В Русском Академическом драматическом театре имени Горького 30 декабря 2009 г. состоялась премьера нового спектакля режиссера Бориса Луценко «Покинутая женщина (Мачеха)». В основу постановки положена одна из последних пьес Оноре де Бальзака «Мачеха». Это история о страстях человеческих и о том, как неспособность прощать, неспособность отказаться от усвоенных с детства ложных идеалов ведет к гибели даже самых достойных и прекрасных людей. И хотя действие происходит во Франции в 1829 г., вполне очевидно, что эта история - о сегодняшнем дне, о современных людях и, по большому счету, о вечности. Разве не вечна любовь, а вместе с ней и проблема выбора, встающая всякий раз, когда на карту поставлено свое и «чужое» счастье?
Сегодня в гостях у журнала «Директор» народный артист Беларуси, профессор Белорусской Академии искусств, режиссер НАДТ им. Горького Борис Луценко и автор перевода и соавтор инсценировки, поэт и писатель Елена Минчукова.

Е.М.: - Борис Иванович, я давно хотела узнать: зачем вам понадобилась моя помощь, если вы и сами - великолепный инсценировщик?
Б.Л.: - Я всегда работаю в паре. Исключение - «Вечер еврейского анекдота» и «Макбет», когда я взял семь переводов пьесы и сам соединил их в единое целое. Понимаете, мне легче расшевелить талантливого человека, чем написать что-то самому. И к тому же даже в самой талантливой пьесе - хотя бы и в чеховской - мне все равно не хватает захватывающих поворотов сюжета, событий, интересных взаимоотношений. Возьмите, к примеру, Достоевского: романы, которые он писал, были, прежде всего, детективами! И, постигая его детективную логику, читатель постигал идею, волнующую писателя. Что же до «Мачехи», то я никогда прежде не ставил мелодрам. Для меня это было оскорблением! Но мы с вами подошли к мелодраме с философским обоснованием.
Е.М.: - Насколько я знаю, вы, прочитав произведение и приняв решение его ставить, чаще всего углубляетесь в беседу с его создателем. Вам не мешает то обстоятельство, что автор, в частности, Бальзак, уже давно «почил в бозе»?
Б.Л.: - Что вы, ничуть! Просто я представляю себе ту эпоху, в которую он жил, обстановку, которая его окружала, и стараюсь понять, зачем он написал это произведение. Так что первое, что я сделал, когда начал работать вплотную над «Мачехой», - поинтересовался у Бальзака: «Оноре, а зачем ты все это написал? Чем эта история тебя так впечатлила? И почему ты избрал именно такой финал?» Впрочем, волновал меня и такой вопрос: случилась ли вся эта история в действительности или он все-таки ее выдумал?
Е.М.: - И что же он вам ответил?
Б.Л.: - Он ответил: «Да, ты знаешь, подобные истории были в наше время. Моя пьеса о том, как страсть превращает хороших, умных и талантливых людей в зверей. Не любовь, а страсть, которая захватывает человека целиком и ведет к заблуждению. А от заблуждений рукой подать и до преступления». Я некоторое время думал, после чего решил пойти дальше Бальзака и вывел для себя следующую истину: в какой-то момент человеком овладевают паразиты сознания. Они сильны и, как правило, побеждают. И, если такое происходит, то человек оказывается повержен, в результате чего совершает поступок, от которого страдает и он, и его близкие. Меня удивлял и по сей день удивляет такой факт: на свет появляется множество прекрасных, чудных детей. Все они хотят дружить, любить весь мир, радоваться ему, восхищаться им. И вдруг в какой-то момент своей жизни - чаще всего, становясь взрослыми, - они вдруг (пусть не все, а лишь некоторые) начинают враждовать, убивать, предавать. Почему? По какой причине рождается ненависть человека к человеку? Почему две любящие женщины - фактически мать и дочь - вдруг перешли в состояние вражды? Почему расстроилась любовь между Фердинандом и Гертрудой? Ведь когда-то он сам писал ей: «разлучить нас может только смерть»? Почему Гертруда оказалась не в состоянии уступить Фердинанда? Почему Полина принялась так яростно отстаивать свое право на любовь к человеку, который являлся сыном врага ее отца? И почему генерал - достойный, добрый человек - дружественно настроен по отношению во всем, но только не к тем, кто некогда предал почитаемого им императора? Ведь именно эта фанатичная ненависть и привела его к таким страшным результатам. Иными словами, «Мачеха» - это, прежде всего, трагедия человеческих страстей.
Е.М.: - Умом люди, как правило, понимают, что творят что-то не то, но чувства живут по своим собственным законам, и укротить их бывает весьма и весьма непросто. Лично для меня во всей этой истории вывод очевиден: попытка поставить во главу угла самые высокие человеческие ценности - даже такие как верность, мораль, любовь к детям - обречена изначально, ибо все это преходяще и со временем подвергнется разрушению, как и сама Вселенная. А вечно только одно - Любовь. Любовь и Бог.
Б.Л.: - Несомненно. Ведь давно известно, что без любви и христианского всепрощения человечество способно зайти в тупик.
Е.М.: - Знаете, Борис Иванович, мне иногда кажется, что Бальзак, при всем моем уважении к нему, чем-то напоминает одного из персонажей «Мачехи» - доктора Вернона, утверждавшего, что женщина - это пуля со смещенным центром: входит в сердце, бьет по карманам и выходит боком. Разве великий француз не дрожал за свои бока аж до пятидесятилетнего возраста и не женился лишь тогда, когда уверился, что болен и болен смертельно? Да вспомните его афоризмы из «Физиологии брака»: «Любой брак всецело зависит от постели!», «Лучше всего отомстил бы за мужа любовник его жены». Он был шутником, этот господин де Бальзак. И все-таки мне сдается: что-то не похоже, чтобы он слишком высоко ставил моральные качества женщин. Во всяком случае, жертвовать ради них даже страницей своего нового романа он не желал. Наверное, потому у него и Гертруда получилась эдакой дикой кошкой, истинно коварной женщиной, притворщицей, способной на хладнокровное уничтожение соперницы. Вы решили усложнить этот характер, и в результате на сцене воплотился образ глубоко несчастной, вызывающей сострадание женщины, роль которой мастерски сыграла актриса Елена Внукова. Местами Гертруду даже больше жаль, чем Полину. Да и другие персонажи претерпели ряд существенных изменений. Кстати, побывав на репетициях и увидав, с каким воодушевлением работают актеры, я поняла, что их тоже захватила идея. Иначе вряд ли созданные ими образы стали бы такими жизненными. К примеру, генерал де Граншан в неповторимом и запоминающемся исполнении Александра Брухацкого предстал перед зрителем как довольно обаятельный, хотя и несколько самоуверенный 70-летний глава семейства, который стойко переносит опалу, с самозабвением пишет мемуары и, несмотря на влюбленность в свою молодую жену, с ностальгией предается воспоминаниям о бурной молодости в компании с былым фронтовым товарищем доктором Верноном (его роль неподражаемо, тонко и даже чуть иронично сыграл Валерий Шушкевич). До последнего слова веришь в чистоту и максимализм Полины - благодаря точному и глубокому проникновению в роль актрисы Юлии Кадушкевич. Много детской непосредственности внес юный Валя Козырев, сыгравший сына генерала Наполеона. Смешным, неуклюжим и вызывающим сострадание получился Годар в неподражаемом исполнении Ивана Труса. Из самодовольного и расчетливого дельца, каким он выписан у Бальзака, Годар превратился в застенчивого и наивного молодого человека, которого повидавший виды генерал самолично учит ухаживать за женщинами. Запоминающийся образ приспособленца-следователя создал заслуженный артист Республики Беларусь Андрей Душечкин, комичен и нелеп мастер Шампань в исполнении Виктора Гудиновича, вызывает симпатию слишком уж правильный и явно трусоватый аптекарь Бодрильон (актер Роман Дервоед), трогателен престарелый слуга Феликс, роль которого сыграл заслуженный артист Республики Беларусь Эдуард Горячий. Что же касается Фердинанда, то он, подобно главному герою «Шагреневой кожи», вырос в поэта (эта линия у Бальзака едва намечена). И Руслану Чернецкому вполне удалось обнажить боль и муки от непомерной тяжести креста, который вынужден нести на плечах его герой. Кстати, специально для этой цели был написан ряд стихотворений. Итак, изменения коснулись всех. Интересно, а как отозвался господин де Бальзак на ваше своеволие?
Б.Л.: - Я его спросил: «Оноре, ты действительно так не любил женщин?» И он мне ответил: «Да нет, что ты! Это всего лишь игра!» Что ж, мне кажется, подобному можно верить. Насколько я знаю, Бальзак и в самом деле был экстравагантным, парадоксально мыслящим человеком.
Е.М.: - Еще бы! Стоит вспомнить его теорию о том, что лук обостряет умственные способности человека. Он настолько близко воспринял это к сердцу, что в результате его бедные гости были вынуждены хлебать не только луковый суп, но и луковый компот…
Б.Л.: - Талантливый человек в действительности может быть не таким, каким выглядит. Он часто лишь играет. Да и если внимательно вчитаться в пьесу Бальзака, то можно заметить, что в ней заложены - вернее, содержатся в зачатке - все те мотивы, которые мы впоследствии развили. Мне показалось, что ставить пьесу о людях, которые не хотели трагедии, но попали в ловушку собственной страсти, на сегодняшний день гораздо интереснее. Генерал попал в ловушку страстной ненависти к врагам императора, Полина и Гертруда - в ловушку страстной любви к Фердинанду. Разве сегодня нет аналогичных ситуаций? Кстати, я все время думаю: а в каком месте могла бы закончиться пьеса, если бы генерал, скажем, отступился от своих принципов и дал разрешение на брак дочери с Фердинандом? Или Полина пошла на компромисс и согласилась на то, чтобы Фердинанд уехал? Мы можем только гадать. А пока спектакль получился цельный и, я думаю, он будет интересен для всех. Ведь как бы странно вы, женщины не относились к нам, мужчинам, и как бы странно мы, мужчины, не относились к вам, женщинам, только при взаимной любви мы можем вырастить здоровое поколение, которое будет намного лучше, чем нынешнее.
Е.М.: - Таким образом, своим спектаклем вы не только поставили вопрос, но и сами ответили на него. Но ведь страсти человеческие - это не единственное, что вас волнует.
Б.Л.: - Естественно. Меня волнует тема смерти. Я и в других моих спектаклях уже касался ее, но то, что я сделал в «Мачехе» - уход в небо, в космическое пространство - такого еще не было. Да и Гертруда… В конце она уходит в пространство потрясающего пейзажа. Этим я хотел подчеркнуть, что выход все-таки есть: он в соединении человека с природой, в познании собственной личности и божественного начала создания мира. Сегодня слово «любовь» опошлено. А теперь представьте себе: вместо человеческой пошлости на землю сыплется настоящий мусор, и мы сейчас барахтаемся в этом мусоре и ни в какую не желаем его расчистить. Да, можно красиво говорить, красиво петь или танцевать, но при этом быть невыносимо грязными изнутри. А ведь сколько смертей мы бы избежали, сколько бы трагедий никогда не произошло, если бы люди умели любить и прощать или, проще говоря, стремиться к гармонии! Именно об этом я и хочу делать спектакли в театре под куполами.
Е.М.: - Вы вынашиваете это проект уже более десяти лет. Что препятствует открытию «Театра под куполами»?
Б.Л.: - Отсутствие финансов. Для открытия мне потребовалось бы около 30 тысяч долларов. Министерство таких денег выделить не может. Поэтому я пытаюсь найти меценатов и призываю всех и каждого: «Помогите создать духовный театр! Он действительно очень нужен Минску!» А что до идей, то их и в самом деле накопилось немало. Скажем, я давно думал поставить «Исповеди великих грешников». Это своеобразные монологи преступников, осознавших свои преступления и раскаявшихся в них. Или спектакль под названием «Верую, люблю…» - невыдуманные истории невыдуманных людей, которых постигли необъяснимые и незаслуженные, на первый взгляд, несчастья и трагедии: гибель близкого человека, распад семьи, родовое проклятие. В чем дело? Почему так произошло? Что послужило толчком? На мой взгляд, разгадка любой трагедии всегда находится внутри человека - вернее, в его прошлом, в том, что когда-то либо он сам, либо его далекие предки поставили свою любовь на колени… Но в любом случае, над чем бы ни работал, это будет призыв, почти крик: «Люди, очнитесь! Всмотритесь друг в друга! Простите друг друга!» И - главное: полюбите друг друга, как призывал некогда Христос.
Е.М.: - Что ж, тут спорить не буду. На мой взгляд, если бы люди не умом, а сердцем поняли, что сами являются творцами собственных проблем, то наша жизнь в корне бы изменилась. Обида, ненависть и страх ведут к несчастьям, болезням и смерти. Так стоит ли тогда поощрять и лелеять их в себе? К тому же если допустить, что обидевший тебя человек не виноват - то есть это не он совершил по отношению в тебе предательство, а сам Бог преподнес горькое лекарство - то и обида не расцветала бы таким буйным цветом. Выходит, обижаться и ненавидеть - значит, вредить себе же самому. Если посмотреть на проблему под этим углом зрения, то и призывы о прощении, с которыми обращаются к человечеству все мировые религии, будут восприняты совсем иначе. А напоследок хочется процитировать слова из послания к коринфянам святого апостола Павла: «Сейчас пребывают сии три: вера, надежда, Любовь. Но Любовь из них больше…»