Сергей ЧИСТЯКОВ, научный сотрудник сектора «Дворцовый ансамбль» ГУ Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж»

В ноябрьском номере журнала мы рассказывали о Старом парке древнего Несвижа. Сегодня речь пойдет о Новом, Английском и Японском парках.
Новый, или Марысин парк был заложен на правом берегу пруда под названием Дикий. Он имеет форму прямоугольника, ограниченного со стороны поля однородной посадкой канадского тополя. Отметим, что композиции этой части являются наиболее полным выражением особенностей романтических парков с их повышенной эмоциональностью и уединенностью.
Создание парка связывают с легендой о трагической судьбе княжны Марии, что нашло выражение в определенных парковых символах. Например, у источника появляется название «Слезы Марии», его оформляют скульптурной группой из бронзы, изображающей Георгия Победоносца, разящего копьем змея, из раны которого текла вода. К сожалению, скульптура была вывезена немецкими оккупантами в годы войны.
Да и с возникновением самого источника связана одна из многочисленных легенд несвижских парков. Согласно ей, у сестры одного из Радзивиллов была дочь Мария, детство которой прошло в имении родителей неподалеку от Клецка. Девочке многое позволялось: она свободно гуляла в парке, дружила с детьми шляхты. Среди дворни обращал на себя внимание красотой и огромными способностями к искусству мальчик-сирота, которого все называли Красавец Ян. Дочь магната и сын обедневшего шляхтича подружились и еще в детстве дали клятву не разлучаться. Но обстоятельства оказались суровыми и жестокими к юным влюбленным. Родители Марии умерли рано и ее взяли на воспитание в Несвижский замок, где она не получала о Яне никаких известий.
Жизнь Марии здесь была подчинена непреложным законам рода Радзивиллов. Никакой свободы она не имела, сделалась молчаливой, много читала и никому не доверяла своих сердечных тайн. Но ей удалось уговорить князя взять ей горничную из отцовского имения - прежнюю подругу детства, и та сообщила княжне, что Ян уехал за границу. Владельцы же Несвижа хотели выдать Марию за своего больного сына, ее двоюродного брата. Объяснялся такой союз просто: Радзивиллы желали присоединить приданое княжны к своим богатствам.
В то время в Несвиже начались работы по созданию грандиозных парков. Ян, который провел за границей 4 года, изучая особенности пейзажных парков, прибыл в Несвиж. Ему удалось встретиться с Марией в замковой библиотеке. Благодаря верной горничной их встречи стали частыми, и молодые люди решили пожениться без согласия родственников княжны.
К тому моменту Мария ждала ребенка и решила больше не таиться. Радзивиллы объявили ее психически больной и поместили в одну из башен, где она родила девочку по имени Марыся. Ребенка отняли от матери и, умертвив, похоронили как некрещеную за озером. Узнав печальную новость от горничной, Мария с ее помощью выбралась из башни и прибежала на место, где была свежевскопанная земля. Там ее и нашли в скором времени, лежащую без чувств.
Решив, что Мария умерла, хозяева замка объявили, что она скончалась от психического заболевания. Похоронили ее в усыпальнице костела. А на месте, где пролились слезы несчастной Марии, возник источник.
За Лебяжьим лугом, который в половодье затапливался водой, в наиболее низинной, глухой части парка сформирован круглый пруд с высаженными по берегам шарообразными ивами, а в его центре расположен Остров любви. На этом маленьком кусочке земли расположена стилизованная беседка с двумя скульптурами - Яна и Марии.
Одной из уникальных особенностей ландшафта Нового парка является система подземных тоннелей, через которые проходит обводное русло реки Уша. Сам обводной канал выходит в Замковый пруд и предназначен для осушения пруда. Система состоит из трех перекрытых сверху пролетов, через которые течет вода. Они сконструированы таким образом, что под сводами можно проплыть на лодке или катамаране. Здесь есть вентиляционные шахты, что позволяет проникать в тоннели дневному свету и свежему воздуху. После очередного пролета сводов вода канала проходит по поверхности и затем вновь начинается подземная часть пути. Именно к скульптурной композиции «Ян и Мария» можно попасть, миновав все три перегона канала. Кстати, с этим сооружением также связана легенда: молодожены, проплыв под сводами трех тоннелей, должны высадиться на Острове любви, загадать там свои самые сокровенные желания, и они, вне всякого сомнения, сбудутся.
На восточной окраине Новый парк замыкается массивом Русского леса с преобладанием в посадках березы. Здесь находится уникальная декоративная композиция «Кольцо Каролины» - группа из колючей ели с большим валуном в центре. Сейчас уже никто не знает, откуда пошло это название, но многие связывают его происхождение с расположенной сразу за парком деревенькой Каролина.
Основные композиционные элементы Нового (Марысиного) парка связаны между собой кольцевой дорогой. Вдоль его окраины проходят дубовая, затем ясеневая аллеи, а от Круглого пруда в пониженной части парка - ивовая и липовая. В 1898 г. на возвышении установили обелиск с надписью у основания «Марысин 1898». К нему в радиальном направлении прокладываются три аллеи - одна кленовая и две липовые. Рядом расположена скульптура из белого мрамора, которая, как считается, изображает Марию де Кастеллян.
Восточный вход-въезд в Марысин парк сохранился почти в первозданном виде. Он оформлен массивными колоннами с железными воротами и калитками, у входа сохранилась сторожка, выполненная в готическом стиле.
Продолжением Марысиного парка вдоль Замкового пруда является ипподром (позднее - Английский парк). В 1891 г. это сооружение с замковыми конюшнями связала дорога, проходящая по откосу вала через дамбу. Из Английского парка открывается чудесный вид: на юго-западе выделяется костел, видны дамба, разделяющая пруды Замковый и Девичий, и Слуцкая брама. На северо-востоке просматривается гладь пруда Дикий, Поповая горка, окраины Старого парка и Японского сада. А прямо на высоком валу виднеется восточный фасад замка Радзивиллов с террасой и часовой башней.
В 1911 г. в Несвиже начали разбивать Японский парк. Своеобразная композиция создавалась под влиянием новых идей садовых зодчих Англии - Люйтенса, Митчелла и Пето. В целом садово-парковое искусство конца XIX - начала XX в. переживало упадок, началось увлечение микрокомпозициями типа японского сада, чему способствовали достижения в области селекции растений и дендрологии. При планировке Японского парка в Несвиже предполагались мощеные извилистые узкие дорожки, карликовые деревья, композиции из камней, беседки, по внешнему виду напоминающие пагоды - этот участок должен был напоминать знаменитые сады Страны восходящего солнца, поэтому его часто называют именно садом.
Запруда, как и планировалось, была создана: уложены круглые камни, затем высажены деревца карликовых пород. Но, к сожалению, модная идея не получила полного воплощения: в августе 1914 г. началась Первая мировая война. Работы были приостановлены, а затем и прекращены: после смерти в 1915 г. 75-летней княгини Марии де Кастеллян заниматься насаждениями стало некому. Планировка сада так и осталась незавершенной. Нежные карликовые деревца без должного ухода погибли, запруда заросла и заилилась. От грандиозного проекта Радзивиллов осталось лишь название - Японский парк. В настоящее время он представляет собой ровный газон, ограниченный с запада древесным массивом, на опушке которого растет несколько каштанов.
Японский сад соединен аллеей из смешанных древесных пород с Поповой горкой, расположенной у северо-восточной окраины парка. На ее вершине была часовня, обнесенная рвом и валом. С холма открывается вид на верховья пруда Дикий, где располагался охотничий домик Каролин - небольшое одноэтажное строение со светелкой.
Несвижский парковый ансамбль в скором времени обретет второе рождение. И все благодаря усилиям ведущих мастеров в области паркостроения и уникальным знаниям в этой сфере специалистов минского Ботанического сада.