Павел ВЛАДИМИРОВ

К этому дню так и ли иначе готовится каждый из нас - кто с радостью, кто с сожалением, кто с надеждой, кто с тревогой… Для кого-то он станет началом новой, интересной и насыщенной жизни, со всеми преимуществами накопленного многими десятилетиями опыта, а для кого-то - скачком вниз в социальной иерархии, резким падением доходов и уровня жизни, неравной борьбой с неумолимой старостью и болезнями…

В нашей стране женщины выходят на пенсию в 55 лет, мужчины - в 60. Пенсии в Беларуси, это знают все, очень низкие. В то время как пенсионная нагрузка на экономику - одна из самых высоких в мире. При этом число пенсионеров с каждым годом увеличивается, а количество трудоспособного населения, наоборот, уменьшается. По этой причине пополнение пенсионного фонда реальными деньгами становится все более проблематичным.
Многие эксперты в данной области считают, что если все останется так, как есть, то лет через 40 на каждую сотню трудоспособных граждан придется 90 человек, достигших нетрудоспособного возраста. В связи с этим на разных уровнях все чаще заходит речь о повышении пенсионного возраста как об одном из путей увеличения пенсионных гарантий. При этом некоторые специалисты убеждены, что рынок труда Беларуси не сможет спасти ни государственная поддержка повышения рождаемости, ни привлечение мигрантов из-за границы. С предложением поднять пенсионную планку в Совет Министров Республики Беларусь дважды выходило Министерство труда и соцзащиты. Однако пока что пойти на столь непопулярные меры наше государство оказалось не готово.
А готовы ли на это мы - те, кто, собственно, каждый день своими кровно заработанными деньгами ежедневно пополняет государственную пенсионную копилку в надежде обеспечить себе достойную жизнь, когда придет наше время нести документы в собес? Поиск ответа на этот вопрос, как говорится, - дело всенародное.
Об этом шел разговор и на «круглом столе» по проблемам социального страхования и направления реформирования пенсионной системы Республики Беларусь, организованном недавно в минской гостинице «Европа» объединением нанимателей Республики Беларусь (БСПН им. Профессора М.С.Кунявского, ООО «МСПиР», БелАПП) и Всемирным банком. Мероприятие прошло в рамках информационной кампании, которая проводится Всемирным банком как носителем накопленного международного опыта в решении подобных проблем.
Действующие сегодня в Республике Беларусь пенсионная система и система социального обеспечения в целом, как заметил в самом начале дискуссии председатель БСПН Георгий БАДЕЙ, давно и безнадежно устарели. В то время как все страны бывшего СССР в той или иной мере уже реформировали свои аналогичные системы, Беларусь, по его мнению, даже сделала несколько шагов назад. У нас сегодня де-факто есть социальный налог в виде отчислений в Фонд социальной защиты населения, а Закон об основах государственного социального страхования, принятый еще в прошлом столетии, хоть и никем не отменен, но практически всеми забыт. А ведь именно в этом правовом акте была выстроена вся система страхования.
Кроме того, подчеркнул глава БСПН, нанимателям отнюдь не безразлична налоговая, по сути дела, нагрузка на фонд оплаты труда через фонды социального страхования: 34%, которые они платят, тяжким грузом ложатся на себестоимость и конкурентоспособность продукции белорусских предприятий.
Главный же недостаток существующей пенсионной системы, считает Георгий Бадей, это «уравниловка» между максимальной и минимальной пенсиями: отсутствует нормальная привязка пенсионных выплат к заработной плате того или иного работника в период его трудовой деятельности. Нет и накопительной системы, индивидуальных счетов. Работник не думает о своем пенсионном обеспечении, живет сегодняшним днем…
В своем докладе «Создание эффективной системы социальных пособий в Беларуси» старший специалист по вопросам социальной защиты Всемирного банка, специалист по вопросам реформирования системы социальных пособий в Восточной Европе и СНГ Катерина ПЕТРИНА (Украина) отметила, что необходимо изменить идеологию, подход к решению проблемы. А сами конкретные меры - изменение параметров и сумм выплат - может принимать уже технический персонал. Сегодня даже те небольшие наработки, что сделаны в этой сфере в Беларуси, тяжело воспринимаются и обществом, и государственными чиновниками.
Идеологические различия систем социального страхования в развитых странах и Беларуси заключаются прежде всего в том, что, например, в Европе помощь оказывается не тому или иному человеку, а домохозяйству или семье, которые по тем ли иным причинам временно оказались в трудном материальном положении. Пособие не будет выплачиваться ни пожизненно, ни в течение определенного времени (скажем, детям до 18 лет). Государство не только материально помогает такой семье, но и способствует трудоустройству ее членов, чтобы они смогли себя обеспечить. И когда эта цель достигается, выплата пособия прекращается.
Беларусь тратит примерно 1,5% ВВП на все виды социальных пособий. Средний показатель по другим странам Восточной Европы и бывшего Советского Союза - 2,5% ВВП. Оценка экспертов Всемирного банка показывает, что 40% всей суммы выплат идут пятой части самого бедного населения. Это неплохой показатель. Но стандартом хорошей программы является 60%. То есть необходимо перераспределить примерно 20% бюджета пособий. А для этого отказаться от программ помощи каким-то отдельным категориям населения или хотя бы вывести из-под действия этих программ обеспеченных людей. Ведь немалые средства иногда уходят на помощь совсем не малоимущим гражданам, а имеющим различные льготы.
Таким образом, констатировала К.Петрина, можно повысить эффективность системы социальных пособий в Беларуси, не повышая общих расходов на систему и налогов, посредством перераспределения средств от обеспеченных к малоимущим, и в некоторых случаях к семьям со средним достатком.
Старший экономист Всемирного банка, специалист по вопросам пенсионного реформирования в Восточной Европе и СНГ Зоран АНУШИЧ (Хорватия) выступил с докладом «Пенсионная система Беларуси: основные черты, проблемы и потенциальные сферы реформирования», в котором представил сравнительный анализ ее показателей с параметрами, действующими в других странах восточно-европейского региона, с целью выявления потенциальных направлений реформирования. Оценивая демографическую ситуацию в нашей стране, эксперт отметил, что прогнозируемое уменьшение численности населения неизбежно приведет к сокращению количества плательщиков пенсионных взносов. А удельная доля населения в возрасте 65 лет и старше в Беларуси к 2025 г. превысит 17%. Уже сегодня на каждого белорусского пенсионера приходятся два плательщика взносов.
Сравнивая показатели продолжительности жизни и сроки выхода на пенсию мужчин и женщин Беларуси с другими странами региона, З.Анушич сделал неутешительный вывод: в нашей стране необходимо повысить пенсионный возраст для женщин, которые по статистике живут дольше «сильного» пола…
Нуждаются в гораздо большем внимании также вопросы пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимателей и добровольного пенсионного страхования.
Если же не предпринимать ничего в смысле реформирования пенсионной системы, то, по мнению З.Анушича, к 2060 г. доля пенсионных выплат составит 10% ВВП! А это означает дополнительную налоговую нагрузку на всех работодателей.
Эксперт Всемирного банка прокомментировал слова Г.Бадея об «уравниловке», отметив, что на самом деле в развитых европейских странах разница между минимальным и максимальным уровнями выплачиваемых пенсий не столь уж отличается от белорусской. Но она все же должна лучше отражать размер взносов, которые поступали в систему от конкретных лиц.
В прозвучавших на «круглом столе» докладах и выступлениях белорусских участников встречи темы, обозначенные экспертами Всемирного банка, получили свое развитие. Приведенные примеры показали, что и у нас в стране накапливается положительный опыт решения пенсионных проблем - в основном, правда, локальный, на уровне того или иного предприятия или страховой компании.