Надежда КРЫЛЯНСКАЯ, Александр ГОЛОВАНОВ

В конце ноября 2009 г. был подписан кодекс Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана и утвержден единый таможенный тариф. Чтобы Союз заработал в полную силу, планируется все процедуры отладить до 1 июля 2010 г. Однако пока не во всех рассматриваемых вопросах стороны приходят к консенсусу.

Главные кодексы

Процесс формирования законодательства Таможенного союза подходит к завершающему этапу. В развитие соглашения о принципах взимания косвенных налогов Таможенного союза были подписаны протоколы о применении косвенных налогов по товарам, работам и услугам, а также об обмене информацией. В частности, экспортерам предоставлено право осуществлять расчеты в неденежной форме, упрощены процедуры, касающиеся экспорта товаров и увеличен до 180 дней срок предоставления документов, подтверждающих его, меньше стало сложностей в использовании нулевой ставки НДС, а также вычетов при ее применении.
Что касается Таможенного кодекса, то он в перспективе предусматривает возможность субъектам хозяйствования трех стран осуществлять таможенное оформление товаров в любом государстве Таможенного союза. Но такая норма будет рассматриваться отдельным международным договором. С введением в действие Таможенного кодекса с 1 июля 2010 г. таможенное оформление будет происходить по месту регистрации субъектов хозяйствования.
В связи с вступлением в силу этого документа существенно меняются и некоторые понятия. Вместо таможенного режима будет действовать таможенная процедура. За рамки кодекса выносятся таможенный режим свободной таможенной зоны и режим свободного склада, их статус будет определяться отдельными межгосударственными соглашениями. Но в то же время Таможенный кодекс Союза предусматривает, что если международный договор не вступил в силу, то действует национальное законодательство той страны, где работает резидент СЭЗ.
Сегодня каждая сторона самостоятельно взимает ввозные таможенные пошлины, поэтому механизм и пропорции их распределения в рамках Таможенного союза планируется закрепить отдельным соглашением, которое должно быть подписано до 1 июля нынешнего года. Рассматриваются различные варианты «дележа» исходя из национальных ВВП, объемов импорта, а также данных по ввозным пошлинам в предыдущие годы. Конкретные цифры и детали будут разработаны к октябрю 2010 г.

Плюсы и минусы

Белорусские товары получают свободный выход на рынки России и Казахстана без квот, оформления сертификатов происхождения и других ограничений. Также следует учитывать, что в Таможенном союзе установлены ограничительные пошлины на отдельные виды товаров. Это дает шанс отечественным предприятиям нарастить поставки на рынки стран Таможенного союза по позициям товаров, которые традиционно производятся в Беларуси, в том числе автомобилям, тракторам, бытовой технике. Благодаря выровненным условиям хозяйствования увеличение ВВП Беларуси к 2015 г. может достигнуть 20%. Общий же эффект от участия в Таможенном союзе для Беларуси оценивается почти в 16 млрд. долл.
Беларуси удалось добиться включения в пакет документов по Единому таможенному тарифу ряда положений, позволяющих не применять таможенные пошлины в пределах единой таможенной территории. В том числе и во взаимной торговле автомобилями, собранными в режиме промышленной сборки, что создает наиболее благоприятные условия для привлечения серьезных инвестиций в производство легковых автомобилей на территории Беларуси и обеспечивает привлекательность страны для иностранных инвесторов.
Однако борьбу за внутренний и внешний рынки белорусские предприятия могут проиграть из-за более высоких, чем у россиян, издержек на ведение дела, существующих подходов к регулированию ценообразования, громоздкой системы бухучета, ограничений в оплате труда и др. К тому же все вопросы, связанные с пошлинами, будет рассматривать специальная комиссия, а в ней за Россией закреплено 57%, за Беларусью и Казахстаном - по 21,5% соответственно. Поэтому о разделенном по-братски «пироге» говорить все же не приходится.

Необходимо частно-государственное партнерство

Строительство «воздушных замков», увы, отличается от реальной жизни. Поэтому в начальной стадии формирования Таможенного союза невозможно предусмотреть всех подводных камней. Этому вопросу было посвящено очередное заседание Республиканского Совета директоров РОО «БНПА» с повесткой: «Работа субъектов хозяйствования в 2010 г. в условиях функционирования Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана: инвестиционные, инновационные, таможенные, налоговые и другие аспекты».
Александр СОЛОЩЕВ, генеральный директор Ассоциации «БАМАП» отметил, что в данный момент продолжается работа над окончательной «шлифовкой» статей Таможенного кодекса зоны свободной торговли, при этом аналогичный белорусский законодательный акт потребует изменения более чем 250 статей. Кроме этого должен быть разработан пакет из 34 нормативно-правовых актов, так что окончательно «правила игры» станут ясны лишь к апрелю с.г. Сейчас относительно практической реализации договоренностей у членов ассоциации пока больше вопросов, чем ответов на них. Их, прежде всего, волнует норматив финансового обеспечения доставки груза.
Чтобы получить статус, позволяющий заниматься международными перевозками, необходимо иметь банковскую гарантию. Для таможенного перевозчика на 200 тыс. евро, для уполномоченного экономического оператора и таможенного агента - на 1 млн. евро. Однако у нас есть субъекты хозяйствования, которые обладают всеми тремя статусами. Получается, что им необходимо внести 2,2 млн. евро, чтобы продолжить свой транспортный бизнес. А.Солощев подчеркнул, что таких денег сегодня нет ни у одной белорусской логистической компании, а внушительные банковские гарантии можно будет получить лишь под очень высокий процент, что сделает белорусских перевозчиков неконкурентными на рынке.
На взгляд руководителя БАМАП, наиболее приемлемым вариантом было бы страхование финансовых обязательств, а не работа с «живыми» деньгами.  Российское законодательство позволяет работать по такой схеме, пора и нам расширить круг финансовых  инструментов. К тому же большинство экспертов прогнозирует рост объемов внешней торговли. Но готова ли к этому приграничная инфраструктура? К примеру, на возведение нового транспортного пограничного перехода «Козловичи-2» затрачены миллионы долларов, при этом было обещано, что его пропускная способность составит 1 тыс. автомобилей в сутки. Сегодня, по данным БАМАП, суточная пропускная способность данного таможенного перехода составляет 300-400 единиц, при этом перевозчикам приходится выстаивать в очереди по 10 и более часов. А каждый час простоя обходится в 300 евро.
Опасения перевозчиков попробовал развеять Сергей ГОШКО, заместитель начальника отдела организации таможенного контроля Минской региональной таможни. Во-первых, он призвал транспортников, в случае вынужденного простоя, полностью использовать права, предоставленные Таможенным кодексом РБ. В соответствии с действующим законодательством разрешение на пересечение таможенной границы должно быть предоставлено не позднее следующего дня. Но вероятнее всего, в этом и кроется нормативный казус, поскольку машины простаивают не более 12 ч, а потому претензии предъявлять не к кому.
С.Гошко подчеркнул, что в Таможенном союзе предусмотрен режим свободного перемещения товаров, без таможенного оформления. Груз проходит таможенную очистку лишь на внешней границе Союза, а на внутриграничных переходах контроля не будет. Таможенный режим трансформируется в таможенные процедуры, а свободный таможенный режим и режим таможенного склада вынесены за рамки разрабатываемого Таможенного кодекса. Эти статусы будут определяться отдельными межгосударственными соглашениями.
Андрей ТИХОМИРОВ, первый секретарь Посольства Российской Федерации в РБ, отметил, что эксперты сейчас больше заняты экономическим мониторингом ситуации, которая сложится после вступления в силу всех договоренностей по созданию Таможенного союза. Проблемы, безусловно, будут, поэтому их необходимо отслеживать и оперативно решать. А для этого нужно наладить действенную обратную связь между государственными органами и бизнесом.
Валерий САДОХА, директор Департамента координации ВЭД Министерства иностранных дел РБ, подчеркнул, что соглашение о создании Таможенного союза еще не гарантирует его практическое существование. К примеру, в прошлом году белорусский экспорт в Россию составил лишь 63,7% предыдущего периода, а в Казахстан - 87%. К сожалению, в период экономического кризиса не самый лучший пример показывают ведущие экономики мира, которые с апреля 2009 г. ввели свыше 100 новых ограничений в торговле. Лидерами по их числу являются США, Индия и Россия.  Наш главный экономический партнер ввел ограничения на доступ к процедурам государственных закупок, что создало серьезный барьер для ряда белорусских товаров, прежде всего автотракторной техники. В рамках Таможенного союза по предложению белорусской стороны определен перечень из 1,8 тыс. товарных позиций, в отношении которых Беларусь имеет право вето на изменение ставок ввозных таможенных пошлин. Наша страна добилась также гарантии неприменения ввозных таможенных пошлин на комплектующие для сборки легковых автомобилей, что может способствовать привлечению иностранных инвестиций.
Итог дискуссии подвел Александр КОВТУНЕНКО, председатель Экономического совета РОО «БНПА», доктор экономических наук, главный редактор журнала «Директор». По его мнению, создание Таможенного союза стало самым значимым достижением постсоветской экономики. Изначально сотрудничество в этой области было предопределено общими технологическими и инновационными аспектами развития стран Таможенного союза. Для практической реализации достигнутых договоренностей в жизнь необходимы совместные усилия государственных структур, бизнес-сообщества и науки.  Главный редактор журнала «Директор» предложил сформировать рабочую группу экспертов, которая бы систематизировала круг спорных вопросов и координировала усилия по их решению. Наш журнал готов внести свою лепту в развитие государственно-частного партнерства, став связующим звеном между бизнесом и государственными структурами. От такого союза выиграют все.