Александр ГРИШИН

Довольно редко имидж директора полностью совпадает с названием компании. Руководитель строительного предприятия «Добрыня» Александр ПАРАСКЕВИЧ как раз такое исключение. Но внешность сказочного Добрыни Никитича не мешает ему быть жестким в вопросах, от решения которых зависит рыночное благополучие предприятия в настоящем и будущем.

- Александр Леонтьевич, как вы и иностранный инвестор нашли друг друга?
- Учредители с польской стороны уже имели свой бизнес в Беларуси, но не стали вывозить полученную прибыль, а решили ее реинвестировать в производство пенополистирольных плит. Не последнюю роль в выборе направления деятельности сыграла принятая государственная программа по энергосбережению, поскольку понятно, что без тепловой реабилитации зданий достичь поставленной цели невозможно. А для этого нужны теплоизоляционные материалы.
Однако главная заслуга в том, что предприятие расположено в г. Береза, принадлежит местным властям. Председатель райисполкома Юрий НОРКЕВИЧ, а также в то время его заместитель по экономике Николай ЧИЖ, сделали все, чтобы иностранный инвестор остановил свой выбор на нашем городе. С этими людьми очень приятно работать, потому что с первых шагов помощь оказывалась во всем. Для ускорения процесса строительства одновременно велось проектирование, комплектование оборудованием, обучение людей. Поэтому не было всех необходимых согласований со стройтехнадзором, что грозило остановкой стройки. Только с помощью местных властей решили этот вопрос, поэтому и удалось всего за 8 месяцев построить предприятие. При их поддержке вошли в госпрограмму развития малых и средних городских поселений, что благотворно сказалось на становлении предприятия.
Так после Минского комбината строительных материалов, появилось второе по мощности предприятие Беларуси по выпуску пенополистирольных плит, которое сегодня может закрыть потребность республики в них на 60%. Несмотря на жесткую конкуренцию, а на этом рынке работает около 35 компаний, всего за год смогли занять второе место по объемам продаж.
В этом немалая заслуга отдела маркетинга, который активно работает с клиентурой. Здесь пошли по пути предоставления полного спектра услуг: от производства материала до поставки непосредственно на место строительства. Заявка выполняется в течение суток, причем товар доставляется в любую точку страны. Это оправдало себя, поскольку оперативность в работе стала нашим конкурентным преимуществом.
Вторая составляющая успеха - безупречное качество продукции. Мы пробовали работать на китайском, российском, польском, австрийском, украинском сырье, но остановили свой окончательный выбор на полистироле из Германии. Хотя он и дороже, но зато качественное. Все это способствовало получению сертификата менеджмента качества ИСО 9001, а в 2009 г. предприятие стало лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», получило диплом победителя в области качества Брестского облисполкома.
- Вам приходится конкурировать с не совсем добросовестными производителями, поскольку иногда заявленная ими плотность пенополистирола оказывается ниже реальной, но для простого обывателя такая продукция привлекательнее по цене. Как защитить потребителя от обмана и обеспечить честную конкуренцию?
- Это очень серьезная проблема, которая пока не решена. Действительно, попробуй, разберись, какой плотности пенополистирол «закатали» в стену: 18, 22 или 15. Я прошу своих маркетологов, которые выезжают во все регионы страны, привозить образцы представленных на рынке материалов. У нас есть аккредитованная Госстандартом лаборатория, где мы можем провести весь комплекс исследований. Практика показала, что продукция некоторых производителей, прежде всего из России и Украины, не соответствует заявленным техническим параметрам, потому что изготовлена из некачественного сырья. Именно оно на 85% формирует конечную цену продукции, поэтому если куб пенопласта сделать на 1-2 кг легче, то можно значительно выиграть в экономике.
Нам часто приходится участвовать в тендерах, где некоторые участники выставляют цену на 15-18 тыс. руб. ниже нашей. Но это нереально! Потому что просто не хватит сырья для изготовления нужного количества материала. То есть налицо нарушение технологии, но мы по такому пути никогда не пойдем. Да, пусть наш товар будет дороже, пусть ее труднее продать, но мы в будущем получим больше выгоды и прибыли. Поэтому у нас никогда не было и, убежден, не будет рекламаций на поставленную потребителям продукцию. Опыт моей работы, а я 25 лет отработал на Березовском мясокомбинате, показал, что продвижение вперед возможно только с качественной продукцией.
Честная конкуренция во благо обществу, поэтому мы ее не боимся. По моему мнению, нельзя ее ограничивать административно, что сейчас, например, происходит в мясомолочной отрасли, где местные власти производителям из других регионов создают искусственные барьеры. Практикуется такое и в строительной индустрии. Я убежден, что именно по этой причине нам до сих пор не удалось по-крупному выйти на минский рынок теплоизоляционных материалов. Но работы в ближайшее время хватит всем. Наши поставщики сырья провели анализ потребления пенополистирола. Оказалось, что в Польше он составляет 6 кг, а в Беларуси лишь 2 кг на душу населения, т.е. впереди нас ждет трехкратный рост рынка, что непременно произойдет, поскольку энергоносители дешевле не станут. К тому же приняты новые нормы теплового сопротивления зданий, которые потребуют дополнительной теплоизоляции стен. Так что наш девиз - «Делаем добро - дарим тепло» - еще долго будет актуален.
- Как вам удалось настроить коллектив на качественную «волну»?
- Просто люди поняли, что если мы хотим чего-то достичь, то должны неукоснительно придерживаться своей генеральной линии: производить высококачественную продукцию. Все подчинено этому, поскольку только так можно увеличить объемы продаж в будущем. Много внимания уделяем рекламе, на местном телевидении Брестской области демонстрируется наш ролик. В прошлом году на рекламную компанию затратили 55 млн. руб., постоянно участвуем в строительных выставках. Поэтому сегодня у нас заключено более 700 договоров на поставку продукции с потребителями по всей республике. Уделяем внимание даже разовым закупкам: если покупателю нужно 0,5 куб. м материала, он его получит. Ведь он привозит нам зарплату, а не проблемы. Такой подход практикуем давно, еще за 4 месяца до пуска предприятия маркетологи стали работать с будущей клиентурой.
- Для оперативной работы - выполнения любого заказа в течение суток - необходимо иметь запас сырья и материалов. На какое время вы можете планировать производственный процесс?
- Сырья у нас месячный запас, к тому же имеем постоянный задел готовых пенополистирольный блоков в объеме 3 тыс. куб. м. Четко выдерживаем технологию, поскольку готовый полуфабрикат должен при определенной температуре и влажности выстоять как минимум 2 недели в камерах «созревания». Иначе после установки пенопласт может «порвать» и «повести». К сожалению, многие производители не выполняют эту важную технологическую составляющую, которая определяет эксплуатационный срок службы изделия. В смену можем сделать 700 куб. м, что составляет примерно 7 большегрузных фур, поэтому срывов в поставках у нас никогда не было. Планируем задействовать еще 1,7 тыс. кв. м производственных площадей, так что резерв для роста есть. К тому же местная власть создает благоприятную обстановку для развития бизнеса в регионе, поэтому в своем будущем мы уверены.

СООО «СК «Добрыня»
225210, Брестская обл., г. Береза, ул. Свердлова, 165 А
Тел.: (01643) 4-82-02 (отдел маркетинга), 4-82-06 (приемная)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.dobroterm.by