Административное управление и его последствия

Уважаемые читатели!

На законодательном уровне в 2010 г. приняты темпы роста ВВП 11-13%. Это говорит о том, что руководство страны, не тратя усилия на реформирование экономики и отложив до лучших времен решение проблемы повышения эффективности, стремится уже испытанными методами повысить или по крайней мере сохранить существующий жизненный уровень в Беларуси. Не доверяя частной инициативе и хозяйственной самостоятельности директоров государственных предприятий, Правительство вынуждено увеличивать административное воздействие на экономику.
Рыночному хаосу противопоставлено государственное планирование в виде различных государственных программ. Их более 17. Среди них такие как «Возрождение и развитие села», «Инвестиционная программа», «Жилье», «Национальная стратегия устойчивого развития», «Модернизация энергетической системы», «Электронная Беларусь», «Дети Беларуси» и др. На их выполнение выдано 36% кредитных ресурсов по льготным процентным ставкам. Кредитование программ осуществляется через два государственных банка: ОАО «Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк». С учетом льготности кредитов и стремления сохранить финансовую устойчивость, эти две системообразующие финансовые организации вынуждены были отойти от когда-то существовавшей предельной маржи в 3% и при ставке рефинансирования 13,5% выдают кредиты юридическим лицам в белорусских рублях по средней ставке выше 18%. Вместе с тем, решая проблемы с ликвидностью, банки вынужденно увеличивают процентные ставки по депозитам. Их размер в белорусских рублях доходит до 22%. Понятно, что в республике нет проектов, вложение средств в которые позволяло бы банкам зарабатывать суммы, достаточные для выплаты таких дивидендов по депозитам. Поэтому Национальный банк вынужден поддерживать эти два банка эмиссионными средствами.

Отдельные специалисты высказывают мнение, что с учетом потребности экономики в кредитных ресурсах печатный станок проблем не создаст. Но это далеко не так. За 2009 г. при росте номинального ВВП на 105,4% широкая денежная масса, включающая наличные деньги, средства на счетах предприятий, различные депозиты и ценные бумаги, выпущенные банками, увеличилась на 112,9. В Указе Президента от 30.12.2009 г. №668 заложен еще ее потенциальный рост в 2010 г. на 11,5%. В итоге за 2 года прирост может составить 25%.

Конечно, это повышает ликвидность банков и их возможность в выделении кредитных ресурсов. Проблема в том, на что будут выданы кредиты. Если на кредитование жилья, то средства останутся в стране и будут способствовать росту ВВП, оказывая давление на валютный курс через выплачиваемую заработную плату. То же, в той или иной степени, касается и других государственных программ. При этом кредиты вновь будут льготные, а ставки для предприятий, желающих получить кредитные ресурсы вне государственных программ, не снизятся.
Так в Беларуси складывается «рыночная» цена кредитных ресурсов, исходя из которой выдают кредиты и остальные банки. В результате, несмотря на кризис, рост прибыли в банковской системе за 11 месяцев увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 30% и достиг «нового исторического максимума» - 1 трлн. бел.руб.

Но о чем же думают предприятия, которые при существенно меньшей рентабельности берут такие дорогие кредиты? На что надеются? За счет каких средств собираются их возвращать? А что им делать?! За них думает Правительство, планируя темпы инвестиций и объемы производства.
Банки в условиях выдачи таких рискованных кредитов вынуждены увеличивать обязательные резервы, которые замораживают получаемую прибыль и снижают их возможности по кредитованию экономики.

Но тогда резонный вопрос: на что надеется Правительство? По всей вероятности, по-прежнему на печатный станок и оживление спроса в России на белорусские товары, а в крайнем случае - на продажу предприятий.

Впрочем, давление денежной массы за счет печатного станка может и не сложиться, если стремясь выполнить доведенные показатели, предприятия продолжат закупать импортные материалы, увеличивая запасы готовой продукции на складе. Среднемесячный прирост отрицательного сальдо в 2009 г. составил около 0,5 млрд.долл., или 1,4 трлн. руб. При сохранении такого темпа предусмотренных на 2010 г. эмиссионных денег хватит только на 3 месяца, а далее денежная масса будет сокращаться. Что же касается предприятий, то они уже сегодня говорят о возврате к бартерным операциям.

Таковы действительность и экономическая логика административного управления.

С уважением,

Главный редактор   А.Ковтуненко