Людмила КОНОНОВА

Кино, несмотря на мощную конкуренцию со стороны телевидения, продолжает оставаться, по выражению классика, «важнейшим из искусств». Это подтверждает и РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм», где в последнее время стало выходить больше лент, привлекающих внимание зрителей.
Каковы сегодня возможности отечественных «киношников»? На этот и другие вопросы отвечает директор Студии игровых фильмов киностудии «Беларусьфильм» Виталий ЧЕРВЯКОВ.
- Какие организации в Республике Беларусь являются основными производителями киновидеопродукции?
- Главный заказчик художественных, документальных, мультипликационных фильмов, а также телевизионных сериалов - государство в лице Министерства культуры. А основные производители - наша киностудия, имеющая все современные технологии и оборудование для оказания полного спектра услуг в киноиндустрии, РУП «Белвидеоцентр», который производит документальные фильмы, и три крупных телеканала: Первый национальный, ОНТ и СТВ. Существуют также частные студии, выполняющие заказы для республиканских телевизионных каналов или российских кинокомпаний.
- Всегда ли окупаются ваши кинофильмы?
- В классическом варианте доходы поступают сначала от проката в кинотеатрах, потом от показов по телевидению, затем - от распространения на DVD-дисках и других электронных носителях. Дополнительную выручку могут приносить песни из кинофильмов, ставшие шлягерами.
Замечу, что в нашей стране возместить затраты на производство фильма невозможно только в кинотеатрах: их в республике немногим более 140, и они могут приобрести максимум 7 копий кинофильма. А для полной окупаемости фильма средней стоимости нужно продать не менее 250-300. Это возможно только с учетом кинотеатров России, Украины и других стран, что вполне реально, если выпускаются добротные, так называемые кассовые ленты. Проще с окупаемостью проектов, которые приобретает телевидение. Поэтому наиболее привлекательным является создание телевизионных сериалов.
- Какие фильмы, выпущенные киностудией «Беларусьфильм» за последнее время, на ваш взгляд, самые удачные?
- Еще вчера мы не могли себе представить, что можно снять фильм, показывающий, как по деревне ездит розовый танк и на нем еще пашут землю. Такое можно увидеть в замечательной кинокомедии «Дастишь фантастишь» режиссера А.Канановича. В ней рассказывается о жизни деревни, в которой живут веселые и трудолюбивые люди. У них свой, особенный юмор, они совершают оригинальные поступки. Уверяю, кинофильм не оставит зрителя равнодушным.
Вышли серьезные и глубокие кинофильмы «Инсайт» (режиссер Р.Грицкова), «Днепровский рубеж» (Д.Скворцов), «Волки» (А.Колбышев). Недавно в кинотеатрах прошел детский фильм-сказка «Новогодние приключения в июле» Е.Туровой.
Уже закончены съемки и скоро выйдет на экраны лента «Масакра» - своеобразный фильм ужасов, основанный на белорусском национальном фольклоре. Режиссер А.Кудиненко с юмором определил его жанр как «бульба-horror» (от английского horror - ужас).
Вышли телевизионные сериалы «Снайпер» и «Покушение» режиссера А.Ефремова о событиях Великой отечественной войны, «Краповый берет» А.Голубева о современной армейской службе, «Пока мы живы» С.Сычева о жизни страны в 90-е гг., а также «Тень самурая» - детективная история, снятая мэтром И.Четвериковым .
Уже закончены съемки фильма «Брестская крепость». В течение весны 2010 г. его смонтируют. Эта лента создается по заказу Союзного государства России и Беларуси. Фильм снимался совместной съемочной группой на территории цитадели в городе над Бугом. Думаю, зритель придет в шок и восторг от реалистичных съемок и колоссальных декораций Холмских ворот, магазина, клуба-церкви, моста через реку Буг, казарм и других сооружений, которые в натуральную величину построены строительными организациями Бреста, за что им низкий поклон и большое спасибо.
Все выпущенные киностудией фильмы, в том числе документальные и мультипликационные, очень интересны. У каждого - свой зритель.
- Какова, по вашему мнению, судьба этой ленты и окупятся ли затраты на нее?
- Это целиком и полностью зависит от генерального подрядчика - телерадиокомпании Союзного государства (ТРО «Союз»). Премьеру фильма намечено провести 22 июня 2010 г. в 4 часа утра (момент начала Великой Отечественной войны) на большом экране на территории Брестской крепости, куда будут приглашены все жители города. Я надеюсь, что картину ожидает хорошая экранная судьба.
- Может ли киностудия «Беларусьфильм» при бюджете, скажем, в 100 млн. долл. снять фильм, по уровню и качеству не уступающий голливудскому?
- У нас есть все возможности достичь голливудского уровня, причем как минимум вдвое дешевле! Но надо понимать, что существует определенная специфика в создании «хитов». При бюджете 50 млн. более трети суммы будет стоить только одна звезда, например, Анжелина Джоли. И это оправданно: участие звезд мировой величины - прекрасная реклама фильма, поэтому в его раскрутку вкладываются огромные средства.
Немаловажно и техническое оснащение киностудии. Сейчас на «Беларусьфильме» ведется реконструкция, и после ее завершения наши возможности изменятся колоссально. Появятся новые производственные корпуса и павильоны для организации съемок, будут осуществлены капитальный ремонт и техническое переоснащение главного здания, перестроена гостиница-общежитие. Приобретено большое количество современного оборудования, в частности, кинокамеры, аппаратура для записи звука, в том числе и в формате Dolby, техника для монтажа, цветокоррекции, компьютерной графики и многое другое. Это значительно увеличивает наш потенциал. К примеру, фильм, снятый на видео, можем перевести на кинопленку и наоборот, причем без потери качества. Многие российские кинокомпании начали активно пользоваться полным спектром услуг, которые сегодня оказывает киностудия «Беларусьфильм».
Но мы наращиваем и собственное производство. Еще недавно были периоды, когда выпускалось всего 2-4 ленты в год, а сейчас ежегодно в работе находится 12-15 художественных кинофильмов и телевизионных сериалов, возросло количество мультипликационных и документальных картин.
- Какие проблемы вы считаете основными в белорусском кинематографе?
- К сожалению, в нашей стране существует только государственное финансирование кинопроизводства. Нет частных независимых продюсеров, которые могли бы инвестировать в эту сферу, продавать ленты за границу и зарабатывать для республики валюту, а также привлекать к созданию кинокартин известных актеров, режиссеров, сценаристов и т.д. В свою очередь, это помогло бы создать конкурентную среду и соответственно повысить качество выпускаемых лент.
Существует у нас и дефицит хороших сценариев. Его порождает действующий норматив оплаты авторских гонораров: мы можем заплатить 3-5 тыс. долл., в то время как российские продюсеры предлагают автору за тот же сценарий в несколько раз больше.
Не менее важная проблема в белорусской киноиндустрии - кадровая. Для ее решения необходимо усилить профессиональную подготовку специалистов. Сейчас ее осуществляют Белорусская государственная академия искусств и Белорусский государственный университет культуры. В России база обучения намного мощнее, в частности, действует Санкт-Петербургский институт киноинженеров, который готовит не только технических специалистов, но и продюсеров, всем известный ВГИК, а также Высшие курсы режиссеров и сценаристов. К сожалению, немногие белорусы учатся в этих заведениях.
- Как вы можете охарактеризовать взаимоотношения с Россией в области кинопроизводства? Это конкуренция или партнерство?
- На сегодняшний день большая часть продукции киностудии производится совместно с российскими телерадиокомпаниями, которые, как правило, имеют уже освоенный рынок сбыта и при запуске картины знают, сколько получат денег с ее проката и в какие сроки. Фильм «Снайпер», например, окупился с первого показа. Недавно созданная картина «Покушение» тоже уже приобретена для показа в России и Украине. Такое сотрудничество максимально оптимизирует затраты. Совместными усилиями фильмы гораздо легче продвигать и возвращать вложенные в их создание средства.