София ИВИНСКАЯ

Под таким девизом вот уже в девятый раз профессиональный конкурс «Брэнд года-2009» подвел итоги интеграции белорусских компаний в мировое брэндовое пространство. За победу в 40 категориях профессиональной номинации и 62 - в товарной группе потребительской номинации боролись более 100 белорусских и международных компаний-брэндов.
Заключительная церемония награждения победителей конкурса состоялась 15 января. Профессиональное международное жюри назвало лидеров и присвоило награды в 49 товарных группах потребительской, а в 13 - явных лидеров не выявлено.
Кстати, с января 2008 г. форум «Брэнд года» включен в план мероприятий по реализации Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг. Председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир КАРЯГИН отметил, что брэнд для производителя является моральным информационным капиталом, который серьезно дополняет материальные активы и существенно работает на экспорт. А конкурс создает некую состязательность и мотивацию для предприятий, нацеленных на продажу своей продукции в других странах. Во-первых, еще в процессе подготовки руководители начинают анализировать свои позиции на рынках, обдумывать действенность маркетинговых ходов и программ, а также соотносить выпускаемую продукцию с аналогичной. Во-вторых, подобные мероприятия дают возможность общаться в неофициальной обстановке брэнд-лидерам: маркетологам, заместителям директоров и самим руководителям.
Всего за годы проведения конкурса более 300 номинантов удостоены высших наград, 325 стали победителями в потребительской номинации. В 2009 г. в профессиональной номинации разыграно три комплекта медалей: 12 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых. Но в чем, кроме их количества, отличие нынешнего конкурса от предыдущих? На этот вопрос ответил председатель профессионального жюри конкурса «Брэнд года-2009», креативный директор рекламного агентства «Крынь» Александр ШЕВЕЛЕВИЧ:
- Надо отметить, что участники конкурса в 2009 г. стали более внимательно относиться к кейсам - постепенно приходит понимание того, что важно уметь правильно себя подать. Если этого не учесть, то, как ни банально, сделать презентабельную этикетку, а в дальнейшем и сильный брэнд, такому предприятию не под силу.
На мой взгляд, отечественным специалистам нужно больше внимание обращать на коммуникации, поскольку эта составляющая успешности брэнда сильно «хромает». Следует отметить также слабый креатив: в этом году награду в номинации «Брэнд-Креатив» жюри никому не присудило. К сожалению, маркетологи белорусских предприятий пока не осознали значимость для потребителя необычности брэнда. Думаю, причина в том, что несмотря на разнообразие продукции на прилавках магазинов и обилие брэндов, последним все же не хватает здоровой конкуренции.

Лауреаты конкурса «Брэнд года-2009»

Профессиональная номинация
Номинация: «Гран-При»: «Бабушкина крынка» ОАО «Бабушкина крынка» - ЗМ .
Номинация «Брэнд-персона»: Сергей Дорофеев -  ЗМ.
«Алкогольные напитки»: «Бандидос» ОАО «Криница» - СМ.
«Продовольственные товары»: «Сочный» ИП «Старая крепость» - ЗМ, «Емми» ОАО «Борисовский молочный комбинат» - СМ, «Бабушкина крынка» ОАО «Бабушкина крынка» - ЗМ.
«Бытовая техника и электроника»: «Атлант» ЗАО «Атлант» - СМ.
«Бытовая химия»: «Бархим» ОАО «Бархим» - БМ.
«Одежда, обувь, аксессуары»: «Белвест» СООО «Белвест» - ЗМ, «Марко» СООО «Марко» - ЗМ.
«Автозаправочные станции»: «Лукойл» - ИП «Лукойл-Белоруссия» - БМ.
«Банки»: «Белинвестбанк» ОАО «Белинвестбанк» - БМ.
«Недвижимость и страхование»: «Твоя столица» ООО «Твоя столица» - БМ.
«Спорт, отдых, туризм»: «Беловежская пуща» НП «Беловежская пуща» - БМ.
«Торговые сети и центры»: «Евроопт» ООО «Евроторг» - БМ.
«Товары и услуги для строительства и ремонта»: PROFPUR ООО «Белинэко» - СМ, LUX ПТ ООО «Тайфун» - ЗМ.
«Товары и услуги «В2В»: «Носорог» ЧУП «Носорог», SAKURA Системы безопасности и комфорта ИП «Сакура Бел» - БМ.
Открытие года: «Бандидос» ОАО «Крыница» - ЗМ, «Сочный» ИП «Старая крепость» - ЗМ.
Брэнд-Спадчына: «Беловежская пуща» НП «Беловежская пуща» - ЗМ.
Брэнд-Экспорт: БМЗ РУП «Белорусский металлургический завод», «Атлант» ЗАО «Атлант» - ЗМ.
Корпоративный брэнд: «Бабушкина крынка» ОАО «Бабушкина крынка», «Белбакалея» ОАО «Белбакалея» - СМ, «Кристалл» РУП «Минск Кристалл» - БМ.
Премии в товарных группах распределились следующим образом:
- Продукты питания и напитки: водка - «Минск Кристалл», конфеты - «Коммунарка», кофе - NESСAFE, макаронные изделия - «Макфа», минеральная и питьевая вода - «Дарида», молочная продукция - «Савушкин продукт», мука - «Лидская мука», напитки сладкие газированные - «Кока Кола», печенье - «Слодыч», пиво - «Криница», рыба и морепродукты - «Матиас», соки, нектары - «Моя семья», чай - LIPTON, чипсы - LAY'S, шоколад и шоколадные батончики - «Коммунарка».
- Продукция легкой промышленности: колготки - «Конте», нижнее белье - «Милавица», обувь - «Марко», одежда женская - «Элема», одежда детская - «Маруся», «Свитанак», спортивная одежда и обувь - ADIDAS.
- Строительство и ремонт: керамическая плитка - «Керамин», лакокрасочные материалы - «Лидская лакокраска», обои - «Гомельобои».
- Потребительские товары длительного пользования: мебель - «Пинскдрев», мобильные телефоны - NOKIA, пылесосы - SAMSUNG, стиральные машины - LG, телевизоры - «Горизонт», холодильники - «Атлант», шины - «Белшина».
- Потребительские товары повседневного пользования: зубная паста - COLGATE, косметика - «Орифлейм», «Белита», сигареты - WINSTON, стиральный порошок - ARIEL, чистящие и моющие средства - «Пемолюкс».
- Услуги: автозаправочные станции - «Лукойл», банки - «Беларусбанк», гипермаркеты, торговые центры и торговые сети - «Гиппо», интернет-провайдеры - BY-FLY, лотереи - «Суперлото», рестораны быстрого питания - MACDONALD'S, сети и салоны мобильной связи - МТС и VELCOM, страховые компании - «Белгосстрах», ювелирные салоны - ZIKO.
- СМИ: газеты - «Советская Белоруссия» и «Комсомольская правда», информационные интернет-порталы - TUT.BY, радиоканалы - «Радиус ФМ», телеканалы - «ОНТ».