Владимир НАДЕЖДИН

Несмотря на все препоны, которые в прошлом году ставились на пути молочной продукции в Россию, одному из «грандов» отрасли - ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» - удалось сохранить свои экспортные позиции: как и в прежние годы до 60% выпускаемой продукции отправляется за рубеж.
О том, как удается поддерживать конкурентоспособность изделий, рассказывает генеральный директор предприятия Валерий ДУЛИНСКИЙ.

- Валерий Брониславович, ваш комбинат по-прежнему ориентируется на Россию?
- Удельный вес восточной соседки в структуре экспорта достаточно велик - около 70%. Но эта доля в последние годы несколько снизилась. Следуя изменяющейся конъюнктуре, мы увеличиваем продажи в Казахстан, постоянно ищем и новые рынки. В прошлом году, например, были поставки сухого молока в Ливию. Отправили образцы своей продукции в Венесуэлу, и по предварительной информации они получили неплохую оценку. Начали поставки в Монголию. Просматривается динамичность во взаимоотношениях со странами СНГ: Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией, Азербайджаном. Им требуется более дешевый продукт, и мы над этим работаем. Например, освоили «сгущенку» из обезжиренного молока. Это снизило цену продукта, однако не отразилось на его вкусовых качествах.
- А удается ли приучить Европу к нашему традиционному продукту?
- В советские времена, когда существовал Варшавский договор, мы поставляли сгущенное молоко в Польшу. И поляки, зная нашу продукцию, готовы ее покупать. Но поскольку эта страна входит в ЕС, требуется европейский сертификат. Получить его непросто, ведь заводу 40 лет, и нужно провести модернизацию, которую мы планируем на текущий год. На эти цели предполагается направить 15 млрд. руб.
Но и в предыдущие годы немало сделано в плане технического перевооружения. Перевели котельную на природный газ, получив годовой эффект в сумме 2 млрд. руб. Дело в том, что при использовании мазута невозможно готовить пар «порциями», которые необходимы производству. Газовая котельная с использованием частотных электроприводов на насосах решила эту проблему: котлы работают по программе в необходимом режиме.
Закупили автоклав для производства вареной сгущенки «Лакомка», спрос на которую растет. Внедрили оборудование для мелкой и крупной фасовки продукции: она теперь пакуется в тюбики и ламинированные мешки - последние предназначены для промышленных предприятий, выпускающих кондитерские изделия. Реконструировали сушилку, поставили газовый калорифер а также закупили более 20 единиц автомобильной техники.
Если вернуться к европейскому рынку, то уже в текущем году мы ожидаем комиссию из ЕС, которая должна провести аттестацию. Сегодня недостаточно имеющихся у нас сертификатов ISO, HACCP, по охране труда и экологии. Надо привести производство в соответствие с европейскими правилами безопасности выпуска пищевой продукции, пройти аудит для получения ветеринарного номера.
Хочу, однако, отметить, что не все требования Евросоюза жестче наших. Например, в Беларуси и России еще недавно регламенты не допускали даже незначительного содержания антибиотиков в молочной продукции, что, кстати, было аргументом в претензиях российской стороны к качеству белорусских изделий. В Европе же прекрасно понимают, что полностью исключить следы антибиотиков невозможно: они в естественном виде содержатся в кормах, не говоря уже о ветеринарных препаратах, которыми лечат коров. Сегодня ситуация в России и Беларуси исправлена - временно установлен одинаковый предел.
- Значит, объем экспорта в Россию может вырасти?
- Мы ставим такую задачу. Поскольку молочные консервы имеют длительный - до года - срок хранения, то можем торговать с отдаленными покупателями: дошли уже до Владивостока. Территории, где из-за климатических условий животноводство не блещет высокой продуктивностью, для нас особенно привлекательны. Поставляем продукцию на Урал и в Сибирь, в том числе газовикам и нефтяникам, а также на Север - в Архангельск и Мурманск. Активизировать продажи призваны созданные в Москве и Санкт-Петербурге представительства.
- Конкурентоспособность готовых молочных изделий зависит от качества сырья, закладываемого в аграрном секторе. Как здесь обстоит дело?
- Все государственные программы в сельском хозяйстве нацелены на то, чтобы больше получать молока «экстра» и высшего сорта. Для решения этой задачи важно проложить самый короткий путь от коровы до завода. В настоящее время молоко приходит на предприятие через приемные пункты. Но ведь каждая новая емкость, в которую попадает это сырье, «награждает» его бактериями. Мы это понимаем и сейчас работаем над тем, чтобы исключить лишнюю «перевалку». Для этого потребуется закупить современные молоковозы, которые пополнят имеющийся парк, и составить их маршруты так, чтобы они могли забирать молоко непосредственно с ферм. А с нашей помощью большинство этих «фабрик молока» оснащено техникой мгновенного охлаждения, что обеспечивает отличную сохранность продукта.
Но конкурентоспособность зависит не только от качества, но и от количества сырья. Несколько лет назад мы испытывали серьезные трудности с молоком, особенно в зимний период. Проблема была решена, когда к комбинату присоединили Браславский молокозавод, сырьевая зона которого восполнила дефицит. Это предприятие когда-то строилось нашим комбинатом и входило в его состав, затем его решили сделать самостоятельным, а в последнее время в рамках укрупнения перерабатывающих предприятий вновь вернули нам. Но на этом история, увы, не закончилась. Мы не успели провести намеченную реконструкцию, как опять поставлен вопрос: на сей раз о приватизации этого филиала и придания ему самостоятельного статуса. Для нас это довольно болезненная тема. Так, ожидается, что все кредиты, которые были взяты на поддержку данного предприятия, останутся в «наследство» нашему комбинату. Кроме того, вновь придется решать проблему обеспеченности сырьем. Ведь «отпадет» целый район из трех, которые сегодня составляют нашу сырьевую зону.
- Но здесь можно идти не экстенсивным, а интенсивным путем - наращивая продуктивность животноводства…
- Перспективность этого направления мы хотим показать, как говорится, на собственном примере. В переданном нам сельскохозяйственном производственном кооперативе, который стал филиалом предприятия, в этом году заканчиваем строительство молочно-товарной фермы, рассчитанной на 730 голов дойного стада. Это будет самая современная «фабрика молока», причем один коровник уже действует. И хотя работа еще не завершена, новые технологии позволили в целом по хозяйству выйти на рентабельную работу и увеличить надои более чем вдвое: с 2300 до 5200 кг от коровы в год. Этот показатель возрастет еще больше с вводом новой фермы. А самое главное, - молоко с этой фермы преимущественно сорта «экстра». Есть и моральная сторона этого дела: показать какой должна быть современная ферма и что производство молока может быть прибыльным.
- Ваше предприятие является градообразующим для Глубокого. Как вы оцениваете условия работы в регионе?
- Мы второй год участвуем в программе развития регионов, малых и средних городских поселений. Поначалу планировалось, что льготы будут получать только вновь создаваемые предприятия, но здравый смысл восторжествовал, ведь такие комбинаты как наш вносят самый весомый вклад в экономику регионов. В прошлом году поддержка выразилась в сумме около 3,5 млрд. руб. - эти средства мы смогли направить на модернизацию производства. Но перед нами поставлено условие: выполнение прогнозных показателей, что, я считаю, очень правильно. Ведь льготы - не самоцель, а средство для дальнейшего развития регионов.

ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»
211792, Витебская обл., г. Глубокое, ул. Ленина, 131
Тел./факс: (02156) 2-44-98
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.glmkk.by