№3 (129) - Март 2010

Скачать PDF

 

Тема номера: Развитие малых и средних городов


   
* Чем привлечь людей в «глубинку»?
    * Молочная продукция готовится к экспорту в страны Евросоюза.
    * Какой продукцией можно удовлетворить запросы современного покупателя?
    * Российские торговые сети хотят заключать с белорусскими производителями прямые договора поставок.
    * Изделия белорусской радиоэлектроники могут быть конкурентоспособными.
    * Белорусские рыбхозы начали разводить ценные породы осетровых, лососевых и сомовых рыб.
    * В сферу бытового обслуживания населения должны прийти новые технологии.

 

 

 

Вера ДОБРОДЕЙ

Сегодня потребитель предпочитает не переплачивать за покупки, он отдает предпочтение товарам из более низкого ценового сегмента. За счет каких изделий можно удовлетворить его потребность? На что делать акцент в своем ассортименте торговым компаниям? На эти и другие вопросы отвечают руководитель направления логистики компании Apply Logistic Дмитрий ЧЕРНОМОРЕЦ и ведущий консультант по логистике Андрей КРАВЧЕНКО.

- Насколько отечественные товары являются актуальными для покупателей?
Д.Черноморец:
- На мой взгляд, белорусы бьют все рекорды по умению создавать сверхдорогие товары. К примеру, комплект женского белья отечественного производства в рознице выставляется в среднем за 30-40 долл., а ведь его можно изготовить таким образом, что цена составит 10-20 и будет как у брэндовой продукции, например, Esprit, Buffalo, S’Oliver, Nuance, Petite fleur и т.д. Конечно, несмотря на то, что перечисленные марки являются европейскими, пошив в основном выполняется в Китае.
- Но в сознании нашего покупателя прочно укрепилось мнение, что китайский товар является низкокачественным…
- В свое время европейские страны вынесли в эту страну свои производства и привили китайскому населению, которое работало на них, высокую культуру труда. Уходя с фабрик на национальные предприятия, специалисты применяли перенятый опыт, и постепенно в Китае, согласно одному из законов философии, развитие мануфактур идет от количества товара к его качеству.
Целью Китая во все времена было и остается быстрое воспроизведение технологий. Например, это ярко прослеживается в производстве мобильных телефонов: компания АPPLE анонсировала за год появление на рынке своего iPhone, но уже через 6 месяцев после этого заявления Китай начал выпускать и продавать его копию.
Белорусские предприниматели также начинают обращать свое внимание на Китай. Например, газовые и электрические плиты, котлы, электроинструмент, одежду некоторые отечественные предприятия уже закупают в Китае. Во всем мире эта практика очень распространена: VITEK, SCARLETT, ZARA, NIKE, DELL, GREENFIELD, CARLO PAZZOLINI, H&M, C&A и т.д. - список можно продолжать долго - производятся преимущественно в этой азиатской стране. В тех же каталогах OTTO, BAUER и т.д. страна происхождения львиной доли товаров - Китай.
В КНР сегодня сосредоточено около 70% мирового производства, где выпускают две трети известных брэндов, причем большая часть предприятий находится на юге, в провинции Гуанчжоу.
Если учитывать, что китайцы являются гибкими производителями и готовы на свои товары наносить любые названия - в зависимости от объемов поставок - этот регион будет приобретать все большую популярность и в недалекой перспективе займет долю рынка примерно в 85%. К тому же значимость набирают и собственно китайские брэнды в таких областях, как автомобильная и бытовая техника, промышленная электроника.
- Если развитые страны доверяют свое производство Китаю, значит, и нам нечего бояться?
- Существуют два вида китайских производителей. Первые работают на страны бывшего постсоветского пространства и выпускают продукцию качества, соответствующего низкой культуре потребления. Как правило, нарекания начинаются уже после первых поставок. Вторые - производят товары под известными брэндами для Европы, США, Канады. Поэтому надежного поставщика нужно уметь выбрать, а также уметь с ним работать.
- Расскажите об этом подробнее.
А.Кравченко:
- Искать самостоятельно китайского производителя через Интернет небезопасно, так как в сети очень много неправдоподобной информации. Пример: размещены красивые качественно выполненные фотографии зданий фабрики, производства, продукции. И вроде бы все хорошо, однако при личном визите выясняется, что завод на снимке - это тот, который расположен по соседству, а интересующее вас предприятие занимает ветхое здание, где трудятся неквалифицированные работники. Но описанную мною ситуацию можно увидеть только в лучшем случае. Поясню: в Китае существует практика возить все приезжающие делегации на одно образцово-показательное предприятие, на другие же вам путь заказан.
В итоге, довольный увиденным, вы уезжаете, но буквально со второй поставкой товара из Китая начинают возникать проблемы с его качеством. И дело даже не в бракованной партии, а в последствиях. Взять, к примеру, трубопроводную арматуру, используемую для водоснабжения, отопления и канализации в жилых домах и административных зданиях. Если с ней что-то не в порядке, то отечественный поставщик будет вынужден заплатить за весь объем работ по переделке здания, за нанесенный ущерб, а к этим затратам, естественно, добавятся цена товара и репутация фирмы.
- А что же китайцы?
Д.Ч.: - Они получили свои деньги, отгрузили товар и… исчезли. Дозвониться до производителя по указанным в договоре телефонам практически нереально, а если вам повезет и трубку все же поднимут, разговаривать будут только на китайском языке. Все это делается для того, чтобы затруднить работу с рекламациями: возвратом производителю некачественного товара.
Поэтому намного безопаснее обратиться за помощью к специалистам, знающим китайский язык, с опытом работы в этом регионе и необходимой документацией. Но и здесь, как показывает практика, можно попасть впросак. Очень многие «спецы», к сожалению, не могут дать четких ответов на такие вопросы: в течение какого срока можно возвратить бракованный товар; каков механизм его возврата, по каким критериям сама компания проводит оценку поставщика; какова методика проведения контроля качества товара? А ведь на деле существует целый «арсенал» услуг, который помогает грамотно решить проблему выхода на китайских производителей. Заказчику предоставляются полные сведения о контактных данных поставщиков, их местонахождении, производствах, информация о репутации и опыте работы на рынке, географии продаж. А также дается заключение о том, полностью ли товары соответствуют требованиям заказчика (чертежи, эскизы, сертификаты, фотографии и т.д.), предоставляются фотографии производственных площадок поставщика и его коммерческие предложения, образцы товаров с серийного производства, таблицы сравнения поставщиков.
- Какие еще трудности могут возникнуть в работе с китайскими производителями?
А.К.: - Согласно белорусским правовым нормам отечественные компании имеют право осуществлять предоплату только за счет собственной валютной выручки. Но фирм с такими возможностями можно пересчитать на пальцах. А поставщики из китайского региона работают только по предоплате из-за длительного времени (1,5 месяца) на доставку изготовленного товара. Естественно, что на этот срок омертвляются оборотные средства.
Кроме того, проблему создают и колебания валютных котировок. Китайцы сырье приобретают внутри своей страны за национальные денежные единицы, продают же за евро и доллары. Нередко из-за изменений курсов иностранных валют к юаню производитель при экспорте начинает нести финансовые потери. Как страховка от этого, в худшем случае, выступает предоплата, в лучшем - деньги переводятся перед отгрузкой товара в порту. И здесь не обойтись без инспекции его качества. Кстати, такая услуга также из «арсенала», который помогает решить проблемы работы с китайскими производителями.
Следует также хорошо знать китайское законодательство: при оформлении договора нужно учитывать все нюансы работы с рекламациями, т.е. максимально защитить покупателя от возможных потерь. Тогда можно без опасений работать с поставщиками из этого региона.

Дарья ШИТИКОВА

Беларусь все более становится экпортоориентированной страной. А поскольку ближайшим нашим соседом является Россия, то вполне логично, что в конце февраля этого года на базе «Дома Москвы», что в Минске, прошел бизнес-форум «Россия - Беларусь 2010. Товары народного потребления: новые контракты и увеличение продаж».

Как отметил представитель российско-украинско-белорусской группы компаний EMAS Group (организатор мероприятия), хотелось собрать для прямого диалога белорусских производителей и представителей российских торговых сетей. Поддержку форуму оказали Представительства Краснодарского края в Республике Беларусь, Бизнес союз предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского, Министерство торговли Республики Беларусь, отраслевые министерства и ведомства.
Какую же информацию об имеющихся возможностях отечественный производитель мог почерпнуть на форуме? Отвечая на поставленный вопрос, директор группы компаний EMAS Group Андрей КОЛЯДА отметил, что мероприятие подразумевало собой площадку для переговоров с представителями российских федеральных и региональных розничных сетей на предмет поставки в них товаров белорусских предприятий. То есть предприятие могло заявить о себе без траты времени и денег на поездку в РФ, сил - на попытки дозвониться до нужных людей.
- Розничные сети до момента поставок лично не встречаются с производителями, - заметил А. Коляда. - Они просят выслать свое предложение по факсу, и если оно их заинтересует, то обещают вам перезвонить. На форуме же была возможность непосредственного контакта на уровне коммерческих директоров. Но, к сожалению, ею воспользовались, в основном, частные белорусские предприятия, которые без понуканий со стороны понимают свою выгоду и перспективы.
Например, в последнюю неделю регистрации на мероприятие, когда стали известны 15 торговых сетей из регионов России и стран СНГ, которые будут представлены на бизнес-форуме, количество участников с частной формой собственности выросло вдвое. В частности, это оптовик «БКП Текстиль» из Татарстана, торговые сети «ТИТАН» и ОАО «Центральный универмаг» из Бурятии, «ВЕСТЕР», «Утконос» (Москва и Подмосковье), ТД «Семья», из г. Калининграда (включает ТС «Копилка» и сеть фирменных универсамов «Семья»), «Квартал» из Великого Новгорода, «Евророс» из Мурманска, Воронежская Ассоциация «Русский аппетит», Новосибирский ОБЛПОТРЕБСОЮЗ, ООО Техно-торговый центр «Солитон» (Самарская обл.), универсам «Народный», г. Нижний Новгород, группа компаний «Гимея» с торговой сетью «Провизион», обувная розничная сеть «Камелот», торговый дом «Беларусь» (Челябинская обл.), «Гастроном у Дома розница» из Иваново.
Государственные же предприятия при таком «цветнике» были пассивны. Подобное поведение у российских сетей вызвало изумление и недоумение, поскольку они ожидали большей инициативы. Тот же представитель федеральной сети «ВЕСТЕР» - это один из ведущих российских розничных операторов (продовольственные гипер- и супермаркеты), у которого более 50 объектов торговой площадью около 100 тыс. кв. м в 22 регионах России и странах СНГ, приезжал на форум специально для заключения контрактов с белорусскими молочными заводами. Но отечественный производитель не захотел воспользоваться реальной возможностью заработать валюту, и эстафету подхватили частники.
На пресс-конференции, которая предшествовала бизнес-форуму, сотрудник представительства администрации Краснодарского края России в Республике Беларусь Юрий СЕЛИЦКИЙ высказал мнение, что белорусским производителям нужно активнее осваивать рынок Краснодарского края, тем более что желание заключить договоры на долгосрочное сотрудничество у предприятий региона есть. Например, в настоящее время прорабатываются вопросы создания двух совместных производств по сборке сельхозтехники и троллейбусов. Взаимовыгодным может быть сотрудничество и в других сферах. Ведь численность постоянно проживающего населения региона составляет более 5 млн. человек, а в период курортного сезона оно увеличивается в 2,5 раза. Поэтому ярмарки выходного дня по продаже белорусских продуктов питания и товаров народного потребления, особенно в летне-осенний период, были бы очень выгодны для обеих сторон. Вместе с тем этот потенциал белорусская сторона до сих пор не использовала.
Несмотря на некоторую пассивность отечественных производителей, по сообщению главы представительства Правительства Москвы в Беларуси Владимира ПЛАКСИНА, в российской столице продукцию белорусских предприятий продают свыше 50 специализированных магазинов! Наибольшим успехом у москвичей пользуется белорусская молочная и мясная продукция, реализуемая как в фирменных магазинах, так и на ярмарках выходного дня, график проведения которых согласован с префектурами административных округов Москвы. Активно продаются и товары народного потребления, малогабаритная мебель, текстиль, льняные и трикотажные изделия, сувенирная продукция. Многие белорусские предприятия имеют свои торговые представительства, фирменные секции в магазинах шаговой доступности. Однако наряду с положительной динамикой наращивания объемов реализации белорусской продукции на рынки российской столицы В.Плаксин отметил, что за последний год товарооборот снизился на 30%. Причины тому разные: как объективные, так и субъективные.
Подводя итоги форума, заместитель руководителя оптового подразделения холдинга «ЕвроРос» (г.Мурманск) Татьяна МИНЯЕВА сказала, что при экспорте белорусского продовольствия на российский рынок важно уйти от посредников и наладить прямые связи. Несмотря на то что это абсолютно новые условия работы, торговые сети их готовы обсуждать столь же серьезно, насколько готовы к продуктивному разговору белорусские производители.
В чем преимущество заключения прямых договоров с производителями? Они сами устанавливают оптовую отпускную цену на товар и делают скидки торговым организациям. А это, естественно, положительно скажется на покупательской способности населения российского севера, которое увидит, насколько белорусские продукты питания дешевле: сегодня товар поступает через большое число посредников и, естественно, с наценкой.
В настоящее время в торговой сети Мурманска белорусские товары составляют 10% товарооборота мясомолочной продукции. Что касается промышленной группы, то в Мурманске успешно продаются белорусские трикотажные изделия, парфюмерия и косметика, корсетные изделия торговой марки «Милавица». Интерес есть к детскому бельевому, верхнему женскому и мужскому трикотажу, одежде и обуви.
Кроме выхода белорусских производителей на российский рынок через крупные торговые сети на форуме шла речь о том, что российский бизнес должен активнее проникать в экономику нашей страны. Так, торговый представитель Российской Федерации в Республике Беларусь Алексей КИСЕЛЕВ отметил, что в стране созданы благоприятные условия для инвестирования, что привлекает многие страны к организации совместных предприятий. Например, в Беларуси со смешанным российским и 100%-ным российским капиталом создано более 1 тыс. организаций и предприятий. Из поступивших в 2009 г. страну иностранных инвестиций на сумму 9,3 млрд. долл. 6,1 млрд. пришлись на капиталы из России.

Надежда КРЫЛЯНСКАЯ, Александр ГОЛОВАНОВ

В конце ноября 2009 г. был подписан кодекс Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и утвержден единый таможенный тариф. Чтобы Союз заработал в полную силу, планируется все процедуры отладить до 1 июля 2010 г. Однако пока не во всех рассматриваемых вопросах стороны приходят к консенсусу.

Главные кодексы

Процесс формирования законодательства Таможенного союза подходит к завершающему этапу. В развитие соглашения о принципах взимания косвенных налогов Таможенного союза были подписаны протоколы о применении косвенных налогов по товарам, работам и услугам, а также об обмене информацией. В частности, экспортерам предоставлено право осуществлять расчеты в неденежной форме, упрощены процедуры, касающиеся экспорта товаров и увеличен до 180 дней срок предоставления документов, подтверждающих его, меньше стало сложностей в использовании нулевой ставки НДС, а также вычетов при ее применении.
Что касается Таможенного кодекса, то он в перспективе предусматривает возможность субъектам хозяйствования трех стран осуществлять таможенное оформление товаров в любом государстве Таможенного союза. Но такая норма будет рассматриваться отдельным международным договором. С введением в действие Таможенного кодекса с 1 июля 2010 г. таможенное оформление будет происходить по месту регистрации субъектов хозяйствования.
В связи с вступлением в силу этого документа существенно меняются и некоторые понятия. Вместо таможенного режима будет действовать таможенная процедура. За рамки кодекса выносятся таможенный режим свободной таможенной зоны и режим свободного склада, их статус будет определяться отдельными межгосударственными соглашениями. Но в то же время Таможенный кодекс Союза предусматривает, что если международный договор не вступил в силу, то действует национальное законодательство той страны, где работает резидент СЭЗ.
Сегодня каждая сторона самостоятельно взимает ввозные таможенные пошлины, поэтому механизм и пропорции их распределения в рамках Таможенного союза планируется закрепить отдельным соглашением, которое должно быть подписано до 1 июля нынешнего года. Рассматриваются различные варианты «дележа» исходя из национальных ВВП, объемов импорта, а также данных по ввозным пошлинам в предыдущие годы. Конкретные цифры и детали будут разработаны к октябрю 2010 г.

Плюсы и минусы

Белорусские товары получают свободный выход на рынки России и Казахстана без квот, оформления сертификатов происхождения и других ограничений. Также следует учитывать, что в Таможенном союзе установлены ограничительные пошлины на отдельные виды товаров. Это дает шанс отечественным предприятиям нарастить поставки на рынки стран Таможенного союза по позициям товаров, которые традиционно производятся в Беларуси, в том числе автомобилям, тракторам, бытовой технике. Благодаря выровненным условиям хозяйствования увеличение ВВП Беларуси к 2015 г. может достигнуть 20%. Общий же эффект от участия в Таможенном союзе для Беларуси оценивается почти в 16 млрд. долл.
Беларуси удалось добиться включения в пакет документов по Единому таможенному тарифу ряда положений, позволяющих не применять таможенные пошлины в пределах единой таможенной территории. В том числе и во взаимной торговле автомобилями, собранными в режиме промышленной сборки, что создает наиболее благоприятные условия для привлечения серьезных инвестиций в производство легковых автомобилей на территории Беларуси и обеспечивает привлекательность страны для иностранных инвесторов.
Однако борьбу за внутренний и внешний рынки белорусские предприятия могут проиграть из-за более высоких, чем у россиян, издержек на ведение дела, существующих подходов к регулированию ценообразования, громоздкой системы бухучета, ограничений в оплате труда и др. К тому же все вопросы, связанные с пошлинами, будет рассматривать специальная комиссия, а в ней за Россией закреплено 57%, за Беларусью и Казахстаном - по 21,5% соответственно. Поэтому о разделенном по-братски «пироге» говорить все же не приходится.

Необходимо частно-государственное партнерство

Строительство «воздушных замков», увы, отличается от реальной жизни. Поэтому в начальной стадии формирования Таможенного союза невозможно предусмотреть всех подводных камней. Этому вопросу было посвящено очередное заседание Республиканского Совета директоров РОО «БНПА» с повесткой: «Работа субъектов хозяйствования в 2010 г. в условиях функционирования Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана: инвестиционные, инновационные, таможенные, налоговые и другие аспекты».
Александр СОЛОЩЕВ, генеральный директор Ассоциации «БАМАП» отметил, что в данный момент продолжается работа над окончательной «шлифовкой» статей Таможенного кодекса зоны свободной торговли, при этом аналогичный белорусский законодательный акт потребует изменения более чем 250 статей. Кроме этого должен быть разработан пакет из 34 нормативно-правовых актов, так что окончательно «правила игры» станут ясны лишь к апрелю с.г. Сейчас относительно практической реализации договоренностей у членов ассоциации пока больше вопросов, чем ответов на них. Их, прежде всего, волнует норматив финансового обеспечения доставки груза.
Чтобы получить статус, позволяющий заниматься международными перевозками, необходимо иметь банковскую гарантию. Для таможенного перевозчика на 200 тыс. евро, для уполномоченного экономического оператора и таможенного агента - на 1 млн. евро. Однако у нас есть субъекты хозяйствования, которые обладают всеми тремя статусами. Получается, что им необходимо внести 2,2 млн. евро, чтобы продолжить свой транспортный бизнес. А.Солощев подчеркнул, что таких денег сегодня нет ни у одной белорусской логистической компании, а внушительные банковские гарантии можно будет получить лишь под очень высокий процент, что сделает белорусских перевозчиков неконкурентными на рынке.
На взгляд руководителя БАМАП, наиболее приемлемым вариантом было бы страхование финансовых обязательств, а не работа с «живыми» деньгами.  Российское законодательство позволяет работать по такой схеме, пора и нам расширить круг финансовых  инструментов. К тому же большинство экспертов прогнозирует рост объемов внешней торговли. Но готова ли к этому приграничная инфраструктура? К примеру, на возведение нового транспортного пограничного перехода «Козловичи-2» затрачены миллионы долларов, при этом было обещано, что его пропускная способность составит 1 тыс. автомобилей в сутки. Сегодня, по данным БАМАП, суточная пропускная способность данного таможенного перехода составляет 300-400 единиц, при этом перевозчикам приходится выстаивать в очереди по 10 и более часов. А каждый час простоя обходится в 300 евро.
Опасения перевозчиков попробовал развеять Сергей ГОШКО, заместитель начальника отдела организации таможенного контроля Минской региональной таможни. Во-первых, он призвал транспортников, в случае вынужденного простоя, полностью использовать права, предоставленные Таможенным кодексом РБ. В соответствии с действующим законодательством разрешение на пересечение таможенной границы должно быть предоставлено не позднее следующего дня. Но вероятнее всего, в этом и кроется нормативный казус, поскольку машины простаивают не более 12 ч, а потому претензии предъявлять не к кому.
С.Гошко подчеркнул, что в Таможенном союзе предусмотрен режим свободного перемещения товаров, без таможенного оформления. Груз проходит таможенную очистку лишь на внешней границе Союза, а на внутриграничных переходах контроля не будет. Таможенный режим трансформируется в таможенные процедуры, а свободный таможенный режим и режим таможенного склада вынесены за рамки разрабатываемого Таможенного кодекса. Эти статусы будут определяться отдельными межгосударственными соглашениями.
Андрей ТИХОМИРОВ, первый секретарь Посольства Российской Федерации в РБ, отметил, что эксперты сейчас больше заняты экономическим мониторингом ситуации, которая сложится после вступления в силу всех договоренностей по созданию Таможенного союза. Проблемы, безусловно, будут, поэтому их необходимо отслеживать и оперативно решать. А для этого нужно наладить действенную обратную связь между государственными органами и бизнесом.
Валерий САДОХА, директор Департамента координации ВЭД Министерства иностранных дел РБ, подчеркнул, что соглашение о создании Таможенного союза еще не гарантирует его практическое существование. К примеру, в прошлом году белорусский экспорт в Россию составил лишь 63,7% предыдущего периода, а в Казахстан - 87%. К сожалению, в период экономического кризиса не самый лучший пример показывают ведущие экономики мира, которые с апреля 2009 г. ввели свыше 100 новых ограничений в торговле. Лидерами по их числу являются США, Индия и Россия.  Наш главный экономический партнер ввел ограничения на доступ к процедурам государственных закупок, что создало серьезный барьер для ряда белорусских товаров, прежде всего автотракторной техники. В рамках Таможенного союза по предложению белорусской стороны определен перечень из 1,8 тыс. товарных позиций, в отношении которых Беларусь имеет право вето на изменение ставок ввозных таможенных пошлин. Наша страна добилась также гарантии неприменения ввозных таможенных пошлин на комплектующие для сборки легковых автомобилей, что может способствовать привлечению иностранных инвестиций.
Итог дискуссии подвел Александр КОВТУНЕНКО, председатель Экономического совета РОО «БНПА», доктор экономических наук, главный редактор журнала «Директор». По его мнению, создание Таможенного союза стало самым значимым достижением постсоветской экономики. Изначально сотрудничество в этой области было предопределено общими технологическими и инновационными аспектами развития стран Таможенного союза. Для практической реализации достигнутых договоренностей в жизнь необходимы совместные усилия государственных структур, бизнес-сообщества и науки.  Главный редактор журнала «Директор» предложил сформировать рабочую группу экспертов, которая бы систематизировала круг спорных вопросов и координировала усилия по их решению. Наш журнал готов внести свою лепту в развитие государственно-частного партнерства, став связующим звеном между бизнесом и государственными структурами. От такого союза выиграют все.
Павел ВЛАДИМИРОВ

Найдите десять отличий

«Пожалуй, основным лейтмотивом прошедшей очередной встречи деловых людей мог бы стать гамлетовский вопрос: «Быть или не быть?». В большинстве прозвучавших с трибуны выступлений участников ассамблеи эта мысль прослеживалась достаточно четко. «Новые белорусы», наверное, со временем уйдут в историю подобно тремстам спартанским воинам царя Леонида, успешно противостоявшим в узком ущелье многотысячному персидскому войску: нашим согражданам-предпринимателям нынче тоже приходится сражаться не на жизнь, а на смерть, зачастую даже не представляя, с какой стороны ожидать очередного удара… Герои-спартанцы все до единого пали смертью храбрых, но свою задачу выполнили. «Новые белорусы» погибать как класс не хотят, ибо если не они, то кто же сможет вывести страну из того глухого ущелья, в коем она оказалась?..»
Внимание: весь предыдущий абзац является самым настоящим плагиатом! Ну, если быть совсем уж точным - автоплагиатом. Написанное было опубликовано автором этих строк почти 15 лет назад в газете, давно, увы, прекратившей свое существование. То был материал, посвященный состоявшейся в ноябре 1995 г. VI Ассамблее деловых кругов Беларуси.
И вот ведь что удивительно: я и сейчас, готовя отчет уже об XI Ассамблее деловых кругов Беларуси, без всякого сомнения подписываюсь под каждым процитированным словом. Как говорится, «найдите десять отличий». Разве что термин «новые белорусы» в наши дни несколько отдает архаикой, сейчас так уже почти не говорят. Но суть от этого не меняется: тогда был кризис - и сегодня он же на дворе; в те времена белорусские предприниматели с ежедневной тревогой ждали нового «подарка» от власть предержащих - и ныне в любой момент готовы ко всему, вплоть до очередного сюрприза «либерализации».
Тогда, помнится, заседали во Дворце спорта, нынче - в более скромном конференц-зале гостиницы «Беларусь» (правда, мест для всех желающих не хватило - многие простояли несколько часов кряду).
Да, еще один нюанс: в далеком 1995-м помощник Президента Республики Беларусь А.Сазонов оглашал приветствие А.Г.Лукашенко участникам высокого собрания. На этот раз обошлось без официоза, да и высокопоставленных лиц в зале было совсем немного: как раз в тот день и час, когда открывалась ассамблея, в Совмине было назначено некое важное совещание, на которое и отбыли загодя приглашенные организаторами ассамблеи министры…

…И наша платформа стоит на запасном пути

Тем не менее, в зале, как отметил председатель оргкомитета ассамблеи Владимир КАРЯГИН, собрался весь цвет белорусского бизнеса, представители 37 бизнес-ассоциаций и общественных организаций страны. Довольно много было и представителей властных структур, хотя и не из самого высшего эшелона. Приехали и представители 12 иностранных государств.
- Мы ровно 5 лет работали над формированием концептуальных предложений по улучшению делового климата страны, - сказал В.Карягин. - С текстом проекта «Национальной платформы бизнеса Беларуси-2010» ознакомились около 700 тыс. человек в нашей стране и за рубежом. Представленная вам 12-я редакция платформы - результат коллективных усилий, автором его являются белорусские предприниматели. И платформу уже учитывают при подготовке законодательных актов и принятии государственных решений.
Одной из важнейших целей Национальной платформы, сказал далее председатель оргкомитета, является существенное сокращение издержек бизнеса для повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Речь идет как об уменьшении налогового бремени, так и о снижении затрат на выполнение предпринимателями требований тысяч нормативных актов. Задача состоит в том, чтобы сделать законодательство простым, понятным, непротиворечивым, дешевым и легким для исполнения.
Национальная платформа, как и сама ассамблея, своей целью ставит решение нескольких задач. Это улучшение деловой среды в стране, консолидация бизнес-сообщества, развитие полноценного диалога бизнеса и власти и механизмов саморегулирования рынка в рамках частно-государственного и государственно-частного партнерств.
В платформе, отметил В.Карягин, сгруппированы вопросы по шести условным направлениям: реализация прав собственности и развитие рыночных институтов, необходимость расширения пространства для частной инициативы, повышение конкурентоспособности бизнеса и государства, взаимное доверие бизнеса и власти, сокращение налоговой и административной нагрузки, открытость государства и обеспечение доступа к качественной информации и знаниям.

«Вместе с тем…»

Уже в выступлении председателя Совета по развитию предпринимательства Республики Беларусь и Национального статистического комитета РБ Владимира ЗИНОВСКОГО явственно послышались отголоски некоторых, скажем так, разногласий между бизнес-сообществом и властью.
В течение ряда последних лет, отметил он, наблюдается поступательный процесс улучшения условий для создания и функционирования бизнеса. Реализация правовых инициатив в области совершенствования упрощенной системы налогообложения, положительные подвижки в вопросах финансовой поддержки малого предпринимательства, введение заявительного принципа регистрации предприятий и т.д., - все эти меры обеспечивают существенный количественный рост сектора малого предпринимательства. Вместе с тем отсутствие адекватного увеличения вклада его субъектов в экономику (менее 10% ВВП) говорит о наличии проблем, сдерживающих качественное развитие отечественного бизнеса, об отсутствии эффективных стимулов к повышению его инновационной и инвестиционной составляющей.
А это, как отметил докладчик, напрямую связано опять же с укреплением доверия и взаимодействия бизнеса и государства.
Однако, как можно было понять из слов заместителя министра экономики РБ Андрея ТУРА, в целом поддержавшего Национальную платформу, разработку проекта плана мероприятий по либерализации белорусской экономики в 2010 г. Минэкономики завершает лишь к концу марта. А пока этот план будет принят, могут пройти еще несколько месяцев. Потому вполне вероятно, что в нем будет намечено не так уж много мер, которые несложно быстро реализовать.
По словам А.Тура, план предусматривает дальнейшее совершенствование административных процедур и технических стандартов. Минэкономики намерено расширить возможности доступа малого частного бизнеса к кредитным ресурсам. Прорабатывается вопрос о создании гарантийных фондов, которые возьмут на себя обязательства по обеспечению возврата кредитов. При этом замминистра отметил, что при подготовке плана либерализации на 2010 г. рассмотрено много предложений со стороны деловых кругов. Но далеко не все они нашли поддержку. Так, Минэкономики не пошло на отмену обязательной продажи поступившей валютной выручки (она составляет сейчас 30%). По мнению А.Тура, в условиях кризиса эта мера преждевременна. Такое решение в первую очередь отвечало бы интересам импортеров.

Принять за основу

Не вдаваясь в подробности всего того, о чем говорили выступавшие на ассамблее, можно сделать вывод: белорусские бизнесмены еще раз продемонстрировали, что рады намечающемуся диалогу с властью и готовы к нему. Хотя и сильно обеспокоены: прислушаются ли к их голосу? Или - в который уже раз - все хорошие слова, которые они слышат с трибун и в кабинетах от ответственных чиновников различного ранга, лишь возбудят несбыточные надежды, а либерализация экономики, о которой так долго говорят все, кому это надо и не надо, в один «прекрасный» день из каких-то высших соображений разделит печальную участь «новой экономической политики» 20-х гг. прошлого века?
Прошедшая ассамблея деловых кругов ясно показала: отечественное бизнес-сообщество живо и собирается жить дальше и лучше. А помочь воплотить эти намерения, по идее организаторов, должна принятая его участниками резолюция, повторяющая девиз форума: «Предпринимательство Беларуси - обеспечение роста и развития». В ней решено представленный проект «Национальной платформы бизнеса Беларуси-2010» принять за основу. А редакционной комиссии поручено совместно с Координационным советом по продвижению Платформы проанализировать предложения и замечания, внесенные в ходе ее обсуждения, доработать проект и до 1 апреля опубликовать его отредактированный вариант на веб-сайтах http//allminsk.biz, http//rce-ale.org, http//bel.biz и других Интернет-ресурсах.
Игорь РАПТУНОВИЧ, юрист

Пока гром не грянет - мужик не перекрестится. По отношению к форс-мажору такого принципа часто придерживаются при заключении договоров. Рассуждение приблизительно такое: достаточно упомянуть возможность форс-мажора, а что это такое - и так понятно. Можно с уверенностью сказать, что это далеко не так, особенно при работе по внешнеэкономическим договорам. Подводные камни форс-мажора часто незаметны даже юристам.
На практике применение форс-мажорной оговорки или же иначе упоминания о непреодолимой силе сопряжено с рядом тонкостей юридического, психологического и организационного характера. Их учет при составлении и исполнении договора поможет избежать предприятию санкций со стороны контрагента.
Во-первых, у каждой стороны - свое понимание форс-мажора. Является ли таковым забастовка рабочих на предприятии, если из-за этого срывается поставка продукции и грозят серьезные санкции? Вы в такой ситуации будете склонны считать, что это именно тот случай. А ваш контрагент не согласится, и суд будет на его стороне. Почему? Да потому что по белорусскому законодательству к непреодолимой силе относятся «чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства». То есть те, которые вы не могли предвидеть. Согласитесь, что проблемы своего предприятия вы как руководитель просто обязаны знать, а последствия недовольства работников в виде забастовки предусмотреть или предположить вполне возможно. Второй признак - обстоятельства должны быть непредотвратимыми настолько, что при нормальной степени заботливости и осмотрительности вы не смогли бы избежать наступления данных последствий. Согласитесь, и здесь вы также могли повлиять на ситуацию: согласиться на условия работников, привлечь временный персонал, договориться отложить решение конфликта на определенный срок и т.д. По такому пути пошла судебная практика, разделяя обстоятельства, связанные с хозяйственным риском стороны и внешними обстоятельствами.
Аналогичные расхождения в оценке могут иметь место, когда сторона не смогла выполнить свои обязательства по причине издания запрещающего или ограничивающего нормативного акта органами власти своей страны или другого государства. Судебные споры возникают по многим вопросам, в частности, когда одна из сторон к моменту расчета не имеет денежных средств для расчета по вине дебиторов, отсутствуют на рынке нужные для исполнения обязательства товары, изменилась конъюнктура, не исполняются обязательства контрагентом стороны договора (особенно при форс-мажоре у контрагентов). А также при попытке представить как непреодолимую силу кражу товара при его перевозке, смену политической власти в стране, которая привела к отставке руководства на предприятии, нехватку рабочей силы на рынке, отсутствие лицензии у неисполнившей обязательство стороны, неполучение согласований внешнеторгового контракта со стороны государственных органов, невозможность приобретения стороной валюты на валютном рынке и т.д. Со стороны зарубежных контрагентов предпринимаются попытки избежать ответственности за неисполнение своих обязательств по внешнеэкономическим договорам из-за мирового финансового кризиса, на который ссылаются как на форс-мажорное обстоятельство.
Для того, чтобы не допустить спорные ситуации, необходимо согласовать случаи форс-мажора в договоре более детально. Чтобы избежать множественного перечисления обстоятельств непреодолимой силы, сформулируйте их по группам и добавьте частные случаи, которые могут возникнуть в деятельности вашего предприятия или компании, включая те же забастовки на предприятиях сторон договора. Например, так:
«Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. Под обстоятельствами непреодолимой силы стороны признают любые чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства природного и общественного характера, находящиеся вне сферы контроля сторон, отсутствовавшие на момент заключения договора, но возникшие впоследствии, которые стороны не могли предвидеть, и предотвратить либо оказать на них влияние разумными мерами.
К обстоятельствам непреодолимой силы стороны относят также политические события, действия властей, стихийные бедствия, военные действия, массовые беспорядки, техногенные катаклизмы, эпидемии (эпизоотии), теракты, эмбарго, моратории и иные объективные препятствия. Для настоящего Договора стороны относят к форс-мажорным обстоятельствам изменения таможенных пошлин и налоговой нагрузки, действия органов власти по проверке таможенных терминалов и иные действия, которые делают экономически неоправданным исполнение обязательств одной из сторон, а также блокирование расчетного счета, неисполнение обязательств контрагентами стороны договора при наступлении у них форс-мажора. Стороны не рассматривают в качестве форс-мажорных обстоятельств отсутствие или прекращение действия лицензий, въездных виз и иных разрешений, за исключением отказа в согласовании или регистрации настоящего Договора со стороны государственных органов и уполномоченных ими организаций».
Изменение конъюнктуры рынка в качестве форс-мажора стороны могут договориться рассматривать при определенных условиях.
Форс-мажорные обстоятельства освобождают от ответственности сторону по договору за ненадлежащее исполнение своих обязательств только если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому убедитесь, что в отношении вашего договора в нормативных актах не существует особой оговорки.
Перечень форс-мажорных обстоятельств лучше оставлять открытым. Для этого используйте такие, например, формулировки: «любые обстоятельства», «иного характера», «и другие». Закрытый перечень обстоятельств в договоре лучше предусматривать в тех случаях, когда вы хотите ограничить количество освобождающих от ответственности обстоятельств.
Оговорите в договоре не только обстоятельства форс-мажора, но и последствия его наступления. Предусмотрите прекращение договора при их наступлении или продление срока для исполнения обязательств соразмерно сроку действия форс-мажорных обстоятельств. Возможно также оговорить, что если они не прекратились в указанный срок, стороны могут договориться о новых условиях. Если вы заинтересованы в данном договоре, то укажите, что по прекращении действия обстоятельств непреодолимой силы «стороны сохраняют интерес к договору». При расторжении договора предусмотрите, чтобы неосновательно обогатившаяся сторона была обязана возвратить соответственно сумму предоплаты за непоставленный или поставленный, но неоплаченный товар. А также, что стороны освобождаются от возмещения убытков за время действия таких обстоятельств, в т.ч. при расторжении договора.
Обязательно проинформируйте другую сторону о наступлении обстоятельств непреодолимой силы и невозможности исполнения обязательств в определенный договором срок (и об их прекращении). В противном случае вы будете нести ответственность за неисполнение до того момента, когда другая сторона получит уведомление о форс-мажоре, т.е. гасить убытки другой стороны, оплачивать пени, штрафы и т.д. Срок уведомления, при его отсутствии в договоре, будет определяться как «разумный» и «незамедлительный» от того момента, когда он стал известен ответственной стороне. На виновную сторону возлагаются убытки и в том случае, когда ей должно было стать известно о наступлении таких обстоятельств.
Уведомление контрагента следует производить способом, который позволяет фиксировать факт этого действия (телеграммы, письма с уведомлением, факсимильная связь, электронная цифровая подпись и т.д.) как о наступлении, так и прекращении форс-мажора.
Предусмотрите в договоре ситуации, когда форс-мажорные обстоятельства или момент их наступления и прекращения носит изменчивый или неопределенный характер. В частности, неясность может внести введение особого режима на территории местонахождения стороны или на территории исполнения договора. Оговорите, что в таком случае сторона обязана проинформировать другую сторону о создавшейся ситуации и о возможном влиянии на исполнение обязательств.
Освобождение от ответственности применяется только в исключительных случаях при условии, что неисполнившая свою обязанность сторона сделала все возможное для преодоления форс-мажорного препятствия. К тому же оно распространяется лишь на период, в течение которого существует препятствие.
Подтверждение форс-мажорных обстоятельств должно быть произведено уполномоченным органом (организацией). В основном это торгово-промышленные палаты государств, затем государственные органы или ссылка на нормативный акт, который является общедоступным.
Обстоятельства непреодолимой силы освобождают только от ответственности по договору, но не от выполнения обязательства. Они не лишают контрагента права требовать от неисполнившей стороны возмещения процентов годовых, которые упущены им, либо иных компенсаций, что предусматривает международное законодательство. Поэтому если вам невыгодна такая норма, то оговорите в договоре освобождение от подобных требований, в т.ч. при расторжении договора на таком основании.
Стремясь к упрощению работы, во внешнеэкономических договорах часто делают оговорку общего характера о применимом праве. В частности, о том, что распространяется Конвенция о договорах международной купли-продажи от 11.04.1980 г., что стороны руководствуются Принципами международных коммерческих договоров УНИДРУА 2004, Унифицированными правилами и обычаями Международной торговой палаты, Руководством Европейской экономической комиссии ООН и др. При этом не учитываются особенности некоторых статей данных документов. А при применении к договору законодательства другой страны вообще придется столкнуться с непривычными для белорусских юристов понятиями и подходами. Особенно это касается права Великобритании и США.
Поэтому в качестве применимого к внешнеэкономическому договору права предусматривайте законодательство Республики Беларусь. Либо включая в договор ссылку на международный акт, оговаривайте, за исключением каких его статей он применим при возникновении спора между сторонами. К части договора, не урегулированного международным актом, или к пунктам, для которых сделано исключение, также предусмотрите применение законодательства Республики Беларусь.
Если вы оставляете договор без оговорки относительно применяемого права, то учитывайте, что в таких случаях Гражданский кодекс Республики Беларусь в ст.1125 при наличии спора предусматривает применение права страны продавца в договоре купли-продажи. Но не исключено, что законодательство страны контрагента будет предполагать противоположную норму. В этом случае право выбора применимого права будет принадлежать суду.
В качестве органов по разрешению споров по заключаемому внешнеэкономическому договору (арбитражная оговорка) оговаривайте компетентные судебные органы Республики Беларусь, в том числе Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.
Стороны могут выбрать себе посредника для разрешения спорной ситуации и предусмотреть это в договоре. Они также вправе установить для себя как обязательность его мнения или решения, так и рекомендательный их характер.
При наступлении форс-мажорных обстоятельств специалисты, ответственные за исполнение договора, должны четко знать, что они обязаны уведомить непосредственного руководителя, главного бухгалтера или юрисконсульта. А те в свою очередь должны понимать, что простые затруднения в исполнении обязательств не будут считаться форс-мажором.
Должно наступить обстоятельство из перечисленных в договоре, и невозможно было «разумно ожидать…избежания или преодоления этого препятствия или его последствий», они являются «непредотвратимыми при данных условиях». То ест исполнитель должен сделать все, чтобы преодолеть возникшие обстоятельства и последствия, но в силу их «непреодолимости» при должном старании в пределах разумного это сделать невозможно.
Осведомленность и четкая работа исполнителей в ситуации форс-мажора позволит предприятию избежать убытков, которые могут нанести санкции по договору.