Дарья ШИТИКОВА

Современные технологии не стоят на месте, и вот уже на смену бумажным корпоративным брошюрам, каталогам, годовым отчетам, рекламным листовкам и пресс-релизам приходят… фильмы: корпоративные, презентационные, методические и учебные. Именно они просто и доступно рассказывают партнерам о компании и продукции, останавливают посетителя выставки у стенда, эффективно преподносят учебный материал.


Не секрет, что видеофильм воздействует одновременно почти на все каналы человеческого восприятия (вижу - слышу - чувствую), т.е. влияет на визуалов, аудиалов и кинестетиков. И все же, согласно принципу Парето, 80% информации, которая поступает в человеческий мозг, приходится на визуальный канал, 20% - на все остальные. Да и наиболее распространенная стратегия освоения новых объектов – это так называемая стратегия ВЧ (вижу - чувствую).
К тому же в процессе просмотра видеофильма формируется свой контекст (то, что позволяет наиболее точно выявить основное послание, закладываемое авторами фильма). А его можно использовать в собственных целях: показать себя в успешном контексте, включить в него символы и образы, которые вызывают доверие. Вот пример: представьте себе два одинаковых по содержанию интервью директора, только одно дается на фоне ухоженных производственных цехов, а второе - во дворе, где на заднем плане проглядываются запущенный мехдвор. Как вы думаете, какая картинка даст более позитивный эффект? Естественно, первая.

Жанровое многообразие

Видеофильмы удобнее группировать по целям и задачам, которые они должны выполнять. Так, презентационный фильм - это фильм о компании, его называют «визитной карточкой». Он эффектно демонстрирует продукцию, услуги и компанию потенциальному потребителю. Кроме того, он может быть посвящен определенному событию или акции (презентация фирмы или нового направления деятельности, открытие нового объекта и т.д.). Его основной аудиторией являются потенциальные потребители.
Благодаря своей информативности и длительности (5-20 мин) фильм может выполнять функции промофильма, имиджевого и выставочного ролика. Первый, или PR-фильм продвигает брэнд и продукцию на рынок. Второй - расставляет акценты в позиционировании компании на рынке и призван укрепить ее корпоративный дух. Выставочный ролик зачастую делается даже без звука, но с яркой запоминающейся картинкой, красивой графикой и нестандартной подачей материала.
Корпоративный фильм формирует имидж компании и дает представление о ней, формулирует и наглядно показывает основополагающие принципы организации, ее миссию, подходы, цели и задачи, создает корпоративный дух организации и отношения внутри коллектива, демонстрирует производственный и научный потенциал, выпускаемую продукцию, показывает структуру компании и предприятий, входящих в ее состав.
Он предназначен для аудитории как вне компании (клиенты, потенциальные потребители продукции и услуг компании, деловые партнеры компании, инвесторы, госучреждения, чиновники), так и внутри ее (сотрудники и персонал компании, акционеры). Средняя длительность корпоративного фильма - около 10 мин.
Возможных форматов корпоративного видео в зависимости от интересов бизнес-сообщества множество: фильм-«фантом» для консалтинга, рекламы, PR, медицины и др.; фильм-«лаковая картинка» для авиакомпаний, портов, производства, отелей, ресторанов, судоходных компаний; фильм-«отчет» - рекомендуется предприятиям финансового сектора, крупным ОАО, компаниям с большими долями иностранного капитала; фильм-«репортаж» как образный и подробный рассказ о событии (сюда относятся и фильмы-«юбилеи», посвященные корпоративным праздникам); фильм-«доверительный разговор», или фильм-«сопровождение» годится для любого бизнеса, поскольку всякое публичное действие, поддержанное видеорядом, приобретает дополнительную силу.
Особое место занимают малобюджетные, но информативные, яркие и очень эффектные слайд-шоу (слайд-фильм) и товарный видеокаталог. Последний - это прямой аналог привычных всем красочных бумажных каталогов, но благодаря присутствию в нем видео и звука, может гораздо эффективнее представлять потенциальным клиентам любые продукты или услуги. Хронометраж такого фильма может быть очень большим и зависит от количества позиций товара или услуг. Слайд-шоу содержит фрагменты компьютерной графики: логотип компании или различные диаграммы, схемы, графики, динамичную музыку и профессиональный голос диктора. Из-за небольших объемов информации его можно размещать на корпоративном сайте.
Обучающий фильм помогает правильно использовать продукт, демонстрирует его в работе, показывает методы эксплуатации, объясняя сложные моменты доступным и понятным языком.
Учебный фильм снимают в основном для повышения квалификации сотрудников, что экономит время и средства на их обучение. Но целевой аудиторией могут быть и клиенты компании, и ее партнеры. Например, учебные видеофильмы являются необходимой частью многих западных образовательных программ, разработанных для повышения квалификации персонала и руководителей предприятий.
Видеофильмы получили чрезвычайно широкое распространение благодаря реалистичности сюжетов, игровой форме подачи материала, что во многом упрощает и повышает эффективность восприятия информации обучаемыми. Специальные исследования влияния учебного видео на действия при пожаре, проведенные совместно Академией ГПС и Университетом Ольстера (Великобритания), подтвердили: люди, которые смотрели учебные видеофильмы даже много лет назад, ведут себя правильнее с точки зрения пожарной безопасности, чем те, кто его не смотрел.

На «кухне» творчества

Число людей, которые привлекаются к творческому процессу, варьируется в зависимости от заказа. Небольшой и простой видеоматериал вполне «потянут» три человека: автор-текстовик, оператор и монтажер.
Стандартная схема производства презентации такова: вначале определяются цель и аудитория, оговаривается продолжительность фильма. Затем разрабатывается концепция, собирается материал и пишется сценарий. Все перечисленные этапы обязательно согласуется с заказчиком. После этого осуществляется раскадровка всего фильма с хронометражем, которые утверждаются заказчиком; после идут непосредственно съемочный период (2-3 дня), монтаж, цветокоррекция, наложение фильтров, многослойный монтаж, создание 2D-/, 3D-графики и анимации (начальные «заставки», «перебивки», титры), озвучка, музыкальное сопровождение, шумовые звуковые эффекты и кодировка, запись DVD-Video диска с многоуровневым или анимированным меню и сдача фильма заказчику.
Создание сценария и переговорный процесс занимают примерно половину всего времени работы над фильмом. Стоимость малобюджетного ролика составляет 2-8 млн. руб., а минута хорошего фильма в среднем обойдется заказчику от 1 до 5 млн. На цену влияют сложность и количество съемочных дней, используемое оборудование, вознаграждение дикторам, актерам, композиторам, аренда реквизита, графика и др. Кстати, о компьютерной графике, она тарифицируется посекундно: до 100 долл. за секунду, и порой может «съесть» 10-15% общей стоимости проекта.
Срок выполнения фильма обыкновенно колеблется от 1 до 1,5 месяца. Хотя, как показывает практика, работа может затянуться, если, например, ответственные за фильм сотрудники фирмы-заказчика уходят в отпуск или больничный, уезжают в командировки или, что еще хуже, начинают соперничество друг с другом за право быть первым и лучшим в глазах своего руководителя.
Самое сложное в работе с заказчиком - это когда он не знает четко, чего же он на самом деле хочет. Распространенный, к сожалению, подход: «Чтобы красиво и нравилось всем» - в создании фильма не оправдан, в лучшем случае он будет пылиться на полке, в худшем - отправится в утиль. А ведь на создание фильма были потрачены немалые деньги! Поэтому обязательно поинтересуйтесь портфолио исполнителя, соберите информацию о фильмах зарубежных конкурентов и четко определитесь с целями и аудиторией. Тогда и быстрая отдача, и окупаемость видеофильма не будут заоблачной мечтой.