№3 (129) - Март 2010

Скачать PDF

 

Тема номера: Развитие малых и средних городов


   
* Чем привлечь людей в «глубинку»?
    * Молочная продукция готовится к экспорту в страны Евросоюза.
    * Какой продукцией можно удовлетворить запросы современного покупателя?
    * Российские торговые сети хотят заключать с белорусскими производителями прямые договора поставок.
    * Изделия белорусской радиоэлектроники могут быть конкурентоспособными.
    * Белорусские рыбхозы начали разводить ценные породы осетровых, лососевых и сомовых рыб.
    * В сферу бытового обслуживания населения должны прийти новые технологии.

 

 

 

Условия, необходимые для развития предпринимательства

Уважаемые читатели!

В последнее время организации малого и среднего предпринимательства в Беларуси уделяется повышенное внимание. Между тем по сравнению с 2003 г. число малых предприятий сократилось более чем на 20 тыс. и составляет сейчас около 60 тыс. Удельный вес предпринимательства в формировании ВВП в 2009 г. достиг 9,3%. Некоторые экономисты, проводя параллель с Германией, в которой предпринимательство формирует ВВП на 46%, делают вывод о недостаточной развитости малого бизнеса в Беларуси.

ТЕМА НОМЕРА: РАЗВИТИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ

4    Чем привлечь людей в глубинку?
Небольшие городские поселения требуют иной архитектурной концепции.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Александр ЛУГОВ

Развитие экономики напрямую зависит от условий, в которых приходится работать субъектам хозяйствования. В последнее время в этом направлении сделано немало, особенно для развития бизнеса в малых и средних городах. Но многое еще предстоит осуществить, считает заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Анатолий ПАВЛОВИЧ.

- Анатолий Владимирович, с чем связано столь пристальное внимание государства к малым и средним городам?
- В крупном городе работу найти всегда проще, чем в небольшом городском поселении. Хотя уровень безработицы в Беларуси значительно ниже, чем в странах Европейского союза, ни для кого не секрет, что у нас существует скрытая безработица. К тому же на многих государственных предприятиях наблюдается избыточная численность. Конечно, можно поставить задачу по приведению этого показателя в норму, но тогда возникает вопрос о трудоустройстве высвобождающихся людей. А лучшей «гавани» для этого, чем малый и средний бизнес трудно найти. Поэтому и была принята соответствующая государственная программа, которая должна способствовать более равномерному размещению трудовых ресурсов. Ведь с 1991-го по 2006 г. в 183 малых и средних городских поселениях численность населения уменьшилась в 121, в 7 - осталась без изменений и увеличилась только в 51.
В последние 2-3 года вступило в силу много нормативно-правовых актов, регулирующих процессы создания, ликвидации и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, предпринимательских структур. Большая их часть принята в форме указов и декретов Президента РБ, поскольку эта правовая форма обеспечивает оперативность. В парламенте сейчас в завершающей стадии принятия находится закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, его проект готовился долго и вызвал много споров. К обсуждению были приглашены общественные объединения предпринимателей, подготовившие свой вариант законопроекта. Конечно, не все их предложения учтены, но его практическое применение поможет внести более взвешенные поправки.
Очень многое делается в сфере либерализации осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь, поставлена задача по комфортности ведения бизнеса войти в число 25-30 стран мира. Прогресс уже очевиден, Всемирный банк отметил нашу страну среди четырех государств мира, где реформы проводятся наиболее динамично. Рейтинг Беларуси, реализовавшей реформы по шести направлениям, вырос на 24 позиции - до 58-й строчки. Другое дело, что необходимо изменить отношение различных контролирующих органов к проверкам субъектов хозяйствования. У нас принято, что ревизия должна обязательно обнаружить какие-то недочеты в работе. Но почему? Не могут же все поголовно быть нарушителями действующего законодательства.
- С этим невозможно не согласиться, к тому же у нас есть значительный резерв для дальнейшего роста. По оценке системы налогообложения наша страна в аналитическом докладе Doing Business 2010 заняла последнее 183-е место, а значит, международные эксперты считают работу Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам РБ худшей в мире. Частично ответственность за столь неутешительные выводы должен разделить и парламент, поскольку он принимает законы. Как решить этот наболевший вопрос?
- Любая оценка субъективна, поэтому относиться к этому нужно с некоторой долей скептицизма. Ведь и в нынешних условиях экономика работает, к тому же у каждой страны свое видение этой проблемы. Европа к нынешним условиям хозяйствования шла столетия, а мы начали самостоятельный путь только с 1991 г. Сложность реформирования налоговой системы в том, что убирая одни налоги, необходимо компенсировать поступления в доходную часть бюджета из других источников. Найти такую «золотую середину» не так просто, как кажется.
Ежегодно мы уходим от какой-то части налогов, но в таком деле быстрых решений не бывает, кардинальные изменения требуют времени. Особенно в кризисные времена, ведь более 50% бюджета - это социальная составляющая: пенсии, пособия, зарплата учителей, врачей, силовых структур и т.д. Все понимают необходимость упрощения налоговой системы, особенно с точки зрения реструктуризации экономики, создания большего числа предприятий малого и среднего бизнеса. Именно такие экономические образования будут в будущем главными источниками новых рабочих мест. Необходимо изменить и менталитет, ведь у нас люди больше привыкли рассчитывать на «дядю», чем на собственные силы. На Западе государство уже давно не выступает в роли «няньки», там каждый ответственен за себя и свое будущее. И наша информационная среда должна направлять мысли и действия людей в это русло. Необходимо также с ростом экономических возможностей страны пересмотреть размер пособий по безработице, который пока не обеспечивает прожиточного минимума.
- Вы правильно отметили, что предложение на рынке труда в небольших городах не столь велико, как в крупных промышленных центрах. Действительно, исполнительной властью и парламентом многое сделано для исправления этой ситуации, но все равно успех на этом поприще зависит преимущественно от работы местных властей. Есть ли у них стимулы, кроме карьерного роста, для вывода региона из разряда дотационного в разряд доноров?
- Мне кажется, необходимо улучшать кадровую политику. У нас не хватает профессионалов, которые хорошо знали бы свое дело и чей труд высоко бы оплачивался. Депутатам парламента часто приходится контактировать с работниками исполнительных комитетов на местах и, к сожалению, заметно, что не все из них соответствуют высоким современным критериям. Низкая заработная плата, по моему мнению, не стимулирует людей к повышению уровня своих знаний, более профессиональному отношению к делу. К тому же пока у нас «кнут» применяется чаще «пряника», а страх потерять работу блокирует инициативу. Поэтому вместе с жестким спросом необходимо стимулировать в том числе и материально тех, кто добивается успехов на вверенном направлении.
В советское время была выстроена более совершенная система. Существовал кадровый резерв, который проходил все управленческие ступеньки. Тогда много говорили о японском опыте, когда невозможно было стать ведущим менеджером, не проработав на всех подводящих к этой вершине должностях. У нас это утеряно, мы часто «вырываем» человека с одного уровня и ставим его сразу на несколько ступеней выше. Очевидно, что в вопросе подготовки кадров нужно наладить системность, от этого будет зависеть эффективность принимаемых управленческих решений на всех уровнях. При этом следует более бережно относиться к умудренным жизненным и практическим опытом кадрам. Пока, несмотря на то что законодательство позволяет работать на госслужбе до 65 лет, как правило, в 60 человека отправляют на пенсию. А ведь он со своим бесценным багажом знаний мог бы приносить стране пользу.
- Действительно, есть вопросы, решение которых требует профессионализма, но в большинстве своем от местных властей чаще всего нужна большая оперативность и желание работать. К примеру, в некоторых регионах ключевой вопрос для развития бизнеса - выделение земли в пользование решается по году и более. А что такое задержка на год? На это же время задерживается создание рабочих мест, налоговых поступлений, наконец, рост ВВП страны. Можно ли законодательно установить максимальные временные рамки для таких решений и более жесткую ответственность за бюрократические проволочки?
- Ваш вопрос поднимает еще одну проблему - исполнения действующих нормативных документов. Дело в том, что все сроки по решению подобных вопросов уже по дням расписаны в указах и декретах главы государства, постановлениях правительства. У нас принято много документов по разным направлениям, однако не отлажена система контроля их исполнения. Пока такой механизм отсутствует. Можно найти целый ряд законов, отдельные статьи которых не работают. Когда мы начинаем рассматривать новые законопроекты, наталкиваемся на такие мертворожденные нормы. Как это исправить? Мне трудно рекомендовать рецепт для лечения этого «заболевания», несомненно одно: необходимо создать действенный механизм контроля за исполнением правовых актов, принимаемых исполнительной, законодательной и судебной властью Беларуси.
Нужно также усилить эффективность деятельности местных властей. Ко мне как к депутату избиратели приходят с теми бедами, которые обязаны решать местные органы власти: заасфальтировать дорогу, провести капитальный ремонт, отремонтировать крышу и т.д. А к депутату Национального собрания должны приходить с предложениями по совершенствованию законодательства. Опять же, бывая на форумах предпринимательских объединений, часто приходится слышать поток жалоб на недостатки нормативно-правовой базы. Не надо жаловаться! Нужно выходить с конкретными предложениями, ведь по Конституции депутат является субъектом законодательной инициативы. Так что всегда со вниманием отнесусь к аргументированным предложениям. Возможно, многие из них со временем станут теми поправками в законы, которые сделают нашу жизнь лучше.

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг. предусматривает создание условий для активного развития бизнеса. Но одного этого мало, необходимо позаботиться и о жителях, создав им комфортные условия для проживания. Интересно, что разработку одного из таких проектов, концепцию застройки столичного города-спутника Смолевичи, также поручили небольшой гродненской компании «Европрестиж». Так два малых образования счастливо «встретились» в одном проекте.
Но оказывается и само рождение предприятия обусловлено встречей двух людей, прекрасно дополнивших друг друга: учредителя компании Станислава СЕМАШКО и директора Георгия ВАШКЕВИЧА. Один обладает неуемной энергией и замечательными организаторскими способностями, другой - огромным опытом проектирования. В данном случае объединение усилий привело не к обычному сложению «мощностей», а к многократному умножению возможностей организации.
- Чем ваше предприятие отличается от аналогичных проектных организаций?
Станислав Семашко: - Работу в частном бизнесе начал со строительного кооператива, с опытом пришло понимание того, что необходимо сделать, чтобы вся производственная цепочка работала с большей эффективностью. И хотя качество строительства зависит от многих факторов, первым и самым определяющим звеном является проект. Если он выполнен недобросовестно и с нарушением сроков, то стройка затягивается. А любой простой ведет к перерасходу денежных средств, удорожанию строительства. Вместе с тем было понятно, что устранить главный «тормоз» можно лишь одним способом - создав собственную проектную организацию.
Однако воплотить эту идею в жизнь одному, к тому же без соответствующего опыта, сложно, поэтому нужно было найти единомышленника. И такой человек появился - Георгий Вашкевич, который в то время возглавлял Гродненскую государственную вневедомственную строительную экспертизу. Как показала практика, лучшей кандидатуры на должность директора проектной организации нового типа найти было трудно. Он же стал равноправным соучредителем компании. Нам удалось построить работу так, что проекты выполняются качественно и строго в договорные сроки. Поэтому неудивительно, что заказчики выстроились к нам в очередь. Сейчас производственный портфель сформирован более чем на два года вперед.
Как удалось это сделать? Прежде всего, начали с планирования работ и контроля их исполнения на каждом этапе проектирования. У нас нет привычной беготни по коридорам, которая присуща проектным организациям советского типа. Потому что все выстроено таким образом, чтобы смежники работали как единый организм, а не каждый сам за себя. Это позволяет избежать ненужного дублирования и простоя в работе, что максимально упрощает и одновременно ускоряет процесс. А для заказчика исполнение сроков и высокое качество проекта - самые важные составляющие успешного завершения строительства, ведь выделение средств также планируется заранее, как и закупка необходимых материалов. Понятно, что в случае задержки омертвленные финансовые ресурсы будут приносить убытки, а не прибыль.
Георгий Вашкевич: - Вся деятельность нашего предприятия нацелена на конечный результат, поэтому каждый исполнитель знает, какую работу ему необходимо сделать, в какие сроки, и какое материальное вознаграждение он получит за качественный труд. Для нас неважно, сколько часов человек отработал в день или месяц, когда он пришел или ушел с работы, главное - чтобы поставленная перед ним задача была выполнена в срок. Для этого ведется ежедневный мониторинг: на каком этапе выполнения находится то или иное производственное задание. Это дисциплинирует исполнителей, а также помогает вовремя отслеживать производственные «пробки».
Если в процессе работы человек сталкивается с какими-то сложностями, то помогаем их решить. По всем вопросам директор и учредитель компании доступны для сотрудников в любое время суток. При этом все знают: отговорки в расчет не принимаются ни руководством предприятия, ни тем более заказчиком, который собственно и выплачивает заработную плату. Надо сказать, что изначально было сложно заставить людей перестроиться, поскольку все вышли из одних и тех же организаций. Поэтому была опасность, что вместе с сотрудниками на предприятии «пропишутся» и старые подходы к организации труда. Нам удалось этого избежать только потому, что данному вопросу уделялось особое внимание. А как известно, капля камень точит.
В небольшой проектной организации, в отличие от крупной, за чужой спиной не спрячешься, здесь все на виду. С теми же, кто так и не смог перестроиться, пришлось расстаться. Прошедшие жесткий отбор сотрудники довольны своей работой, потому что мы не только требуем с людей, но и качественно организуем их труд. Персонал обеспечен всем необходимым для работы: от компьютера и программного обеспечения до ластика и карандаша. Строго выполняем свои обязательства перед людьми вне зависимости от того, рассчитался с нами заказчик или нет, заработную плату не задерживаем.
Для этого создали примерно полугодичный финансовый задел, что помогает сгладить последствия несвоевременных расчетов. К тому же оплата осуществляется за конечный результат, поэтому каждый знает, что он получит в итоге. Если шестимесячное задание исполнено за 1-2 месяца, то вся оговоренная сумма выплачивается сразу. Так что у людей есть возможность заработать. А когда человек получает за свой труд достойную заработную оплату, у него нет необходимости подрабатывать на стороне, чем, не секрет, вынуждены заниматься многие сотрудники государственных учреждений. Со временем, когда накопим капитал, достаточный для строительства жилья нашим сотрудникам, создадим еще один дополнительный стимул качественной работы.
Сейчас заказчики все больше предпочитают обращаться к частным проектным организациям, поскольку государственные, как правило, не выполняют договорных обязательств. Правда, и частник частнику рознь. Есть фирмы-однодневки, которые приходят, чтобы сорвать куш, а затем бесследно исчезают, тем самым позоря частный бизнес. Мы же пришли на рынок всерьез и надолго, поэтому выполнение взятых обязательств для нас закон, в том числе и по стоимости проекта. Контрактная цена уже не может быть увеличена и не зависит от сложности задач, которые придется решать, поскольку часто вынуждены приступать к работе без всех необходимых исходных данных.
Такая предсказуемость особо приветствуется заказчиками, которые нередко сталкиваются с обратным: в процессе работы ранее оговоренная стоимость может увеличиться вдвое. Проектную документацию сдаем «под ключ» уже после прохождения государственной экспертизы. При этом можем помочь решить и сопутствующие проблемы, связанные с отводом и оформлением земельного участка под строительство.
Кризис, по моему мнению, отсеет недобросовестные фирмы, а на рынке останутся только те организации, которые умеют работать быстро и качественно. Ведь для инвестора важно как можно скорее окупить вложенные средства, поэтому он выберет исполнителя, строго выполняющего договорные обязательства. Уже сейчас ощущается, что на тендерных торгах побеждают те компании, которые хорошо зарекомендовали себя на рынке.
- Наверняка каждому заказчику хочется построить не только функциональный, но и красивый объект. Однако все имеет свою цену, любое усложнение ведет к увеличению стоимости строительства. Есть ли трудности в определении «золотой середины»?
С.С.: - Здесь первую скрипку играет заказчик, это ведь его деньги. На начальном этапе согласования архитектурной части проекта предлагаем несколько вариантов, при этом не навязываем наиболее дорогой, а помогаем выбрать самый оптимальный по шкале «цена-качество». Иногда усложняем себе жизнь, выполняя несколько эскизных проработок. Например, в ходе работы над проектом застройки столичного города-спутника Смолевичи выполнили два варианта. Один строго по техническому заданию Министерства архитектуры и строительства, а второй - исходя из собственного понимания того, как должны развиваться небольшие города. Естественно, что заплатят нам только за один из них, второй осуществили за свой счет. Однако такие затраты оправданны, потому что в данном случае речь идет о концепции застройки малых и средних городов, которым, по нашему мнению, нужен несколько иной антураж, чем их старшим «собратьям». К тому же этот пилотный проект может стать стандартом для последующих, так что чем больше идей будет вынесено на суд общественности, тем лучше.
Г.В.: - В первую очередь объемно-архитектурное решение определяется действующими нормативами, а во вторую - экономикой. Заказчик заинтересован, чтобы объект был красивым, но дешевым, поэтому здесь все зависит от профессионализма исполнителей. Нам удалось создать коллектив с оптимальным сплавом молодости и опыта. Рядом с выпускниками вузов работают те, кто уже не один десяток лет занимается любимым делом. Но нет такой проектной организации, в том числе и на Западе, которая бы выполняла все самостоятельно. Для наиболее ответственных работ могут приглашаться высокопрофессиональные сторонние исполнители. Мы также идем по пути субконтрактации, приглашая высококлассных архитекторов и конструкторов, в том числе из-за рубежа.
Так что в своей области способны решать задачи любой сложности, для нас главное - качественно выполнить заказ. Поэтому и сделали два эскизных проекта города-спутника Смолевичи. Один вариант по техническому заданию с преобладанием высокоэтажной застройки, второй - с малоэтажной. Нам представляется, что малые и средние города должны привлекать большим комфортом проживания, иначе вряд ли граждане променяют пусть и отдаленные от центра микрорайоны крупных городов на небольшие населенные пункты. Здесь необходимо вести малоэтажное строительство, с вкраплением районов коттеджной застройки. Важно предусмотреть варианты для всех категорий населения: с высокими, средними и низкими доходами. Нужно строить коттеджи, дома 3-4-этажной застройки с мансардами и социальное жилье, чтобы города-спутники со временем не превратились в элитарные зоны. После утверждения концепции застройки архитектурный проект одного из микрорайонов города Смолевичи закончим в этом году. Хотя, возможно, придется делать компиляцию из двух предложенных вариантов, так что не исключено появление и третьего эскизного проекта.
- Вы находитесь рядом с границей Европейского союза. Повлияло ли это соседство на организационную структуру бизнеса?
С.С.: - Начну с того, что в советские времена мне как строителю повезло, поскольку прошел неплохую школу, пять лет проработав в ФРГ. Уже тогда было понятно, что необходимо менять сложившиеся подходы в организации труда и, прежде всего, наладить четкое планирование. Без этого «фундамента» объект в срок и с высоким качеством не построишь. К тому же высокопроизводительный и качественный труд должен соответствующим образом вознаграждаться, чему ранее мешала уравниловка. Человек, который работает лучше, должен иметь возможность и зарабатывать больше, нежели сотрудник, относящийся к своим обязанностям с прохладцей.
Заметил также, что на Западе не было проектных организаций-«монстров», чем грешили аналогичные советские институты. Это сфера деятельности для малого и среднего бизнеса, поэтому проектные фирмы там обычно насчитывают не более 50 человек. Но один их сотрудник в те времена заменял 10-12 наших. Теперь и мы работаем с такой же эффективностью, можем выполнить больший объем работ быстрее и качественнее, чем крупный проектный институт численностью 300-600 человек. Ведь чем больше людей, тем ниже управляемость. Страдает и заработная плата, а это снижает мотивацию.
Необходимо также создать людям комфортные условия не только для работы, но и для отдыха. В прошлом году, например, совершили теплоходный круиз по Неману. Людям понравилось общение на природе, так что постараемся продолжить эту практику, превратив ее в традицию. Такой отдых сплачивает коллектив. У нас ведь работают люди разных поколений, поэтому уже на начальном этапе развития компании важно заложить преемственность. По моему мнению, нельзя сотрудников с огромным опытом работы удалять на «задворки», что часто происходит сегодня в некоторых государственных организациях. Поэтому у нас возрастной ценз отсутствует, наоборот, таких специалистов ценим и пестуем. Сам я тоже далеко не молод, но пока хватает энергии работать по 20 часов сутки. И не потому, что хочется заработать больше денег, просто мне это интересно.
Г.В.: - Работая в государственной экспертизе, мне не раз приходилось выезжать за рубеж, где знакомился с работой строительной отрасли. Все лучшее из европейской практики постарались внедрить и у себя. Нам необходимо также перенять зарубежный опыт развития малых и средних городов, где высотное строительство практически отсутствует. Например, в Германии и других странах Европы небольшие региональные образования отличаются от крупных городов малоэтажной застройкой. Инфраструктура также спланирована иначе, там во главу угла поставлены комфортность проживания, удобство для жителей, а не для тех, кто занимается проектированием или строительством.
Некоторые наиболее удачные концептуальные идеи стараемся использовать в своей работе, например, в проекте застройки свободной экономической зоны в Лиде площадью 170 га, логистического центра «Белтаможсервис» в Минске. Техническое обоснование для проектирования этого объекта выполнили всего за полтора месяца, а сам архитектурный проект - за четыре. Хотя обычный срок исполнения таких заказов - год, а за это время первая очередь уже была введена в строй. Заказчик, Государственный таможенный комитет, остался доволен качеством и сроками выполнения работ, отметив это в своем отзыве. По таким значимым объектам и можно судить о профессионализме, так что проектирование города-спутника Смолевичи нам поручили не за «красивые глаза», а за качественно выполненные работы.
- Ранее достаточно часто возникали конфликтные ситуации между проектировщиками и строителями. Одни настаивали на неуклонном соблюдении проекта, другие старались максимально упростить себе работу. Сегодня этот конфликт исчерпан или продолжается?
С.С.: - Важно понять друг друга, поскольку конфронтация никому пользы не приносит. Нужно научиться вести дружелюбный диалог, однако в границах действующих нормативных документов. Действительно, строителям иногда хочется построить быстрее, но, как они считают, без некоторых «излишеств». В отдельных случаях авторам приходится идти на быстрое изменение проектной документации. С нашей стороны никаких задержек не допускается, для большей оперативности главный инженер проекта (ГИП) присутствует на всех производственных планерках, что помогает быстро решать возникающие вопросы. Имеем также представительство в Минске, где группа специалистов может работать в более тесном контакте с региональными заказчиками.
Г.В.: - Мы не разграничиваем обязанности между заказчиком, подрядчиком и проектировщиком, ведь все делаем одно дело. Если у подрядчика возникли трудности с заложенными в проектную документацию материалами, то по согласованию с заказчиком помогаем быстро исправить ситуацию. Так что работаем дружно и сообща, что максимально ускоряет строительство.
- Отдельный вопрос Станиславу Людвиковичу: не возникало ли у жителей Гродно дискуссии по поводу названия сети гостиниц, которые носят вашу фамилию?
- Вначале такой вопрос обсуждался, но малым числом граждан. А затем название «Семашко» настолько гармонично вошло в обиход, что вслед за первой «ласточкой» были построены вторая и третья очереди. И только благодаря одобрению общества, потому что большинство людей понимает, что если пиво, конфеты или сети отелей в соседних странах могут носить имя создателя фирмы, то почему в Беларуси этого нельзя делать? Я ведь в Кельне участвовал в строительстве отеля, так что некоторый опыт гостиничного бизнеса приобрел еще задолго до осуществления своей мечты. Одобрила данный проект и вся родня, они ведь тоже были опосредовано вовлечены в эту дискуссию, поскольку фамилия одна и та же.

Компания «Европрестиж»
23003, г. Гродно, ул. Антонова, 10
Тел./факс: (0152) 75-49-24
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.ep-proekt.by

Александр ГЛИНСКИЙ

Каждый населенный пункт как и человек имеет свои особенности. Эту индивидуальность, по мнению председателя Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Галины ПОЛЯНСКОЙ, необходимо учитывать в планировании регионального развития.

- Галина Владимировна, для того чтобы люди не уезжали в крупные промышленные центры, нужно создать в малых городах не только рабочие места, но и более комфортные условия проживания. Что для этого следует сделать?
- В Беларуси 81% составляют малые населенные пункты до 20 тыс. и 12% - средние с населением от 20 до 100 тыс. жителей. Они являются главными хранителями национальной самобытности, нравов и традиций. Как архитектор могу сказать, что наши основные жемчужины зодчества остались в малых и средних городах, но для поддержания их в надлежащем состоянии не хватает финансирования. Эти островки былого величия наших предков необходимо сберечь для потомков, поскольку, по моему мнению, сохранение культурных ценностей сейчас является одной из главных государственных задач.
С точки зрения градостроительства, малые и средние города следует рассматривать как местные центры расселения, обслуживающие определенную территорию. Повышение качества городской среды является одним из основополагающих требований. В небольших поселениях должны быть представлены все объекты социальной инфраструктуры, что способствовало бы повышению социального статуса места проживания. Естественно, нельзя все их мерить одной меркой, потому что каждый населенный пункт имеет свою уникальную среду, в соответствии с которой и должно планироваться его развитие.
Сейчас действует государственная программа развития малых и средних городов, направленная на их экономическое развитие. Первые шаги в этом направлении начали реализовываться еще при Петре Мироновиче Машерове, когда филиалы крупных предприятий стали выносить в небольшие населенные пункты, что сразу же трансформировало их облик. Соответственно улучшалось и качество жизни. Однако в рыночных условиях обстановка изменилась, большие предприятия не выдержали конкуренции. Особенно сложная ситуация там, где были градообразующие заводы и фабрики. Но для жизни любого города рабочие места необходимы. Какими они должны быть?
Прежде всего, необходимо развивать малый и средний бизнес. Такие экономические образования более мобильны и динамичны в развитии, а потому менее подвержены различным кризисным явлениям. Их стабильная работа может создать экономический фундамент для самодостаточности территории и развития самоуправления, являющегося основой демократии. Создание в малых и средних городах комфортных условий для проживания, наличие развитого рынка жилья поможет упростить проблемы связанные с трудовой миграцией. Ведь в развитых странах капитал и трудовые ресурсы свободно перемещаются в те регионы, где наблюдается экономический всплеск. Это позволяет сохранять устойчивое социально-экономическое развитие страны.
Сейчас, например, обсуждается тема столичных городов-спутников. Трактовка таких градостроительных образований, которые, по сути являются продолжением Минска, должна быть совершенна иная, чем столицы государства. Люди могут жить, например, в Логойске, Заславле или Смолевичах, а на работу ездить в Минск. Значит, необходимо расширить возможности транспортной инфраструктуры, с тем чтобы в будущем жителям не пришлось простаивать в многочасовых автомобильных пробках. Такого же индивидуального подхода в планировании требуют города с историко-культурными ценностями, у которых есть перспектива стать туристическими центрами, поселения, стоящие на логистических перекрестках, и т.д.
- Вы правильно отметили, что удержать жителей небольших поселений на своей малой родине можно лишь более комфортными условиями жизни. Недавно побывал на Западной Украине. В Черниговской области более 70% населения проживает в сельской местности, потому что люди не хотят менять добротные дома на общежития в мегаполисах. Малые города, через которые пришлось проезжать, выглядят такими же ухоженными, как наши районные центры после проведения «Дажынак». Но там это сделано за счет частных инвесторов, у нас - из бюджетных средств. Почему бы нам в этом вопросе не оказать доверие частному бизнесу?
- Действительно, в Беларуси пока вся финансовая нагрузка, связанная с развитием регионов, лежит на бюджете. Государство же должно дать «удочку», с помощью которой граждане смогут ловить «рыбу». Причем они это будут делать не только для себя и своей семьи, но и для региона. В бюджетной поддержке нуждаются лишь памятники архитектуры, социальная и туристическая инфраструктура: больницы, школы, дороги, вокзалы, аэропорты и т.д. Вся остальная составляющая комфортности бытия должна создаваться частным бизнесом. Возможно, для более динамичного развития стоит создать такие условия, чтобы предприниматели, открывающие свое дело в малых городах, как минимум на 5 лет были освобождены от налогов, проверок и прочей бюрократической суеты. Местная вертикаль должна быть напрямую задействована в этом процессе, поскольку без ее поддержки вряд ли в данном вопросе можно добиться успеха.
Необходимо также привить людям чувство гордости за свой город, село или поселок. В связи с исполнением депутатских обязанностей мне приходится много ездить по Беларуси, поэтому могу засвидетельствовать, что каждый наш регион имеет свои отличительные особенности, историю. Частичку всего этого богатства и необходимо поселить в людские души. Возможно, следовало бы ввести специальные курсы по краеведению в рамках школьных уроков истории. А для этого необходимо подготовить методический и учебный материал.
- Продолжая разговор о снижении нагрузки на государство, хотелось бы коснуться проблемы жилья. Пока и здесь главным кредитором является государство, но появляются и новые ростки местной инициативы. Например, в Горках довелось встретиться с директором частной строительной фирмы, который построил 24-квартирный дом для своих работников, причем жилье перейдет в собственность граждан после 10 лет работы на предприятии. Такого социального пакета не предлагают даже крупные государственные предприятия. Так, может, следует создать какие-то дополнительные льготные условия для частного бизнеса, который готов инвестировать в социальную среду малых городов? К тому же в этом вопросе есть еще один «подводный камень». При оформлении в собственность подаренных квартир с граждан возьмут подоходный налог. Но ведь в начале 90-х гг. государство дарило квартиры без такого налогообложения, поэтому встает вопрос социальной справедливости и равенства. Можно ли разрешить эти коллизии законодательно?
- Законы, собственно, и создаются для решения тех проблем, которые ставит перед обществом жизнь. Думаю, со временем такие нюансы будут законодательно разрешены. Государство должно поощрять подобные начинания, в том числе создавая инфраструктуру для строительства частных домов. Нужно также развивать систему жилищного кредитования, которая должна быть рассчитана на все категории граждан. Над этим сейчас совместно с правительственными структурами работает наша постоянная комиссия и мы надеемся, что очень многое на данном направлении будет сделано уже в течение этого года.
Кроме того, одной из самых важных задач, которая уже решается, является повышение качества среды в малых населенных пунктах. Застройку здесь необходимо также решать иначе, в основном ведя малоэтажное строительство. Многоэтажные здания имеют право на жизнь, но это должно быть социальное жилье для той категории людей, которые не могут самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Малые и средние города должны стать площадкой для апробации новых форм управления недвижимостью, поскольку и здесь необходимо уходить от монополии жилищно-коммунальных служб. Пусть люди самостоятельно решают, как и кто их будет обслуживать.
Одна из самых сложных проблем, которая сдерживает региональное развитие, - это нехватка высококвалифицированных управленческих кадров. Часто образуется некий заколдованный круг: человек «завалил» одно дело, а через некоторое время его же назначают руководителем другого предприятия или направления. Нам вообще нужно подумать над тем, чтобы в регионах местную власть возглавляли люди, которые здесь родились и выросли. Потому что для «пришлых» назначенцев часто переезд в другой регион является лишь очередной ступенькой карьерного роста. Так что лучше готовить управленческие кадры на местах, выискивать инициативных людей и вести их, начиная со школьной скамьи. Потому что чем сильнее будут регионы, тем мощнее будет страна.