Владимир МИРОВ

В кризисное время важным представляется каждое мнение, которое поможет глубже понять происходящие процессы и тем самым подтолкнуть к выработке грамотных решений.
Поэтому небезынтересна оценка экономической ситуации, которую дали Научно-исследовательский центр Мизеса и Аналитический центр «Стратегия», подводя итоги социально-экономического развития Беларуси в 2009 г.
По мнению директора центра Ярослава РОМАНЧУКА, «это был год потерянного времени, несбывшихся надежд и неточных прогнозов. Беларусь потеряла время, не проведя реструктуризацию промышленных предприятий и банков. Инерция нефтяного и калийного благополучия вкупе с кредитами МВФ блокировала волю к либерализации и рыночным реформам. Долги росли, платежная дисциплина падала, расходы на поддержку убыточных предприятий увеличивались.
Правительство тщетно надеялось на рост экономики со второго полугодия. Вопреки официальным прогнозам Беларусь вступила в рецессию». По приведенным центром Мизеса данным, в 2009 г. ВВП республики сократился на 15 трлн. руб., или на 9,7%.
В то же время официальная позиция не столь пессимистична. Правительство полагает, что в 2009 г. рост ВВП составил 100,2%. И хотя он не столь велик, как в предыдущие годы, все же удалось в основном сохранить докризисные показатели. Добиться этого помогла реализация мер антикризисной программы. Несколько хуже обстоят дела в промышленности, где производство продукции составило к предыдущему году 97,2%. Успешнее сработало сельское хозяйство: рост производства сельхозпродукции - 101,3%.
Беларусь зарегистрировала рекордное в истории страны падение экспорта. В течение года не удалось сократить дефицит торгового баланса и улучшить сальдо счета текущих операций. Была поставлена задача ограничить дефицит торгового баланса товаров в пределах 1,3-1,5 млрд. долл., но за 11 месяцев он составил 6,4 млрд.
Министры, публично обещавшие рост ВВП на 10-12%, в большинстве своем остались на своих постах. Не дала результатов кампания по разгрузке складов. Правительство так и не смогло ответить, почему они вообще оказались затоваренными.
Действительно, проблемы со сбытом многих видов изделий потребовали кардинальных мер по активизации продаж, которые, согласно официальной точке зрения, дали определенный результат. Если в середине прошлого года остатки готовой продукции достигли 95% месячного выпуска, то по состоянию на 1 января 2010 г. они были доведены до норматива и составили 68%.
Как полагает руководитель центра Мизеса, 2010 г. будет сложнее и напряженнее предыдущего. По его мнению в Беларуси растет число мест, о которых можно сказать: где тонко там и рвется. Это, в первую очередь, банковская система с ее дефицитом ликвидности, крайне неустойчивый платежный баланс и давление на курс, неконкурентоспособные, нереструктурированные государственные предприятия, а также недостаточная финансовая устойчивость местных органов власти. В 2010 г. денег у них будет еще меньше, а зависимость от республиканского бюджета еще выше.
Ярослав Романчук отметил:
- Кредитованием, особенно внешним, структурные проблемы белорусской экономики не решишь. «Омертвленный» капитал сам собой не рассосется. Закачка бюджетных инвестиций и ресурсов банков в рынок недвижимости может дать результат в краткосрочной перспективе, но уже к концу года увеличатся риски обвала на рынке недвижимости. Поэтому структурный кризис белорусской экономики в 2010 г. не только не закончится, но еще больше углубится. Без системных, глубоких реформ делового климата, приватизации, создания институтов рынка, ценовой и торговой либерализации издержки преодоления кризиса будут еще больше. И если в большинстве стран кризисные явления развиваются по траектории V (резкое падение, затем такой же подъем), то в Беларуси их график напоминает букву L (отвесное падение, затем долгая стагнация).
В 2009 г. траектория кризиса оказалась не такой крутой: она была несколько сглажена за счет внешних кредитов. В 2010 г. возможности получения столь обильной внешней поддержки будут ограничены. А при крайне неустойчивом экспорте и ограниченном объеме золотовалютных резервов риски инфляции и девальвации станут еще выше, чем годом ранее. Особенно если Нацбанк выполнит свои планы и увеличит на 30- 40% объем рублевой массы в экономике.
Как считают в центре Мизеса, Беларусь в 2010 г. не достигнет «дна» - это произойдет только в 2011-2012 гг. И то, только в том случае, если начнут проводиться системные рыночные реформы. Главной движущей силой в этом процессе должны быть не чиновники, а предприниматели. Ведь ресурсы и потенциал последних - это тот «мертвый» капитал, который может ожить и вытянуть республику из кризиса. Расчет на другие локомотивы роста (внешние кредиты, дотации «Газпрома», спрос Китая на наши калийные удобрения) недальновиден.
Однако в правительстве полагают, что в 2010 г. будут обеспечены высокие темпы роста экономики страны, о чем заявил заместитель премьер-министра Андрей КОБЯКОВ. По его словам, в этом году будет окончательно преодолен мировой кризис. Рост ВВП прогнозируется на уровне 111-113%, а производство промышленной продукции планируется увеличить на 10-12%. Объем внешней торговли товарами и услугами должен возрасти на 24-25%, причем разрыв между темпами роста экспорта и импорта составит не менее 7% в пользу поставок за рубеж.
Центр Мизеса выдвинул другой прогноз: ВВП останется на прежнем уровне или даже сократится на 3%, объем экспорта составит 95-100% к уровню прошлого года. Чей прогноз окажется более верным, покажет время.
Итоги развития экономики Беларуси в 2009 г. центр Мизеса также представил в виде своеобразного конкурса, в котором был выделен ряд номинаций. Вот некоторые «победители».
Лучший орган государственного управления
Министерство иностранных дел (активная работа по присоединению Беларуси к программе «Восточное партнерство», организация визитов на высшем уровне в Литву, Украину, визит министра иностранных дел Италии, десятки делегаций бизнеса из стран Запада и Востока, создание имиджа Беларуси как страны, в которой наконец-то что-то происходит в плане рыночных реформ).
Худший орган государственного управления
Министерство труда и социальной защиты (навязывание Единой тарифной сетки для предприятий всех форм собственности, сокрытие реального состояния рынка труда и отсутствие предложений по созданию в стране новых рабочих мест, сохранение высоких налогов на фонд зарплаты, жестких ограничений по найму для индивидуальных предпринимателей, отсутствие действий по созданию инфраструктуры для обеспечения мобильности рабочей силы).
Скандал года
Молочная «война» с Россией и рост торгового протекционизма в обеих странах.
Событие года
Включение Беларуси в программу «Восточное партнерство».
Лучший законодательный акт
Декрет Президента РБ №1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Цитата года
«Если вам нравится рассказывать себе и друг другу гламурные цифры, рассказывайте, а мне важен результат». С.СИДОРСКИЙ, март 2009 г.