Павел ВЛАДИМИРОВ

Одним из ведущих направлений научно-технической политики всех развитых стран мира, обеспечивающих их ускоренное развитие, является трансфер технологий. Так называется процесс их передачи из сферы разработки для практического использования. Подобную деятельность в странах, вставших на инновационный путь развития, осуществляют специализированные центры.
В Беларуси вот уже несколько лет действует Республиканский центр трансфера технологий. Его возглавляет Александр УСПЕНСКИЙ, который ответил на вопросы редакции.

Все начинается с идеи

- Александр Алексеевич, в чем все же суть трансфера технологий?
- Ни в одном толковом словаре пока нет слова «трансфер». Оно новое для русского языка. Есть «трансферт», но этот термин из другой сферы, банковской.
В белорусском законодательстве понятие «трансфер технологий» появилось с принятием Указа Президента Республики Беларусь №1 от 3 января 2007 г. До этого все об этом говорили, но официального определения не было. То же касается и венчурного финансирования, которое с трансфером технологий тесно связано.
А вообще над этой темой мы начали работать с декабря 2000 г. Тогда стартовал проект «Совершенствование инновационной инфраструктуры Республики Беларусь». А сам Республиканский центр трансфера технологий был создан в мае 2003 г. при содействии Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, Программы развития ООН (ПРООН) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Деятельность РЦТТ курируется ГКНТ и НАН Беларуси. В настоящее время центр является не юридическим лицом, а подразделением некоммерческой организации - Инновационной ассоциации «Академтехнопарк».
Параллельно с нами в рамках проекта ТАСИС подобная структура создавалась в России под названием «Российская сеть трансфера технологий». Мы сочли этот термин удачным и тоже воспользовались им.
Трансфер технологий не следует путать с внедрением технологий, это - один из этапов трансфера. Он наступает после выполнения опытно-конструкторской работы, которой предшествуют фундаментальные исследования. Их результатом является чистый отчет, в котором выдвигаются и обосновываются какие-то идеи. Такие поисковые работы в нашей стране финансирует Белорусский республиканский Фонд фундаментальных исследований. Затем наступает период прикладной научно-исследовательской работы, после которой уже мы имеем не только отчет, но и опытный образец установки, прибора, технологии. Вслед за прикладной НИР начинается опытно-конструкторская или опытно-технологическая работа, дающая в результате экспериментальный образец и комплект конструкторской документации, на основе которого можно что-то конкретное изготовить. Вот тогда-то и наступает этап внедрения.
В Советском Союзе внедрением занимались отраслевые институты, они ставили продукцию на производство. Они брали конструкторскую документацию, которая имела универсальный характер, не привязанный к конкретному производству, и адаптировали ее под какое-то определенное предприятие, чтобы с минимальными затратами организовать выпуск новой продукции. Вот это и называлось внедрением.
А трансфер технологий начинается с идеи, с фундаментального исследования. И если говорить о главной цели РЦТТ, то это содействие сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами. В свете этого основные задачи центра таковы: создание и поддержка информационных баз данных, обслуживающих клиентов технологического трансфера; обеспечение их доступа к сети ЮНИДО и другим международным базам технологического трансфера и научно-технической информации; оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов; подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства; организация региональных отделений и филиалов РЦТТ с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий; содействие международному научно-техническому сотрудничеству и обмену специалистами.

Полтора века инноваций

- А какова история идеи трансфера технологий?
- Лидерами в этой сфере являются США. Эта деятельность там регулируется 25 законодательными актами, первый из которых был принят в 1862 г. Закон Моррилла «О предоставлении земли» способствовал образовательной и инновационной деятельности в науке и технике путем создания системы исследовательских университетов, поддерживаемых государством. А следующий закон - «О национальной аэронавтике и космическом пространстве» - появился лишь в 1958 г. Этот акт предоставил Национальному агентству по космическому пространству (НАСА) широкую свободу действий в осуществлении его функций, разрешив главе агентства заключать контракты с партнерами не только США, но и других стран.
Логика американцев понятна: любую острую проблему дешевле и проще решить, привлекая к работе специалистов со стороны, а не тратить немалые средства и - что, пожалуй, еще важнее - долгие годы на обучение и подготовку собственных.
В Соединенных Штатах на финансирование центров трансфера технологий выделяется 3% средств, ассигнуемых на все государственные научные исследования, т.е. 2,7 млрд. долл.
Годовой доход от экспорта лицензий и патентов США, которые контролируют 43% наукоемкой продукции в мире, оценивается в 960 млрд. долл. В то время как в Германии это 520 млрд., Японии - 400, России - 1,7 млрд., Беларуси - 300 млн. долл. Если пересчитать эти цифры на душу населения, то доход от экспорта лицензий и патентов соответственно составляет в Германии 6100 долл. на человека, в США - 3200, Японии - 3100, России от 7 до 50, а в Беларуси - 30 долл. По этому показателю мы как минимум в 100 раз отстаем от ведущих игроков рынка науки и технологий.
В развитых странах многие крупные частные фирмы также ведут научные исследования, разрабатывают и внедряют новые технологии. И у них есть свои центры трансфера технологий. Как показывает мировая практика, там обычно работают до 10 человек, хотя бывают и исключения. Перед этими «фирменными» центрами стоят две задачи: продвижение продукции и технологий компании на рынке, поиск специалистов и партнеров для решения стоящих перед фирмой задач. Эти подразделения не заключают контрактов - они занимаются рекламой, организацией ознакомительных и обучающих семинаров, представлением достижений фирмы на выставках и т.п.
Трансфер технологий осуществляют все страны мира независимо от их общественного строя. Любое государство вкладывает финансы в науку. Это деньги налогоплательщиков, поэтому власть должна отчитаться, насколько эффективно она эти средства использовала. Можно взять количество технологий, разработанных в конкретной стране за 10, скажем, лет, и подсчитать, сколько из них имели коммерческий успех. В США эта цифра составит около 30%, в Европе - в среднем 20%, в государствах СНГ - порядка 3%. Проблема коммерциализации стоит перед всеми странами. И результат определяется правилами игры, т.е. законодательством: стимулирует ли оно трансфер технологий?
- И как в этом смысле обстоят дела у нас?
- В отличие от американского законодательства, которое разрешает и чуть ли не обязывает привлекать иностранных специалистов для решения технических проблем, стоящих перед американскими предприятиями, наши законы этого не предусматривают. Почему-то в спорте привлечение легионеров из-за границы приветствуется, а в науке - нет… Да и какая организация сможет пригласить высококлассного иностранного специалиста и платить ему, скажем, 10 тыс. долл. в месяц? В Китае, к слову, если у какого-то малого предприятия есть некие технические проблемы, оно обращается в бюро по делам иностранных специалистов, которое рассматривает это заявление и в случае положительного решения полностью за государственный счет привлекает конкретного ученого или инженера. А в Южной Корее существует государственная Корпорация малого и среднего бизнеса с оборотом 10 млрд. долл., которая в случае необходимости нанимает зарубежных сотрудников для корейских предприятий. Специалисту-«легионеру» корпорация оплачивает проезд, проживание и визу плюс ежемесячно выделяет 2-3 тыс. долл. из своих фондов помимо той зарплаты, которую он будет получать в «заказавшей» его фирме. Вот это и называется государственно-частным партнерством и стимулированием трансфера технологий!
У нас, к сожалению, нет подобного механизма. И даже такого, как в Америке, где каждый научный сотрудник федеральной лаборатории - по-нашему научно-исследовательского института - обязан заниматься трансфером технологий, разработанных в данном учреждении и перед очередной аттестацией отчитываться за этот участок своей работы.

Технологическое предвидение и коммерциализация

- Тем не менее дело движется и в Беларуси…
- Да, усилиями нашего центра, в основном тех 6 человек, что работают в головном офисе. Проводим семинары, стараемся реализовать у нас американскую схему: там организация, которая занимается выполнением научно-исследовательских работ,  финансируемых из бюджета, и имеет в своем штате более 200 сотрудников, по закону обязана иметь в своем составе центр трансфера технологий. В этом подразделении должен работать минимум один сотрудник на полной ставке, а на деятельность центра должно выделяться до 3% объема всех НИОКР, выполняемых фирмой.
Поэтому мы также открываем филиалы - при тех организациях, которые хотят это сделать. Не в обязательном порядке, а на основе подписанного с ними договора. Сегодня в разных городах Беларуси работают 25 таких отделений РЦТТ.
Если филиал действует на предприятии, то его задача состоит, во-первых, в выявлении «узких мест», влияющих на качество и себестоимость продукции. Определяется, какие нужны технологии для решения этой проблемы и осуществляется их поиск, прежде всего в базах данных на нашем интернет-портале http://ictt.by, а также путем размещения на портале так называемых технологических запросов.
Вторая задача - поиск технологий для освоения перспективных видов продукции.
Далее - представление на выставках продукции предприятия, т.е. ее продвижение.
Работают в таких филиалах штатные сотрудники предприятий. Наша помощь в основном состоит в проведении обучающих семинаров у нас, а также в обеспечении участия представителей наших партнеров в мероприятиях за границей, посвященных различным аспектам трансфера технологий. Как правило, основными темами подобных семинаров становились продвижение проектов коммерциализации через сети трансфера технологий; международное научно-техническое сотрудничество; защита прав интеллектуальной собственности; технологии привлечения инвестиций в сферу научной и инновационной деятельности; инновационные технологии в системе образования, роль и место высшей школы в развитии инновационной деятельности; технологическое предвидение; финансирование и экспертиза проектов коммерциализации и др. Только в 2007-2009 гг. при содействии РЦТТ в рамках проекта Правительства Республики Беларусь, ПРООН и ЮНИДО «Совершенствование национальной системы трансфера технологий в Республике Беларусь на основе информационно-коммуникационных технологий» повысили свою квалификацию в области трансфера технологий на 80 национальных и международных мероприятиях (семинарах, конференциях, выставка) в Австрии, Германии, Индии, Китае, Польше, России, Украине, Чехии и других странах более 1800 человек, включая клиентов и сотрудников РЦТТ, его региональных отделений и филиалов.
В области трансфера технологий РЦТТ подписано 56 соглашений с аналогичными структурами из 19 стран: Армении, Азербайджана, Великобритании, Германии, Дании, Индии, Ирана, Италии, Казахстана, Китая, Польши, Южной Кореи, России, США, Чешской Республики, Швеции, Узбекистана, Украины, ЮАР.
РЦТТ оказывает услуги в области трансфера технологий государственным организациям, малым и средним частным предприятиям, физическим лицам. В числе клиентов РЦТТ, которых более 200 - НАН Беларуси, БГУ, БНТУ и др. Все это помогает в достижении главных целей работы Центра - содействию сотрудничеству между разработчиками, предпринимателями и инвесторами; совершенствованию национальной системы трансфера технологий; помощи в коммерциализации разработок, создаваемых за счет бюджетных средств. Кроме того, по инициативе Центра разработана концепция проведения совещания с ректорами и проректорами вузов по вопросу включения в учебные программы всех высших учебных заведений Беларуси курса «Трансфер технологий».
При содействии РЦТТ многие белорусские предприятия освоили выпуск новых видов продукции. Среди них ОДО «Спецсмазки» (г. Минск, производство пластических смазок для сложных условий эксплуатации), 2566-й завод по ремонту радиоэлектронного вооружения (г. Борисов, - газогенераторные котлы мощностью до 100 кВт), совместное белорусско-российское предприятие «Технотон» (г. Минск, производство систем контроля расхода топлива «СКРТ» для мобильных машин, оснащенных дизельными двигателями).
В результате усилий сотрудников Центра достигнуты положительные результаты в области законодательного регулирования деятельности, связанной с трансфером технологий.
Сейчас РЦТТ оказывает помощь своим клиентам в создании трех белорусско-китайских предприятий, подготовке лицензионных соглашения по продаже белорусских технологий шведской, казахской, корейским и американским фирмам. Коллектив Центра продолжает участвовать в различных проектах таких международных организаций, как ПРООН, ЮНИДО, 7-я Рамочная Программа ЕС, ЦЕИ и др.
В планах - осуществление проектов ЕС «Балтийский мозговой центр по изучению воздействия климата на экономическое развитие региона», «Трансфер технологий и знаний в сфере морских технологий в регионе Балтийского моря», «Технологии информационного общества - путь к открытому знанию для Восточной Европы и Центральной Азии (2009-2011 гг.).
Своеобразным подведением промежуточных итогов для сотрудников Центра стал прошедший в ноябре 2009 г. Первый Белорусский инновационный форум. Его организаторы - ГКНТ, НАН Беларуси и другие органы государственного управления при поддержке Фонда сотрудничества «Центральная Европейская Инициатива», Программы развития ООН в Беларуси и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию. Он стал первым крупномасштабным мероприятием в разрезе сотрудничества РЦТТ с новым важным партнером - ЦЕИ.
И, конечно же, специалисты Центра продолжат работу в деле расширения географии своего сотрудничества, поиска новых партнеров и клиентов, которых в сетях трансфера технологий связывают общие интересы по коммерциализации достижений науки