Растешь сам - не дай упасть другим

В сентябрьском номере журнала «Директор» была опубликована статья «Чтобы не упасть, надо расти», в которой поднимались проблемы предприятий деревообрабатывающего комплекса.
В частности, предприятиям, не имеющим больших складских запасов готовой продукции, тем не менее доведен показатель реализации по отношению к объему выпуска в размере 103%, выполнить который для них не представляется возможным. Ставилась также проблема скорейшего освоения в республике производства плит МДФ.
Высказывалось предложение в период спада спроса на продукцию предоставлять отпуска целым коллективам предприятий, что оправданно с экономической точки зрения.
Заслуживает внимания предложение об организации в структуре концерна службы, ведающей вопросами снабжения предприятий основными материалами, что позволило бы приобретать их большими партиями по более низкой цене.
Поднималась также проблема перевозки экспортных грузов по территории республики по международным тарифам, которые почти в 10 раз выше внутриреспубликанских. А с начала текущего года железнодорожные расценки возросли вдвое, что снижает конкурентоспособность экспортной продукции.
Редакция получила официальные ответы, которые предлагаем вниманию читателей.
Заместитель председателя Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности С.И.ИВАНОВ:
«Показатель реализации продукции по отношению к объему выпуска доводится организациям концерна из-за наличия больших объемов складских запасов готовой продукции. И в этой характерной на сегодняшний день ситуации необходимо стремиться обеспечить возможность реализации продукции в объеме, превышающем объем производства продукции.
Одной из важнейших задач для концерна на данном этапе развития является освоение производства древесно-волокнистых плит средней плотности (МДФ). В настоящее время реализуются такие проекты в организациях концерна общей суммарной мощностью производства плит МДФ объемом 500 тыс. куб. м в год. Заключены контракты на поставку оборудования. Планируемые сроки ввода в эксплуатацию заводов по выпуску плит МДФ - 2012-2013 гг.
Касательно вопроса о предоставлении трудового отпуска     целым коллективам организаций в период спада спроса на продукцию, то это вполне возможное решение, однако в период экономического спада такое решение должно быть обоснованным, чтобы в целом не допустить убыточной работы предприятия. Принятие таких решений не является функцией концерна. Коллективы акционерных обществ вправе самостоятельно принимать решения по данному вопросу.
Идея организации в структуре концерна службы, ведающей вопросам снабжения предприятий основными материалами, рассматривалась в концерне. Однако недостаток оборотных средств у предприятий в существующих условиях не дает возможности создать такую централизованную структуру».
А вот что сообщил первый заместитель начальника Белорусской железной дороги В.М.ЛАПТИНСКИЙ:
«Государственная тарифная политика на услуги железнодорожного транспорта общего пользования направлена на достижение баланса интересов потребителей транспортных услуг и железнодорожной отрасли и учитывает социальный аспект железнодорожных перевозок. Тем самым обеспечивается эффективное функционирование железной дороги, а для пользователей - доступность услуг, предоставляемых Белорусской железной дорогой.
В настоящее время согласно законодательству тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров регулируются
Министерством экономики. Они значительно ниже международных и являются убыточными для Белорусской железной дороги. Так, учитывая социальный статус, тарифы на перевозки пассажиров местными пригородными поездами не повышались с ноября 2006 г. Убытки от внутриреспубликанских перевозок возмещаются доходами с международных перевозок.
Тарифы на международные перевозки устанавливаются в соответствии с международными договорами. Так, в сообщении Беларусь-Россия применяются внутрироссийские тарифы согласно Соглашению между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации «О создании равных условий в области ценовой политики на железнодорожном транспорте» (подписано 14.12.2007 г. в Минске). В остальных направлениях размер провозных плат определяется по положениям и правилам Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов международном сообщении.
Следует отметить, что Белорусской железной дорогой по мере возможности устанавливаются отдельные скидки с международных тарифов в зависимости от уровня транспортной составляющей в цене продукции. Такие скидки установлены, в частности, на перевозки лесоматериалов. Однако возможности Белорусской железной дороги в этом вопросе ограничены.
В настоящее время перед соответствующими органами государственного управления и Белорусской железной дороги стоит задача ухода от практики перекрестного субсидирования одних перевозок за счет других. Однако для реализации данной задачи требуется время».
Надо ли говорить, что ответы ведомств почти не проясняют сути поставленных в публикации проблем. Зачем, скажем, устанавливать показатель реализации продукции по отношению к объему ее выпуска, как говорится «огулом», требуя его выполнения и от предприятий, которые не имеют складских запасов? На этот важный вопрос концерн «Беллесбумпром» так и не ответил.
А железнодорожники, опутав проблему словесной «мишурой», не удосужились дать прямой ответ: почему же с начала текущего года железнодорожные расценки возросли вдвое, что снижает конкурентоспособность экспортной продукции.
В результате получается, что эти организации увлечены решением собственных узковедомственных задач, никак не реагируя, как принято было говорить раньше, на «сигналы с мест». А ведь принимая те или иные решения, они должны прогнозировать экономические последствия не только для себя, но и для подведомственных предприятий и потребителей, а в конечном итоге для всего народного хозяйства. Особенно это актуально в условиях экономического кризиса, когда негоже тянуть «одеяло» только на себя.
В связи с этим читателей журнала интересует позиция Министерства экономики РБ по заданным вопросам.