Андрей СКУРАТОВИЧ

В прошлом году в Беларуси впервые на продажу были выставлены некоторые крупные частные предприятия стоимостью до 100 млн. долл. Вместе с тем по прежнему сохранялась несбалансированность спроса и предложения как по цене, так и по качественному составу.

Всего в 2009 г., по оценке руководителя проекта Vashafirma.by Юрия Эбера, в республике на продажу было выставлено предприятий частной формы собственности на сумму 350 млн. долл. На 31 декабря 2009 г. текущий объем предложения составил 39,5 долл. (в закрытой, не публичной продаже - еще 150 млн. долл.).
Средняя стоимость продаваемого действующего предприятия в 2009 г. была 211,2 тыс. долл. Заинтересованность в приобретении активов частного бизнеса проявили инвесторы из 24 стран, причем наиболее активными на нашем рынке были россияне, на долю которых пришлось 56,7% заявок, бизнесмены из США (5,5%) и Германии (3,4%). А вот инертность наших соседей из Украины (2,3% заявок) и Литвы (0,9%) настораживала и даже беспокоила.
В отраслевом разрезе значительно ослаб интерес покупателей к строительным, транспортным фирмам, предприятиям по производству стройматериалов (особенно изделий из ПВХ), а также к объектам сферы услуг, расположенным на арендуемых площадях со ставкой арендной платы свыше 12 евро/м2. В этих секторах предложение существенно преобладало над спросом.
В 2009 г. по-прежнему в дефиците оставались СТО, автомойки, аптеки, производственные предприятия и объекты общепита. При этом, несмотря на падение стоимости активов, ожидания покупателей зачастую оставались ниже ценника продавцов. К примеру, за СТО большинство заявителей готовы были заплатить не более 30 тыс. долл., что, как правило, не устраивало продающую сторону, особенно если речь шла о преуспевающем бизнесе.
Несбалансированность спроса и предложения наблюдалась и по другим индикаторам, которые стоит отнести к разряду качественных. Например, в сфере объектов розничной торговли повышенный спрос был на продовольственные магазины с торговой площадью от 50 до 70 м2. Но такие на продажу практически не выставлялись, зато в изобилии предлагались различные мелкорозничные торговые точки, роллеты и места на вещевых рынках, в целом мало интересующие покупателей-бизнесменов.
Вместе с тем в 2009 г. впервые в Беларуси на рынке готового бизнеса предлагались активы некоторых крупных частных предприятий стоимостью до 100 млн. долл., в т.ч. респектабельные магазины, объекты автосервиса, шоу-бизнеса, заводы, что можно рассматривать как определенную положительную подвижку.

Сложно точно сказать, по какому количеству негосударственных предприятий были завершены сделки купли-продажи, поскольку такой учет не ведется, а нотариальные конторы предпочитают не распространять соответствующую информацию. По некоторым оценкам, в 2008 г. в стране продано частного бизнеса примерно на 80 млн. долл., что в несколько раз меньше, чем годом ранее. Однако не только кризис влиял на покупательскую активность. К сожалению, либерализация законодательства обошла стороной сделки в сфере готового бизнеса, мы так и не дождались снижения подоходного налога хотя бы до 6-8% при продаже физлицом своей доли в уставном фонде хозяйственного общества. Разумеется, это никак не стимулировало рынок, а часть сумм по-прежнему осталась в тени «серых схем».
Возможно, сделок было бы больше, а активы бизнеса - весомее, если бы в стране более динамично шли процессы вовлечения в оборот неиспользуемого госимущества. В то время как основной массе частного бизнеса до сих пор приходится ютиться на арендованных площадях, многие здания и сооружения, находящиеся на балансе госорганизаций, пустуют. А некоторые и вовсе приходится списывать, поскольку они в конце концов приходят в негодность. Можно еще понять, когда соответствующим постановлением правительства списывается навес или часть забора в той или иной госорганизации, но зачастую речь идет об административно-бытовых зданиях, объектах инфраструктуры, к примеру, автозаправках. Не продав или не передав в свое время это имущество частному бизнесу, государству приходится тратиться на его снос.