающей долей государства в их уставных фондах размещать информацию о своей деятельности на официальных сайтах этих органов и организаций, обеспечивать их эффективное функционирование и систематическое обновление.
Закрепляется обязанность субъектов хозяйствования, реализующих на территории Беларуси товары (работы, услуги) с применением сети Интернет, с 1.07.2010 г. осуществлять данную деятельность с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории республики.
Вводится госрегистрация сетей, систем и ресурсов, которую будут проходить поставщики интернет-услуг по заявительному принципу в Минсвязи и информатизации либо уполномоченной им организации.
C 1.07.2010 г. поставщики интернет-услуг должны будут осуществлять идентификацию абонентских устройств пользователей интернет-услуг, вести учет и хранить сведения о таких устройствах и оказанных интернет-услугах.
Указ вступает в силу с 1.07.2010 г.
    
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2010 г. №118 «Об утверждении образцов паспорта гражданина Республики Беларусь, служебного и дипломатического паспортов и их описаний» (Рег.№ в НРПА5/31191 от 3.02.2010)    
Ранее изготовленные бланки служебных и дипломатических паспортов применяются до их полного использования, паспорт гражданина Республики Беларусь, служебные и дипломатические паспорта, выданные до вступления в силу постановления, используются до истечения срока их действия.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2010 г. №219 «О внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 5/31293 от 19.02.2010)
В частности, в новой редакции излагается Положение о порядке формирования и выполнения государственных комплексных целевых научно-технических программ.

Гражданское законодательство

Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 12 января 2010 г. №1 «Об утверждении форм» (Рег.№ в НРПА 8/21942 от 16.02.2010)    
Утверждено 30 форм заявлений, касающихся регистрации товарного знака и знака обслуживания.

Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 12 января 2010 г. №2 «О свидетельстве на товарный знак» (Рег.№ в НРПА 8/21943 от 16.02.2010)    
Определены реквизиты свидетельства и утверждена его форма.

Хозяйственно-экономическая деятельность

Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 20 января 2010 г. №9 «О внесении изменения в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10 сентября 2008 г. №183» (Рег.№ в НРПА 8/21900 от 8.02.2010)    
Внесены изменения в порядок передачи продукции для производственного использования между юридическими лицами, объединенными в финансово-промышленные или иные хозяйственные группы, либо являющимися участниками холдинга, а также в порядок формирования отпускных цен на продукцию, производимую ими и передаваемую иным участникам группы (холдинга), без прибыли.
Постановление вступает в силу с 1.04.2010 г.

Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 ноября 2009 г. №129 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 8 мая 2009 г. №52» (Рег.№ в НРПА 8/21959 от 18.02.2010)    
Уточняются требования к документам на лекарственные средства, фармацевтические субстанции, заявляемые на государственную регистрацию (перерегистрацию), и документам, представляемым для внесения изменений в регистрационное досье на лекарственное средство (фармацевтическую субстанцию), ранее зарегистрированное в Республике Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2010 г. №242 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. №1450» (Рег.№ в НРПА5/31318 от 23.02.2010)    
Внесены изменения в Положение о порядке согласования перечня оборудования и (или) запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь для объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта в рамках инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

Финансовая, банковская, страховая деятельность

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №153 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам аудиторской деятельности» (Рег.№ в НРПА 8/21880 от 3.02.2010)    
В новой редакции излагаются правила аудиторской деятельности «Аудиторские доказательства», «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Отчет (аудиторское заключение) по специальному аудиторскому заданию» (новое название - «Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию»).
Изменения вносятся в правила аудиторской деятельности «Существенность в аудите», «Действия аудиторской организации при выявлении искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и фактов несоблюдения законодательства», «Получение аудиторских доказательств в некоторых конкретных случаях».
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. №157 «Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях и внесении изменений в приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 1999 г. №354» (Рег.№ в НРПА 8/21916 от 10.02.2010)    
Инструкция устанавливает единый порядок формирования в бухучете информации о фактических расходах, порядок организации и ведения бухгалтерского учета фактических расходов по бюджетной смете, смете доходов и расходов по внебюджетным средствам, порядок списания расходов и корреспонденцию счетов по основным хозяйственным операциям.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 19 января 2010 г. №5 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 января 2006 г. №2» (Рег.№ в НРПА 8/21908 от 9.02.2010)    
Уточняется Инструкция о порядке исчисления, отражения в бухгалтерском учете, перечисления, возврата (зачета) излишне перечисленной (взысканной) части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ.

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 26 января 2010 г. №8 «О внесении дополнений и изменений в постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 18 августа 2003 г. №118 и от 5 июля 2000 г. №70» (Рег.№ в НРПА 8/21931 от 12.02.2010)    
Корректируются: Инструкция о порядке выпуска, размещения, обращения и погашения отдельных видов государственных ценных бумаг Республики Беларусь и постановление Минфина от 5.07.2000 г. №70 «Об утверждении Инструкции о порядке выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте».

Налогообложение, бухгалтерский учет

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12 января 2010 г. №1 «Об утверждении бланка квитанции о приеме платежей в бюджет формы 1 и Инструкции о порядке приобретения и использования квитанций о приеме платежей в бюджет формы 1 и об организации приема налоговыми органами платежей в бюджет от физических лиц» (Рег.№ в НРПА 8/21870 от 1.02.2010)    
Ранее изготовленные бланки квитанций о приеме платежей в бюджет формы 1 применяются до полного их использования.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20 января 2010 г. №3 «О внесении изменений и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19 января 2007 г. №11» (Рег.№ в НРПА 8/21914 от 9.02.2010)    
В новой редакции излагаются: форма «Налоговой декларации (расчета) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц», Коды работ, услуг, групп товаров, форма «Расчета единого налога для физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность».
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. №86 «О некоторых вопросах взимания налогов на доходы и прибыль иностранных организаций, внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. №109 и о признании утратившими силу постановления и отдельных положений постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 8/21940 от 15.02.2010)    
Постановлением утверждены формы налоговых деклараций (расчетов):
по налогу на прибыль иностранной организации, осуществляющей деятельность в Республике Беларусь, за налоговый период;
по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
по налогу на доходы иностранной организации, открывшей счет в банке Республики Беларусь;
Инструкция о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, заполнения и представления налоговой декларации (расчета) по налогу на доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2010 г. №5 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 января 2007 г. №2» (Рег.№ в НРПА8/21981 от 23.02.2010)    
В новой редакции излагается Инструкция о порядке организации работы налоговых органов по обеспечению учета плательщиков налога на недвижимость и земельного налога, правильного исчисления, полной и своевременной уплаты физическими лицами налога на недвижимость и земельного налога.

ВЭД

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 11 февраля 2010 г. №190/2 «О внесении изменения и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2009 г. №548/8» (Рег.№ в НРПА 5/31255 от 15.02.2010)    
Изменено название документа. Новое название - «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга». Уточнен порядок исполнения обязательств по указанным операциям.
Постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на внешнеторговые договоры, предусматривающие выкуп предмета лизинга, заключенные после 2.10.2009 г.

Законодательство о труде и социальной защите населения

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. №132 «Об утверждении перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 5/31195 от 3.02.2010)    

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. №146 «Об утверждении состава потребительских корзин и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (Рег.№ в НРПА 8/21933 от 12.02.2010)    

Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2010 г. №64 «О внесении дополнения и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №40» (Рег.№ в НРПА1/11372 от 16.02.2010)    
Уточняется порядок уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в ФСЗН.
    
Торговля, ценообразование, общественное питание

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2010 г. №145 «Об утверждении технического регламента Республики Беларусь «Парфюмерно-косметическая продукция. Безопасность» (ТР 2010/017/BY)» (Рег.№ в НРПА 5/31207 от 4.02.2010)    
Регламент вводится в действие с 1.01.2011 г. и распространяется на выпускаемую в обращение в Республике Беларусь парфюмерно-косметическую продукцию независимо от страны происхождения. Назначение продукции следует из определения термина «парфюмерно-косметическая продукция».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2010 г. №258 «О внесении дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2003 г. №1623 и от 7 апреля 2004 г. №384» (Рег.№ в НРПА5/31334 от 25.02.2010)    
В перечень товаров, торговля которыми на рынках запрещается, включены уксус из всех видов сырья, уксусная кислота (эссенция) и водные растворы на ее основе различной концентрации.

Жилищное законодательство, строительство и сделки с недвижимостью

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 8 февраля 2010 г. №4 «О внесении изменения в постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №30» (Рег.№ в НРПА 8/21948 от 17.02.2010)    
В новой редакции излагаются размеры отчислений в инновационный фонд Минстройархитектуры в 2010 г.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2010 г. №241 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 марта 2005 г. №235» (Рег.№ в НРПА5/31317 от 23.02.2010)    
Изменения и дополнения внесены в положения о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов.
Постановление вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем его официального опубликования, и не распространяется на договоры, заключенные до вступления в силу постановления.

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 8 февраля 2010 г. №3 «Об утверждении коэффициентов переоценки зданий и сооружений - коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам» (Рег.№ в НРПА8/21987 от 25.02.2010)    
Утверждены следующие размеры коэффициентов переоценки зданий и сооружений - коэффициенты изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, на 1.01.2010 г.: жилищный фонд - 1,0394; нежилые сооружения - 1,0411.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2010 г. №264 «Об установлении объемов строительно-монтажных работ на 2010 г.» (Рег.№ в НРПА 5/31342 от 26.02.2010)    

Транспорт

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 2 февраля 2010 г. №8 «О внесении дополнения и изменений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21 декабря 2000 г. №52» (Рег.№ в НРПА 8/21946 от 16.02.2010)    
Корректируются Правила эксплуатации автомобильных шин.

Павел ВЛАДИМИРОВ

К этому дню так и ли иначе готовится каждый из нас - кто с радостью, кто с сожалением, кто с надеждой, кто с тревогой… Для кого-то он станет началом новой, интересной и насыщенной жизни, со всеми преимуществами накопленного многими десятилетиями опыта, а для кого-то - скачком вниз в социальной иерархии, резким падением доходов и уровня жизни, неравной борьбой с неумолимой старостью и болезнями…

В нашей стране женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины - в 60. Пенсии в Беларуси, это знают все, очень низкие. В то время как пенсионная нагрузка на экономику - одна из самых высоких в мире. При этом число пенсионеров с каждым годом увеличивается, а количество трудоспособного населения, наоборот, уменьшается. По этой причине пополнение пенсионного фонда реальными деньгами становится все более проблематичным.
Многие эксперты в данной области считают, что если все останется так, как есть, то лет через 40 на каждую сотню трудоспособных граждан придется 90 человек, достигших нетрудоспособного возраста. В связи с этим на разных уровнях все чаще заходит речь о повышении пенсионного возраста как об одном из путей увеличения пенсионных гарантий. При этом некоторые специалисты убеждены, что рынок труда Беларуси не сможет спасти ни государственная поддержка повышения рождаемости, ни привлечение мигрантов из-за границы. С предложением поднять пенсионную планку в Совет Министров Республики Беларусь дважды выходило Министерство труда и соцзащиты. Однако пока что пойти на столь непопулярные меры наше государство оказалось не готово.
А готовы ли на это мы - те, кто, собственно, каждый день своими кровно заработанными деньгами ежедневно пополняет государственную пенсионную копилку в надежде обеспечить себе достойную жизнь, когда придет наше время нести документы в собес? Поиск ответа на этот вопрос, как говорится, - дело всенародное.
Об этом шел разговор и на «круглом столе» по проблемам социального страхования и направления реформирования пенсионной системы Республики Беларусь, организованном недавно в минской гостинице «Европа» объединением нанимателей Республики Беларусь (БСПН им. Профессора М.С.Кунявского, ООО «МСПиР», БелАПП) и Всемирным банком. Мероприятие прошло в рамках информационной кампании, которая проводится Всемирным банком как носителем накопленного международного опыта в решении подобных проблем.
Действующие сегодня в Республике Беларусь пенсионная система и система социального обеспечения в целом, как заметил в самом начале дискуссии председатель БСПН Георгий БАДЕЙ, давно и безнадежно устарели. В то время как все страны бывшего СССР в той или иной мере уже реформировали свои аналогичные системы, Беларусь, по его мнению, даже сделала несколько шагов назад. У нас сегодня де-факто есть социальный налог в виде отчислений в Фонд социальной защиты населения, а Закон об основах государственного социального страхования, принятый еще в прошлом столетии, хоть и никем не отменен, но практически всеми забыт. А ведь именно в этом правовом акте была выстроена вся система страхования.
Кроме того, подчеркнул глава БСПН, нанимателям отнюдь не безразлична налоговая, по сути дела, нагрузка на фонд оплаты труда через фонды социального страхования: 34%, которые они платят, тяжким грузом ложатся на себестоимость и конкурентоспособность продукции белорусских предприятий.
Главный же недостаток существующей пенсионной системы, считает Георгий Бадей, это «уравниловка» между максимальной и минимальной пенсиями: отсутствует нормальная привязка пенсионных выплат к заработной плате того или иного работника в период его трудовой деятельности. Нет и накопительной системы, индивидуальных счетов. Работник не думает о своем пенсионном обеспечении, живет сегодняшним днем…
В своем докладе «Создание эффективной системы социальных пособий в Беларуси» старший специалист по вопросам социальной защиты Всемирного банка, специалист по вопросам реформирования системы социальных пособий в Восточной Европе и СНГ Катерина ПЕТРИНА (Украина) отметила, что необходимо изменить идеологию, подход к решению проблемы. А сами конкретные меры - изменение параметров и сумм выплат - может принимать уже технический персонал. Сегодня даже те небольшие наработки, что сделаны в этой сфере в Беларуси, тяжело воспринимаются и обществом, и государственными чиновниками.
Идеологические различия систем социального страхования в развитых странах и Беларуси заключаются прежде всего в том, что, например, в Европе помощь оказывается не тому или иному человеку, а домохозяйству или семье, которые по тем ли иным причинам временно оказались в трудном материальном положении. Пособие не будет выплачиваться ни пожизненно, ни в течение определенного времени (скажем, детям до 18 лет). Государство не только материально помогает такой семье, но и способствует трудоустройству ее членов, чтобы они смогли себя обеспечить. И когда эта цель достигается, выплата пособия прекращается.
Беларусь тратит примерно 1,5% ВВП на все виды социальных пособий. Средний показатель по другим странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза - 2,5% ВВП. Оценка экспертов Всемирного банка показывает, что 40% всей суммы выплат идут пятой части самого бедного населения. Это неплохой показатель. Но стандартом хорошей программы является 60%. То есть необходимо перераспределить примерно 20% бюджета пособий. А для этого отказаться от программ помощи каким-то отдельным категориям населения или хотя бы вывести из-под действия этих программ обеспеченных людей. Ведь немалые средства иногда уходят на помощь совсем не малоимущим гражданам, а имеющим различные льготы.
Таким образом, констатировала К.Петрина, можно повысить эффективность системы социальных пособий в Беларуси, не повышая общих расходов на систему и налогов, посредством перераспределения средств от обеспеченных к малоимущим, и в некоторых случаях к семьям со средним достатком.
Старший экономист Всемирного банка, специалист по вопросам пенсионного реформирования в Восточной Европе и СНГ Зоран АНУШИЧ (Хорватия) выступил с докладом «Пенсионная система Беларуси: основные черты, проблемы и потенциальные сферы реформирования», в котором представил сравнительный анализ ее показателей с параметрами, действующими в других странах восточно-европейского региона, с целью выявления потенциальных направлений реформирования. Оценивая демографическую ситуацию в нашей стране, эксперт отметил, что прогнозируемое уменьшение численности населения неизбежно приведет к сокращению количества плательщиков пенсионных взносов. А удельная доля населения в возрасте 65 лет и старше в Беларуси к 2025 г. превысит 17%. Уже сегодня на каждого белорусского пенсионера приходятся два плательщика взносов.
Сравнивая показатели продолжительности жизни и сроки выхода на пенсию мужчин и женщин Беларуси с другими странами региона, З.Анушич сделал неутешительный вывод: в нашей стране необходимо повысить пенсионный возраст для женщин, которые по статистике живут дольше «сильного» пола…
Нуждаются в гораздо большем внимании также вопросы пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей и добровольного пенсионного страхования.
Если же не предпринимать ничего в смысле реформирования пенсионной системы, то, по мнению З.Анушича, к 2060 г. доля пенсионных выплат составит 10% ВВП! А это означает дополнительную налоговую нагрузку на всех работодателей.
Эксперт Всемирного банка прокомментировал слова Г.Бадея об «уравниловке», отметив, что на самом деле в развитых европейских странах разница между минимальным и максимальным уровнями выплачиваемых пенсий не столь уж отличается от белорусской. Но она все же должна лучше отражать размер взносов, которые поступали в систему от конкретных лиц.
В прозвучавших на «круглом столе» докладах и выступлениях белорусских участников встречи темы, обозначенные экспертами Всемирного банка, получили свое развитие. Приведенные примеры показали, что и у нас в стране накапливается положительный опыт решения пенсионных проблем - в основном, правда, локальный, на уровне того или иного предприятия или страховой компании.

Новости компаний

Рынок калия оживает

Белорусская калийная компания заключила контракт с фирмой Indian Potash Ltd (IPL) - крупнейшим индийским импортером минеральных удобрений на поставку хлористого калия в 2010-2011 гг. объемом 900 тыс. т. Отгрузки продукции по цене 370 долл. за 1 т начинаются в апреле текущего года и будут осуществляться до следующего марта.

Венесуэльский газ

В 2010 г. РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» начнет добычу газа в Венесуэле. Государственной нефтяной компанией ПДВСА уже определен ряд действующих месторождений для совместного изучения геолого-геофизической и промысловой информации и составления бизнес-планов их дальнейшей разработки. В нынешнем году эти газовые залежи будут включены в актив СП «Петролера БелоВенесолана».

Лен под контролем

В Минской области создан льняной холдинг из 9 предприятий. Головной организацией выбран Воложинский льнокомбинат, определены 4 его филиала («Лянок», Несвижский и Слуцкий льнозаводы, Борисовская экспортная база) и их участки. Такое объединение позволит разработать эффективную стратегию, улучшит экономику заводов, сократит численность административно-управленческого аппарата, оптимизирует структуру посевных площадей, которые разбросаны на сегодня по 15 регионам.

Универсальные «работники»

Государственное НПО «Центр» НАН Беларуси изучает возможности организации производства роботов для тракторостроения. В первую очередь планируется изготавливать механизмы для резки и, возможно, сварки металла. Часть комплектующих и узлов для новой продукции планируется закупать за рубежом, часть компонентов будет отечественного производства.

Качество на экспорт

В текущем году ОАО «Гомельдрев» планирует построить новый завод лесопиления, который будет обеспечивать более глубокую и качественную переработку древесины. На нем предполагается выпускать материалы для производства мебели из натуральной древесины (дуба, хвои, ольхи и других пород), половых и сухих досок, погонажа, вагонки. Около 70% продукции будет экспортироваться, оставшаяся часть - реализовываться на внутреннем рынке.

Деньги на… обувь

Высококачественную кожаную обувь под брэндом «Браво», регистрация которого уже завершена, начнет выпускать СООО «Марко». Осуществляться процесс будет под контролем итальянской компании «Балдинини С.р.л.». Зарубежный партнер полностью предоставит отечественному предприятию весь раскрой и документацию по моделям, фурнитуру. На реализацию совместного проекта отводится 2 года, компаньоны готовы направить на его осуществление 15 млн. евро. В текущем году будет выпущено 100 тыс. пар, столько же - в 2011 г. Около половины объема производства будет экспортироваться в РФ.

У соседей

Россия

Попутный - значит ненужный?

В стране, как и двадцать лет назад продолжают сжигать попутный нефтяной газ (ПНГ). В 2009 г. убытки от этого составили 1,3 млрд. долл. Если же считать ущерб не по внутренним, а по экспортным ценам, взяв за основу тарифы «Газпрома», то они увеличатся до 5,7 млрд. Семь крупнейших нефтяных компаний России сожгли около 20 млрд. куб. м, или 64,3% общего объема добычи данного ресурса. Ранее правительство постановило, что к 2012 г. потери ПНГ должны составлять не более 5% объема его добычи. ПНГ можно использовать как в качестве топлива, так и сырья для химической промышленности.
 
Если запрещать, то всем

Запрет на обращение импортных товаров на территории России может быть отменен, поскольку он должен быть согласован с входящими в состав Таможенного союза Беларусью и Казахстаном. Три страны договорились создать совместную комиссию, которая будет унифицировать ветеринарные и фитосанитарные требования. Поэтому вполне возможно возвращение на российский рынок грузинского вина и минеральной воды «Боржоми».

Кремниевая долина под Москвой

В подмосковном городе Сколково планируется создать аналог американской Кремниевой долины. Предполагается, что строительство Центра может начаться уже во второй половине 2011 г. Ранее среди мест, где может быть построен Центр исследований и разработок, назывались Томск, Новосибирск, Санкт-Петербург и Обнинск.

Украина

Консорциум «на троих»

Подготовлен закон о передаче украинской газотранспортной системы в концессию. Ею будет управлять международный консорциум с участием Украины, а также России и Евросоюза. Соглашение о создании консорциума на принципах паритета было подписано Россией и Украиной еще в 2002 г., позже к нему присоединилась Германия. Однако с приходом к власти В.Ющенко идея была отклонена. Украинская ГТС, через которую транспортируется большая часть идущего на экспорт российского газа, является второй по длине и пропускной способности в бывшем СССР после российской. Ее протяженность составляет более 5 тыс. км.

 Желаемое и действительное

По 70 млрд. долл. необходимо ежегодно тратить в течение 10 лет, чтобы модернизировать экономику Украины. Об этом заявил премьер-министр страны Николай Азаров. Трудно сказать, откуда возьмутся такие средства, поскольку ВВП Украины в 2009 г. составлял 114 млрд. долл. Ранее сообщалось, что приток прямых иностранных инвестиций в экономику государства в том же году оценивается в 4,4 млрд., а по самым смелым подсчетам, в 2010 г. не превысит 5-6 млрд.

Литва

Убыточных - больше половины

Кризис сильно ударил по предприятиям Литвы. Число прибыльно работающих компаний сократилось с 51,5% в третьем до 43,7% - в четвертом квартале 2009 г. Особенно неудачным был год для большинства банков, доходы которых уменьшились по сравнению с 2008 г. почти на четверть.

Листков больше не будет

С 1 апреля в Литве перестанут выдавать бумажные бюллетени по нетрудоспособности, беременности и декретному отпуску. Их заменят электронные справки через специальную электронную Систему обработки электронных справок (СОЭС). Из нее наниматели будут получать информацию о продолжительности болезни своих работников по Интернету. Однако сведения о заболеваниях не будут доступны работодателям: они смогут узнать о характере недуга только со слов самого работника, если тот пожелает об этом сообщить.

Латвия

До евро недалеко

1 января 2014 г. Латвия перейдет на евро. Эту дату установило правительство страны. В течение двух первых месяцев будет разрешено одновременное хождение двух валют - лата и евро. Чтобы вступить в еврозону, Латвии нужно соответствовать установленным критериям, главный из которых - дефицит бюджета (не более 3% ВВП). В 2009 г. правительству удалось сократить этот показатель с 13 до 7,1% ВВП.

Польша

Поляки близки к АЭС

Министерство хозяйства объявило о местах возможного строительства первой в Польше атомной электростанции. На это претендуют города Жарновец, Клемпич и Копань. До конца года будет сделан окончательный выбор. Первый блок польской АЭС планируется ввести в строй в 2020 г.

Первое место по зарплате

Польша заняла первое место среди стран Евросоюза по росту оплаты труда. В четвертом квартале 2009 г. она увеличилась на 5,7%. В целом по ЕС заработная плата выросла на 2,4%.


Языком статистики

Минск отстает в строительстве жилья

Белорусские предприятия промышленности строительных материалов произвели в январе-феврале продукции на 92,8 млрд. руб., что на 8,1% превышает уровень того же периода 2009 г. Цемента в январе-феврале было произведено 549,2 тыс. т (рост 5,1%). Выпуск сборных железобетонных конструкций и изделий вырос на 8% - до 386,8 тыс. куб. м. Производство шифера за два месяца составило 21,4 млн. условных плиток, что на 0,4% больше прошлогоднего уровня. Стеновых материалов выпущено на 14,3% меньше, чем в январе-феврале прошлого года, керамической плитки для внутренней облицовки стен - на 65% больше. Производство плитки для полов увеличилось на 90,2%. Выпуск изделий санитарных керамических вырос по сравнению с январем-февралем 2009 года на 19,2%.
Запасы готовой продукции в отрасли на 1 марта 2010 г. составили 84,4% к среднемесячному объему производства. Всего на складах находилось продукции на 292,1 млрд. руб. При этом наименьшие запасы были по стеклопакетам (5,4% среднемесячного объема производства) и цементу (31,3%), наибольшие - по неармированным бетонным изделиям (в 3,4 раза), что, наверно, можно объяснить накоплением производителями тротуарной плитки к сезону укладки.
В январе-феврале в Беларуси введено в строй 575,8 тыс. кв. м жилья, или 8,3% к годовому заданию (оно составляет 6 млн. 960 тыс. кв. м). По сравнению с январем-февралем 2009 г. сдано на 33,5 тыс. кв. м, или 6,2% жилья больше.
В Брестской области введено в эксплуатацию 132,7 тыс. кв. м (12,1% годового задания), в Витебской - 43,5 тыс. кв. м (6%), Гомельской - 55,8 (5,8%), Гродненской - 115,4 (13,4%), Минской - 133,5 (10%), Могилевской - 60 тыс. кв. м (7,6%). Менее всего (2,9% к годовому заданию, составляющему 1 млн. 330 тыс. кв. м) введено в Минске - 34,9 тыс. кв. м.
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в январе введено в эксплуатацию 349,7 тыс. кв. м общей площади жилья, из них в многоквартирных жилых домах в городах - 258,6 тыс. кв. м. Удельный вес жилья, построенного для этой категории граждан в многоквартирных жилых домах в городах, составил 94,3% объема введенного жилья в таких домах (задание на год - 80%).
При строительстве жилых домов в январе-феврале использовано 1,1 трлн. руб. инвестиций, или 25,6% их общего объема. На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки расходовано 149,8 млрд. руб. инвестиций в основной капитал (9,2% к годовому заданию). В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 166 тыс. кв. м общей площади жилья, или 28,8% общего ввода по стране (в январе-феврале 2009 г. - 39,2%).

Евгения СОБОЛЕВА

Научными разработками нобелевского лауреата Жореса АЛФЕРОВА пользуется едва ли не каждый житель Земли: во всех мобильных телефонах есть электронные компоненты на гетероструктурах, без «лазера Алферова» были бы невозможны проигрыватели компакт-дисков и дисководы компьютеров, его открытия используются в устройствах осветительных приборов, светофоров, оборудовании супермаркетов, солнечных батареях. Алферов уверен, что к концу столетия 80% энергопотребления земного шара будет обеспечено преобразователями солнечной энергии.

15 марта Жоресу Алферову исполнилось 80 лет. 16 марта в Санкт-Петербурге открылся крупный международный научный симпозиум «Гетероструктуры: фундаментальные исследования и инновационные перспективы». В нем приняли участие приглашенные юбиляром нобелевские лауреаты из разных стран мира, ученые, академики, члены-корреспонденты, профессора и увлеченные наукой молодые люди. Жорес Иванович пригласил на симпозиум белорусских студентов и школьников - стипендиатов Международного Алферовского фонда поддержки образования и науки в Беларуси.
- Алферовский фонд в Беларуси работает недавно, с 2008 г., - объяснил председатель правления фонда академик Анатолий ДОСТАНКО. - Он создан по инициативе Жореса Ивановича и при поддержке Президента Республики Беларусь для выявления и поддержки одаренной молодежи. Жорес Алферов внес в фонд часть своей, полученной в 2000 г. Нобелевской премии, затем пополнял его за счет премии Киото (Япония, 2001 г.), международной энергетической премии «Глобальная энергия» (2005 г.), премии братьев Карачи (Сербия, 2007 г.). Подхватив инициативу ученого, фонд пополнили БНТУ, «Беларуськалий» и «Белгорхимпром». Поддержка талантливых молодых людей очень важна: я могу назвать целую плеяду ученых, которые достигли небывалых результатов и известности еще в молодые годы: Галилео Галилей и Исаак Ньютон - в 25 лет, Альберт Эйнштейн - в 26, Нильс Бор в 28, Мария Кюри - в 29, Жорес Алферов - в 30 лет.
Кстати, Алферовский фонд вправе учреждать именные стипендии и премии заслуженных людей или известных брэндов. Так что у белорусских ученых и бизнесменов есть возможность увековечить свои имена, поддержав материально начинающих ученых. В России подобные прецеденты уже есть.
 
Первые «награды» были самодельными

- Жорес Иванович прекрасный лектор: я не знаю других докладчиков, которые умели бы рассуждать о предмете исследований с таким энтузиазмом и задором, с таким глубоким знанием темы, - рассказывает Анатолий Достанко. - У него феноменальная память, которая в подробностях хранит воспоминания детских и юношеских лет. Однажды Алферов признался, что первые «награды» изготовил себе сам: сразу после войны подростки вырезали «звезды героев» из консервных банок, чтобы блеснуть ими на танцах.
Первый послевоенный новогодний праздник в Минске остался в памяти страшной трагедией. 3 января 1946 г. более шестисот лучших школьников белорусской столицы собрались на бал в одном из уцелевших зданий на площади Свободы. За час до полуночи в зале вспыхнул пожар. У выхода, где танцевали молодые люди и стояли праздничные столы, образовалась давка, ученики прыгали из окон. По официальным данным, в ту ночь погибло более сотни человек, по неофициальным - намного больше. Алферова судьба уберегла.

Гражданин мира и деревни Хильки

Перечень почетных званий и наград вице-президента Российской академии наук Жореса Алферова сегодня занимает шесть страниц машинописного текста. Наш земляк признан в Германии и Великобритании, Италии и США, Финляндии, Польше, Китае, Сингапуре, Венесуэле… Его именем назван астероид и алмаз-самородок. Он почетный доктор десятков университетов, в том числе БГУ, БНТУ, БГУИР, академик академий наук разных стран, почетный гражданин нескольких городов…
Особняком в перечне столиц и научных центров стоят украинские села Хильки и Комаривки.
- Его старший брат, которого звали Маркс погиб на войне и похоронен в братской могиле в Корсунь-Шевченковском районе Украины, - рассказывает Анатолий Достанко. - Жорес Иванович нашел место захоронения, установил тесные контакты с деревенской школой, помог ей, чем мог. Дети ухаживают за памятником и братской могилой. Местные жители в знак уважения избрали академика почетным гражданином сел Хильки и Комаривки.
Портрет брата с высохшей травой, сорванной на братской могиле, висит в кабинете Жореса Алферова. Анатолий Достанко признается, что восхищен его вниманием и уважением к своим родным и близким, открытостью и доброжелательностью по отношению ко всем остальным людям.

«Крестный отец» с партийным билетом

Академиков Жореса Алферова и Анатолия Достанко связывает многолетняя дружба, начавшаяся еще в 70-х гг. прошлого века. В 1957 г. юноша из деревни Обчин Любанского района первым из белорусов поступил в первый в СССР радиотехнический институт - Таганрогский. Будучи студентом, на практике в ФТИ им. Иоффе в 1960 г. слушал научные выступления очень активного молодого ученого Жореса Алферова, который на работу приезжал на мотоцикле. Но тогда они не познакомились.
А.Достанко увлекся исследованием полупроводниковых структур. Такими же научными проблемами на более высоком уровне занимался в Ленинграде Жорес Алферов. Сотрудничество вылилось в более тесные отношения: академики дружат семьями.
- В 1977 г. Жорес Иванович и Тамара Георгиевна по моему приглашению отдыхали на Любанщине, - рассказывает Анатолий Достанко. - Во время их отпуска у меня родился сын Павел. На «Волге» Алферова мы забрали жену с ребенком из родильного дома и нарекли Жореса Ивановича его крестным отцом.
Жорес Алферов - «потомственный» и убежденный коммунист. Его отец Иван Карпович вступил в партию большевиков в числе первых, еще до Октябрьской революции. Сам нобелевский лауреат и поныне состоит в КПРФ.

За рулем - как рыба в воде

Сейчас Жорес Иванович постоянно живет на даче в Комарово. Хотя слово «постоянно» здесь неуместно: академик почти все время в разъездах. Он координирует несколько международных научных проектов, участвует в конференциях и выступает с лекциями в разных странах мира на всех обитаемых континентах земного шара.
На даче есть бассейн и банька. Каждое утро, погревшись в бане, Жорес Алферов окунается в холодную воду, а затем идет плавать. Ежедневная дистанция 80-летнего ученого - около километра. После заплыва академик чувствует себя настолько хорошо, что уважительно именует воду источником жизни. Друзьям признается, что не любит длительные командировки, так как далеко не всегда их можно совмещать с плаванием.
Конечно, у именитого ученого есть личный шофер - в прошлом участник автогонок. Но при необходимости Жорес Иванович берет руль в свои руки.
- Лет пять назад Жорес Алферов приехал в Беларусь без водителя, - вспоминает Анатолий Достанко. - Говорит, что хотя границы между Беларусью и Россией не проведены, он всякий раз безошибочно определяет, где начинается наша территория. В Беларуси на каждом квадратном километре поля работает трактор, поля вовремя засеяны, убраны, вспаханы. «Я отдыхаю, когда приезжаю в Беларусь», - признается нобелевский лауреат.

Родина - это навсегда

Отец Жореса Ивановича из Чашников, мама - из местечка Крайск на Логойщине. Будущий нобелевский лауреат родился в Витебске, учился в 42-й минской школе. Свой первый детекторный приемник собрал в Минске, в десятилетнем возрасте. Под руководством талантливого учителя физики Якова Мельцерзона остановил свой выбор на физике, по законам которой создал множество наукоемких изделий электроники и оптоэлектроники.
В 1995 г. президент Национальной академии наук Беларуси Леонид Сущеня прислал Жоресу Алферову письмо с просьбой дать согласие баллотироваться в иностранные члены НАН Беларуси.
- Я ему сразу ответил, что даю согласие баллотироваться в иностранные члены Академии наук моей родной Беларуси, - вспоминает Жорес Иванович в одном из недавних интервью.