В программе мероприятий по совершенствованию работы строительной отрасли и обеспечению ее устойчивого развития, наряду с другими, существенным является направление по внедрению европейских норм проектирования в практику отечественного строительства. Одним из пунктов программы этого направления является комплекс мероприятий по разработке и утверждению в декабре 2009 г. основополагающих норм проектирования, идентичных европейским нормам.
В качестве таковых исполнители программы определили европейские строительные стандарты Eurocode (Еврокоды). В большинстве стран ЕС проектирование зданий и сооружений основывается на рекомендациях Свода правил, созданного на основе изучения практического опыта. Евросоюз, стремясь устранить технические барьеры, мешающие торговле, разработал Европейский Свод практических правил (Еврокоды) в области проектирования и строительства зданий и сооружений.
Необходимость перехода на новую, соответствующую европейской, систему технического нормирования и стандартизации в первую очередь продиктована стремлением Беларуси к интеграции с экономикой Евросоюза, что будет способствовать наращиванию объемов экспорта товаров и услуг на европейский рынок, а также созданию в Беларуси благоприятного инвестиционного климата. Сближение белорусских стандартов в проектировании и  строительстве с европейскими также позволит иностранным инвесторам оперативно воплощать проектные решения в жизнь на территории нашего государства.
Как считают специалисты РУП «Главгосстройэкспертиза», решение по внедрению европейских норм проектирования в отечественную практику своевременное.

Госстройэкспертиза «примеряет» европейские нормы проектирования

- Если для большинства проектных организаций этот вопрос стоит чуть дальше, то экспертам уже сейчас надо знать, понимать и руководствоваться вновь вводимыми нормативами, - рассказывает заместитель генерального директора РУП «Главгосстройэкспертиза» Александр СОЛНЦЕВ. Принципиальное отличие европейских норм от наших заключается в том, что они в основном рамочные, статус обязательных имеет лишь узкий перечень стандартов, связанных с обеспечением безопасности - устойчивости зданий (механической прочности), пожарной безопасности. Часть их касается экологических условий, санитарно-гигиенических, норм по энергетической эффективности зданий. Весь остальной блок норм, а он громаднейший, имеет необязательный (рекомендованный) характер, однако с реальным предположением, что все участники процессов строительства их будут использовать в обязательном порядке, принятым на добровольной основе. Исполнение этих норм определяется в рамках контрактов заказчика с проектировщиком и подрядчиком. И в таком случае они становятся обязательными и для всех участников процесса строительства.
Страны европейского сообщества переходили к современным стандартам кто 30 лет, кто 10. В странах Балтии - 5-7 лет. У нас реализовать эту задачу планируется за 2 года. На сегодняшний день процесс идет семимильными шагами. Основополагающие стандарты (Еврокоды) разработаны и приняты в полном составе. А это 62 национальных стандарта (ТКП, СТБ) и 571 европейский стандарт (СТБ ЕН), на которые даны ссылки в Еврокодах, и гармонизированных с Директивой 89/106 ЕС. Адаптация к местным условиям в соответствии с европейскими рекомендациями обеспечена разработкой и принятием национальных приложений.
Главное обеспечено - проектировщики всех стран, принявших Еврокоды, имеют возможность работать с применением одного инженерного языка, одной методологии инженерного решения.
Чтобы это стало системой, требуется время. К тому же введение европейских норм не должно остановить текущие процессы, во всех государствах параллельно с введением новых стандартов какое-то время действует и старая система, так будет и у нас.
Внедрение в отечественную практику основополагающих европейских стандартов Еврокодов - это техническая часть вопроса. Существенным является принятие нормативных правовых актов, позволяющих реализовать европейский вариант.
Советом Министров Республики Беларусь утвержден технический регламент «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), в котором установлены европейские требования безопасности к зданиям, сооружениям, строительным материалам и изделиям, пожарной безопасности, требования по гигиене, защите здоровья и наследственности человека, охране окружающей среды, защите от шума и вибрации, энергетической эффективности. В нем определены общие государственные требования к продукции строительства.
Регламент построен по принципу европейской Директивы в области строительства 89/106 ЕС и позволяет резко ограничить перечень обязательных при проектировании требований. После утверждения перечня взаимосвязанных с ним государственных стандартов, технических кодексов установившейся практики стандарты, которые будут включены в Регламент, станут обязательными для исполнения, все остальные - нет, и процесс гармонизации национальных подходов к техническому нормированию с европейским будет принципиально завершен. Срок введения Регламента - 1 августа 2010 г.
Стоит отметить, что введение ряда европейских норм уже сегодня решает блок вопросов, связанных с работой иностранных инвесторов. Самое главное, что теперь они имеют право и возможность разработать проектную документацию по нормам Евросоюза с учетом требований национальных приложений, касающихся конструктивной части, механических расчетов, без неизбежных ранее процессов переработки.
Однако, по мнению А.Солнцева, евронормы - это только основа для процессов совершенствования. Не менее важным является применение и других устоявшихся европейских процедур в сфере проектно-строительного производства. В вопросах обеспечения качества создания объектов строительства заслуживают особого внимания устоявшиеся европейские процедуры, когда проектировщик наряду с непосредственно выполнением проектных работ принимает на себя обязательство обеспечения всего цикла создания объекта строительства: от получения исходно-разрешительной документации до сдачи объекта. И у нас давно можно так работать - законодательная база имеется, и такие организации есть, но, к сожалению, эти примеры единичны. Хотя такая процедура имеет мировой опыт, к которому надо стремиться.

Экспертная вертикаль

Исполнение государственных стандартов в области строительства - естественно требует процедур проверки соответствия, что аналогично подходам, принятым в большинстве европейских стран.
Эта функция проверки по градостроительной документации, проектной документации непосредственно для строительства обеспечивается органами государственной экспертизы проектов.
Изменения понимания контроля и надзора в этой сфере произошли в 2006 г., в результате эти функции были возложены на Госстандарт. Теперь этому ведомству подчиняются РУП «Главгосстройэкспертиза» и дочерние предприятия по областям и городу Минску и органы государственного строительного надзора. Самостоятельные хозрасчетные подразделения объединены методологическим управлением и решают государственную задачу по общим принципам.
В последующий период принят ряд действенных мер по либерализации экспертной деятельности и упрощению процедур контроля за проектами, активная фаза которого пришлась на 2009 г. Установлены номенклатура объектов строительства, виды проектной документации, не подлежащие обязательному государственному контролю соответствия нормативов. Данный подход прямо соответствует подходам, принятым в большинстве европейских стран.
Также стоит отметить, что в прошлом году расширен до максимума список объектов жилищного строительства, социальной сферы с применением типовых и повторно применяемых проектов, по которым проводится упрощенная процедура экспертизы. Под упрощенной процедурой понимается обязательность проведения государственной экспертизы части особо ответственных проектных решений для строительства и необязательность государственного контроля для остального объема проектно-сметной документации. Это жилые дома конструктивных схем крупнопанельного и объемно-блочного исполнения, составляющие достаточно большой объем жилищного строительства для республики. Такой подход позволил в 2009 г. обеспечить предпосылки к выполнению повышенных планов возведения жилья в 2010 г.
Экономию сроков рассмотрения документации дало так называемое «одно окно». Экспертиза по всем разделам проектов сегодня проводится органом государственной экспертизы. Это экономит 2-3 месяца. Исключение составляют только ограниченное число проектов, специфичные и ответственные разделы которых проходят дополнительную государственную экспертизу в соответствующих органах управления (Минприроды, Минтруда).
Экспертная деятельность - особая сфера, находящаяся в области персональных отношений и имеющая морально-этический аспект взаимоотношений сторон. В целях установления в области строительства образцовых правил этики и профессионального поведения экспертов во взаимоотношениях друг с другом, с заказчиками (инвесторами) и другими участниками инвестиционного процесса в строительстве, повышению ответственности, авторитета и социальной значимости профессии эксперта разработан и принят Кодекс чести эксперта.
Таким образом, принятые решения по либерализации - это реальный вклад экспертов в совершенствование текущих инвестиционных процессов в строительстве.
В дальнейшем, по мере выхода стройкомплекса республики на ритмичные объемы и повышение уровня качества проектирования, органы государственной экспертизы проектов готовы предложить другие направления, решения по которым будут соответствовать подходам, принятым в большинстве европейских стран.

Сильное звено

Пожалуй, 2009 г. войдет в историю как период становления нового порядка проведения экспертизы, а также принципиально других отношений проектировщиков и экспертов. Предоставление проектной документации на экспертизу вменено в обязанность проектировщиков. Это значит, что не имеющий заключения органов государственной экспертизы проект не является законченным. Поначалу такое решение правительства вызвало протесты со стороны проектных организаций, технические и организационные проблемы. Но достаточно быстро все урегулировалось и устоялось. В результате заказчик получает законченный и готовый к реализации продукт.
Что же произошло внутри? Если раньше орган государственной экспертизы проектов являлся внешним органом, то теперь стал элементом проектирования, при этом выполняя эту функцию для заказчика.
Поясняя суть новшества, А.Солнцев сказал:
- Разделяя долю ответственности за качество проектов и имея поручение правительства по непосредственному участию в процессах совершенствования проектного дела, достаточно сложного профессионального поприща, эксперты, по сути, своим знанием и опытом помогают завершить тот или иной проект.
Что удивительно, все решения, которые были заложены документами нашего правительства, оказались очень похожими на процедуру, проводимую в Евросоюзе. Например, экспертная оценка широко используется в Германии. Проектировщик, принимая решения, каждый свой принципиальный шаг проводит через эксперта. Это нужно для минимизации рисков, ошибок. Потому что в случае обнаружения их на финишной стадии, когда уже вложены ресурсы, финансовые, трудовые, исправление будет стоить гораздо дороже.
- В практику нашей работы введены экспертное сопровождение и экспресс-оценка, экспресс-анализ. То есть по своей сути - элементы инжиниринга, - подчеркнул А.Солнцев. - В случае затруднений в принятии проектного решения, которое не является окончательным, а лишь элементом технологической цепочки, можно обратиться к нам. Эксперты в ходе сопровождения проекта дадут заключение по предлагаемому технологическому решению. Экспертная оценка ускорит разработку проекта. Снизится и риск принятия неправильных решений до минимума.
Теперь, поскольку мы - последний элемент в проектировании, многие проектные организации нас представляют контролером на наличие ошибок и широко это используют. Однако это не так. Рассматривая законченный результат разработки градостроительной и проектной документации для строительства, эксперты должны дать оценку их соответствия государственным стандартам и нормативам, а не подменять систему производственного контроля проектировщика.
При этом, - особо отметил А.Солнцев - обязательность проведения процедуры производственного контроля проектировщика является «краеугольным камнем», по вопросу подтверждения соответствия, принятого правительством технического регламента «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность»
Процессы либерализации, в рамках которых органы государственной экспертизы вынужденно подменяли систему производственного контроля проектировщика, заканчиваются. В этом году, в соответствии с вновь принятыми принципами проектирования, будет принят аналогичный европейскому подход к качеству проектной документации.

Качеству - максимум внимания

Вопрос о повышении качества строительства стоял всегда, но начал подниматься на новый уровень, с ростом объемов возведения жилья и инвестиций в промышленное производство. При получении бесплатных квартир и использовании обезличенных государственных ресурсов был один потребительский спрос, а когда, к примеру, за жилье пришлось платить собственными деньгами, и немалыми, потребители стали подходить к требованиям по качеству по-другому.
Основы основ закладываются в проекте, здесь есть и решения, и образные выражения, и, в конце концов, стоимостные показатели. С учетом того, что многие объекты финансируются из бюджета, рациональное использование денежных средств тоже является элементом экспертизы. Подсчитано, что за прошлый год общая сметная стоимость проектов составила 38 трлн. руб. (в базовых ценах 2006 г.). Эксперты, анализируя принятые проектные решения, снизили заявленную стоимость на 650 млрд. руб. (в базовых ценах 2006 г.) При этом предотвращено необоснованное использование трудовых ресурсов в размере 660 тыс. чел./дн., электроэнергии в размере 1 290 тыс. кВт/ч и топливо-энергетических ресурсов в размере 9 280 т.у.т.
Количество проектов, возвращенных на доработку, составило 3,13%, что чуть меньше, чем в 2008 г. По-прежнему остается низким качество работ небольших проектных организаций, выполняющих разовые непрофильные заказы. Заметно снижение внимания к качеству своей продукции ведущими проектными организациями при всем высоком уровне профессионализма специалистов, которые там работают, возможно, по причине высокой загруженности, небольших сроков работ.
Между тем, 2010 г. - провозглашенный в республике Годом качества, требует принятия принципиально новых подходов в этом вопросе.
Сегодня результаты работы органов государственной экспертизы проектов в основном обобщены. При его подготовке намечено выполнить системный анализ практических результатов экспертной деятельности с обобщением типичных и системных ошибок в действиях всех участников строительства. В феврале текущего года запланировано проведение республиканского совещания по качеству проектов для строительства. Итоговый документ данного совещания будет принят в качестве программных действий проектных организаций и органов государственной экспертизы в вопросах повышения качества градостроительной и проектной документации для строительства.