Мария МИХАЙЛОВА

На его счету около 50 персональных выставок в Беларуси и за рубежом, а также огромное количество премий и наград национального и международного значения. Под сенью его преподавательской деятельности родились такие художники как Леонид Щемелев, Георгий Поплавский, Виктор Громыко, Дмитрий Олейник, Борис Аракчеев, Иван Рей, Николай Казакевич и другие сильнейшие мастера белорусской живописи.
Виталий Константинович ЦВИРКО по праву считается первооткрывателем в понимании и преподнесении зрителю белорусского национального пейзажа. Родился он в д. Радеево Гомельской области в 1913 г. в семье сельских учителей. А знакомство с живописью произошло еще в детстве - практически все стены дома были увешаны репродукциями картин русских классиков: В.Перова, И.Репина, И.Крамского (их творчеством увлекался отец будущего художника). Поэтому к моменту переезда семьи в Минск Виталий Цвирко уже не сомневался в своем творческом будущем.
Он стал брать частные уроки рисования у известных мастеров советской живописи - М.Станюты и А.Тычины. Однако одним из первых своих преподавателей Виталий Константинович считал белорусского писателя, поэта, драматурга К.Крапиву. Как говорил сам В.К.Цвирко, помимо писательского таланта тот «владел незаурядным даром художника». Именно из общения с Крапивой он черпал и мировоззренческие аспекты своего творчества, и основные технические приемы живописи, которые, еще будучи юношей, решил довести до совершенства.
В 1929 г. В.Цвирко поступил в Витебский художественный техникум, который считался весьма престижным художественным заведением. А после его окончания в 1935 г. - зачислен в Московский художественный институт им. Сурикова.
Благодаря учебе у известнейшего мастера русского пейзажа Сергея Герасимова и реставратора средневековой живописи Игоря Грабаря, у Цвирко сформировался совершенно четкий взгляд на искусство, на свое место в нем: «Тогда я понял, что мы не безродные, что у нашей страны есть своя великая художественная история».
Творческий путь Виталий Цвирко, как и многие художники, начал с освоения практически всех жанров живописи: от портрета и до сюжетно-тематических картин. Образы национальных героев («Непокоренные») и простого белорусского народа (триптих «На земле белорусской») в живописи Цвирко стали своеобразными символами сплоченности, отваги, и здоровой радости деревенской жизни. Но все же самым знаковым жанром в живописи художника всегда оставался пейзаж, в котором можно было выразить характер белорусской природы, настроения людей, философские размышления.
Первые работы В.Цвирко, написанные в 20-30-х гг. XX в. больше тяготеют к классическому пониманию реализма в живописи, наталкивая на ассоциации с произведениями великих русских художников-реалистов - Сурикова, Перова и того же Герасимова. Но у Виталия Константиновича всегда была хорошо сформированная философия жизни и творчества, согласно которой он стремился сам и впоследствии учил будущих художников никогда не писать «под кальку», а всегда находить свое прочувствованное отражение окружающего мира.
Своеобразный художественный стиль, нестандартное видение жанра впервые было замечено искусствоведами в начале 40-х гг., когда Цвирко, уже преподавая в Минском художественно-театральном институте, был эвакуирован вместе со студентами в Самарканд.
Виталий Константинович вернулся на родину еще до окончания войны. Невероятный хаос, царивший вокруг, потряс художника до глубины души. Все, что оставалось у Беларуси на тот момент - возрождающаяся природа. Это возвращение стало для него переломным моментом и в творчестве: художник окончательно укрепился в позиции пейзажиста. В.Цвирко написал целый ряд портретов и еще больше пейзажей на военную тематику, которые были выставлены в музее Великой Отечественной войны в первый день его открытия.
В 50-е гг. XX века в жизни художника наблюдается творческий подъем, растет его авторитет. Он совершенствует свою преподавательскую деятельность, дает уроки живописи сначала в Минском художественном училище, затем в Белорусском театрально-художественном институте, где сначала заведует кафедрой живописи, а впоследствии становится его ректором.
Смелый новатор в жизни и творчестве, В.Цвирко также использовал собственные подходы в системе преподавания. Его любимый ученик Леонид Щемелёв с огромным вдохновением и теплотой говорил о своем учителе: «Именно он, Виталий Константинович, великолепный живописец и учитель, в те студенческие годы поддержал меня в моих непростых поисках собственного художественного «я»».
В преподавании Цвирко отходил от академических канонов, поддерживая непосредственную связь со студентами. Часто он выезжал с ними на пленэры, открывая им все новые горизонты великолепной природы Беларуси. «Только наедине с природой можно услышать ее сердце», - говорил он. И, наверное, не существует ни одного белорусского города или местечка, в котором не побывал бы Виталий Константинович.
В поздний период своего творчества художник продолжал экспериментировать. Особенно он полюбил натюрморты. В изображении щедрых даров родной земли В.Цвирко усмотрел тонкую грань спокойствия и безмятежности, соприкасающуюся с бурным течением непростой жизни белорусского народа.
Несмотря на переход к экспрессионистическому мазку, насыщенным, сочным, а подчас и весьма тяжелым тонам, его пейзажи становились все более реалистичными. Сам мастер говорил об этом так: «Наиболее ценно то искусство, которое правдивее действительности». И на самом деле, в изображении золотых кружев осени, пурпурного сияния зимнего вечера или пестрых переливов утренней зари всегда чувствуется его присутствие, не только как созерцателя, но и непосредственного участника.
Примечательно, что для изображения природы Виталий Константинович почти всегда выбирал довольно объемный и, можно сказать, огромный формат картины, а излюбленным горизонтом обзора являлся панорамный вид. Благодаря этому его и сегодня называют пейзажистом-монументалистом.
Виталия Константиновича Цвирко не стало в 1993 г., почти сразу после того как он отметил свое 80-летие. И хотя его творческая манера была разнообразна, для многих он прежде всего - непревзойденный пейзажист, который смог мастерски воссоздать в своих произведениях живой и правдивый образ Беларуси.