Владимир ТУР

Маркетинг в Беларуси пока не вышел из «детского» возраста. На многих предприятиях службы, в названии которых значится это слово, пока - лишь дань моде. Тем не менее, и в нашей республике уже есть примеры эффективной работы маркетологов. А значит, появилась возможность выделить лучших в этой важной сфере.
В текущем году общественное объединение «Гильдия маркетологов», кстати, отметившее 5-летие, учредило Национальную премию в области маркетинга «Энергия успеха». От других подобных наград, которых уже немало в республике, она отличается тем, что осуществляется в рамках некоммерческого проекта: и участие, и призы бесплатны. Новизна подхода заключается и в том, что впервые оценивалась не продукция предприятий и их брэнды, а личности и команды, реализовавшие эффективные проекты.
На церемонии вручения наград победителям, которые определялись в 9 номинаций, а те, в свою очередь, подразделялись на подноминации, многие известные специалисты дали свое определение маркетинга. Лучше всех это сформулировали гости из соседней страны. Президент Гильдии маркетологов России Игорь БЕРЕЗИН сказал:
- Чем является маркетинг: наукой, искусством или технологией? Мнения здесь расходятся, однако большинство считает, что это творческое ремесло.
Его дополнил президент компании Mekka consulting Александр РЕПЬЕВ:
- Маркетолог - это человек, который прежде всего должен поставить себя на место потребителя.
Как отмечалось, концепция премии «Энергия успеха» создавалась на основе международных стандартов, в числе критериев - практические, в том числе финансовые результаты проектов.
Подчеркивая важность маркетинга в современных условиях, председатель правления ОО «Гильдия маркетологов» Анатолий АКАНТИНОВ сказал:
- К активизации маркетинга нас подталкивает кризис. И премии, которые присуждены, подтверждают то, что маркетинг в стране жив. Это та методология, которая поможет всей республике преодолеть трудности. Мы как профессионалы считаем своим долгом заявлять об этом, подкрепляя слова действиями.
Главным призом стала статуэтка, изготовленная из латуни в московской студии Art4you. Вокруг нее ходило много разговоров: дело в том, что изображены две человеческие фигурки, которые держат в руках соразмерную с их ростом лампочку накаливания. Конечно, в свете последних решений в Евросоюзе и России, где запланирован постепенный отказ от таких расточительных приборов и перевод систем освещения на энергосберегающие лампы, статуэтка приобретает не совсем тот смысл, который вкладывали организаторы конкурса. Как бы энергия, символом которой является лампочка, не была растрачена по большей части впустую?!
Но это, конечно, формальное прочтение образа, в целом же приз выглядит весьма изящно и наверняка украсит офисы победителей.
В ходе конкурса было проведено исследование, которое осуществил Центр управленческих решений Sarmon.
По результатам опроса, практически все номинации в равной степени показались важными для отечественных предприятий, при этом наибольший интерес вызвали Маркетинговая стратегия, Эффективность и Технологии. Это свидетельствует о том, что на сегодняшний день перед маркетологами стоит задача повышения эффективности работы предприятий, а без этих трех составляющих решить данную задачу просто невозможно.
Результаты исследования показывают, что 98% опрошенных считают актуальным проведение конкурса в области маркетинга в Беларуси. Причем более 77% принявших участие в опросе уверены в том, что это мероприятие будет способствовать дальнейшему развитию маркетинга в Беларуси. Более половины приглашенных на церемонию награждения финалистов конкурса (59%) отметили, что конкурс сегодня - это интересное мероприятие, которое привлекает внимание общественности и специалистов. И только 2% считают, что технологии маркетинга и опыт в этой сфере пока не настолько востребованы, чтобы проводить подобные мероприятия.
Участие отечественных предприятий в конкурсе определялось следующими мотивами:
•    стремление представить свое предприятие в наиболее выгодном свете;
•    желание получить адекватную оценку своих знаний и практических решений от профессионального жюри;
•    проявить свои профессиональные способности.
Стоит отметить, что компании частной формы собственности и отдельные специалисты выразили большую заинтересованность в участии в Национальной маркетинговой премии, чем представители государственных предприятий (70% против 19 и 11% опрошенных).
Церемония награждения проходила 19 ноября в конгресс-холле отеля «Виктория» и собрала практически полный зал гостей. Информационным спонсором мероприятия выступила редакция журнала «Директор».