Владимир СОСНОВ

Известная фраза: «доверяй, но проверяй» может толковаться по-разному. Если акцент делается на вторую ее часть, как это практиковалась еще недавно, то контролем будет охвачено огромное число предприятий. Но в последнее время все больше стали говорить о доверии к добросовестно работающим субъектам хозяйствования. Новый шаг в этом направлении сделан принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
Данный документ направлен на кардинальное сокращение числа проверок, упорядочение контрольной и надзорной деятельности в стране, создание системы гибкого и необременительного для субъектов хозяйствования механизма контроля.

О том, как будет действовать указ, рассказал председатель Комитета государственного контроля Зенон ЛОМАТЬ. Он отметил, что главой государства поставлено жесткое требование: исключить необоснованные проверки, не отвлекать людей от работы и таким образом не мешать предприятиям и бизнесу в сложное время.
Для контролирующих и надзорных органов этот переход не является чем-то неожиданным. Во-первых, осуществлялась корректировка их деятельности в ходе разработки Указа, а на это потребовался почти год. Во-вторых, ряд мер по изменению методов контроля уже был реализован в рамках Указа Президента от 19 декабря 2008 г. № 689. Иллюстрируя сказанное, Зенон Кузьмич привел цифры сокращения проверок за последние 5 лет (см. табл.).
В то же время, несмотря на уменьшение их количества, возросла результативность: в этом году она 100%-ная. При этом показатель взыскания средств увеличился по сравнению с прошлым годом на 16%.
Стоит также отметить, что значительно - на треть к уровню 2005 г. -уменьшено количество лиц, привлеченных к административной ответственности, сократилось и число возбужденных в отношении предпринимателей уголовных дел.
Но проверки, проводимые КГК, - лишь небольшая часть контрольной деятельности, которую в республике осуществляют 57 различных структур, в том числе 26 надзорных. Например, только в первом полугодии 2008 г., когда не было никаких ограничений на различного рода ревизии, их число превысило 120 тыс., причем в их проведении не было четкой системы: проверяющие разных ведомств могли приходить на одно предприятие по нескольку раз в год.
Главная особенность Указа №510 как раз и состоит в том, что он стал первым в республике законодательным актом, установившим единый порядок планирования и осуществления контрольной и надзорной деятельности. Если в рамках исполнения действовавшего ранее Указа Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. №673 была обеспечена координация только проверок финансово-хозяйственной деятельности, то новый документ упорядочивает и деятельность надзорных органов.
З.К.Ломать отметил основные нововведения, предусмотренные Указом. Так, полностью изменен подход к планированию контрольной и надзорной деятельности. Плановые проверки субъектов хозяйствования будут назначаться только с учетом отнесения их группам риска. При этом ревизии будут проводиться не чаще одного раза в год для субъектов, отнесенных к высокой, раз в три года - средней и раз в пять лет - к низкой группе риска. Причем плановые проверки в отношении последних не назначаются, если субъект хозяйствования представит безусловно положительное заключение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Кроме того, вводится двухлетний мораторий для проверок вновь созданных субъектов хозяйствования. Однако если появится информация о лжепредпринимательстве, совершении незаконных финансовых операций и коррупционных правонарушениях, легализации доходов, полученных незаконным путем, финансировании терроризма либо будет возбуждено уголовное дело, то назначаются внеплановые проверки.
Все контролирующие и надзорные органы должны руководствоваться полугодовыми координационными планами, которые будут ежегодно размещаться на интернет-сайте КГК к 15 декабря и к 15 июня (www.kgk.gov.by).
Как отметил Зенон Кузьмич, внесение новых субъектов в данные планы законодательством не предусматривается. За нарушение установленного порядка назначения проверок установлена административная ответственность: виновные должностные лица могут быть наказаны штрафом в размере от 20 до 100 базовых величин, а руководителям контролирующих и надзорных органов грозит освобождение от занимаемой должности.
Координационный план на первое полугодие 2010 г. уже обнародован на сайте КГК, и любой субъект хозяйствования может посмотреть: не запланирована ли проверка его деятельности и исходя из этого соответствующим образом к ней подготовиться. Всего в областях и г. Минске планируется 36,8 тыс. проверок, в том числе и проводимых надзорными органами. Если сравнить со 120 тыс. ревизий, осуществленных в первом полугодии 2008 г., то уменьшение составляет 3,2 раза.
Следует подчеркнуть, что плановые проверки одного субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими и надзорными органами только в форме совместного контроля - «дергать» предприятие несколько раз не допускается. Нельзя также более одного раза проверять субъект по одному и тому же вопросу за один и тот же период.
О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть уведомлен письменно не позднее чем за 10 рабочих дней до ее начала. Форма уведомления будет установлена Правительством.
В целом проверка субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о ее назначении, а также за истекший период текущего года.
Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.
Один из основных принципов Указа №510, как подчеркнул председатель КГК, - не наказывать за «мелкие» экономические ошибки или просчеты. Главой государства определены основания малозначительности правонарушений, которые не влекут административной ответственности при условии их устранения юридическими лицами и предпринимателями и (или) возмещения причиненного вреда государству или иным лицам в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.
Введение такого рода «амнистии» снижает давление на проверяемые субъекты, поскольку предусмотренный законодательством штраф может в несколько раз превышать денежную оценку нарушения законодательства.
В то же время Указом усилены меры ответственности за совершение субъектами грубых нарушений законодательства вплоть до ликвидации организаций (прекращения деятельности индивидуальны предпринимателей).
Указом определены четкие критерии, по которым могу назначаться внеплановые проверки:
•    наличие у контролирующего (надзорного) органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц;
•    использование (расходование) проверяемым субъектом бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки.
Эти поверки могут назначаться по поручениям Президента, Президиума Совета Министров, а также четко определенным перечнем руководителей, в том числе председателем КГК и его заместителями, председателями областных комитетов госконтроля, Генеральным прокурором и его заместителями, руководителями других контролирующих органов в пределах их компетенции.
Кроме того, при необходимости оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности возможно проведение внеплановой тематической оперативной проверки. Указом №510 определены 8 органов, которые могут проводить такие проверки по строгому перечню оснований.
Зенон Кузьмич ответил на вопрос редакции журнала «Директор»: как оценивать деятельность проверяющих? Ведь во многих надзорных органах считают, что если контролер не нашел никаких нарушений, значит, плохо работал. Поэтому ищут двоякие толкования законодательных актов, чтобы начислить, пусть небольшой, но штраф.
- Мы не даем нашим сотрудникам оценки по такому принципу, - сказал З.К.Ломать. - Что касается других ведомств, то, думаю, это возможно. И если у читателей журнала будут такие факты, то просим сообщать их в наш комитет, поскольку мы курируем и координируем контрольную деятельность в республике, и можем перепроверить наших коллег.