fbpx

№3 (129) - Март 2010

Скачать PDF

 

Тема номера: Развитие малых и средних городов


   
* Чем привлечь людей в «глубинку»?
    * Молочная продукция готовится к экспорту в страны Евросоюза.
    * Какой продукцией можно удовлетворить запросы современного покупателя?
    * Российские торговые сети хотят заключать с белорусскими производителями прямые договора поставок.
    * Изделия белорусской радиоэлектроники могут быть конкурентоспособными.
    * Белорусские рыбхозы начали разводить ценные породы осетровых, лососевых и сомовых рыб.
    * В сферу бытового обслуживания населения должны прийти новые технологии.

 

 

Условия, необходимые для развития предпринимательства
Уважаемые читатели! В последнее время организации малого и среднего предпринимательства в Беларуси уделяется повышенное внимание. Между тем по сравнению с 2003 г. число малых предприятий сократилось более чем на 20 тыс. и составляет сейчас около 60 тыс. Удельный вес предпринимательства в формировании ВВП в 2009 г. достиг 9,3%. Некоторые экономисты, проводя параллель с Германией, в которой предпринимательство формирует ВВП на 46%, делают вывод о недостаточной развитости малого бизнеса в Беларуси.

ТЕМА НОМЕРА: РАЗВИТИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ
4    Чем привлечь людей в глубинку?
Небольшие городские поселения требуют иной архитектурной концепции.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Александр ГАЛЬКЕВИЧ Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. предусматривает создание условий для активного развития бизнеса. Но одного этого мало, необходимо позаботиться и о жителях, создав им комфортные условия для проживания. Интересно, что разработку одного из таких проектов, концепцию застройки столичного города-спутника Смолевичи, также поручили небольшой гродненской компании «Европрестиж». Так два малых образования счастливо «встретились» в одном проекте.
Но оказывается и само рождение предприятия обусловлено встречей двух людей, прекрасно дополнивших друг друга: учредителя компании Станислава СЕМАШКО и директора Георгия ВАШКЕВИЧА. Один обладает неуемной энергией и замечательными организаторскими способностями, другой - огромным опытом проектирования. В данном случае объединение усилий привело не к обычному сложению «мощностей», а к многократному умножению возможностей организации.
- Чем ваше предприятие отличается от аналогичных проектных организаций?
Станислав Семашко: - Работу в частном бизнесе начал со строительного кооператива, с опытом пришло понимание того, что необходимо сделать, чтобы вся производственная цепочка работала с большей эффективностью. И хотя качество строительства зависит от многих факторов, первым и самым определяющим звеном является проект. Если он выполнен недобросовестно и с нарушением сроков, то стройка затягивается. А любой простой ведет к перерасходу денежных средств, удорожанию строительства. Вместе с тем было понятно, что устранить главный «тормоз» можно лишь одним способом - создав собственную проектную организацию.
Однако воплотить эту идею в жизнь одному, к тому же без соответствующего опыта, сложно, поэтому нужно было найти единомышленника. И такой человек появился - Георгий Вашкевич, который в то время возглавлял Гродненскую государственную вневедомственную строительную экспертизу. Как показала практика, лучшей кандидатуры на должность директора проектной организации нового типа найти было трудно. Он же стал равноправным соучредителем компании. Нам удалось построить работу так, что проекты выполняются качественно и строго в договорные сроки. Поэтому неудивительно, что заказчики выстроились к нам в очередь. Сейчас производственный портфель сформирован более чем на два года вперед.
Как удалось это сделать? Прежде всего, начали с планирования работ и контроля их исполнения на каждом этапе проектирования. У нас нет привычной беготни по коридорам, которая присуща проектным организациям советского типа. Потому что все выстроено таким образом, чтобы смежники работали как единый организм, а не каждый сам за себя. Это позволяет избежать ненужного дублирования и простоя в работе, что максимально упрощает и одновременно ускоряет процесс. А для заказчика исполнение сроков и высокое качество проекта - самые важные составляющие успешного завершения строительства, ведь выделение средств также планируется заранее, как и закупка необходимых материалов. Понятно, что в случае задержки омертвленные финансовые ресурсы будут приносить убытки, а не прибыль.
Георгий Вашкевич: - Вся деятельность нашего предприятия нацелена на конечный результат, поэтому каждый исполнитель знает, какую работу ему необходимо сделать, в какие сроки, и какое материальное вознаграждение он получит за качественный труд. Для нас неважно, сколько часов человек отработал в день или месяц, когда он пришел или ушел с работы, главное - чтобы поставленная перед ним задача была выполнена в срок. Для этого ведется ежедневный мониторинг: на каком этапе выполнения находится то или иное производственное задание. Это дисциплинирует исполнителей, а также помогает вовремя отслеживать производственные «пробки».
Если в процессе работы человек сталкивается с какими-то сложностями, то помогаем их решить. По всем вопросам директор и учредитель компании доступны для сотрудников в любое время суток. При этом все знают: отговорки в расчет не принимаются ни руководством предприятия, ни тем более заказчиком, который собственно и выплачивает заработную плату. Надо сказать, что изначально было сложно заставить людей перестроиться, поскольку все вышли из одних и тех же организаций. Поэтому была опасность, что вместе с сотрудниками на предприятии «пропишутся» и старые подходы к организации труда. Нам удалось этого избежать только потому, что данному вопросу уделялось особое внимание. А как известно, капля камень точит.
В небольшой проектной организации, в отличие от крупной, за чужой спиной не спрячешься, здесь все на виду. С теми же, кто так и не смог перестроиться, пришлось расстаться. Прошедшие жесткий отбор сотрудники довольны своей работой, потому что мы не только требуем с людей, но и качественно организуем их труд. Персонал обеспечен всем необходимым для работы: от компьютера и программного обеспечения до ластика и карандаша. Строго выполняем свои обязательства перед людьми вне зависимости от того, рассчитался с нами заказчик или нет, заработную плату не задерживаем.
Для этого создали примерно полугодичный финансовый задел, что помогает сгладить последствия несвоевременных расчетов. К тому же оплата осуществляется за конечный результат, поэтому каждый знает, что он получит в итоге. Если шестимесячное задание исполнено за 1-2 месяца, то вся оговоренная сумма выплачивается сразу. Так что у людей есть возможность заработать. А когда человек получает за свой труд достойную заработную оплату, у него нет необходимости подрабатывать на стороне, чем, не секрет, вынуждены заниматься многие сотрудники государственных учреждений. Со временем, когда накопим капитал, достаточный для строительства жилья нашим сотрудникам, создадим еще один дополнительный стимул качественной работы.
Сейчас заказчики все больше предпочитают обращаться к частным проектным организациям, поскольку государственные, как правило, не выполняют договорных обязательств. Правда, и частник частнику рознь. Есть фирмы-однодневки, которые приходят, чтобы сорвать куш, а затем бесследно исчезают, тем самым позоря частный бизнес. Мы же пришли на рынок всерьез и надолго, поэтому выполнение взятых обязательств для нас закон, в том числе и по стоимости проекта. Контрактная цена уже не может быть увеличена и не зависит от сложности задач, которые придется решать, поскольку часто вынуждены приступать к работе без всех необходимых исходных данных.
Такая предсказуемость особо приветствуется заказчиками, которые нередко сталкиваются с обратным: в процессе работы ранее оговоренная стоимость может увеличиться вдвое. Проектную документацию сдаем «под ключ» уже после прохождения государственной экспертизы. При этом можем помочь решить и сопутствующие проблемы, связанные с отводом и оформлением земельного участка под строительство.
Кризис, по моему мнению, отсеет недобросовестные фирмы, а на рынке останутся только те организации, которые умеют работать быстро и качественно. Ведь для инвестора важно как можно скорее окупить вложенные средства, поэтому он выберет исполнителя, строго выполняющего договорные обязательства. Уже сейчас ощущается, что на тендерных торгах побеждают те компании, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.
- Наверняка каждому заказчику хочется построить не только функциональный, но и красивый объект. Однако все имеет свою цену, любое усложнение ведет к увеличению стоимости строительства. Есть ли трудности в определении «золотой середины»?
С.С.: - Здесь первую скрипку играет заказчик, это ведь его деньги. На начальном этапе согласования архитектурной части проекта предлагаем несколько вариантов, при этом не навязываем наиболее дорогой, а помогаем выбрать самый оптимальный по шкале «цена-качество». Иногда усложняем себе жизнь, выполняя несколько эскизных проработок. Например, в ходе работы над проектом застройки столичного города-спутника Смолевичи выполнили два варианта. Один строго по техническому заданию Министерства архитектуры и строительства, а второй - исходя из собственного понимания того, как должны развиваться небольшие города. Естественно, что заплатят нам только за один из них, второй осуществили за свой счет. Однако такие затраты оправданны, потому что в данном случае речь идет о концепции застройки малых и средних городов, которым, по нашему мнению, нужен несколько иной антураж, чем их старшим «собратьям». К тому же этот пилотный проект может стать стандартом для последующих, так что чем больше идей будет вынесено на суд общественности, тем лучше.
Г.В.: - В первую очередь объемно-архитектурное решение определяется действующими нормативами, а во вторую - экономикой. Заказчик заинтересован, чтобы объект был красивым, но дешевым, поэтому здесь все зависит от профессионализма исполнителей. Нам удалось создать коллектив с оптимальным сплавом молодости и опыта. Рядом с выпускниками вузов работают те, кто уже не один десяток лет занимается любимым делом. Но нет такой проектной организации, в том числе и на Западе, которая бы выполняла все самостоятельно. Для наиболее ответственных работ могут приглашаться высокопрофессиональные сторонние исполнители. Мы также идем по пути субконтрактации, приглашая высококлассных архитекторов и конструкторов, в том числе из-за рубежа.
Так что в своей области способны решать задачи любой сложности, для нас главное - качественно выполнить заказ. Поэтому и сделали два эскизных проекта города-спутника Смолевичи. Один вариант по техническому заданию с преобладанием высокоэтажной застройки, второй - с малоэтажной. Нам представляется, что малые и средние города должны привлекать большим комфортом проживания, иначе вряд ли граждане променяют пусть и отдаленные от центра микрорайоны крупных городов на небольшие населенные пункты. Здесь необходимо вести малоэтажное строительство, с вкраплением районов коттеджной застройки. Важно предусмотреть варианты для всех категорий населения: с высокими, средними и низкими доходами. Нужно строить коттеджи, дома 3-4-этажной застройки с мансардами и социальное жилье, чтобы города-спутники со временем не превратились в элитарные зоны. После утверждения концепции застройки архитектурный проект одного из микрорайонов города Смолевичи закончим в этом году. Хотя, возможно, придется делать компиляцию из двух предложенных вариантов, так что не исключено появление и третьего эскизного проекта.
- Вы находитесь рядом с границей Европейского союза. Повлияло ли это соседство на организационную структуру бизнеса?
С.С.: - Начну с того, что в советские времена мне как строителю повезло, поскольку прошел неплохую школу, пять лет проработав в ФРГ. Уже тогда было понятно, что необходимо менять сложившиеся подходы в организации труда и, прежде всего, наладить четкое планирование. Без этого «фундамента» объект в срок и с высоким качеством не построишь. К тому же высокопроизводительный и качественный труд должен соответствующим образом вознаграждаться, чему ранее мешала уравниловка. Человек, который работает лучше, должен иметь возможность и зарабатывать больше, нежели сотрудник, относящийся к своим обязанностям с прохладцей.
Заметил также, что на Западе не было проектных организаций-«монстров», чем грешили аналогичные советские институты. Это сфера деятельности для малого и среднего бизнеса, поэтому проектные фирмы там обычно насчитывают не более 50 человек. Но один их сотрудник в те времена заменял 10-12 наших. Теперь и мы работаем с такой же эффективностью, можем выполнить больший объем работ быстрее и качественнее, чем крупный проектный институт численностью 300-600 человек. Ведь чем больше людей, тем ниже управляемость. Страдает и заработная плата, а это снижает мотивацию.
Необходимо также создать людям комфортные условия не только для работы, но и для отдыха. В прошлом году, например, совершили теплоходный круиз по Неману. Людям понравилось общение на природе, так что постараемся продолжить эту практику, превратив ее в традицию. Такой отдых сплачивает коллектив. У нас ведь работают люди разных поколений, поэтому уже на начальном этапе развития компании важно заложить преемственность. По моему мнению, нельзя сотрудников с огромным опытом работы удалять на «задворки», что часто происходит сегодня в некоторых государственных организациях. Поэтому у нас возрастной ценз отсутствует, наоборот, таких специалистов ценим и пестуем. Сам я тоже далеко не молод, но пока хватает энергии работать по 20 часов сутки. И не потому, что хочется заработать больше денег, просто мне это интересно.
Г.В.: - Работая в государственной экспертизе, мне не раз приходилось выезжать за рубеж, где знакомился с работой строительной отрасли. Все лучшее из европейской практики постарались внедрить и у себя. Нам необходимо также перенять зарубежный опыт развития малых и средних городов, где высотное строительство практически отсутствует. Например, в Германии и других странах Европы небольшие региональные образования отличаются от крупных городов малоэтажной застройкой. Инфраструктура также спланирована иначе, там во главу угла поставлены комфортность проживания, удобство для жителей, а не для тех, кто занимается проектированием или строительством.
Некоторые наиболее удачные концептуальные идеи стараемся использовать в своей работе, например, в проекте застройки свободной экономической зоны в Лиде площадью 170 га, логистического центра «Белтаможсервис» в Минске. Техническое обоснование для проектирования этого объекта выполнили всего за полтора месяца, а сам архитектурный проект - за четыре. Хотя обычный срок исполнения таких заказов - год, а за это время первая очередь уже была введена в строй. Заказчик, Государственный таможенный комитет, остался доволен качеством и сроками выполнения работ, отметив это в своем отзыве. По таким значимым объектам и можно судить о профессионализме, так что проектирование города-спутника Смолевичи нам поручили не за «красивые глаза», а за качественно выполненные работы.
- Ранее достаточно часто возникали конфликтные ситуации между проектировщиками и строителями. Одни настаивали на неуклонном соблюдении проекта, другие старались максимально упростить себе работу. Сегодня этот конфликт исчерпан или продолжается?
С.С.: - Важно понять друг друга, поскольку конфронтация никому пользы не приносит. Нужно научиться вести дружелюбный диалог, однако в границах действующих нормативных документов. Действительно, строителям иногда хочется построить быстрее, но, как они считают, без некоторых «излишеств». В отдельных случаях авторам приходится идти на быстрое изменение проектной документации. С нашей стороны никаких задержек не допускается, для большей оперативности главный инженер проекта (ГИП) присутствует на всех производственных планерках, что помогает быстро решать возникающие вопросы. Имеем также представительство в Минске, где группа специалистов может работать в более тесном контакте с региональными заказчиками.
Г.В.: - Мы не разграничиваем обязанности между заказчиком, подрядчиком и проектировщиком, ведь все делаем одно дело. Если у подрядчика возникли трудности с заложенными в проектную документацию материалами, то по согласованию с заказчиком помогаем быстро исправить ситуацию. Так что работаем дружно и сообща, что максимально ускоряет строительство.
- Отдельный вопрос Станиславу Людвиковичу: не возникало ли у жителей Гродно дискуссии по поводу названия сети гостиниц, которые носят вашу фамилию?
- Вначале такой вопрос обсуждался, но малым числом граждан. А затем название «Семашко» настолько гармонично вошло в обиход, что вслед за первой «ласточкой» были построены вторая и третья очереди. И только благодаря одобрению общества, потому что большинство людей понимает, что если пиво, конфеты или сети отелей в соседних странах могут носить имя создателя фирмы, то почему в Беларуси этого нельзя делать? Я ведь в Кельне участвовал в строительстве отеля, так что некоторый опыт гостиничного бизнеса приобрел еще задолго до осуществления своей мечты. Одобрила данный проект и вся родня, они ведь тоже были опосредовано вовлечены в эту дискуссию, поскольку фамилия одна и та же. Компания «Европрестиж»
23003, г. Гродно, ул. Антонова, 10
Тел./факс: (0152) 75-49-24
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.ep-proekt.by

Александр ЛУГОВ Развитие экономики напрямую зависит от условий, в которых приходится работать субъектам хозяйствования. В последнее время в этом направлении сделано немало, особенно для развития бизнеса в малых и средних городах. Но многое еще предстоит осуществить, считает заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий ПАВЛОВИЧ.

- Анатолий Владимирович, с чем связано столь пристальное внимание государства к малым и средним городам?
- В крупном городе работу найти всегда проще, чем в небольшом городском поселении. Хотя уровень безработицы в Беларуси значительно ниже, чем в странах Европейского союза, ни для кого не секрет, что у нас существует скрытая безработица. К тому же на многих государственных предприятиях наблюдается избыточная численность. Конечно, можно поставить задачу по приведению этого показателя в норму, но тогда возникает вопрос о трудоустройстве высвобождающихся людей. А лучшей «гавани» для этого, чем малый и средний бизнес трудно найти. Поэтому и была принята соответствующая государственная программа, которая должна способствовать более равномерному размещению трудовых ресурсов. Ведь с 1991-го по 2006 г. в 183 малых и средних городских поселениях численность населения уменьшилась в 121, в 7 - осталась без изменений и увеличилась только в 51.
В последние 2-3 года вступило в силу много нормативно-правовых актов, регулирующих процессы создания, ликвидации и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, предпринимательских структур. Большая их часть принята в форме указов и декретов Президента РБ, поскольку эта правовая форма обеспечивает оперативность. В парламенте сейчас в завершающей стадии принятия находится закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, его проект готовился долго и вызвал много споров. К обсуждению были приглашены общественные объединения предпринимателей, подготовившие свой вариант законопроекта. Конечно, не все их предложения учтены, но его практическое применение поможет внести более взвешенные поправки.
Очень многое делается в сфере либерализации осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь, поставлена задача по комфортности ведения бизнеса войти в число 25-30 стран мира. Прогресс уже очевиден, Всемирный банк отметил нашу страну среди четырех государств мира, где реформы проводятся наиболее динамично. Рейтинг Беларуси, реализовавшей реформы по шести направлениям, вырос на 24 позиции - до 58-й строчки. Другое дело, что необходимо изменить отношение различных контролирующих органов к проверкам субъектов хозяйствования. У нас принято, что ревизия должна обязательно обнаружить какие-то недочеты в работе. Но почему? Не могут же все поголовно быть нарушителями действующего законодательства.
- С этим невозможно не согласиться, к тому же у нас есть значительный резерв для дальнейшего роста. По оценке системы налогообложения наша страна в аналитическом докладе Doing Business 2010 заняла последнее 183-е место, а значит, международные эксперты считают работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам РБ худшей в мире. Частично ответственность за столь неутешительные выводы должен разделить и парламент, поскольку он принимает законы. Как решить этот наболевший вопрос?
- Любая оценка субъективна, поэтому относиться к этому нужно с некоторой долей скептицизма. Ведь и в нынешних условиях экономика работает, к тому же у каждой страны свое видение этой проблемы. Европа к нынешним условиям хозяйствования шла столетия, а мы начали самостоятельный путь только с 1991 г. Сложность реформирования налоговой системы в том, что убирая одни налоги, необходимо компенсировать поступления в доходную часть бюджета из других источников. Найти такую «золотую середину» не так просто, как кажется.
Ежегодно мы уходим от какой-то части налогов, но в таком деле быстрых решений не бывает, кардинальные изменения требуют времени. Особенно в кризисные времена, ведь более 50% бюджета - это социальная составляющая: пенсии, пособия, зарплата учителей, врачей, силовых структур и т.д. Все понимают необходимость упрощения налоговой системы, особенно с точки зрения реструктуризации экономики, создания большего числа предприятий малого и среднего бизнеса. Именно такие экономические образования будут в будущем главными источниками новых рабочих мест. Необходимо изменить и менталитет, ведь у нас люди больше привыкли рассчитывать на «дядю», чем на собственные силы. На Западе государство уже давно не выступает в роли «няньки», там каждый ответственен за себя и свое будущее. И наша информационная среда должна направлять мысли и действия людей в это русло. Необходимо также с ростом экономических возможностей страны пересмотреть размер пособий по безработице, который пока не обеспечивает прожиточного минимума.
- Вы правильно отметили, что предложение на рынке труда в небольших городах не столь велико, как в крупных промышленных центрах. Действительно, исполнительной властью и парламентом многое сделано для исправления этой ситуации, но все равно успех на этом поприще зависит преимущественно от работы местных властей. Есть ли у них стимулы, кроме карьерного роста, для вывода региона из разряда дотационного в разряд доноров?
- Мне кажется, необходимо улучшать кадровую политику. У нас не хватает профессионалов, которые хорошо знали бы свое дело и чей труд высоко бы оплачивался. Депутатам парламента часто приходится контактировать с работниками исполнительных комитетов на местах и, к сожалению, заметно, что не все из них соответствуют высоким современным критериям. Низкая заработная плата, по моему мнению, не стимулирует людей к повышению уровня своих знаний, более профессиональному отношению к делу. К тому же пока у нас «кнут» применяется чаще «пряника», а страх потерять работу блокирует инициативу. Поэтому вместе с жестким спросом необходимо стимулировать в том числе и материально тех, кто добивается успехов на вверенном направлении.
В советское время была выстроена более совершенная система. Существовал кадровый резерв, который проходил все управленческие ступеньки. Тогда много говорили о японском опыте, когда невозможно было стать ведущим менеджером, не проработав на всех подводящих к этой вершине должностях. У нас это утеряно, мы часто «вырываем» человека с одного уровня и ставим его сразу на несколько ступеней выше. Очевидно, что в вопросе подготовки кадров нужно наладить системность, от этого будет зависеть эффективность принимаемых управленческих решений на всех уровнях. При этом следует более бережно относиться к умудренным жизненным и практическим опытом кадрам. Пока, несмотря на то что законодательство позволяет работать на госслужбе до 65 лет, как правило, в 60 человека отправляют на пенсию. А ведь он со своим бесценным багажом знаний мог бы приносить стране пользу.
- Действительно, есть вопросы, решение которых требует профессионализма, но в большинстве своем от местных властей чаще всего нужна большая оперативность и желание работать. К примеру, в некоторых регионах ключевой вопрос для развития бизнеса - выделение земли в пользование решается по году и более. А что такое задержка на год? На это же время задерживается создание рабочих мест, налоговых поступлений, наконец, рост ВВП страны. Можно ли законодательно установить максимальные временные рамки для таких решений и более жесткую ответственность за бюрократические проволочки?
- Ваш вопрос поднимает еще одну проблему - исполнения действующих нормативных документов. Дело в том, что все сроки по решению подобных вопросов уже по дням расписаны в указах и декретах главы государства, постановлениях правительства. У нас принято много документов по разным направлениям, однако не отлажена система контроля их исполнения. Пока такой механизм отсутствует. Можно найти целый ряд законов, отдельные статьи которых не работают. Когда мы начинаем рассматривать новые законопроекты, наталкиваемся на такие мертворожденные нормы. Как это исправить? Мне трудно рекомендовать рецепт для лечения этого «заболевания», несомненно одно: необходимо создать действенный механизм контроля за исполнением правовых актов, принимаемых исполнительной, законодательной и судебной властью Беларуси.
Нужно также усилить эффективность деятельности местных властей. Ко мне как к депутату избиратели приходят с теми бедами, которые обязаны решать местные органы власти: заасфальтировать дорогу, провести капитальный ремонт, отремонтировать крышу и т.д. А к депутату Национального собрания должны приходить с предложениями по совершенствованию законодательства. Опять же, бывая на форумах предпринимательских объединений, часто приходится слышать поток жалоб на недостатки нормативно-правовой базы. Не надо жаловаться! Нужно выходить с конкретными предложениями, ведь по Конституции депутат является субъектом законодательной инициативы. Так что всегда со вниманием отнесусь к аргументированным предложениям. Возможно, многие из них со временем станут теми поправками в законы, которые сделают нашу жизнь лучше.

Александр ГЛИНСКИЙ Каждый населенный пункт как и человек имеет свои особенности. Эту индивидуальность, по мнению председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Галины ПОЛЯНСКОЙ, необходимо учитывать в планировании регионального развития.

- Галина Владимировна, для того чтобы люди не уезжали в крупные промышленные центры, нужно создать в малых городах не только рабочие места, но и более комфортные условия проживания. Что для этого следует сделать?
- В Беларуси 81% составляют малые населенные пункты до 20 тыс. и 12% - средние с населением от 20 до 100 тыс. жителей. Они являются главными хранителями национальной самобытности, нравов и традиций. Как архитектор могу сказать, что наши основные жемчужины зодчества остались в малых и средних городах, но для поддержания их в надлежащем состоянии не хватает финансирования. Эти островки былого величия наших предков необходимо сберечь для потомков, поскольку, по моему мнению, сохранение культурных ценностей сейчас является одной из главных государственных задач.
С точки зрения градостроительства, малые и средние города следует рассматривать как местные центры расселения, обслуживающие определенную территорию. Повышение качества городской среды является одним из основополагающих требований. В небольших поселениях должны быть представлены все объекты социальной инфраструктуры, что способствовало бы повышению социального статуса места проживания. Естественно, нельзя все их мерить одной меркой, потому что каждый населенный пункт имеет свою уникальную среду, в соответствии с которой и должно планироваться его развитие.
Сейчас действует государственная программа развития малых и средних городов, направленная на их экономическое развитие. Первые шаги в этом направлении начали реализовываться еще при Петре Мироновиче Машерове, когда филиалы крупных предприятий стали выносить в небольшие населенные пункты, что сразу же трансформировало их облик. Соответственно улучшалось и качество жизни. Однако в рыночных условиях обстановка изменилась, большие предприятия не выдержали конкуренции. Особенно сложная ситуация там, где были градообразующие заводы и фабрики. Но для жизни любого города рабочие места необходимы. Какими они должны быть?
Прежде всего, необходимо развивать малый и средний бизнес. Такие экономические образования более мобильны и динамичны в развитии, а потому менее подвержены различным кризисным явлениям. Их стабильная работа может создать экономический фундамент для самодостаточности территории и развития самоуправления, являющегося основой демократии. Создание в малых и средних городах комфортных условий для проживания, наличие развитого рынка жилья поможет упростить проблемы связанные с трудовой миграцией. Ведь в развитых странах капитал и трудовые ресурсы свободно перемещаются в те регионы, где наблюдается экономический всплеск. Это позволяет сохранять устойчивое социально-экономическое развитие страны.
Сейчас, например, обсуждается тема столичных городов-спутников. Трактовка таких градостроительных образований, которые, по сути являются продолжением Минска, должна быть совершенна иная, чем столицы государства. Люди могут жить, например, в Логойске, Заславле или Смолевичах, а на работу ездить в Минск. Значит, необходимо расширить возможности транспортной инфраструктуры, с тем чтобы в будущем жителям не пришлось простаивать в многочасовых автомобильных пробках. Такого же индивидуального подхода в планировании требуют города с историко-культурными ценностями, у которых есть перспектива стать туристическими центрами, поселения, стоящие на логистических перекрестках, и т.д.
- Вы правильно отметили, что удержать жителей небольших поселений на своей малой родине можно лишь более комфортными условиями жизни. Недавно побывал на Западной Украине. В Черниговской области более 70% населения проживает в сельской местности, потому что люди не хотят менять добротные дома на общежития в мегаполисах. Малые города, через которые пришлось проезжать, выглядят такими же ухоженными, как наши районные центры после проведения «Дажынак». Но там это сделано за счет частных инвесторов, у нас - из бюджетных средств. Почему бы нам в этом вопросе не оказать доверие частному бизнесу?
- Действительно, в Беларуси пока вся финансовая нагрузка, связанная с развитием регионов, лежит на бюджете. Государство же должно дать «удочку», с помощью которой граждане смогут ловить «рыбу». Причем они это будут делать не только для себя и своей семьи, но и для региона. В бюджетной поддержке нуждаются лишь памятники архитектуры, социальная и туристическая инфраструктура: больницы, школы, дороги, вокзалы, аэропорты и т.д. Вся остальная составляющая комфортности бытия должна создаваться частным бизнесом. Возможно, для более динамичного развития стоит создать такие условия, чтобы предприниматели, открывающие свое дело в малых городах, как минимум на 5 лет были освобождены от налогов, проверок и прочей бюрократической суеты. Местная вертикаль должна быть напрямую задействована в этом процессе, поскольку без ее поддержки вряд ли в данном вопросе можно добиться успеха.
Необходимо также привить людям чувство гордости за свой город, село или поселок. В связи с исполнением депутатских обязанностей мне приходится много ездить по Беларуси, поэтому могу засвидетельствовать, что каждый наш регион имеет свои отличительные особенности, историю. Частичку всего этого богатства и необходимо поселить в людские души. Возможно, следовало бы ввести специальные курсы по краеведению в рамках школьных уроков истории. А для этого необходимо подготовить методический и учебный материал.
- Продолжая разговор о снижении нагрузки на государство, хотелось бы коснуться проблемы жилья. Пока и здесь главным кредитором является государство, но появляются и новые ростки местной инициативы. Например, в Горках довелось встретиться с директором частной строительной фирмы, который построил 24-квартирный дом для своих работников, причем жилье перейдет в собственность граждан после 10 лет работы на предприятии. Такого социального пакета не предлагают даже крупные государственные предприятия. Так, может, следует создать какие-то дополнительные льготные условия для частного бизнеса, который готов инвестировать в социальную среду малых городов? К тому же в этом вопросе есть еще один «подводный камень». При оформлении в собственность подаренных квартир с граждан возьмут подоходный налог. Но ведь в начале 90-х гг. государство дарило квартиры без такого налогообложения, поэтому встает вопрос социальной справедливости и равенства. Можно ли разрешить эти коллизии законодательно?
- Законы, собственно, и создаются для решения тех проблем, которые ставит перед обществом жизнь. Думаю, со временем такие нюансы будут законодательно разрешены. Государство должно поощрять подобные начинания, в том числе создавая инфраструктуру для строительства частных домов. Нужно также развивать систему жилищного кредитования, которая должна быть рассчитана на все категории граждан. Над этим сейчас совместно с правительственными структурами работает наша постоянная комиссия и мы надеемся, что очень многое на данном направлении будет сделано уже в течение этого года.
Кроме того, одной из самых важных задач, которая уже решается, является повышение качества среды в малых населенных пунктах. Застройку здесь необходимо также решать иначе, в основном ведя малоэтажное строительство. Многоэтажные здания имеют право на жизнь, но это должно быть социальное жилье для той категории людей, которые не могут самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Малые и средние города должны стать площадкой для апробации новых форм управления недвижимостью, поскольку и здесь необходимо уходить от монополии жилищно-коммунальных служб. Пусть люди самостоятельно решают, как и кто их будет обслуживать.
Одна из самых сложных проблем, которая сдерживает региональное развитие, - это нехватка высококвалифицированных управленческих кадров. Часто образуется некий заколдованный круг: человек «завалил» одно дело, а через некоторое время его же назначают руководителем другого предприятия или направления. Нам вообще нужно подумать над тем, чтобы в регионах местную власть возглавляли люди, которые здесь родились и выросли. Потому что для «пришлых» назначенцев часто переезд в другой регион является лишь очередной ступенькой карьерного роста. Так что лучше готовить управленческие кадры на местах, выискивать инициативных людей и вести их, начиная со школьной скамьи. Потому что чем сильнее будут регионы, тем мощнее будет страна.

Владимир ТУР Союзы и ассоциации предпринимателей - чаще всего чисто столичные «штучки». Безусловно, в них входят члены, представляющие регионы, однако все же преобладают минчане. Так, в Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского около 90 членов - из столицы, а вот из Брестской и Витебской областей их примерно по десятку.

Есть и областные объединения, но и они чаще всего не доходят до «глубинки». А между тем, экономика делается не только в крупных городах, но и в районных центрах, небольших населенных пунктах, развитию которых в последнее время уделяется особое внимание.
Но предпринимательские силы там разобщены, часто местным бизнесменам некуда даже обратиться за разъяснениями по жизненно важным вопросам, неоткуда получить помощь. А им она нужна особенно, ведь не секрет, что местные власти, чувствуя себя «царьками» в регионе, действуют силовыми административными методами, решая, какой бизнес развивать, а какой - «притормозить», нередко допускаются нарушения законодательства, создается льготный режим для приближенных и осложняются условия для «чужих» предпринимателей. И противодействовать этому чаще всего невозможно: столица далеко, а местный начальник - рядом.
Выход один: создавать на уровне районов предпринимательские организации, которые воспринимались бы местными органами власти в качестве реальной силы.
Одной из «первых ласточек» в этой сфере стала подобная структура в Глубоком. Здесь год назад создали филиал Витебского областного союза нанимателей. Эта организация пригласила редакцию журнала «Директор» на одну из первых своих конференций, посвященных реалиям и перспективам директорского корпуса района.
Честно говоря, мы не ожидали, что на мероприятие такого уровня соберется столько участников: зал в районном центре культуры едва вместил всех желающих, которых набралось около 120 человек. Открывая конференцию, руководитель Глубокского филиала Витебского областного союза нанимателей Юрий СЕМЯННИКОВ, сказал:
- Мы решили, что нужно, как говорится, пересчитать свои ряды и исходя из этого, определить свою роль в жизни района. В республике есть общественные организации предпринимателей, однако они часто не доходят до «глубинки». Чтобы исправить ситуацию хотя бы в рамках одного района, мы решили создать филиал одной из них. Пока таких отделений в республике немного, но, думаю, число их будет увеличиваться.
Есть формула людских планов: построить дом, посадить дерево, вырастить ребенка. А кто будет думать о том, чтобы возвести кварталы, разбить сады и леса, воспитать целое поколение? Это заботы директоров - своего рода элиты региона.
Сегодня в районе 38 директоров государственных предприятий и организаций и 135 - частных. Еще 29 человек находятся в резерве на руководящие должности. Таким образом, всего около 200 человек. И хотя директорская «прослойка» составляет всего 0,5% населения района, она может стать большой силой. Но, к сожалению, нам пока не хватает опыта, руководители разобщены, пассивны, что не способствует ведению совместных действий. Думаю, партнерство поможет выжить в трудных кризисных условиях.
Чем же может помочь организация в «глубинке»? Об одном из направлений районных предпринимателей проинформировал заместитель председателя Витебского областного союза нанимателей Альберт КАРАЛЕВ:
- Мы не хотим учить руководителей, как и что делать, но можем помочь в установлении контактов с партнерами из России, Украины, стран Балтии, поскольку у нас есть связи с союзами и ассоциациями, аналогичными нашему. Например, проводим совместные выездные заседания со Смоленским научно-промышленным союзом. Имеются подобные предложения из Калуги и Пскова.
Но есть и не менее актуальные проблемы, о которых сказал директор ОАО «Глубокский мясокомбинат» Анатолий ДУК:
- Профессия руководителя связана с информационным обменом, с одной стороны, с работниками предприятия, а с другой - с вышестоящими организациями. А в последнем случае не все в порядке. Несмотря на директиву Президента о дебюрократизации, поток входящей информации на наше предприятие в 2008 г. вырос на 52, а в 2009 г. - более чем на 100%.
Значительная часть этого бумажного «вала» исходит от местных органов власти. К чести недавно назначенного председателем Глубокского райисполкома Олега МОРХАТА, он внимательно выслушал и записал все претензии и предложения местных предпринимателей, пообещав свою поддержку.
Но одновременно руководитель района попросил у бизнесменов помощи и понимания того, что без них многие задачи решить чрезвычайно сложно. А они в этом году очень напряженные: объем производства к 2008 г. должен составить не менее 125, выпуск потребительских товаров - 128, платные услуги населению - 175, инвестиции в основной капитал - 135% а среднемесячную заработную плату предстоит довести в эквиваленте до 500 долл.
Должен сказать, что наш город требует улучшения условий для жизни и быта, - напомнил он собравшимся. - Требуют реконструкции районный Дом культуры, поликлиника, а сам город нуждается в благоустройстве. И здесь мы хотели бы большего участия реального сектора в наполнении бюджета. Сегодня он на 25% дотируется. Задолженность по прошлому году составила 1,7 млрд. руб. А ведь еще недавно он не был дотационным. Поэтому надо наращивать производство и оказание услуг, добиваться более высокой рентабельности. А по всем возникающим вопросам обращайтесь ко мне или к моим заместителям.
Самым ярким стало на конференции выступление директора частного унитарного предприятия «Лидерторгсервис» Александра ШУГАЕВА. Вот что он сказал:
- Год назад 8 директоров частных предприятий, собравшись, решили, что где-то нужно высказывать свое мнение и давать предложения. Узнав об организации в Глубоком филиала Витебского областного союза нанимателей и побеседовав с его руководителем, решили вступать. Но наш пыл охладила сумма вступительного взноса - 800 тыс. руб. Подумали и решили: делегируем для «пробы» двух самых активных предпринимателей.
В чем же заключалась наша работа? Я посещал все заседания, но на нас, частников, никто не обращал внимания. Мы оказались в роли наблюдателей и не более того. А ведь мы согласны работать и оказывать помощь.
После года такой «деятельности» обращаюсь к Ю.А.Семянникову: мне надо отчитаться перед делегировавшими меня предпринимателями, что же мы такое наработали? Он спрашивает: «У тебя же были предложения?» Отвечаю: «Были». Он говорит: «Я их адресовал в Витебск, в союз». Достает газету и показывает: «Видишь, решения приняты на правительственном уровне».
Я зашел в Интернет и обнаружил, что все предпринимательские союзы ставят себе в заслугу эти положительные изменения в законодательстве. А в прессе правительство отчитывается и утверждает, что именно оно осуществило меры по либерализации экономики. Так кто же все-таки сделал эту работу?
В любом случае, неудовлетворенность у меня осталась. И даже не знаю, как ответить на вопрос моих коллег по частному сектору: вступать им в эту организацию или нет? На мой взгляд, это пока союз не нанимателей, к числу которых отношу и себя, а, скорее, директоров государственных предприятий. Думаю, что на нас - 135 человек, которые на свой страх и риск занимаются бизнесом, надо обратить внимание. Ведь это большая сила. Я больше чем уверен, что все они хотят только блага своему району и готовы участвовать в его развитии. Мы не хотим оставаться с краю, тем более не по своей вине.
Под этими словами мог бы подписаться любой предприниматель республики, входящий в какой-либо союз или ассоциацию или пока остающийся вне этих организаций. Конечно, изменение условий ведения бизнеса путем совершенствования законодательства - важное дело. Но не менее значимыми являются и «малые» шаги: помощь в становлении предприятия, поддержка в приобретении или аренде зданий и помещений, защита от произвола местных органов власти. Это по силам региональным организациям, число которых должно множиться. И пусть, как у Глубокского филиала Витебского союза нанимателей, сразу все не будет ладиться, в дальнейшем такие структуры, конечно же, найдут себя, определят конкретное поле деятельности. Ведь не единой столицей жива республика!

Владимир НАДЕЖДИН Несмотря на все препоны, которые в прошлом году ставились на пути молочной продукции в Россию, одному из «грандов» отрасли - ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» - удалось сохранить свои экспортные позиции: как и в прежние годы до 60% выпускаемой продукции отправляется за рубеж.
О том, как удается поддерживать конкурентоспособность изделий, рассказывает генеральный директор предприятия Валерий ДУЛИНСКИЙ.

- Валерий Брониславович, ваш комбинат по-прежнему ориентируется на Россию?
- Удельный вес восточной соседки в структуре экспорта достаточно велик - около 70%. Но эта доля в последние годы несколько снизилась. Следуя изменяющейся конъюнктуре, мы увеличиваем продажи в Казахстан, постоянно ищем и новые рынки. В прошлом году, например, были поставки сухого молока в Ливию. Отправили образцы своей продукции в Венесуэлу, и по предварительной информации они получили неплохую оценку. Начали поставки в Монголию. Просматривается динамичность во взаимоотношениях со странами СНГ: Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменией, Азербайджаном. Им требуется более дешевый продукт, и мы над этим работаем. Например, освоили «сгущенку» из обезжиренного молока. Это снизило цену продукта, однако не отразилось на его вкусовых качествах.
- А удается ли приучить Европу к нашему традиционному продукту?
- В советские времена, когда существовал Варшавский договор, мы поставляли сгущенное молоко в Польшу. И поляки, зная нашу продукцию, готовы ее покупать. Но поскольку эта страна входит в ЕС, требуется европейский сертификат. Получить его непросто, ведь заводу 40 лет, и нужно провести модернизацию, которую мы планируем на текущий год. На эти цели предполагается направить 15 млрд. руб.
Но и в предыдущие годы немало сделано в плане технического перевооружения. Перевели котельную на природный газ, получив годовой эффект в сумме 2 млрд. руб. Дело в том, что при использовании мазута невозможно готовить пар «порциями», которые необходимы производству. Газовая котельная с использованием частотных электроприводов на насосах решила эту проблему: котлы работают по программе в необходимом режиме.
Закупили автоклав для производства вареной сгущенки «Лакомка», спрос на которую растет. Внедрили оборудование для мелкой и крупной фасовки продукции: она теперь пакуется в тюбики и ламинированные мешки - последние предназначены для промышленных предприятий, выпускающих кондитерские изделия. Реконструировали сушилку, поставили газовый калорифер а также закупили более 20 единиц автомобильной техники.
Если вернуться к европейскому рынку, то уже в текущем году мы ожидаем комиссию из ЕС, которая должна провести аттестацию. Сегодня недостаточно имеющихся у нас сертификатов ISO, HACCP, по охране труда и экологии. Надо привести производство в соответствие с европейскими правилами безопасности выпуска пищевой продукции, пройти аудит для получения ветеринарного номера.
Хочу, однако, отметить, что не все требования Евросоюза жестче наших. Например, в Беларуси и России еще недавно регламенты не допускали даже незначительного содержания антибиотиков в молочной продукции, что, кстати, было аргументом в претензиях российской стороны к качеству белорусских изделий. В Европе же прекрасно понимают, что полностью исключить следы антибиотиков невозможно: они в естественном виде содержатся в кормах, не говоря уже о ветеринарных препаратах, которыми лечат коров. Сегодня ситуация в России и Беларуси исправлена - временно установлен одинаковый предел.
- Значит, объем экспорта в Россию может вырасти?
- Мы ставим такую задачу. Поскольку молочные консервы имеют длительный - до года - срок хранения, то можем торговать с отдаленными покупателями: дошли уже до Владивостока. Территории, где из-за климатических условий животноводство не блещет высокой продуктивностью, для нас особенно привлекательны. Поставляем продукцию на Урал и в Сибирь, в том числе газовикам и нефтяникам, а также на Север - в Архангельск и Мурманск. Активизировать продажи призваны созданные в Москве и Санкт-Петербурге представительства.
- Конкурентоспособность готовых молочных изделий зависит от качества сырья, закладываемого в аграрном секторе. Как здесь обстоит дело?
- Все государственные программы в сельском хозяйстве нацелены на то, чтобы больше получать молока «экстра» и высшего сорта. Для решения этой задачи важно проложить самый короткий путь от коровы до завода. В настоящее время молоко приходит на предприятие через приемные пункты. Но ведь каждая новая емкость, в которую попадает это сырье, «награждает» его бактериями. Мы это понимаем и сейчас работаем над тем, чтобы исключить лишнюю «перевалку». Для этого потребуется закупить современные молоковозы, которые пополнят имеющийся парк, и составить их маршруты так, чтобы они могли забирать молоко непосредственно с ферм. А с нашей помощью большинство этих «фабрик молока» оснащено техникой мгновенного охлаждения, что обеспечивает отличную сохранность продукта.
Но конкурентоспособность зависит не только от качества, но и от количества сырья. Несколько лет назад мы испытывали серьезные трудности с молоком, особенно в зимний период. Проблема была решена, когда к комбинату присоединили Браславский молокозавод, сырьевая зона которого восполнила дефицит. Это предприятие когда-то строилось нашим комбинатом и входило в его состав, затем его решили сделать самостоятельным, а в последнее время в рамках укрупнения перерабатывающих предприятий вновь вернули нам. Но на этом история, увы, не закончилась. Мы не успели провести намеченную реконструкцию, как опять поставлен вопрос: на сей раз о приватизации этого филиала и придания ему самостоятельного статуса. Для нас это довольно болезненная тема. Так, ожидается, что все кредиты, которые были взяты на поддержку данного предприятия, останутся в «наследство» нашему комбинату. Кроме того, вновь придется решать проблему обеспеченности сырьем. Ведь «отпадет» целый район из трех, которые сегодня составляют нашу сырьевую зону.
- Но здесь можно идти не экстенсивным, а интенсивным путем - наращивая продуктивность животноводства…
- Перспективность этого направления мы хотим показать, как говорится, на собственном примере. В переданном нам сельскохозяйственном производственном кооперативе, который стал филиалом предприятия, в этом году заканчиваем строительство молочно-товарной фермы, рассчитанной на 730 голов дойного стада. Это будет самая современная «фабрика молока», причем один коровник уже действует. И хотя работа еще не завершена, новые технологии позволили в целом по хозяйству выйти на рентабельную работу и увеличить надои более чем вдвое: с 2300 до 5200 кг от коровы в год. Этот показатель возрастет еще больше с вводом новой фермы. А самое главное, - молоко с этой фермы преимущественно сорта «экстра». Есть и моральная сторона этого дела: показать какой должна быть современная ферма и что производство молока может быть прибыльным.
- Ваше предприятие является градообразующим для Глубокого. Как вы оцениваете условия работы в регионе?
- Мы второй год участвуем в программе развития регионов, малых и средних городских поселений. Поначалу планировалось, что льготы будут получать только вновь создаваемые предприятия, но здравый смысл восторжествовал, ведь такие комбинаты как наш вносят самый весомый вклад в экономику регионов. В прошлом году поддержка выразилась в сумме около 3,5 млрд. руб. - эти средства мы смогли направить на модернизацию производства. Но перед нами поставлено условие: выполнение прогнозных показателей, что, я считаю, очень правильно. Ведь льготы - не самоцель, а средство для дальнейшего развития регионов. ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат»
211792, Витебская обл., г. Глубокое, ул. Ленина, 131
Тел./факс: (02156) 2-44-98
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.glmkk.by

Елена РУДНИЦКАЯ В рамках Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. в Минской области, в основном, модернизируются существующие промышленные производства, а также создаются и развиваются новые. Ряд проектов реализован в торговле и общепите, социальной сфере, а в настоящее время идет строительство спортивно-оздоровительных объектов и жилищно-коммунального хозяйства. О социально-экономическом развитии региона рассказала первый заместитель председателя комитета экономики Миноблисполкома Вита ЦИВИЛЬСКАЯ. Стимулирующие факторы Пытаясь найти свою нишу на местном рынке, новые малые и средние предприятия могут внести вклад в производство импортозамещающей продукции или использовать местные ресурсы для производства экспортной.
Немаловажную роль в бизнесе играют развитая инфраструктура и месторасположение вблизи основных транспортных развязок. Наиболее привлекательными являются Дзержинский, Минский и Смолевичский районы, в которых в 2009 г. создано 42,6% малых предприятий по области.
По состоянию на 1 января 2010 г. в малых и средних городских поселениях, расположенных на территории области, осуществляют деятельность более 3 тыс. малых предприятий, из них вновь создано 615. Почти 41% новых юридических лиц выбрали в качестве сферы деятельности торговлю, 33,4% - производство и строительство, 21,9% - оказание услуг.
Всего в 2009 г. в Минской области состояло на учете около 41,9 тыс. субъектов малого предпринимательства, в том числе свыше 12 тыс. юридических лиц и около 30 тыс. индивидуальных предпринимателей. С 1 января 2009 г. создано 557 малых предприятий при задании 180.
Налоговыми преференциями, предоставленными государством декретами №9 и № 1 для предприятий, осуществляющих деятельность в малых и средних городах, а также в сельской местности, в 2009 г. воспользовались 426 субъектов хозяйствования на общую сумму 21,2 млрд. руб. В сравнении с аналогичным периодом 2008 г. этот показатель увеличился на 54,9% (151 плательщик).
Большинство предприятий, пользующихся льготами по вышеуказанным декретам, сконцентрировались в Минском (30,8%), Молодечненском (14,3%) и Пуховичском районах (9,5%). Основными сферами их деятельности являются промышленность (46,4%), строительство и архитектура (14,9%) и прочие (29,8%). Проекты и инвестиции В 2009 г. осуществлялась реализация 23 важнейших инвестиционных проектов в малых и средних городских поселениях области, в том числе 11 проектов - в организациях, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и не имеющих ведомственной подчиненности.
Освоено 155,9 млрд. руб., завершена работа по реализации 9 проектов. Наиболее крупные, осуществляемые в рамках программы, - реконструкция цеха по производству сухого обезжиренного молока и сыворотки Воложинского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» с объемом инвестиций 4 млрд. руб. и освоение производства сухой сыворотки ОАО «Копыльский маслосырзавод» - 3 млрд. руб., завершение реализации которых предусмотрено в 2010 г.
Всего на финансирование инвестиционных проектов и мероприятий в малых и средних городских поселениях Минской области в 2009 г. направлено 339,6 млрд. руб., из них средства республиканского бюджета составили 80,7 млрд. руб., местных бюджетов - 22,1, собственные средства организаций - 124,3, кредиты банков - 100,5 млрд. руб. «Поле» для бизнеса На Минщине есть потенциал развития для самореализации предпринимателей. Об этом говорят следующие данные. Розничный товарооборот малых и средних городских поселений в 2009 г. составил 1,4 трлн. руб., или 18% общего объема продаж области. Темп роста товарооборота организаций сложился на уровне 103,8%, что на 3,5 процентного пункта ниже среднеобластного показателя (107,3%).
Отрицательная динамика продаж в розничной торговой сети сложилась в 9 малых городах. По организациям общественного питания - в 21 малом и среднем городском поселении.
В целях увеличения объема товарооборота и максимального удовлетворения нужд населения потребительской кооперацией области в 2009 г. введены в эксплуатацию в малых и средних городских поселениях: торговый центр «Логойский пассаж» торговой площадью более 1 тыс. кв. м, 7 мини-магазинов, 8 объектов общественного питания, 104 фирменные секции, приобретено более 270 единиц холодильного оборудования, а также в городах Клецк, Смолевичи и Заславль открыто 16 торговых объектов, не относящихся к определенным ведомствам. Но этого явно недостаточно.
Таким образом, с точки зрения перспективности, торговля - наиболее привлекательная сфера: в 2010 г. необходимо продолжить работу по поддержанию оптимального соотношения крупных и небольших магазинов, обеспечить взаимодействие торговых организаций и промышленности по наполнению магазинов и торговых центров наиболее востребованными населением товарами низкого и среднего ценовых сегментов, увеличить продолжительность работы магазинов, расширить применение активных форм продаж. Планируется открыть 32 торговых объекта, 18 предприятий общественного питания, приобрести 120 единиц торгово-технологического и холодильного оборудования, установить 59 платежных терминалов и 5 компьютерных систем. Для обслуживания населения в малых населенных пунктах, где отсутствует стационарная торговая сеть, будет дополнительно закупить 8 автомагазинов и более рационально использоваться 125 действующих.
Что касается услуг, то в 2009 г. юридические лица в малых и средних городских поселениях предоставили их на 304,1 млрд. руб., что на 22,1% больше, чем за 2008 г. в фактических ценах.
Распределение платных услуг по видам в малых городах практически не отличается от структуры в целом по области. Преобладают услуги жилищно-коммунального хозяйства (38,2%), транспортные (10,1%), связи (10,8%). Незначительна доля услуг культуры (1,4%), туристических и экскурсионных (1,7%), физической культуры и спорта (0,3%).
В 2010 г. будет продолжена работа по обновлению и расширению материально-технической базы объектов сферы услуг, их реконструкции, включая строительство второй очереди физкультурно-оздоровительного центра «Скарб» в городском поселке Плещеницы, физкультурно-оздоровительного комплекса в Мяделе, спортивно-туристического комплекса «Зеленый луг» в Логойске.
Несмотря на уменьшение реальных денежных доходов населением востребованы бытовые услуги, особенно ремонтно-восстановительного характера. Наряду с традиционными видами бытовых услуг необходимо также расширять объемы работ по изготовлению срубов для строительства домов и хозяйственных построек, железобетонных декоративных ограждений, ремонту жилых помещений и крыш. Рынок труда За 3 года численность занятых в экономике малых городов области увеличилась до 169,6 тыс. человек, уровень безработицы сохранился на прежнем уровне - 0,7%.
В целях дальнейшего снижения напряженности на рынке труда и вовлечения в экономику незанятого населения малых городов области в 2010 г. предусмотрено создать 4,4 тыс. новых рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников за декабрь 2009 г. составила 890,5 тыс. руб. На конец 2010 г. она планируется на уровне 960 тыс. руб. Прогнозы ускорения Анализ прогнозных показателей Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних поселений на 2007-2010 гг. по Минской области свидетельствует о выполнении всех доведенных параметров, за исключением производства потребительских товаров.
На 2010 г. разработаны мероприятия, предусматривающие ускоренные темпы. Так, в текущем году ожидается рост объемов промышленного производства на уровне 110%, потребительских товаров - 114%. При их достижении областью будут выполнены все показатели, предусмотренные Госпрограммой.

Марина КОМАРОВА Вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемую недвижимость государственной собственности - задача непростая. Почти все здания в плохом состоянии. Но благодаря инициативе предпринимателей такого «добра» становится все меньше. Оно превращается в полезные объекты. Однако процесс идет не так быстро, как хотелось бы. Многое зависит от позиции местного руководства. Об этом шел разговор с директором Фонда «Гомельоблимущество» Екатериной ЗЕНКЕВИЧ.

- Екатерина Анатольевна, каких результатов достиг Фонд по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества за период реализации Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений?
- На территории Гомельской области расположен 31 населенный пункт, который относится к малым и средним городским поселениям. В рамках выполнения госпрограммы в области за 3 года в результате ежегодно проводимых инвентаризаций на их территории выявлено 760 неиспользуемых объектов, вовлечено в хозяйственный оборот 550 (72%), в том числе продано около 100 объектов.
Всего на Гомельщине выявлено 3,6 тыс. неиспользуемых зданий и сооружений, из них 2,75 тыс., или 76% вовлечены в хозяйственный оборот: отчуждены, в том числе на аукционах с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, сданы в аренду, переданы в безвозмездное пользование, реконструированы, отремонтированы, списаны.
На 146 аукционах, проведенных Фондом в 2009 г., выставлялся 621 неиспользуемый объект недвижимости. В результате торгов продано 230 объектов, в том числе 86 - за 1 базовую величину. При этом реализовано объектов в 2 раза больше, чем в 2008 г.
- Что стало с проданными объектами?
- Ярким примером является продажа неиспользуемого комплекса зданий и оборудования ресторана «Припять» и магазина «Кулинария» в городе Калинковичи. Сегодня на базе этого имущества открыты современный ресторан, бар, кафетерий, создано 29 рабочих мест.
В населенном пункте Уваровичи Буда-Кошелевского района ЧТПУП «МирГриВал» было приобретено здание бывшего универмага, на площадях которого размещено производство пластиковых окон и дверей, создано 11 рабочих мест. Объем производства в 2009 г. составил 115 млн. руб.
Кроме продажи неиспользуемых объектов, в том числе с установлением начальной цены, равной одной базовой величине, Указ Президента от 27 февраля 2007 г. №108 позволяет передавать такие объекты в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты.
В прошлом году впервые в области передано 3 объекта фермерскому хозяйству «ШарВуд» в Чечерском районе, при этом создано 30 рабочих мест. Также в Хойникском районе 4 объекта получило фермерское хозяйство «Наш Пан», где уже начата реконструкция зданий, создано 3 рабочих места, завезено 85 племенных голов свиней, а на 65 га земли будут выращиваться зерновые и овощные культуры. В текущем году такая практика осуществляется еще в 2 регионах области.
- Что влияет на востребованность объектов?
- Предсказать судьбу того или иного имущества невозможно. Например, детский сад в рабочем поселке Костюковка, находящийся в хорошем состоянии, продан только с 2--х торгов на аукционе. А бывшая производственная база в Рогачеве, ранее подлежащая сносу, в 2009 г. была продана дважды (первый покупатель отказался от приобретения).
Одна из серьезных проблем - использование объектов бывших военных городков. Небольшие, расположенные в населенных пунктах, давно и успешно используются, а такие как, например, «Объект 600», занимающий более 300 га земли в Петриковском районе, в 40 км от населенного пункта, интереса для потенциальных покупателей не представляет. Единственный выход - их снос, но на это нужны очень большие деньги.
Сегодня также существуют определенные трудности по реализации неиспользуемых объектов негосударственной формы собственности. Это имущество потребкооперации и созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ. Если госимущество может быть продано даже за одну базовую величину, то негосударственные организации позволить такое без ущерба для себя не могут, а желающих приобрести длительное время неиспользуемые объекты по остаточной стоимости пока не находится. Решение этой проблемы возможно только путем внесения изменений в действующее законодательство.
- Какие прогнозы на 2010 год?
- В 2010 г. перед нами стоит еще более серьезная задача: вовлечь в хозяйственный оборот более 1,2 тыс. неиспользуемых зданий и сооружений. Однако реально претендовать на «вторую жизнь» из них могут только чуть более 50%, поскольку большое количество объектов находится в аварийном состоянии, непригодно для дальнейшей эксплуатации и подлежит сносу.
Хочу отметить, что активизация продаж напрямую связана с принятием в нашей стране ряда нормативно-правовых актов, которые направленных на совершенствование имущественных отношений, создающих привлекательные, экономически выгодные условия для приобретения неиспользуемого государственного имущества.
В частности, в соответствии с Указами Президента от 5 мая 2009 г. №232 и от 7 мая 2009 г. №238 можно продавать на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, и передавать в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам имущество, расположенное во всех населенных пунктах страны, кроме столицы и областных центров. Разрешена продажа не завершенных строительством объектов на аукционе с начальной ценой, равной одной базовой величине, вне зависимости от степени их готовности и консервации. Решение об отчуждении имущества может приниматься без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав на него.
Кроме того, появилась возможность продажи объектов на аукционе единственному зарегистрировавшемуся участнику по стоимости на 5% выше начальной цены продажи. Фондом на таких условиях уже продано более 180 объектов.
Отчуждение неиспользуемого имущества на аукционах с начальной ценой, равной одной базовой величине, думаю, будет активизироваться в текущем году. Это связано с вступившим в силу 18 марта Указа главы государства от 11 декабря 2009 г. №622, согласно которому такие аукционы будут осуществляться без продажи права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества. На Гомельщине уже планируется продажа не менее 50 таких объектов.
В 2010 г. намечено вовлечь в хозяйственный оборот 195 неиспользуемых объектов, расположенных на территории малых городов, в том числе 60 - продать.
- Стоит ли, на ваш взгляд, предпринимателям строить новое здание или лучше присмотреть неиспользуемое и с этого начать или расширить бизнес?
- Не секрет, что у бизнеса есть проблемы с размещением производственных мощностей, а у государства - сотни объектов, длительное время не используемых либо не завершенных строительством. Сегодня трудно спорить с тем, что затраты на капитальный ремонт, реконструкцию существующих объектов примерно в разы ниже, чем расходы на новое строительство, которое влечет за собой и сооружение всех необходимых коммуникаций к объекту, а это весьма длительный и дорогостоящий процесс.
- Какие механизмы поиска покупателей, потенциальных инвесторов применяете?
- В целях поиска инициативных представителей бизнеса, нуждающихся в объектах недвижимости, Фондом проводится большая работа по информированию об имеющихся в области неиспользуемых объектах. Данная информация периодически публикуется в газетах «Звязда», «Гомельская праўда», «Моя реклама», журнале «Вся недвижимость» и других изданиях. Используются возможности радио и телевидения, наружная реклама.
Также информация об аукционах размещается на сайтах Гомельского облисполкома и Госкомитета по имуществу, на различных интернет-порталах России, Украины, ссылка на раздел «Облимущество» имеется на сайтах Посольств Республики Беларусь в Азербайджане, Польше. Для изучения спроса на объекты нами разработана форма заявки потенциального покупателя, которая размещена на сайте Гомельского облисполкома. В созданном банке данных более сотни потенциальных покупателей, из них 40 уже приобрели имущество.

Александр ГРИШИН Довольно редко имидж директора полностью совпадает с названием компании. Руководитель строительного предприятия «Добрыня» Александр ПАРАСКЕВИЧ как раз такое исключение. Но внешность сказочного Добрыни Никитича не мешает ему быть жестким в вопросах, от решения которых зависит рыночное благополучие предприятия в настоящем и будущем.

- Александр Леонтьевич, как вы и иностранный инвестор нашли друг друга?
- Учредители с польской стороны уже имели свой бизнес в Беларуси, но не стали вывозить полученную прибыль, а решили ее реинвестировать в производство пенополистирольных плит. Не последнюю роль в выборе направления деятельности сыграла принятая государственная программа по энергосбережению, поскольку понятно, что без тепловой реабилитации зданий достичь поставленной цели невозможно. А для этого нужны теплоизоляционные материалы.
Однако главная заслуга в том, что предприятие расположено в г. Береза, принадлежит местным властям. Председатель райисполкома Юрий НОРКЕВИЧ, а также в то время его заместитель по экономике Николай ЧИЖ, сделали все, чтобы иностранный инвестор остановил свой выбор на нашем городе. С этими людьми очень приятно работать, потому что с первых шагов помощь оказывалась во всем. Для ускорения процесса строительства одновременно велось проектирование, комплектование оборудованием, обучение людей. Поэтому не было всех необходимых согласований со стройтехнадзором, что грозило остановкой стройки. Только с помощью местных властей решили этот вопрос, поэтому и удалось всего за 8 месяцев построить предприятие. При их поддержке вошли в госпрограмму развития малых и средних городских поселений, что благотворно сказалось на становлении предприятия.
Так после Минского комбината строительных материалов, появилось второе по мощности предприятие Беларуси по выпуску пенополистирольных плит, которое сегодня может закрыть потребность республики в них на 60%. Несмотря на жесткую конкуренцию, а на этом рынке работает около 35 компаний, всего за год смогли занять второе место по объемам продаж.
В этом немалая заслуга отдела маркетинга, который активно работает с клиентурой. Здесь пошли по пути предоставления полного спектра услуг: от производства материала до поставки непосредственно на место строительства. Заявка выполняется в течение суток, причем товар доставляется в любую точку страны. Это оправдало себя, поскольку оперативность в работе стала нашим конкурентным преимуществом.
Вторая составляющая успеха - безупречное качество продукции. Мы пробовали работать на китайском, российском, польском, австрийском, украинском сырье, но остановили свой окончательный выбор на полистироле из Германии. Хотя он и дороже, но зато качественное. Все это способствовало получению сертификата менеджмента качества ИСО 9001, а в 2009 г. предприятие стало лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь», получило диплом победителя в области качества Брестского облисполкома.
- Вам приходится конкурировать с не совсем добросовестными производителями, поскольку иногда заявленная ими плотность пенополистирола оказывается ниже реальной, но для простого обывателя такая продукция привлекательнее по цене. Как защитить потребителя от обмана и обеспечить честную конкуренцию?
- Это очень серьезная проблема, которая пока не решена. Действительно, попробуй, разберись, какой плотности пенополистирол «закатали» в стену: 18, 22 или 15. Я прошу своих маркетологов, которые выезжают во все регионы страны, привозить образцы представленных на рынке материалов. У нас есть аккредитованная Госстандартом лаборатория, где мы можем провести весь комплекс исследований. Практика показала, что продукция некоторых производителей, прежде всего из России и Украины, не соответствует заявленным техническим параметрам, потому что изготовлена из некачественного сырья. Именно оно на 85% формирует конечную цену продукции, поэтому если куб пенопласта сделать на 1-2 кг легче, то можно значительно выиграть в экономике.
Нам часто приходится участвовать в тендерах, где некоторые участники выставляют цену на 15-18 тыс. руб. ниже нашей. Но это нереально! Потому что просто не хватит сырья для изготовления нужного количества материала. То есть налицо нарушение технологии, но мы по такому пути никогда не пойдем. Да, пусть наш товар будет дороже, пусть ее труднее продать, но мы в будущем получим больше выгоды и прибыли. Поэтому у нас никогда не было и, убежден, не будет рекламаций на поставленную потребителям продукцию. Опыт моей работы, а я 25 лет отработал на Березовском мясокомбинате, показал, что продвижение вперед возможно только с качественной продукцией.
Честная конкуренция во благо обществу, поэтому мы ее не боимся. По моему мнению, нельзя ее ограничивать административно, что сейчас, например, происходит в мясомолочной отрасли, где местные власти производителям из других регионов создают искусственные барьеры. Практикуется такое и в строительной индустрии. Я убежден, что именно по этой причине нам до сих пор не удалось по-крупному выйти на минский рынок теплоизоляционных материалов. Но работы в ближайшее время хватит всем. Наши поставщики сырья провели анализ потребления пенополистирола. Оказалось, что в Польше он составляет 6 кг, а в Беларуси лишь 2 кг на душу населения, т.е. впереди нас ждет трехкратный рост рынка, что непременно произойдет, поскольку энергоносители дешевле не станут. К тому же приняты новые нормы теплового сопротивления зданий, которые потребуют дополнительной теплоизоляции стен. Так что наш девиз - «Делаем добро - дарим тепло» - еще долго будет актуален.
- Как вам удалось настроить коллектив на качественную «волну»?
- Просто люди поняли, что если мы хотим чего-то достичь, то должны неукоснительно придерживаться своей генеральной линии: производить высококачественную продукцию. Все подчинено этому, поскольку только так можно увеличить объемы продаж в будущем. Много внимания уделяем рекламе, на местном телевидении Брестской области демонстрируется наш ролик. В прошлом году на рекламную компанию затратили 55 млн. руб., постоянно участвуем в строительных выставках. Поэтому сегодня у нас заключено более 700 договоров на поставку продукции с потребителями по всей республике. Уделяем внимание даже разовым закупкам: если покупателю нужно 0,5 куб. м материала, он его получит. Ведь он привозит нам зарплату, а не проблемы. Такой подход практикуем давно, еще за 4 месяца до пуска предприятия маркетологи стали работать с будущей клиентурой.
- Для оперативной работы - выполнения любого заказа в течение суток - необходимо иметь запас сырья и материалов. На какое время вы можете планировать производственный процесс?
- Сырья у нас месячный запас, к тому же имеем постоянный задел готовых пенополистирольный блоков в объеме 3 тыс. куб. м. Четко выдерживаем технологию, поскольку готовый полуфабрикат должен при определенной температуре и влажности выстоять как минимум 2 недели в камерах «созревания». Иначе после установки пенопласт может «порвать» и «повести». К сожалению, многие производители не выполняют эту важную технологическую составляющую, которая определяет эксплуатационный срок службы изделия. В смену можем сделать 700 куб. м, что составляет примерно 7 большегрузных фур, поэтому срывов в поставках у нас никогда не было. Планируем задействовать еще 1,7 тыс. кв. м производственных площадей, так что резерв для роста есть. К тому же местная власть создает благоприятную обстановку для развития бизнеса в регионе, поэтому в своем будущем мы уверены. СООО «СК «Добрыня»
225210, Брестская обл., г. Береза, ул. Свердлова, 165 А
Тел.: (01643) 4-82-02 (отдел маркетинга), 4-82-06 (приемная)
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.dobroterm.by

Вера ДОБРОДЕЙ Сегодня потребитель предпочитает не переплачивать за покупки, он отдает предпочтение товарам из более низкого ценового сегмента. За счет каких изделий можно удовлетворить его потребность? На что делать акцент в своем ассортименте торговым компаниям? На эти и другие вопросы отвечают руководитель направления логистики компании Apply Logistic Дмитрий ЧЕРНОМОРЕЦ и ведущий консультант по логистике Андрей КРАВЧЕНКО.

- Насколько отечественные товары являются актуальными для покупателей?
Д.Черноморец:
- На мой взгляд, белорусы бьют все рекорды по умению создавать сверхдорогие товары. К примеру, комплект женского белья отечественного производства в рознице выставляется в среднем за 30-40 долл., а ведь его можно изготовить таким образом, что цена составит 10-20 и будет как у брэндовой продукции, например, Esprit, Buffalo, S’Oliver, Nuance, Petite fleur и т.д. Конечно, несмотря на то, что перечисленные марки являются европейскими, пошив в основном выполняется в Китае.
- Но в сознании нашего покупателя прочно укрепилось мнение, что китайский товар является низкокачественным…
- В свое время европейские страны вынесли в эту страну свои производства и привили китайскому населению, которое работало на них, высокую культуру труда. Уходя с фабрик на национальные предприятия, специалисты применяли перенятый опыт, и постепенно в Китае, согласно одному из законов философии, развитие мануфактур идет от количества товара к его качеству.
Целью Китая во все времена было и остается быстрое воспроизведение технологий. Например, это ярко прослеживается в производстве мобильных телефонов: компания АPPLE анонсировала за год появление на рынке своего iPhone, но уже через 6 месяцев после этого заявления Китай начал выпускать и продавать его копию.
Белорусские предприниматели также начинают обращать свое внимание на Китай. Например, газовые и электрические плиты, котлы, электроинструмент, одежду некоторые отечественные предприятия уже закупают в Китае. Во всем мире эта практика очень распространена: VITEK, SCARLETT, ZARA, NIKE, DELL, GREENFIELD, CARLO PAZZOLINI, H&M, C&A и т.д. - список можно продолжать долго - производятся преимущественно в этой азиатской стране. В тех же каталогах OTTO, BAUER и т.д. страна происхождения львиной доли товаров - Китай.
В КНР сегодня сосредоточено около 70% мирового производства, где выпускают две трети известных брэндов, причем большая часть предприятий находится на юге, в провинции Гуанчжоу.
Если учитывать, что китайцы являются гибкими производителями и готовы на свои товары наносить любые названия - в зависимости от объемов поставок - этот регион будет приобретать все большую популярность и в недалекой перспективе займет долю рынка примерно в 85%. К тому же значимость набирают и собственно китайские брэнды в таких областях, как автомобильная и бытовая техника, промышленная электроника.
- Если развитые страны доверяют свое производство Китаю, значит, и нам нечего бояться?
- Существуют два вида китайских производителей. Первые работают на страны бывшего постсоветского пространства и выпускают продукцию качества, соответствующего низкой культуре потребления. Как правило, нарекания начинаются уже после первых поставок. Вторые - производят товары под известными брэндами для Европы, США, Канады. Поэтому надежного поставщика нужно уметь выбрать, а также уметь с ним работать.
- Расскажите об этом подробнее.
А.Кравченко:
- Искать самостоятельно китайского производителя через Интернет небезопасно, так как в сети очень много неправдоподобной информации. Пример: размещены красивые качественно выполненные фотографии зданий фабрики, производства, продукции. И вроде бы все хорошо, однако при личном визите выясняется, что завод на снимке - это тот, который расположен по соседству, а интересующее вас предприятие занимает ветхое здание, где трудятся неквалифицированные работники. Но описанную мною ситуацию можно увидеть только в лучшем случае. Поясню: в Китае существует практика возить все приезжающие делегации на одно образцово-показательное предприятие, на другие же вам путь заказан.
В итоге, довольный увиденным, вы уезжаете, но буквально со второй поставкой товара из Китая начинают возникать проблемы с его качеством. И дело даже не в бракованной партии, а в последствиях. Взять, к примеру, трубопроводную арматуру, используемую для водоснабжения, отопления и канализации в жилых домах и административных зданиях. Если с ней что-то не в порядке, то отечественный поставщик будет вынужден заплатить за весь объем работ по переделке здания, за нанесенный ущерб, а к этим затратам, естественно, добавятся цена товара и репутация фирмы.
- А что же китайцы?
Д.Ч.: - Они получили свои деньги, отгрузили товар и… исчезли. Дозвониться до производителя по указанным в договоре телефонам практически нереально, а если вам повезет и трубку все же поднимут, разговаривать будут только на китайском языке. Все это делается для того, чтобы затруднить работу с рекламациями: возвратом производителю некачественного товара.
Поэтому намного безопаснее обратиться за помощью к специалистам, знающим китайский язык, с опытом работы в этом регионе и необходимой документацией. Но и здесь, как показывает практика, можно попасть впросак. Очень многие «спецы», к сожалению, не могут дать четких ответов на такие вопросы: в течение какого срока можно возвратить бракованный товар; каков механизм его возврата, по каким критериям сама компания проводит оценку поставщика; какова методика проведения контроля качества товара? А ведь на деле существует целый «арсенал» услуг, который помогает грамотно решить проблему выхода на китайских производителей. Заказчику предоставляются полные сведения о контактных данных поставщиков, их местонахождении, производствах, информация о репутации и опыте работы на рынке, географии продаж. А также дается заключение о том, полностью ли товары соответствуют требованиям заказчика (чертежи, эскизы, сертификаты, фотографии и т.д.), предоставляются фотографии производственных площадок поставщика и его коммерческие предложения, образцы товаров с серийного производства, таблицы сравнения поставщиков.
- Какие еще трудности могут возникнуть в работе с китайскими производителями?
А.К.: - Согласно белорусским правовым нормам отечественные компании имеют право осуществлять предоплату только за счет собственной валютной выручки. Но фирм с такими возможностями можно пересчитать на пальцах. А поставщики из китайского региона работают только по предоплате из-за длительного времени (1,5 месяца) на доставку изготовленного товара. Естественно, что на этот срок омертвляются оборотные средства.
Кроме того, проблему создают и колебания валютных котировок. Китайцы сырье приобретают внутри своей страны за национальные денежные единицы, продают же за евро и доллары. Нередко из-за изменений курсов иностранных валют к юаню производитель при экспорте начинает нести финансовые потери. Как страховка от этого, в худшем случае, выступает предоплата, в лучшем - деньги переводятся перед отгрузкой товара в порту. И здесь не обойтись без инспекции его качества. Кстати, такая услуга также из «арсенала», который помогает решить проблемы работы с китайскими производителями.
Следует также хорошо знать китайское законодательство: при оформлении договора нужно учитывать все нюансы работы с рекламациями, т.е. максимально защитить покупателя от возможных потерь. Тогда можно без опасений работать с поставщиками из этого региона.