Елена МИЖИВИХИНА

В АПК республики вот уже некоторое время идет объединение мелких производителей в крупные, что особенно заметно в условиях мирового экономического кризиса. К примеру, в Минской области в недалеком прошлом работало 13 заводов, которые выпускали цельномолочную продукцию, сыр, масло. Сейчас подобных предприятий всего 8. По мнению директора ОАО «Копыльский маслосырзавод» Ивана ГОРБАЧА, такая тенденция, несомненно, положительно сказывается на конкурентных преимуществах тех игроков, которые остаются на рынке.
За 58 лет работы завод не раз расширялся и реконструировался. Так, в 2001 г. в эксплуатацию введен цех по производству термизированных видов продукции, в 2003 г. - цех натуральной цельномолочной продукции. Были внедрены современные автоматы для расфасовки продукции в полиэтиленовые пакеты и упаковку типа «пюр-пак». В 2007 г. был запущен цех по выпуску сычужных сыров.
Сегодня идет строительство нового производства. Согласно бизнес-плану на воплощение в жизнь инвестиционного проекта по созданию современного производства сухой сыворотки будет затрачено 21,4 млрд. руб. Планируется, что вложенные средства полностью окупятся через 5 лет. Они поступили в виде беспроцентной возвратной ссуды из республиканского бюджета, которая выделена на 5 лет. Уже закуплено технологическое оборудование в Словакии, идет строительство цеха «с нуля» со всеми коммуникациями. Дополнительно к двум существующим пробивается еще одна артезианская скважина глубиной 250 м, в ближайшем времени будет реконструирована собственная котельная на газовом топливе.
- Ежедневно в среднем мы перерабатываем 220 т сырья и в итоге на выходе имеем 160 т сыворотки, которую сегодня отдаем за бесценок хозяйствам на их нужды, - рассказывает И.Горбач. - Новое производство позволит нашему предприятию изготавливать высококачественный востребованный продукт - сухую сыворотку, которая используется в пищевой промышленности как добавка, богатая белком. К примеру, из 1 т мы можем получать 16 кг сухого продукта и зарабатывать валюту: рыночная цена на нее возросла с 0,5 до 2 долл. за 1 кг.
Руководство завода открыто новым техническим веяниям, что дает возможность комплексно механизировать и автоматизировать технологические процессы. Так, сегодня на ОАО «Копыльский маслосырзавод» специалисты Завода комплексной автоматизации монтируют опытную линию по сушке сыра, которая будет работать по принципу микроволновой печи и позволит сократить срок сушки сыра с двух дней до нескольких десятков секунд. Кстати, в этом году в эксплуатацию сдан новый, оснащенный новейшим оборудованием склад площадью 500 кв. м, где можно для разных сыров задавать нужную температуру созревания и хранения. А их ежедневно варится 13 т.
Приоритетом для предприятия стало производство полностью натуральных молочных изделий. Во многом благодаря этому продукция «Копыльского маслосырзавода» под брэндом «Сузор'е смаку» хорошо известна как отечественным, так и зарубежным покупателям: предприятие выпускает около 50 наименований изделий: масло, сыры сычужные, продукты йогуртные, десерты творожные, молоко, кефир, сметану, сливки, пахту, творог, мягкие сыры. За январь-октябрь 2009 г. объем производства в сопоставимых ценах составил 62,7 млрд. руб.
Директор предприятия уверен, что продукция маслосырзавода востребована покупателями именно из-за ее стабильно высокого качества. Сырьевой базой являются Копыльский, Столбцовский и Дзержинский районы, где молоко закупается как у частных лиц, так и у хозяйств. Качество поступаемого сырья, материалов, тары, режимы технологических процессов выработки продукции, мойки и дезинфекции оборудования отслеживаются в строгом соответствии с требованиями стандартов, рецептур и технологических инструкций. Для этого создана единая система технологического и микробиологического контроля.
- Требования к молоку на содержание антибиотиков, ингибирующих веществ, повышенной кислотности в нашей республике возросли вслед за соответствующими изменениями в России, - говорит Иван Викторович. - Мы закупили специальное оборудование, которое обошлось нам в 50 млн. руб. Лаборатория проверяет каждую автомашину поступившего на завод молока.
В этом году выработано более 808 т казеина, темп роста производства составляет 112,3%. Востребованность этого продукта настолько высока, что сегодня покупателям приходится ждать в «очереди» 10 дней.
Стимулировать спрос, несмотря на высокое качество продукции, все же надо. Понимая важность продвижения своих изделий, особенно на «узком» белорусском рынке, предприятие участвует в профильных выставках и ярмарках, постоянно модернизирует упаковку и проводит дегустации в магазинах. По наблюдениям специалистов отдела маркетинга, все перечисленные «инструменты» дают положительный результат: покупатель узнает брэнд «Сузор’е смаку» и действительно отдает ему предпочтение. Если говорить о выборе, например, молока, то сельские жители предпочитают «пожирнее», а городские, поддавшись моде на здоровый образ жизни, приобретают менее калорийную продукцию. Кстати, во время дегустаций обязательно проводится опрос по выявлению предпочтений покупателей, которые фиксируются и передаются технологам предприятия. Тесная связка «потребитель-производитель» позволяет маслосырзаводу предлагать действительно востребованную продукцию.
Около 65% изделий ОАО «Копыльский маслосырзавод» экспортируется в РФ - российские покупатели по достоинству оценили вкус белорусских сыров и масла.
Прорабатываются специалистами завода и другие регионы, например, Казахстан, куда этим летом уже были пробные поставки. А вот у казеина более обширная география реализации: Германия, Польша, Франция, Прибалтика, Китай. Всего за 10 месяцев текущего года завод экспортировал изделий на сумму более 12,3 млн. долл.
Свою продукцию завод реализует через областной торговый дом «Минскоблпродукт» и Белорусскую товарную биржу. Цену на последней в буквальном смысле диктует рынок: производитель лишь выставляет свой товар. Покупка партий осуществляется только по предоплате - другие формы не рассматриваются, что минимизирует риски в это трудное время.
- Несмотря на то что в декабре на 10% поднялась закупочная цена на молоко, продукция, выпускаемая нами, является рентабельной, - делится И.Горбач. - Сегодня этот показатель равен 10%, а ведь ранее производство не приносило прибыли. Хотя убытки по отдельным видам продукции у нас тоже есть, но благодаря усилиям всего коллектива к концу года их удастся снизить на 700 млн. руб.
Предприятие перерабатывает 220 т сырья в сутки, а с вводом в следующем году цеха по производству сухой сыворотки будет обеспечена более глубокая переработка молока. Так что ОАО «Копыльский маслосырзавод» есть к чему стремиться и за счет чего расширять свое присутствие на отечественном и зарубежном рынках.

Справка:
Строительство нынешнего маслосырзавода было начато в 1949 г. и через 2 года он был сдан в эксплуатацию. Предприятие имело собственную электростанцию мощностью 50 кВт и было оснащено приводными сепараторами производительностью 1000 л/ч, тремя сырными ваннами с механическими мешалками и маслоизготовителем с емкостью наполнения 400 л. В 1995 г. Копыльский маслосырзавод был преобразован в ОАО.

ОАО «Копыльский маслосырзавод»
223927, Минская обл., г. Копыль, ул. Заводская, 15
Тел.: (01719) 563-47
Тел./факс: (01719) 563-30
e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Отдел сбыта:
Тел: (01719) 540-76, 566-35, 563-09
Тел./факс: (01719) 559-00
e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.