Александр ГЛИНСКИЙ

Каждый населенный пункт как и человек имеет свои особенности. Эту индивидуальность, по мнению председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Галины ПОЛЯНСКОЙ, необходимо учитывать в планировании регионального развития.

- Галина Владимировна, для того чтобы люди не уезжали в крупные промышленные центры, нужно создать в малых городах не только рабочие места, но и более комфортные условия проживания. Что для этого следует сделать?
- В Беларуси 81% составляют малые населенные пункты до 20 тыс. и 12% - средние с населением от 20 до 100 тыс. жителей. Они являются главными хранителями национальной самобытности, нравов и традиций. Как архитектор могу сказать, что наши основные жемчужины зодчества остались в малых и средних городах, но для поддержания их в надлежащем состоянии не хватает финансирования. Эти островки былого величия наших предков необходимо сберечь для потомков, поскольку, по моему мнению, сохранение культурных ценностей сейчас является одной из главных государственных задач.
С точки зрения градостроительства, малые и средние города следует рассматривать как местные центры расселения, обслуживающие определенную территорию. Повышение качества городской среды является одним из основополагающих требований. В небольших поселениях должны быть представлены все объекты социальной инфраструктуры, что способствовало бы повышению социального статуса места проживания. Естественно, нельзя все их мерить одной меркой, потому что каждый населенный пункт имеет свою уникальную среду, в соответствии с которой и должно планироваться его развитие.
Сейчас действует государственная программа развития малых и средних городов, направленная на их экономическое развитие. Первые шаги в этом направлении начали реализовываться еще при Петре Мироновиче Машерове, когда филиалы крупных предприятий стали выносить в небольшие населенные пункты, что сразу же трансформировало их облик. Соответственно улучшалось и качество жизни. Однако в рыночных условиях обстановка изменилась, большие предприятия не выдержали конкуренции. Особенно сложная ситуация там, где были градообразующие заводы и фабрики. Но для жизни любого города рабочие места необходимы. Какими они должны быть?
Прежде всего, необходимо развивать малый и средний бизнес. Такие экономические образования более мобильны и динамичны в развитии, а потому менее подвержены различным кризисным явлениям. Их стабильная работа может создать экономический фундамент для самодостаточности территории и развития самоуправления, являющегося основой демократии. Создание в малых и средних городах комфортных условий для проживания, наличие развитого рынка жилья поможет упростить проблемы связанные с трудовой миграцией. Ведь в развитых странах капитал и трудовые ресурсы свободно перемещаются в те регионы, где наблюдается экономический всплеск. Это позволяет сохранять устойчивое социально-экономическое развитие страны.
Сейчас, например, обсуждается тема столичных городов-спутников. Трактовка таких градостроительных образований, которые, по сути являются продолжением Минска, должна быть совершенна иная, чем столицы государства. Люди могут жить, например, в Логойске, Заславле или Смолевичах, а на работу ездить в Минск. Значит, необходимо расширить возможности транспортной инфраструктуры, с тем чтобы в будущем жителям не пришлось простаивать в многочасовых автомобильных пробках. Такого же индивидуального подхода в планировании требуют города с историко-культурными ценностями, у которых есть перспектива стать туристическими центрами, поселения, стоящие на логистических перекрестках, и т.д.
- Вы правильно отметили, что удержать жителей небольших поселений на своей малой родине можно лишь более комфортными условиями жизни. Недавно побывал на Западной Украине. В Черниговской области более 70% населения проживает в сельской местности, потому что люди не хотят менять добротные дома на общежития в мегаполисах. Малые города, через которые пришлось проезжать, выглядят такими же ухоженными, как наши районные центры после проведения «Дажынак». Но там это сделано за счет частных инвесторов, у нас - из бюджетных средств. Почему бы нам в этом вопросе не оказать доверие частному бизнесу?
- Действительно, в Беларуси пока вся финансовая нагрузка, связанная с развитием регионов, лежит на бюджете. Государство же должно дать «удочку», с помощью которой граждане смогут ловить «рыбу». Причем они это будут делать не только для себя и своей семьи, но и для региона. В бюджетной поддержке нуждаются лишь памятники архитектуры, социальная и туристическая инфраструктура: больницы, школы, дороги, вокзалы, аэропорты и т.д. Вся остальная составляющая комфортности бытия должна создаваться частным бизнесом. Возможно, для более динамичного развития стоит создать такие условия, чтобы предприниматели, открывающие свое дело в малых городах, как минимум на 5 лет были освобождены от налогов, проверок и прочей бюрократической суеты. Местная вертикаль должна быть напрямую задействована в этом процессе, поскольку без ее поддержки вряд ли в данном вопросе можно добиться успеха.
Необходимо также привить людям чувство гордости за свой город, село или поселок. В связи с исполнением депутатских обязанностей мне приходится много ездить по Беларуси, поэтому могу засвидетельствовать, что каждый наш регион имеет свои отличительные особенности, историю. Частичку всего этого богатства и необходимо поселить в людские души. Возможно, следовало бы ввести специальные курсы по краеведению в рамках школьных уроков истории. А для этого необходимо подготовить методический и учебный материал.
- Продолжая разговор о снижении нагрузки на государство, хотелось бы коснуться проблемы жилья. Пока и здесь главным кредитором является государство, но появляются и новые ростки местной инициативы. Например, в Горках довелось встретиться с директором частной строительной фирмы, который построил 24-квартирный дом для своих работников, причем жилье перейдет в собственность граждан после 10 лет работы на предприятии. Такого социального пакета не предлагают даже крупные государственные предприятия. Так, может, следует создать какие-то дополнительные льготные условия для частного бизнеса, который готов инвестировать в социальную среду малых городов? К тому же в этом вопросе есть еще один «подводный камень». При оформлении в собственность подаренных квартир с граждан возьмут подоходный налог. Но ведь в начале 90-х гг. государство дарило квартиры без такого налогообложения, поэтому встает вопрос социальной справедливости и равенства. Можно ли разрешить эти коллизии законодательно?
- Законы, собственно, и создаются для решения тех проблем, которые ставит перед обществом жизнь. Думаю, со временем такие нюансы будут законодательно разрешены. Государство должно поощрять подобные начинания, в том числе создавая инфраструктуру для строительства частных домов. Нужно также развивать систему жилищного кредитования, которая должна быть рассчитана на все категории граждан. Над этим сейчас совместно с правительственными структурами работает наша постоянная комиссия и мы надеемся, что очень многое на данном направлении будет сделано уже в течение этого года.
Кроме того, одной из самых важных задач, которая уже решается, является повышение качества среды в малых населенных пунктах. Застройку здесь необходимо также решать иначе, в основном ведя малоэтажное строительство. Многоэтажные здания имеют право на жизнь, но это должно быть социальное жилье для той категории людей, которые не могут самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Малые и средние города должны стать площадкой для апробации новых форм управления недвижимостью, поскольку и здесь необходимо уходить от монополии жилищно-коммунальных служб. Пусть люди самостоятельно решают, как и кто их будет обслуживать.
Одна из самых сложных проблем, которая сдерживает региональное развитие, - это нехватка высококвалифицированных управленческих кадров. Часто образуется некий заколдованный круг: человек «завалил» одно дело, а через некоторое время его же назначают руководителем другого предприятия или направления. Нам вообще нужно подумать над тем, чтобы в регионах местную власть возглавляли люди, которые здесь родились и выросли. Потому что для «пришлых» назначенцев часто переезд в другой регион является лишь очередной ступенькой карьерного роста. Так что лучше готовить управленческие кадры на местах, выискивать инициативных людей и вести их, начиная со школьной скамьи. Потому что чем сильнее будут регионы, тем мощнее будет страна.