Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

По мнению многих экспертов, на внутреннем рынке Беларуси наблюдается явное перепроизводство мясомолочной продукции. В таких жестких условиях конкуренции выживут только те предприятия, которые смогут предложить потребителю высококачественную продукцию по оптимальной цене. Так считает генеральный директор ОАО «Борисовский мясокомбинат» Сергей ПОЗНЯК.
- Сергей Михайлович, довольны ли вы результатами работы в ушедшем году и как складывается начало нынешнего?
- Обижаться не на что, прошлый год закончили с хорошими результатами как по объемам производства, так и по реализации продукции. Устойчивым было и финансовое положение предприятия. Этот год также начался неплохо, во всяком случае, с точки зрения поступления финансовых средств. Впервые за многие годы удалось полностью удовлетворить предновогодний спрос, так что сейчас у нас пора сбора «урожая», взращенного еще в 2009 г. С другой стороны, после праздников резко падает спрос на все виды товаров. Поэтому любую продукцию сбыть труднее, но темпы работы не снижаем.
- На мясомолочном рынке Беларуси сложилась достаточно жесткая конкуренция. Что вы определили главным в своей маркетинговой политике, чтобы продукция предприятия не затерялась на торговых прилавках?
- Наш самый главный рыночный «козырь» - производить то, что необходимо потребителю, причем высочайшего качества. А для предвосхищения потребительского спроса необходимо стать по другую сторону прилавка, превратившись из продавца в покупателя. Если продукция не будет нравиться нам, то она никогда не найдет своего потребителя и на рынке. Поэтому с главными специалистами проводим еженедельный выборочный контроль различных видов выпускаемых изделий. Оцениваем их по многим показателям, но прежде всего, конечно, по вкусовым.
С белорусскими коллегами находимся примерно в равных условиях по техническому оснащению производства и качеству сырья. При таком стартовом равенстве конкурентные преимущества в большей степени зависят от творческого подхода руководства предприятия, слаженной работы всего коллектива. Продолжая модернизацию, стараемся проводить ее так, чтобы снизить себестоимость продукции, уменьшив энергопотребление и трудозатраты. Нашей главной «фишкой» остается экологическая чистота производимых мясных изделий, ведь сохранение и приумножение здоровья нации - одна из важнейших социальных задач.
От обобщенности - выпуска продукции для всех - переходим к сегментарным позициям. Запустили серию продуктов для детей, сейчас работаем над линейкой для беременных женщин. Из таких маркетинговых «пазлов» и складывается рыночный успех предприятия. Главное, не останавливаться на достигнутом, а все время искать и находить новые потребительские ниши.
- За рубежом есть такие крупные комбинаты как ваш, но существуют и небольшие семейные фирмы, которые столетиями выпускают один и тот же вид продукции. У нас же покупатели не успевают привыкнуть к одному виду изделия, как появляется новое. С чем связано такое стремление к постоянному обновлению ассортимента?
- В таком непостоянстве главную роль, скорее, сыграл экономический фактор, поскольку ценообразование не было свободным. Поэтому когда рентабельность продукции становилась отрицательной, многим приходилось выпускать модернизированное изделие, но уже с другими ценой и названием. Но новинки все же нужны. Сегодня мы производим более 350 наименований продукции, тем не менее торговля к каждому празднику просит что-то новенькое, эксклюзивное.
- Административный ресурс ранее применялся не только в сфере ценообразования, но и торговли, когда местные власти настоятельно «рекомендовали» директорам магазинов брать на реализацию продукцию исключительно местного производства. Этот барьер удалось устранить?
- Здоровая конкуренция - на благо обществу и государству, поскольку лидеры получают больше доходов, а значит могут активнее проводить модернизацию, создавать новые рабочие места. Пока вопрос местничества до конца не снят с повестки дня, многие торговые организации из других областей Беларуси наотрез отказываются брать на реализацию изделия нашего предприятия. Наверно, похожие проблемы испытывают и наши коллеги с поставкой продукции за границы своей территориальной «прописки». Нужно устранить любые административные барьеры в этой области и предоставить право выбора покупателю.
- Вы упоминали о реконструкции производства, а что намечено сделать в этом году?
- Планируется завершение модернизации цеха сырокопченых колбас, ливеро-паштетного отделения, холодильного хозяйства, убойного цеха. К 2015 г. должны полностью обновить производство, так что по оснащению и технологическим возможностям Борисовский мясокомбинат станет предприятием мирового уровня. За последние годы уже произошли значительные качественные изменения, поменялось не только оборудование, появилась возможность с высокой точностью поддерживать нужные температурные режимы, обеспечить циркуляцию воздуха в сушильных и коптильных камерах и т.д. При этом сам технологический процесс копчения оставляем максимально приближенным к «дедовскому»: такого аромата на современном оборудовании не добьешься. Однако производим не только деликатесы, но и продукцию для массового потребителя. Если раньше вареной колбасы выпускали 180 т в месяц, то теперь 300-320.
- Не все зависит от оборудования, поскольку многое в технологии приготовления мясных деликатесов решают тонкие нюансы, о которых не прочтешь в учебнике…
- Действительно, необходимо обеспечить преемственность поколений. К примеру, качество колбасы напрямую зависит от профессионализма и ответственного отношения к работе изготовителей фарша. Поэтому важно, чтобы и молодые работники не оставались в стороне от хороших традиций. Многие наши главные специалисты начинали свой трудовой путь с рабочих профессий, а затем, окончив вузы, стали подниматься по карьерной лестнице. У нас и сейчас многие учатся заочно, совмещая практику с теорией. Родители приводят на предприятие своих детей, а зарождение трудовых династий - один из признаков веры в будущее комбината.
- Модернизация производства предполагает увеличение производительности труда, снижение других накладных расходов. Вам приходится сокращать персонал?
- Мы никого не увольняем, происходит перераспределение трудовых ресурсов, поскольку освоение новых рыночных ниш требует создания иных производственных направлений. Кроме того, у нас есть свое охотничье хозяйство, фирменная торговля, пионерский лагерь, гостиница.
Параллельно ведется работа по сокращению энергопотребления. На предприятии ежегодно вводится высокотехнологичное оборудование ведущих европейских фирм, которые помогают повысить потребительские свойства и поддерживают высокое качество продукции. А качество - важнейший аргумент на рынке, так что не зря руководство страны объявило этот год годом качества.
- У каждого человека есть мечта, а о чем мечтаете вы как директор?
- Любому руководителю хочется оставить о себе добрую память, чтобы за время нахождения у «штурвала» предприятия оно еще более окрепло, возмужало, прибавило к доброму имени новые краски и лавры. Такого же благополучия желаю и славному городу Борисову, который всего за 1,5 года стал для меня и моей семьи родным. Если всех нас будет сопровождать ощущение счастья, то сладится все - и в семье, и на работе.

ОАО «Борисовский мясокомбинат»
222518, г. Борисов, ул. Демина, 8
Тел.: (0177) 733-203, 731-240
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.borisovmeat.com