Надежда КРЫЛЯНСКАЯ

В Беларуси в ближайшие годы будет создана инвестиционная корпорация, что предусмотрено Государственной программой инновационного развития на 2011-2015 гг. Для продвижения перспективных разработок планируется также сформировать другие, в том числе венчурные организации.

А пока частные лица берут инициативу в свои руки: в последних числах января прошел Второй минский СтартапУикенд. Что собой представляет данное мероприятие, какова его концепция, какие возможности оно открывает инвесторам, авторам и участникам представляемых проектов? На эти и другие вопросы отвечает один из организаторов, руководитель Минского клуба любителей бизнес-игр и финансовых симуляторов «Денежный поток» Константин ЖУРАВСКИЙ.
- Константин, что подразумевается под «стартапом»? Какова идея мероприятия и где она берет свой исток?
- В широком смысле слова - это любое новое бизнес-начинание. Мы же, организаторы мероприятия (Константин Журавский, Александр Патутин, руководитель компании «Деловые медиа», Александр Сорокоумов, консультант по стратегии бизнеса, автор деловых бестселлеров, Александр Булах, председатель клуба «Бизнес Старт» при ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей». - Прим. ред.) имеем в виду коммерческий проект, основанный на уникальной идее либо модели ведения бизнеса, которую ее автор намерен реализовать через создание компании. Под нее он ищет инвестиции.
Идея СтартапУикендов в том, чтобы помочь новичкам отечественного бизнеса привлечь финансовые и интеллектуальные инвестиций для своих бизнес-идей. Речь идет как об опыте состоявшихся бизнесменов, многие из которых являются первоклассными стартаперами, так и о профессиональных знаниях и навыках привлеченных экспертов.
Первыми формат СтартапУикенд для запуска инновационных IT-проектов опробовали американцы в 2007 г. До этого реализовывались встречи под «кодовым» названием Элеватор Питч , на которых молодые новаторы в очень быстром формате предлагали состоявшимся бизнесменам свои проекты. Они просто обменивались визитками, и если кого-то какой-то проект заинтересовывал, потом новатор встречался с инвестором. Сегодня СтартапУикенды проводятся еженедельно во многих городах мира. Такие мероприятия активно осваивают и международные корпорации, осознавшие колоссальный инвестиционный потенциал «стартаперских» проектов.
- Каковы критерии для отбора проектов? Кто может принять участие в данном мероприятии?
- Самое главное - это наличие бизнес-идеи как таковой. В ней должны присутствовать уникальность и новизна как минимум для локального рынка. Важна практическая реализуемость идеи в условиях того рынка, на который она нацелена. Проект должен находиться на начальной стадии реализации и соответствовать условиям бизнес-ангельского инвестирования (перспектива выхода на окупаемость в разумные сроки, возможность продажи доли в бизнесе инвестору в обмен на финансовые средства и др.). Также автор идеи должен быть готовым изложить ее перед аудиторией проекта СтартапУикенда. Особо приветствуются идеи с готовым прототипом (работающий интернет-ресурс, изготовленный промышленный образец и т.п.).
Сюда может прийти любой заинтересованный человек, имеющий практический опыт работы в бизнесе не менее двух лет (в качестве руководителя либо специалиста) и готовый потратить на приобретение опыта и инвестиций в свой проект полтора выходных дня. Специальность большого значения не имеет, но наиболее востребованы маркетологи, финансисты, дизайнеры, управленцы различного уровня, руководители проектов, инженеры и технические специалисты в сфере телекоммуникаций, IT, web-решений, услуг, производства, торговли (включая электронную коммерцию), а также люди с критическим складом ума.
Как показал первый минский СтартапУикенд, авторы способны генерировать отличные идеи, которые находят отклик у инвесторов. Например, команда «Артелье» вошла в тройку победителей и недавно закончила переговоры с Д.Мельниковым, руководителем проекта «Экспедиция» в Беларуси. Вскоре при сети магазинов «Экспедиция» появятся модные аксессуары под брэндом Taksama, разработанным этой командой. Проект по выпуску полуавтоматической электронной гитары также подходит к завершению своего очередного этапа: готовится пакет документов и, надеюсь, очень скоро мы увидим инструмент в музыкальных магазинах. Есть продвижение вперед и у проектов, представлявших мини-гостиницы и скейт-парк.
- Для нашей страны такое мероприятие является новым продуктом?
- В какой-то мере, да. Поясню почему: Элеватор Питч проводились при бизнес-инкубаторе БГУИР. Посетив их, а также совместно с А.Патутиным первый московский СтартапУикенд, который прошел в начале октября прошлого года, мы проанализировали белорусский опыт и московский, внесли свои дополнения и изменили формат: мероприятие стало тренингово-образовательным. Вместе с тем СтартапУикенд является открытой площадкой, которая доступна авторам проектов и членам их команд, которые могут встретиться с инвесторами, экспертами, ознакомиться со справочными и нормативными материалами.
Отмечу также, что в отличие от американского и российского аналогов, белорусский СтартапУикенд не «зациклен» только на интернет-технологиях. Здесь появляются проекты в области телекоммуникаций, организации производства, услуг для бизнеса и населения (в том числе образовательных, финансовых и др.), разработок в области новых методов торговли, стимулирования сбыта, энергосбережения и т.п.
- Что представляет собой концепция мероприятия?
- Это 30-часовой тренинговый марафон, который проводится в субботу и воскресенье (отсюда и название). В первый день проводится Элеватор Питч: автору проекта дается 3 мин на представление своей идеи, это так называемый мини бизнес-план - резюме проекта, столько же времени отводится на комментарии инвесторов и экспертов. На следующий день проекты, которые оказались, по мнению строгого жюри, лучшими - это примерно 50% от первоначально представленных - дорабатываются авторами до того вида, который устроил бы инвестора.
На каждом мероприятии обязательно присутствуют инвесторы: как правило, это состоявшиеся в жизни и бизнесе люди, готовые помочь начинающим стартаперам финансами, собственным менеджерским опытом, профессиональными знаниями. Это так называемые бизнес-ангелы.
Также здесь находятся приглашенные эксперты из таких областей как правовая защита интеллектуальной собственности, привлечение инвестиций, бизнес-планирование и стратегическое управление, поиск и подбор персонала, маркетинг, менеджмент, финансирование, юриспруденция и др. Однако их присутствие вовсе не означает, что данные специалисты будут дорабатывать за авторов представленные проекты, их задача - указать на ошибки и сориентировать стартаперов на путь успеха. Причем только в случае обращения за помощью к конкретному специалисту, - все они открыты для общения.
Все мероприятия курируются признанными мастерами в своих областях и психологами. Последние, кстати, на втором СтартапУикенде провели полуторачасовой «аквариум» - это группа из 16 человек, работающая в спонтанном режиме в окружении кольца наблюдателей. Модераторам Второго СтартапУикенда Александру Сорокоумову и Юлии Сушковой удалось смоделировать реальную экономику: участники тренинга смогли организовать и два раза перепродать один «стартап», однако при этом чуть было не потеряли двух наиболее важных людей - ключевого специалиста созданной компании и крупнейшего инвестора. А та реальность, которую увидели все - и участники «аквариума», и наблюдатели - на многих произвела поистине шоковое впечатление. И, думаю, послужило хорошим уроком.
За полтора часа «аквариума» проявились все главные беды начинающих бизнесов, о которых инвесторы в первый день пытались сказать, но их невнимательно слушали. Инвесторы тоже увидели много интересного, например, что их ждет, если они слишком увлекутся проектом и забудут про то, с какой целью сюда пришли.
Кстати, после каждого выступления на Первом и Втором СтартапУикендах инвесторы и специально приглашенные эксперты давали свои комментарии о том, как лучше представлять проекты, а между мероприятиями проводились специальные подготовительные семинары, где уже состоявшиеся бизнесмены делились своим опытом. К сожалению, советы практиков бизнеса услышали не все: на семинарах присутствовали авторы лишь двух заявленных на Второй СтартапУикенд проектов (неудивительно, что их проекты прошли в финал и оказались в тройке победителей). Однако большая часть участников пропустила эту возможность, поэтому «благотворительность» мы на время прекратили.
- Вы сказали ранее, что на СтартапУикенды приходят инвесторы, которых называют бизнес-ангелами. Что означает данное понятие?
- Бизнес-ангелы - это частные инвесторы, которые вкладывают свои личные финансы в довольно рискованные затеи и в некотором смысле «спасают» молодые проекты, находящиеся порой на стадии зарождения. Как правило, речь идет о частном венчурном капиталовложении. Приблизительно третья часть инвестиций бизнес-ангелов связана с развитием инновационных технологий.
Разумеется, один бизнес-ангел может участвовать в нескольких проектах, а один проект может финансироваться несколькими бизнес-ангелами. Как правило, они выступают не в роли пассивных инвесторов, а активно участвуют в управлении компанией, помогая ей (кроме вложенных средств) своими профессиональными навыками и опытом. Так что обычно бизнес-ангелами становятся успешные предприниматели, знающие о создании и развитии бизнеса не понаслышке. Согласно статистическим данным, подавляющее большинство бизнес-ангелов (более 90%) - мужчины среднего возраста - около 55 лет.
- Что же учитывают бизнес-ангелы при выборе проектов для инвестирования?
- На первое место ставится личность предпринимателя, затем потенциал роста данного сегмента рынка и конкурентные преимущества товара. Зачастую все, на чем основывает свое решение инвестор - это уверенность в том, что предприниматель способен реализовать свой проект. Я знаю точно, что после Второго СтартапУикенда несколько наших инвесторов уже встретились с авторами проектов. Один из бизнес-ангелов рассказал нам, что с двумя проектантами он составил план действий из 15 пунктов на ближайшие два месяца. А дальше время покажет, окажутся ли их идеи успешными. Такими, как, например, инвестированная в компанию Аpple 91 тыс. долл., которая превратилась в 154 млн. В 26 млн. превратились 100 тыс., инвестированные Томасом Албергом в компанию Amazon, в 42 млн. фунтов - 4 тыс., вложенные в Body Shop Яном МакГлинном.
Во всем мире бизнес-ангелы очень активны. Так, по результатам недавнего исследования, опубликованного в отчете Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), неформальные частные инвестиции в молодые фирмы во много раз превысили вложения, сделанные венчурными фондами. Было профинансировано 99,962% всех фирм, размер инвестиций составил 91,8% суммарного венчурного капитала. Всего в более чем 33 млн. молодых фирм было направлено 364 млрд. долл.
В среднем в странах, где ведется мониторинг, в течение последних трех лет 3% населения инвестировало в чужой бизнес. 43,7% инвесторов сообщили, что вложили капитал в семейный бизнес близких родственников, 29,2% - в фирмы друзей, 8,9% - в компании коллег по работе и 9,3% - в предприятия незнакомых им людей.
Например, в США бизнес-ангелы в среднем инвестируют около 45 млрд. долл. в 50 тыс. молодых фирм ежегодно. Всего в этой стране насчитывается около 500 тыс. активных бизнес-ангелов. В Евросоюзе, по официальным оценкам, имеется около миллиона потенциальных бизнес-ангелов, готовых инвестировать от 10 до 20 млрд. евро.
В Беларуси такое движение только зарождается, но несмотря на это, результаты, пусть и не слишком большие, уже есть. И думаю, что за частными венчурными фондами дело не станет. Так что малому бизнесу будет, куда обратиться за поддержкой.