Жанна ОТРАДНАЯ


Известно, что создать новое предприятие намного проще, чем возродить прежнее. Однако «есть пророки и в своем отечестве». Так, ОАО «Коссовское МПО», технически перевооружившись и наладив выпуск мебели эконом-класса, начало уверенно развиваться в своем рыночном сегменте. И, по словам директора предприятия Александра БЕЛЯКОВА, фабрика завоевывает доверие покупателей в странах СНГ.

История предприятия началась в 1939 г., и все 70 лет работы оно характеризовалось высоким качеством продукции. Но не успев сменить устаревшее оборудование в 90-е гг., фабрика со временем потеряла своего покупателя. Ситуация начала меняться, когда 5 лет назад руководителем ОАО «Коссовское МПО» стал Александр Беляков.
- На предприятии я тружусь почти 25 лет, свой путь начинал мастером производства, - вспоминает Александр Александрович. - Когда-то наша фабрика была объединением из пяти производственных участков, коллектив насчитывал 1,5 тыс. человек. Два участка работали в Косово и по одному находилось в г. Кобрине, д. Бытень (Ивацевичский район) и г. Бронная Гора (Березовский район). Сегодня в ОАО «Коссовское МПО» входят объединенные в одно целое два участка, расположенные в г. Коссово, и в нем трудятся 150 человек.
Основным видом нашей деятельности является изготовление мебели: шкафов для одежды, книг и посуды, кроватей, тумб разной модификации, комодов, столов, письменных и компьютерных, мягкой мебели - всего более 100 наименований. Из единичных изделий осуществляем комплектацию наборов мебели: спальные гарнитуры, детские комнаты, прихожие, кабинеты.
Ассортимент Коссовской мебельной фабрики обновляется ежегодно, например, в этом году на новые изделия приходится 45% всей выпускаемой продукции. Впоследствии обновляться номенклатурная линейка будет в пределах 25%, что соответствует международным требованиям к инновационным предприятиям.
Акцент в новой продукции был сделан на единичные изделия и спальные гарнитуры. И, как считает директор, высокое качество по приемлемой для покупателя цене делает мебель востребованной. Так, на минской выставке «Мебель-2010» представленные в экспозиции предприятия спальный гарнитур и комод посетители забрали «не отходя от кассы». Если говорить о мебели для детей, то здесь новшеством стали разноцветные фасады, полученные методом пленочного крашения, что, кстати, очень нравится маленьким покупателям.
- В последнее время много изготавливали мебели под заказ, - рассказывает А.Беляков. - Основные наши покупатели - учреждения образовательного и здравоохранительного профиля: детские сады, больницы, оздоровительные лагеря и т.д. В производстве мы активно используем фасады МДФ, которые сами выпускаем после того как модернизировали участок корпусной мебели. А закупив оборудование для производства пружинного блока, сможем не только улучшить качество мягкой мебели, но и продавать сетку для матрасов и те же фасады МДФ, которые востребованы индивидуальными предпринимателями.

 

В чем секрет?

Сегодняшний успех Коссовского мебельного производственного объединения был бы невозможен без существенного обновления парка оборудования. За 2 года практически полностью модернизирован цех корпусной мебели. Приобретены и установлены форматно-раскроечный и фрезерно-копировальный центры, вакуумный пресс. В ближайшие 2 месяца будет закуплена техника для цеха мягкой мебели - на это планируется потратить 500 млн. руб.
- В мебельной промышленности очень важно внедрять новое оборудование, потому что это позволяет быть на волне востребованности, - отмечает Александр Александрович. - Когда-то износ техники на нашей фабрике достигал 96%, а сегодня снизился до 50. Все инвестиции на предприятии осуществляются за счет амортизации и прибыли. Так, на фрезерно-копировальный центр взяли долгосрочный кредит. Существенная помощь в приобретении оборудования была оказана Брестским облисполкомом.
Новое оборудование и технологии дают возможность предприятию существенно экономить. Например, собственная котельная вот уже 5 лет работает на отходах мебельного производства. Несмотря на существенное увеличение объемов производства, расход электроэнергии находится на уровне 2004 г. - в месяц это составляет всего 15 млн. руб. И, по уверениям директора, данная статья расходов в себестоимости занимает лишь около 2%, что, естественно, положительно сказывается на цене мебели и, соответственно, ее востребованности у покупателя.
Успех «Коссовского МПО» кроется также и в команде единомышленников, которые собрались на фабрике благодаря директору. Здесь ценят молодых креативных специалистов, всячески стараясь привлечь и удержать их на предприятии. Нуждающимся в жилье предоставляется общежитие, а в следующем году будет организован молодежный кооператив. Осенью всему коллективу выдаются средства на приобретение овощей. Существует и традиция дарить подарки отличившимся сотрудникам в профессиональные праздники. Люди это очень ценят.

Вперед без оглядки

С 2004 г. годовой объем выпуска ОАО «Коссовское мебельное производственное объединение» в сопоставимых ценах вырос в 5 раз и достиг 6 млрд. руб.
- Производительность в 2009 г. к аналогичному периоду прошлого года составляет 105%, - говорит А.Беляков. - Правда, в первом квартале предприятие работало на уровне 121%, но в связи со снижением покупательской способности наши складские запасы возросли до 200% от ежемесячного выпуска изделий. Сегодня эта цифра равняется 83% и прослеживается тенденция к ее дальнейшему снижению.
Однако для бесперебойной реализации мебели складской запас все же должен существовать. Например, если заказ состоит из обширной номенклатуры изделий, то чтобы его полностью сформировать, требуется время. Выпуск одного изделия занимает около недели. Кроме того, возникают трудности с его доставкой: в фуру помещаются лишь по 1-2 изделия из всего ассортимента. Поэтому возникает потребность наличия складов рядом с основными местами потребления. В связи с этим в ближайшие месяцы будем формировать собственную товаропроводящую сеть. В ее создание вложим около 20 млн. руб. без учета заработной платы сотрудникам и арендной платы за помещения.
Фирменная торговая сеть в областных центрах позволит сократить дебиторскую задолженность торговли перед предприятием, которая за 2009 г. выросла вдвое и составляет 2 млрд. руб.
В Бресте магазин фабрики работает 2 месяца и уже реализовано продукции на сумму около 60 млн. руб. В Минске под собственную экспозицию мебели арендуется площадь у завода «Термопласт». В ближайшее время будет установлен рекламный щит, взят на работу специалист по продажам, в столице также появится фирменный магазин.
Есть у объединения и потенциал для выхода на внешний рынок, в первую очередь России, Таджикистана, Казахстана.
- Сегодня поставлять свою мебель на эти рынки без предоплаты очень рискованно, - уверен Александр Александрович. - Но предложения нам поступают все же заманчивые. Например, в Караганде построен выставочный центр площадью 12 тыс. кв. м. В нем мы можем разместить, первое время даже бесплатно, свою экспозицию на 20 кв.м. Однако надо учитывать, что расстояние в 4,5 тыс. км обязывает и нас как производителя, и нашего партнера к определенным объемам продукции. Для обновления ассортимента как минимум раз в месяц вагон с мебелью должен отправляться адресату. Мы пока к таким объемам не совсем готовы. В перспективе же думаем создать совместное с Казахстаном предприятие.

ОАО «Коссовское МПО»
225262, Республика Беларусь, Ивацевичский р-н, г. Коссово, ул. 3-го Февраля, 7
Тел.: (01645)325-05, 322-49
Тел./факс: (01645) 322-37
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.