Любовь ПЕРЕЦВЕТОВА

Несмотря на мировой кризис, ОАО «Элема» не сдает позиции лидера в легкой промышленности. О том, как это удается, рассказывают директор предприятия Лидия ШАВЕЛЬ и ее заместитель по коммерческим вопросам и внешнеэкономической деятельности Раиса БАРАНОВА.

- Подводя предварительные итоги уходящего 2009 г., расскажите, пожалуйста, как отразились новые экономические условия на вашем предприятии?
Л.Шавель: - В любых экономических условиях важно четко знать, что необходимо потребителю и каким способом это ему нужно предложить.
Оценив ситуацию в различных географических сегментах рынка одежды, маркетологи сделали выводы об изменениях спроса (кстати, службу маркетинга мы расширили, приняли  на работу двух новых специалистов). Например, о том, что на рынке верхней одежды в России будут прежде всего востребованы изделия из дорогого итальянского велюра, классических, но в духе нашего динамичного времени, моделей, а молодежь выберет стильную и яркую одежду из тканей с новыми видами отделок. На рынке стран Балтии ситуация со спросом была несколько другая: там наши покупатели ждали более рациональную одежду и в меньших, чем прежде, объемах. Спрос в Казахстане изменился не очень заметно, но следовало более четко разделить одежду по целевым группам покупателей.
Наши дизайнеры, не отклоняясь от тенденций моды, воплотили эти выводы в коллекциях, а все остальное - по классической цепочке производства.
Естественно, не все проходит абсолютно гладко и удачно, но подводя предварительные итоги, можно сказать, что объем экспорта своей продукции по сравнению с 2008 г. мы не уменьшили (за 11 месяцев  он составил 13.6 млн. долл.). Но направленность товарных потоков несколько изменилась: увеличились продажи  в Московском регионе, но снизились в Самарской области, в некоторых городах Уральского региона. Казахстан, Киргизия, Узбекистан любят нашу продукцию по-прежнему.
- Давальческие заказы в удельном весе произведенной «Элемой» продукции составляют примерно 50%. Кто ваши партнеры и насколько отличается одежда, сшитая для Запада, от востребованной нашими соотечественницами?
- Мы сотрудничаем с ведущими компаниями Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Нидерландов, стран Балтии и СНГ. Среди партнеров - такие известные брэнды как Marks & Spencer, Garry Weber, BHS, Next, House of Fraser. Наше предприятие является одной из немногих компаний, прошедших сертификацию по стандартам компании Marks & Spencer. Пока отказываться от давальческих заказов мы не собираемся - это экономически разумно и целесообразно, это сравнение наших технологий и постоянное обучение специалистов. Копирование моделей совершенно исключено, поскольку для нашего рынка мода на одежду и ткань существенно отличается от зарубежной: Европа переходит на менее дорогие, практичные ткани и простые по внешнему виду модели.
- А что сегодня в моде у вашего покупателя?
Р.Баранова: - Для изготовления пальто «Элема» использует только высококачественные итальянские ткани. А для плащей приобретаем материалы в Бельгии. Они «отталкивают» воду и при этом содержат большое количество хлопковых волокон. Для разнообразия в коллекции используются и синтетические ткани из Кореи. Например, плащ из ткани с эффектом «memory» в теплую погоду можно сложить в дамскую сумочку, а если стало прохладно, то его просто нужно вынуть, провести рукой по материалу и… на изделии не будет ни одной морщинки.
- Как создаются востребованные покупателями и потребителями коллекции одежды «Элемы»?
Л.Шавель: - Секрет успеха наших коллекций прост: они создаются конкретно для целевых групп покупателей. Сегодня «Элема» предлагает три главные линии одежды: «Элема» - классическая женская, Your Line - молодежная одежда и для тех, кто чувствует стиль, Men's Line - классическая мужская.
На предприятии существует дизайн-центр, в котором работают высококлассные специалисты. Они ежегодно разрабатывают 3 сезонные коллекции, каждая содержит от 100 до 200 моделей, причем за год обновление ассортимента достигает 90-95%. К тому же мы можем изготавливать изделия более мелкими - до 300 единиц - партиями, а также мобильно перестраивать производство с одного ассортимента на другой. В целом на фабрике выпускается 650-700 тыс. изделий в год.
Созданию коллекций предшествует постоянный сбор информации о спросе изделий у продавцов и конечных покупателей, а также о неудовлетворенном спросе. Замечу, что несмотря на гибкую политику в создании ассортимента, мы постоянно ищем и разрабатываем новые виды товаров. Планируем в 2010 г. создавать не просто отдельные вещи для гардероба, а полные костюмные коллекции для повседневной носки, офиса, праздничных событий. Предполагается, что объем производства таких изделий вырастет на 10%.
Также, с учетом изменившихся погодных условий, в коллекции будет расширена линия плащевых изделий.
В этом году наблюдается рост спроса на продукцию для сильного пола. Поэтому в 2010 г. мужская линия дополнится новыми моделями бизнес-класса из дорогих тканей.
- Что вам дает фирменная торговая сеть?
Р.Баранова: - В собственной товаропроводящей сети сегодня реализуется около 52% выпускаемой на внутренний рынок продукции. Так, в 2006 г. у нас было 6 фирменных магазинов, сейчас - 12; в этом году они были открыты в Молодечно, Пинске, Мозыре, Гомеле, в стадии проектирования находится еще один - в Бресте.
Мы уверены, что покупатели приходят в фирменный магазин «Элема» именно за нашими изделиями. И немаловажно, что продавцы, представляя товар, угадывают потребности и предлагают правильные решения. Не беда, что сегодня покупатель уйдет без покупки, но если к нему уважительно и со вниманием отнеслись, значит, он вернется.
К тому же в фирменных магазинах «Элема» можно найти не только наши изделия, но и необходимые аксессуары: сумки, перчатки, трикотаж, шарфы, платки, шляпы производства наших партнеров: «Алеси», «Галантэи», «Акцента», «Маттиоли». Кстати, с белорусскими производителями трикотажа специалисты наших подразделений активно сотрудничают: координируют время выхода общих коллекций, согласовывают стиль и цветовую гамму изделий. В будущем это позволит нам всем увеличивать объемы продаж.
На российский рынок мы также продвигаем продукцию, открывая магазины «Элема». И для того, чтобы сконцентрировать мелкие товарные потоки, которые идут с «Элемы» в российские регионы, открыли представительство в Москве.
- Расскажите, пожалуйста, об особенностях продвижения продукции «Элемы».
Р.Баранова: - Мы очень любим своих покупателей, поэтому каждое изделие, модель запускаются в производство только после того как будут даны ответы на вопросы: «Кто будет носить это пальто; подчеркнет ли оно достоинства фигуры; скроет ли ее недостатки?» Мы стараемся чаще встречаться со своими партнерами. Дважды в год на базе нашего предприятия проводим конъюнктурные совещания, в ходе которых устраиваем презентации новых коллекций, рассказываем о тенденциях моды в одежде, о новых материалах, отвечаем на возникающие вопросы. А чтобы работа с нами была выгодной и привлекательной, устанавливаем гибкую систему цен на товары в зависимости от условий расчетов и объемов покупок, предоставляем бонусы и вручаем сертификаты лучшим клиентам по итогам работы за сезон.  В ходе рекламных акций дарим сувениры. При оформлении магазинов и проведении промо-акций предлагаем рекламные материалы.
В своих фирменных магазинах мы стремимся не просто показывать товар, но создавать корпоративный стиль и дух компании. Например, отмечаем работу лучших продавцов и специалистов премиями, проводим экскурсии по предприятию для новичков торговли и… устраиваем конкурсы «Мисс «Элема». Все это - ради воспитания лояльности к марке «Элема», лучшего понимания стиля и желаний наших покупателей, достойного воплощения своей миссии.


ОАО «Элема»
220033, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Тростенецкая, 5
Тел.: (017) 223-74-02/ 27
(017) 223-73-09, 223-04-05
Тел./факс: (017)223-47-14, 223-74-04
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.elema.by